Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Проблемы и перспективы электронного бизнеса в России

В. В. Гуров

Для чего предприятию нужна компьютерная сеть? Ответ известен: для организации безбумажного документооборота между различными подразделениями с целью экономии времени, улучшения процессов управления и планирования. Что дает предприятию доступ в Интернет? Если (до поры) не брать в расчет аутсорсинг внутрикорпоративных приложений, то вполне логичен ответ: улучшается и расширяется взаимодействие с партнерами и клиентами, снижаются издержки — одним словом, бизнес становится более эффективным.

Несмотря на всю очевидность вышесказанного, повсеместного применения сетевых и информационных технологий в повседневной деловой практике пока не наблюдается. Предложенный около десяти лет тому назад ООН стандарт языка электронного обмена данными для административных организаций, коммерческих и транспортных предприятий (United Nations Electronic Data Interchange For Administration, Commerce and Transport — UN/EDIFACT) так и не получил широкого распространения. Компании посчитали слишком сложным и дорогим его интегрирование со своими инфраструктурами, так как для этого нужны специализированные сети с дополнительными услугами (Value-Added Network — VAN). Язык XML (Extensible Markup Language) и Интернет в настоящее время предоставляют менее дорогостоящую альтернативу использованию EDIFACT/VAN.

В конце прошлого года Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ) провела конференцию “Электронное ведение бизнеса в России — путь к глобальному рынку”. Основными обсуждаемыми на ней темами были: юридические аспекты электронной коммерции (ЭК), телекоммуникационные и информационные технологии электронного ведения бизнеса (ЭВБ), вопросы безопасности и доверительных отношений компаний, решения для малого и среднего бизнеса, банков и торговых компаний, ЭВБ в промышленности и на транспорте.

Надо сказать, что взгляды на роль государства в развитии электронной коммерции в разных странах и регионах земного шара заметно различаются. В США, например, настаивают на беспошлинном статусе электронной торговли и сведении управляющих функций государства к минимуму. Европа же, напротив, придерживается курса на регулирование государством деятельности в сфере ЭК. Аналогичная точка зрения преобладает и в Азиатско-Тихоокеанском регионе — там считают, что электронная торговля должна облагаться налогами и разумно контролироваться компетентными органами. В остальных странах пока лишь изучают вопрос о том, как ЭВБ способно повлиять на их экономическое развитие.

Удельный вес электронной коммерции в российской экономике пока ничтожно мал. Для того чтобы сдвинуть дело с мертвой точки создается федеральная программа. В соответствии с планом ее разработки должны быть определены правовые основы электронного ведения бизнеса. В частности, необходимо придать электронной цифровой подписи (ЭЦП) и электронному документу юридическую силу. Такое решение должно быть принято на государственном уровне, поскольку апелляция к закону, т. е. к судебным органам, — это крайняя (цивилизованная) мера при разрешении конфликтных ситуаций в бизнесе. Участникам конференции был предложен проект федерального закона “Об электронной цифровой подписи”, подготовленный рядом организаций — членов АДЭ. В проекте закреплены понятия электронного документа, ЭЦП, открытого и закрытого ключа, сертификата ключа, удостоверяющего центра; изложены общие принципы представления документов в электронной форме и условия использования ЭЦП.

Для реализации полного цикла ЭК типа “бизнес—клиент” необходима внушающая доверие общедоступная система электронных расчетов. Каждый желающий ею воспользоваться должен открыть банковский (карточный) счет и поместить туда некоторую денежную сумму. Наученные горьким опытом граждане, как известно, не очень-то спешат превращать свои кровные наличные во что-либо менее ликвидное.

Что же касается электронной коммерции типа “бизнес—бизнес”, то здесь ситуация чуть лучше. Любое юридическое лицо просто обязано иметь банковский счет, и к тому же корпоративные пластиковые карточки в России распространены больше, чем персональные. Поэтому такие решения, как, например, IBM Payment Suite, IBM Net.Commerce и службы IBM SET Utility Service вполне могут найти применение в нашей стране.

Разрабатываются и отечественные платежные Интернет-системы. Некоторыми из них можно воспользоваться уже сейчас, правда в ограниченном объеме и без каких-либо гарантий.

Массовая электронная торговля ценными бумагами в России пока тоже остается делом будущего, так как имеющаяся на сегодняшний день биржевая информация не позволяет сколько-нибудь уверенно прогнозировать изменение цен на них. Для обеспечения формирования современной системы учета и удостоверения прав на ценные бумаги, а также для создания надежного и эффективного механизма расчетов ЦБ РФ и ЗАО ММВБ учредили некоммерческое партнерство — так называемый “Национальный депозитарный центр”, который имеет право инсталлировать и эксплуатировать сертифицированные ФАПСИ средства электронного документооборота.

Применение технологий Интернет для ЭВБ порождает ряд проблем, связанных с обеспечением защиты от возможных атак. Для их отражения и предотвращения следует регулярно обновлять ПО, своевременно устанавливать “заплаты”, шифровать сообщения, организовывать виртуальные частные сети (Virtual Private Network — VPN) и, самое главное, выработать корпоративную политику информационной безопасности. ОАО “Инфотекс” ознакомило собравшихся со своими VPN-продуктами — их применение обеспечивает безопасную передачу информации по открытым сетям.

Развитие компьютерной и IP-телефонии расширяет возможности ЭВБ. Центр обработки вызовов, интегрированный с Web-узлом, становится непременным атрибутом электронной коммерции всех типов. Благодаря таким центрам клиенты и партнеры компании через Интернет могут обращаться к персоналу служб поддержки и получать необходимые консультации. Весьма перспективна интеграция приложений CTI и электронной почты — Unified Messaging (UM). В системах UM сообщения e-mail можно прослушать по телефону, а речевые и факсимильные сообщения, пришедшие по телефонным линиям, — пересылать с помощью программ доставки электронной почты. Для изучения теоретических и практических аспектов применения CTI и IP-телефонии в АДЭ созданы специальные рабочие группы.

Понемногу операторы связи начинают предоставлять своим клиентам новые услуги — услуги ЭВБ. В прошлом году ОАО “Центральный телеграф” и ряд компаний создали единый центр обработки информации и реконструировали сеть передачи газетных полос. Для работы в этой сети достаточно иметь обычную телевизионную антенну с картой дешифратора, недорогой персональный компьютер с модемом и выход в телефонную сеть общего пользования. Подключение московских редакций осуществляется через выделенную сеть. В перечень предоставляемых услуг входит передача газетных полос в 43 города России по спутниковым и наземным каналам связи с подтверждением доставки материалов, создание электронных версий печатных изданий и подписка на них через Интернет, а также доступ к информационным ресурсам ИТАР—ТАСС.

Участникам конференции был представлен еще один крупный проект в области ЭВБ — автоматизированная система управления (АСУ) воздушными перевозками “Сирена-3”. Ее базовые услуги аналогичны таковым разработанной компанией American Airlines системы SABRE, адаптированы для авиакомпаний СНГ и включают обслуживание пассажиров, управление рейсами, ресурсами и финансами. В перспективе возможно бронирование авиабилетов через Интернет.

В грядущем столетии всем нам так или иначе придется иметь дело с сетевыми и информационными технологиям. И от понимания того, какие задачи намерена решать компания, приобретая средства доступа в Интернет, структурированные кабельные системы, серверы, рабочие станции и программное обеспечение, зависит, насколько успешным будет ее бизнес, основы которого, несмотря ни на что, остаются прежними.





  
1 '2000
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Проблемы - двигатель прогресса

локальные сети

• Борьба беспроводных технологий

• Подпольные кабели стали доступнее

• Обзор систем поддержки кабелей и коммутационного оборудования

• Тестируем монтируемые в стойку серверы

услуги сетей связи

• Разность технологии. Сказка для научных сотрудников

• SMS-технологии для операторов сотовой связи

• Решение проблем синхронизации в распределенных сетях АТМ

• И последняя станет первой... О принципах эффективного построения сетей абонентского доступа.

• G.Lite-доступ для небольших офисов

• Полоса пропускания - по требованию

• Методология оценки эффективности проектов создания корпоративных мультисервисных сетей

новые продукты

• NEAX в развитии, Новые адаптеры

корпоративные сети

• Сети, которые работают по правилам

• Передача речи по IP. Практические советы

• Linux завоевывает новые позиции

• Не вздумайте трогать этот диск

• Обобщение объектной модели программных компонентов

бизнес

• На родине мощнейших твердотельных усилителей СВЧ

электронная коммерция

• Проблемы и перспективы электронного бизнеса в России

системы учрежденческой связи

• Заметки с конференции по CTI и IP-телефонии

защита данных

• Анатомия сетевого вторжения



• КАЛЕЙДОСКОП



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх