Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Заметки с конференции по CTI и IP-телефонии

В. В. Гуров, А. Н. Новичков

Развитие и внедрение в жизнь современных телекоммуникационных технологий немыслимо без тесного контакта производителей оборудования с операторами связи. В известной степени способствуют укреплению процессов взаимопонимания и взаимодействия в данной области конференции по вопросам компьютерной телефонии, регулярно проводимые компанией Comptek. Не стала исключением и состоявшаяся почти в самом конце прошлого года очередная (четвертая) конференция, хотя она все-таки отличалась от трех предыдущих. Условно ее тематику можно разделить на две части — компьютерная телефония с точки зрения компьютерно-телефонной интеграции (Computer-Telephone Integration — CTI) и Интернет-телефония (или IP-телефония) как новый вид услуг.

До недавнего времени компьютер и телефон сосуществовали независимо. Тонким мостиком между вычислительными системами и телефонией служил модем. Но это был лишь интерфейс, позволяющий связывать между собой компьютеры через неестественную для них среду. Реальное же “сращивание” двух вышеупомянутых технологий — телефонии и вычислительной техники — вызвало настоящий фейерверк технических решений. Интеграция послужила толчком к появлению невероятных комбинаций приложений, прежде характерных для каждой технологии в отдельности. Так было уже не раз, когда наиболее интересные и важные для прогресса решения рождались на стыке двух малосвязанных предметных областей. Например, генная инженерия — наука, уже почти решившая загадку продолжительности человеческой жизни, — родилась на стыке молекулярной химии и биологии. Или кибернетика, плоды которой мы пожинаем в течение уже многих десятков лет, появилась на стыке математики и электроники.

Метаморфозы приложений телефонии в связи с внедрением в нее вычислительных технологий можно проследить на примере речевой почты — приложения, реализованного производителями традиционного телефонного оборудования задолго до рождения компьютерной телефонии. Сначала благодаря специальному ПО администратор АТС получил возможность манипулировать речевыми сообщениями с экрана консоли. Следующим достижением компьютерной телефонии в этой области стало озвучивание по телефону текстовых сообщений. Затем, в ходе дальнейшей интеграции услуг, было введено понятие унифицированного обмена сообщениями (Unified Messaging), подразумевающего наличие универсального почтового ящика, ассоциированного с телефонным номером клиента и обслуживаемого с единой администраторской консоли. Эта технология позволяет принимать и хранить речевые, текстовые и факсимильные сообщения. На прошедшей конференции ее участники с интересом выслушали доклад об очередном “маневре” инженерной мысли в области компьютерной телефонии — разработке специалистами из ереванского Института проблем информатики и автоматизации сервера речевой почты, осуществляющего маршрутизацию речевых сообщений через Интернет. Причем сервер обеспечивает дозвон до адресата и передачу ему речевого сообщения непосредственно по телефону.

Конечно, несмотря на то что новая услуга вызывает множество вопросов, она, на наш взгляд, наиболее ярко демонстрирует потенциал сращивания двух технологий. И в самом деле, она не требует от пользователя приобретения каких-либо специальных устройств (компьютеров или пейджеров и сотовых телефонов) — сообщения можно передавать по обычном телефону, — равно как и организационных усилий (заключения договоров на роуминг или создания почтового ящика), и в то же время предоставляет два основных преимущества электронной почты — это дешевизна и асинхронность (т. е. разнесенность во времени моментов передачи и восприятия сообщения).

Примером еще одного интересного решения компьютерно-телефонной интеграции, по крайней мере для России, может послужить создание офисной АТС на базе ПК. Установив в машину пару специализированных плат и пакет прикладного ПО, вы получите АТС, позволяющую наращивать число портов и набор услуг. Управление ею осуществляется с помощью привычного графического пользовательского интерфейса, а не с системного телефона. Однако эти разработки в основном актуальны для малых фирм или бюджетных организаций в нашей стране, которые не могут себе позволить заказ дорогих фирменных решений под ключ и в то же время охотно будут возиться с относительно недорогим “телефонным конструктором”. А что же у “них”, за рубежом?

А там решили постепенно переводить достижения “настольных” технологий в индустриальную сферу. Наглядным примером такой “миграции” стал стандарт CompactPCI. Он разрабатывался с учетом требований к надежности, модульности, ремонтопригодности аппаратуры, предназначенной для использования в промышленных условиях. В результате платы CompactPCI, выполненные в стандартном для промышленной аппаратуры конструктиве, обеспечивают повышенную устойчивость к внешним воздействиям и возможность “горячей” замены.

Благодаря этой технологии обычный персональный компьютер (будь то платформа Intel, Sun или какая-то другая) превращается в каркас промышленного стандарта для обычной 19-дюймовой стойки. В него можно установить до восьми плат расширения со специализированным интерфейсом PCI. Таким образом, компьютер с шиной CompactPCI можно превратить по своему усмотрению в коммутатор, маршрутизатор или УПАТС требуемой мощности. Операционные системы имеются в виду самые обычные — Linux, Solaris, FreеBSD, а кто захочет — Windows. Очевидно, что при желании несколько таких компьютеров можно объединить в кластер.

Предвидим возражения скептиков. Ведь компьютерная технология “настольного” класса, пусть даже в аппаратной стойке промышленного стандарта, никогда не обеспечит надежность в 99,999%, характерную для фирменного телекоммуникационного оборудования, хотя бы уже вследствие объединения в едином шасси плат от различных поставщиков, а значит, ПК никогда не составит настоящей конкуренции фирменному телефонному коммутатору. Однако, если вспомнить путь, который прошли в своем развитии системы вычислительной техники, относительно низкая надежность распределенных вычислений на персональных ЭВМ не помешала им во многих отраслях вытеснить супернадежные мэйнфреймы.

В середине прошлого года Госкомсвязи РФ приступил к выдаче лицензий на предоставление услуг IP-телефонии, официально назвав ее телематической службой передачи речевой информации. Таким образом, проблемы, обусловленные легализацией данного вида деятельности, остались позади, и участники конференции, чувствуя себя более уверенно, наконец-то смогли сосредоточить свое внимание на вопросах, связанных с практическим применением IP-телефонии.

Сегодня одна из главных проблем этой технологии — совместимость применяемого оборудования. Пока лишь немногие фирмы-производители официально объявили о том, что их продукты совместимы с продуктами других фирм. С целью достижения интероперабельности между различными компонентами инфраструктуры IP-телефонии ведущие компании приступили к осуществлению совместного проекта, получившего название iNOW!

Надо сказать, что спектр технических решений, продемонстрированных производителями оборудования на этой конференции, заметно расширился. Наряду с зарубежными фирмами свои продукты представили и отечественные компании. Например, компания Vocord Telecom вниманию собравшихся предложила масштабируемую аппаратно-программную платформу для организации шлюзов и инструментарий для создания приложений компьютерной и IP-телефонии. Особого упоминания заслуживает тот факт, что все компоненты данного решения — от микропрограмм до плат контроллеров аналоговых линий и каналов E1 (T1) — являются оригинальными разработками самой компании, выполненными на основе стандартов ECTF H.100 и ITU-T H.323 c поддержкой функций Gatekeeper.

Как и следовало ожидать, зарубежные фирмы-производители, особенно те, чья продукция уже продается и используется в России, приняли активное участие в конференции. Признанные лидеры в области IP-телефонии — компании Dialogic (приобретена Intel) и Vocaltec познакомили собравшихся со своими самыми последними разработками — семействами продуктов IPlink и Vocaltec Ensemble. В основу IPlink положена модульная микропрограммная архитектура Mediastream, позволяющая создавать мощные масштабируемые решения, в которых производительность обработки сигналов может достигать 1800 млн операций в секунду. В состав фирменного ансамбля Vocaltec вошли серверы: Gatekeeper, обеспечивающий централизованное управление, адресацию, защиту и учет услуг IP-телефонии; Surf & Call Center, реализующий консолидацию данных, поступающих в центр обработки вызовов; Telephony Gateway, выполняющий функцию шлюза между IP-сетью и сетью ТфОП; клиенты Internet Phone Lite и Internet Phone Release 5 с встраиваемым модулем Surf & Call.

Фирма Cisco Systems на обсуждение всех собравшихся на конференции вынесла типовой проект территориально распределенной сети пакетной телефонии на базе стандарта H.323. Его составными элементами являются: сервер доступа AS5300 с установленными на нем интерфейсными платами Е1 (Т1) и “голос/факс”; маршрутизаторы Cisco 2600 или 3600; ПО Multimedia Conference Manager, выполняющее функции VoIP Gatekeeper; сервер аутентификации, авторизации и учета RADIUS, связанный с биллинговой системой Belle Systems IMS. Разумеется, помимо всего этого, необходимо еще и магистральное оборудование, а также ПО сетевого управления. Согласно расчетам специалистов компании Cisco, стоимость сети, состоящей из одного центрального и десяти региональных узлов, составит 975 тыс. долл. (без учета платы за аренду каналов и серверов).

Принявшие участие в конференции поставщики телекоммуникационного оборудования — Ericsson и Lucent Technologies разрабатывают системы IP-телефонии, руководствуясь выбранным ими стратегическим направлением — конвергенцией телефонных сетей и сетей передачи данных. В отношении IP-телефонии фирма Ericsson придерживается следующей точки зрения: применение технологии VoIP отнюдь не ограничивается альтернативной дешевой междугородной и международной связью. С помощью приложений Phone Doubler и Phone Doubler Quick Call можно, с одной стороны, не разрывая модемного соединения с Интернет, добраться по телефону до “засевшего” во Всемирной паутине домашнего пользователя, с другой — он сам способен установить телефонное соединение через Web-страницу. Что же касается дальней связи, то здесь у Ericsson позиции достаточно прочные: на основе ее платформы IPT построена одна из крупнейших сетей IP-телефонии в мире — сеть Delta Three.

Фирма Lucent Technologies дополнила свою УАТС Definity новым модулем IP-Trunk, предназначенным для построения частной телефонной сети на базе сети передачи данных. Он представляет собой Unix-компьютер, занимающий три гнезда расширения в корпусе станции, и выполняет такие функции, как сжатие речи, формирование IP-пакетов, авторизация, а также контролирует качество сервиса. Связь между оснащенными такими модулями узловыми станциями может осуществляться как по IP-сети, так и по традиционным соединительным линиям. С помощью еще одного модуля — IP-Card — можно подключаться к станции Definity как к удаленному серверу через Интернет, становясь ее абонентом и получая доступ ко всем функциям. Для клиентской стороны фирма Lucent Technologies предлагает ПО Definity IP Softphone, устанавливаемое на обычный ПК с сетевым интерфейсом, и телефонный аппарат Definity IP Hard Phone, подключаемый непосредственно к IP-сети.

Последний день конференции был посвящен обсуждению проблем маркетинга и предоставления услуг IP-телефонии. В этой сфере тоже произошли определенные изменения. Например, до последнего времени пользователи сети Tario.net, дозвонившись до автоматического узла связи, должны были переключаться на тональный набор и вводить персональный код доступа (PIN), указанный на приобретенной заранее карте. В октябре прошлого года компания “Тарио” предложила владельцам офисных АТС и тем пользователям, кто всегда звонит с одного и того же телефона, прямой абонентский доступ к услугам речевой связи без набора PIN-кода. По мнению представителей этой компании, перспективным направлением развития IP-телефонии является роуминг. Эту услугу она планирует предложить в наступившем году на всей территории России.

В заключение вниманию собравшихся были предложены отдельные модели взаимодействия поставщиков услуг, производителей оборудования и разработчиков приложений IP-телефонии как в рамках зон опытной эксплуатации, так и на основе партнерских программ. Своеобразным итогом конференции стало сообщение ОАО “Гипросвязь” о разработке концепции создания в нашей стране системы передачи речевой информации с использованием технологии пакетной коммутации. С одной стороны, эта концепция должна послужить основой для координации действий федеральных регулирующих органов в области связи, научно-исследовательских, конструкторских и проектных организаций, органов Госсвязьнадзора, операторов связи, а с другой — стать отправной точкой в деле разработки нормативных актов и документов, определяющих развитие отечественных сетей IP-телефонии. Полагаем, что данная инициатива наглядно свидетельствует о том, что в России формируется новый рынок услуг, и участие в этом процессе должно стать приоритетом для любой компании, занимающейся современными телекоммуникациями.





  
1 '2000
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Проблемы - двигатель прогресса

локальные сети

• Борьба беспроводных технологий

• Подпольные кабели стали доступнее

• Обзор систем поддержки кабелей и коммутационного оборудования

• Тестируем монтируемые в стойку серверы

услуги сетей связи

• Разность технологии. Сказка для научных сотрудников

• SMS-технологии для операторов сотовой связи

• Решение проблем синхронизации в распределенных сетях АТМ

• И последняя станет первой... О принципах эффективного построения сетей абонентского доступа.

• G.Lite-доступ для небольших офисов

• Полоса пропускания - по требованию

• Методология оценки эффективности проектов создания корпоративных мультисервисных сетей

новые продукты

• NEAX в развитии, Новые адаптеры

корпоративные сети

• Сети, которые работают по правилам

• Передача речи по IP. Практические советы

• Linux завоевывает новые позиции

• Не вздумайте трогать этот диск

• Обобщение объектной модели программных компонентов

бизнес

• На родине мощнейших твердотельных усилителей СВЧ

электронная коммерция

• Проблемы и перспективы электронного бизнеса в России

системы учрежденческой связи

• Заметки с конференции по CTI и IP-телефонии

защита данных

• Анатомия сетевого вторжения



• КАЛЕЙДОСКОП



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх