Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Телефонное время и деньги

В. В. Гуров

Состоялось первое заседание рабочей группы по вопросам тарифной политики в области связи.

Оплата телефонных услуг в западных странах на сегодняшний день составляет от 5 до 15% потребительской корзины. У нас же данная цифра не превышает 2%. Как считают специалисты, это свидетельствует о слабом развитии рынка телекоммуникаций в нашей стране.

В большинстве ее регионов основным источником покрытия себестоимости предоставления услуг местной связи, не считая перекрестного субсидирования, является фиксированная абонентская плата. По утверждениям местных операторов, существующие тарифы не позволяют полностью компенсировать их расходы. На фоне всеобщего подорожания за последнее время относительный рост тарифов в области связи проходил довольно медленно. Согласно данным Министерства связи и информатизации РФ, в среднем по стране абонентская плата составляет 70% ежемесячной себестоимости подключенного телефона, при этом почти треть пользовательской базы составляют льготные абоненты. Вместе с тем в крупных городах наблюдается тенденция использования многими абонентами своих домашних телефонов для получения прибыли (например, работая диспетчерами на дому), и при этом они ежемесячно платят всего 50 р. — как и те абоненты, чье пользование телефоном не превышает 100—200 мин в месяц.

Существует три метода контроля за деятельностью естественных монополий, в частности телекоммуникационных, со стороны государства: прямое тарифное регулирование, регулирование по предельной доходности на вложенный капитал и регулирование по предельной рентабельности. В большинстве стран используется последний вариант — отслеживается предельный уровень рентабельности предприятий связи. В России же, как подчеркивают представители Минсвязи, сегодня практикуется прямое тарифное регулирование, при котором не учитывается инвестиционная составляющая развития телекоммуникационной инфраструктуры. Следствием такого подхода оказывается общая деградация сетей связи. В частности, в Санкт-Петербурге из 1931 тыс. имеющихся телефонных линий 265 тыс. морально устарели еще в 30-х годах, а 1244 — в 60-х.

Если исходить из вышесказанного, то стремление внедрить систему повременной оплаты услуг местной связи выглядит вполне оправданным. Однако подобное решение, — а оно затрагивает интересы огромных масс людей, — должно быть принято на самом высоком уровне.

В разное время в Государственную Думу РФ были представлены законопроекты об общих принципах регулирования тарифов на услуги местной телефонной связи, оплате местных телефонных переговоров и о внесении изменений в Закон о связи. Впоследствии было решено объединить эти предложения в один пакет и передать его на рассмотрение думского комитета по энергетике, транспорту и связи. В начале апреля с. г. на заседании этого комитета была создана группа по доработке вышеупомянутых законопроектов. Возглавить ее было поручено депутату Л. С. Маевскому.

Первое совещание рабочей группы, в состав которой вошли как депутаты, так и специалисты ряда предметных областей, а также представители различных государственных и общественных учреждений, было целиком посвящено обсуждению мнений. Как совместить “повременку” с существующим в России уровнем доходов основной массы населения, с одной стороны, и желанием развивать современные информационные технологии и Интернет — с другой? Имеющийся на сегодняшний день практический опыт некоторых регионов показывает, что при вводе “повременки” доходы телефонных компаний и соответственно расходы населения вначале снизятся не менее чем на 20%.

Последнее может привести к тому, что связисты обратятся в органы государственного регулирования с просьбой повысить тарифы. Для подобной ситуации Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства предложило методику расчета повременной оплаты, по его утверждению гарантирующую, что в среднем потребители не станут платить за местную телефонную связь больше, чем прежде: 20% потребителей будут платить меньше, 20% — больше, а остальные 60% останутся на прежнем уровне.

В качестве примера внедрения “повременки” участникам заседания был изложен уже наработанный опыт ОАО “Монтаж” — альтернативного оператора связи из г. Дзержинский Московской области. Компания предоставляет услуги с 1994 г., а с марта 1997 г., после годового обсуждения предстоящей акции с пользователями и городской администрацией, ввела повременную оплату местных переговоров. Согласно новому тарифному плану, в состав абонентской платы вошла стоимость 450 мин разговоров в течение месяца.

За каждую дополнительную минуту установлена плата в размере 10 к. После ввода “повременки” объем телефонного трафика сократился почти вдвое — люди присматривались к новым тарифам, и лишь 8% абонентов вышли за предел 450-минутного лимита. Всем пользователям по первому требованию предоставлялись соответствующие распечатки данных биллинговой системы. За три последующих года трафик восстановился, и за первый квартал 2000 г. у 25% абонентов общее среднее время разговоров превысило указанный предел и составило 750 мин в месяц, что обеспечило 50% объема всего трафика. Остальные 75% уложились в лимит и “наговорили” оставшуюся половину (при среднем времени 250 мин в месяц). Доход от повременной оплаты составил 15% общей суммы сбора абонентской платы, установленной ОАО “Монтаж” на уровне 40 р. в месяц. При этом у местного предприятия АО “Электросвязь” данная цифра получилась выше — 45 р. в месяц.

Таким образом, можно сказать, что, с точки зрения пользователя, “повременка” реально позволяет сократить абонентскую плату. Со стороны пользователей Интернет, правда, было зафиксировано одно обращение в суд, который, впрочем, вынес решение в пользу компании “Монтаж”. Теперь у нее — свой узел доступа в Интернет, организован также выделенный канал связи с сетью компании “МТУ-Информ”. Телефоны модемного пула не тарифицируются, поэтому пользователи “Монтажа” вместо “повременки” оплачивают только услуги доступа в Интернет на скорости 33,6 Кбит/с. Все остальные линии полностью свободны от Интернет-трафика.

На сегодняшний день тарифы ОАО “Монтаж” ниже ежемесячной себестоимости подключенного телефонного аппарата, составляющей 60 р., и к тому же 30% собранной суммы компания выплачивает за пользование сетевыми ресурсами АО “Электросвязь”. Тем не менее, решив вопрос взаиморасчета с другими операторами, она надеется компенсировать себестоимость и создать резерв для дальнейшего развития.

Как заявляют эксперты, для создания современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры наряду с тарифным регулированием необходимо выработать общие принципы присоединения операторов и их взаимодействия в процессе предоставления сетевых услуг (interconnection), обеспечить механизмы реализации универсальных услуг и управления лицензионной политикой. Перечисленные задачи образуют единую систему, и попытка решить их порознь, по их мнению, обречена на неудачу.

Со своей стороны Л. С. Маевский уверен в том, что “системный узел надо развязывать”.

Для этого необходима ревизия телекоммуникационного хозяйства. Если в самом деле себестоимость телефонного подключения сейчас превышает тариф за пользование им, откуда же возьмется конкуренция? Никто не захочет инвестировать средства в проекты, не приносящие прибыли. Введение повременной оплаты также позволит отрегулировать взаимодействие операторов — они будут заинтересованы в совместном предоставлении услуг, объем которых будет расти, а цена рано или поздно упадет, телекоммуникационный же рынок в целом станет более эффективным.





  
7 '2000
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Аутсорсинг как средство борьбы с энтропией в сетях

локальные сети

• Эволюция кабельных стандартов

• Компактные специализированные файл-серверы

• Тестируем 11-Мбит/с оборудование для беспроводных ЛВС

услуги сетей связи

• Интегрированные устройства доступа: мощь и интеллект на границе

• IP-телефония "седлает" радиоволну

• Телефонное время и деньги

• Тестирование кабелей для служб xDSL

• Перспективы развития и услуги ГП КС

новые продукты

• Solaris 8 - лучшая платформа для Web-сервераб, Definity переходит на IP-телефонию: просто смени ПО

только на сервере

• Остановите варваров на подступах к сети

• Dell PowerEdge 4400 - мощный сервер для сети отдела предприятия

корпоративные сети

• Реализация агентов SNMP для управления сетями связи

• Этот восхитительный, восхитительный мир IP

• Три сервера SMB

электронная коммерция

• Метаязык на века

• Малый бизнес получает доступ в Интернет

• "Интернетизация" ERP-систем

бизнес

• Высоконадежным системам - "железную" поддержку

• СКС SYSTIMAX - дорога в будущее

защита данных

• Обеспечение безопасности Web-приложений


• КАЛЕЙДОСКОП



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх