Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Выбираем платформу потокового мультимедиа

Энди Ковелл

Прежде чем приступить к выбору платформы потокового мультимедиа для информационной среды вашей компании, тщательно проанализируйте имеющееся у вас оборудование, а также квалификацию и опыт сотрудников отдела ИТ и свои финансовые возможности. Протестировав продукты Windows Media Technologies компании Microsoft, QuickTime компании Apple и RealPlayer компании RealNetworks, мы остановили свой выбор на Real.

Итак, вы решили внедрить технологию потокового мультимедиа -- одну из новейших и популярнейших на сегодняшний день -- и уже знакомы с примерами ее использования для организации связей с инвесторами, реализации электронных процессов обучения и других корпоративных инициатив, а возможно, в вашей голове уже созрел и свой собственный проект. Как бы то ни было, но потенциальные возможности современных потоковых технологий никого не оставляют равнодушными. Однако, чтобы в полной мере воспользоваться всеми преимуществами этих технологий, нужно позаботиться о том, чтобы не ошибиться с выбором платформы потокового мультимедиа для информационной среды вашей компании. Решив помочь вам в этом деле, мы провели тщательную сравнительную оценку технологий потокового мультимедиа трех компаний: Apple Computer, Microsoft и RealNetworks.

Отрабатывая сценарий тестирования, мы ориентировались в первую очередь на оснащенное IBM-совместимыми ПК предприятие, предпочитающее внедрить сначала какое-нибудь относительно небольшое решение потоковой технологии, например систему видеоконференций уровня отдела. Если же ваша организация нуждается в крупномасштабном решении для широковещания через Web (Webcasting), использует компьютерную сеть на базе ПК Apple Macintosh или собирается реализовать бизнес-модель, предоставляющую клиентам информационное содержимое развлекательного характера, то ваши потребности далеко выходят за узкие рамки нашего тестирования.

Кроме того, вы должны отдавать себе отчет в том, что внедрение потокового мультимедиа по плечу далеко не каждому предприятию, ибо для этого требуется наличие не только квалифицированного персонала ИТ широкого профиля, но и более узкоспециализированных специалистов -- экспертов в области аудио/видеопродуктов. Если вы предпочитаете аутсорсинг, то потоковое мультимедиа лучше всего подходит для его развертывания таким способом.

Платформы потокового мультимедиа охватывают целый ряд смежных технологий: кодировщики, используемые для сжатия мультимедийных данных; серверы, управляющие и доставляющие потоковое содержимое; средства написания сценариев, обеспечивающие взаимодействие отдельных медиапотоков и их интеграцию; плееры для воспроизведения потокового мультимедиа на настольных компьютерах и целый ряд других инструментальных средств разработки мультимедийного информационного содержимого.

Мы протестировали потоковые медиасистемы QuickTime (с серверным компонентом Darwin Streaming Server) компании Apple, Windows Media Technologies фирмы Microsoft и RealPlayer от RealNetworks. Рассмотрев их характеристики и оценив качество передачи мультимедийной информации с помощью каждой из них. Мы также опробовали инструментальные средства, предназначенные для разработки информационного содержимого конечными пользователями, изучили возможности платформ по интеграции мультимедиа и оценили простоту использования и администрирования кодировщиков и серверов. Имитация живого вещания посредством зацикливания статического файла и его расщепление на отдельные потоки позволили нам реально оценить проблемы администрирования серверных компонентов платформ, которые мы тестировали, и расширения зоны, охватываемой широковещательной передачей мультимедиа через Web-сервер в реальном времени с целью обслуживания максимального числа корпоративных пользователей.

Тестируем потоки

Роль кодирующего устройства в нашей тестовой среде выполняла система компании Dell Computer, основанная на 400-МГц процессоре Intel, оснащенная картой видеозахвата Osprey фирмы ViewCast.com и работающая под управлением ОС Microsoft Windows NT 4.0. В качестве нашего первичного медиасервера мы использовали отдельную 900-МГц Intel-машину той же компании. Чтобы провести тестирование возможностей наших платформ по расщеплению медиапотоков, мы использовали сервер Windows 2000, установив на него все три сервера потокового мультимедиа. На каждую тестовую систему мы установили по плееру.

Несмотря на то что каждая платформа потокового мультимедиа имеет свои слабые и сильные стороны, в основе их работы зачастую лежат одни и те же принципы. Если взять потоковую передачу мультимедиа по запросу, то статические медиафайлы сначала значительно сжимаются с помощью кодирующего ПО и преобразуются в пригодный для потоковой передачи формат, а затем пересылаются в каталог для информационного медианаполнения, размещаемом на потоковом сервере. Результирующая закодированная информация может передаваться из этого медиакаталога по требованию пользователя в виде непрерывного потока.

Что касается прямого вещания через Web-сервер (live Webcast), то информация, поступающая с устройств аудио- и видеозахвата, кодируется “на лету” и направляется на сервер, откуда транслируется в реальном времени в режиме одноадресного или группового вещания на системы пользователей, оснащенные ПО воспроизведения мультимедиа. Поскольку при прямом Web-вещании мультимедиа потоки направляются в адрес нескольких узлов одновременно (в отличие от асинхронной передачи мультимедиа по запросу, когда медианаполнение просматривается пользователями в удобное для каждого из них время), оно приводит к значительным всплескам интенсивности трафика, что в значительной степени затрудняет работу серверов и сети в целом.

Первым делом для каждой из наших платформ мы сконфигурировали “трио”, состоящее из сервера, кодировщика и плеера. Затем, используя карту видеозахвата Osprey 100, преобразующую аналоговый видеосигнал реального времени в видеофайл формата AVI (Audio Video Interleaved), мы сформировали содержимое для передачи медиапотоков по требованию. Мы захватывали видеосигнал, формируемый камерой при разрешении 240 Х 180 пикселов, и преобразовывали его в сигнал, отображаемый с разрешением 192 Х 144 пикселов. Результирующие файлы мы подавали на вход наших кодировщиков, а сжатые ими файлы копировали на соответствующий сервер, откуда и передавали непрерывным потоком по требованию индивидуальных пользователей. Учитывая тот факт, что карта видеозахвата Osprey 100 не генерирует файлы в формате QuickTime или MPEG, в ходе тестирования мы использовали только файлы типа AVI.

Мы провели ряд экспериментов, чтобы проверить возможности продуктов Real и Windows Media по кодированию медиапотоков на разных скоростях передачи битов, а затем установили для них режим прямого кодирования. Продукт же QuickTime Pro компании Apple мы не смогли подвергнуть этим видам испытаний, поскольку для кодирования медиапотоков в режиме реального времени или на нескольких скоростях передачи битов ему необходимы два программных компонента третьих фирм, ни один из которых не был включен в наш тестовый пакет. (Для осуществления прямого кодирования видеосигнала с помощью продукта QuickTime вам потребуется программа Broadcaster for Macintosh компании Sorenson Media, а для кодирования его на нескольких битовых скоростях -- кодек для Sorenson Video Pro 2, известный сегодня под названием Video Developer 2.2.)

Интеграция аудио- и видеосигналов с другими типами медиасигналов (например, смешивание видео с трансляцией слайдов) широко применяется во многих корпоративных приложениях профессиональной подготовки и электронного обучения, так что, тестируя платформы, мы обращали самое пристальное внимание на наличие инструментов для осуществления такой интеграции. Кроме того, мы проанализировали интерфейсы и другие средства администрирования и мониторинга этих продуктов, сымитировали прямое потоковое вещание из статических файлов, чтобы проверить возможности наших продуктов по расщеплению медиапотоков.

Все три производителя обещали нам высокое качество мультимедиа при разумной полосе пропускания каналов связи, но фирма RealNetworks была единственной, предлагавшей свою серверную платформу небескорыстно: она усиленно расхваливала свои возможности по обеспечению высокого качества передачи медиапотоков при исключительно низкой пропускной способности каналов связи. Компания утверждает, что ее продукт вовсе не так дорог, как это может показаться на первый взгляд, ибо пользователи могут добиться высокого качества воспроизведения мультимедиа при довольно узкой полосе пропускания сетевых каналов, результатом чего явится снижение общих затрат компании.

Учитывая то, что оценка качества передачи аудио и видео, этого весьма расплывчатого технического показателя, является в значительной степени субъективной, мы не собирались включать ее в программу нашего тестирования и были вполне удовлетворены тем, что все три платформы позволяют добиться качественного воспроизведения видео при приемлемой пропускной способности каналов связи. Однако столь интригующие заявления компании так разожгли наше любопытство, что мы не удержались и решили захватить 20-секундный несжатый файл типа AVI с изображением диктора, передаваемый с разрешением 320 Х 240 пикселов и скоростью 30 кадров в секунду. Посредством кодировщиков RealNetworks и Microsoft мы сжали этот клип при постоянной битовой скорости потока, составляющей 100 Кбит/с, 85 Кбит/с из которых отводилось под видео и 15 Кбит/с -- под аудио. Мы сжимали этот файл и с помощью продукта QuickTime, но поскольку версии Pro компрессора Sorenson у нас не было, то полученные результаты оказались несопоставимыми. Для всех трех продуктов мы использовали фильтр устранения дефектов видео (deinterlace filter), а при кодировании с помощью Real -- метод двухпроходного кодирования (two-pass encoding), который не поддерживается кодировщиком Windows Media. Сравнение результатов полноэкранного воспроизведения клипа показало, что его обеспечиваемое продуктом RealNetworks качество действительно было несколько выше.

Качество видеоизображения может варьироваться в самых широких пределах и зависит от типа информационного содержимого, которое подвергается кодированию, и его динамичности—степени панорамирования и масштабирования, например. Вам следует проверить свое информационное наполнение и сделать собственные выводы. Кроме того, двухпроходное кодирование занимает несколько больше времени, и, хотя при просмотре 20-секундного клипа этот факт является малозаметным, при кодировании целой библиотеки с информационным медианаполнением же может стать существенным ограничением процесс передачи потокового мультимедиа. Но не следует думать, что компании Apple и Microsoft успокоились на достигнутом. По правде говоря, все три компании продолжают совершенствовать свои продукты, добиваясь все более высокого качества передачи мультимедиа.

Двумя руками за Real

Титул победителя нашего тестирования достался платформе RealNetworks -- за хорошо продуманную архитектуру, богатый набор возможностей и более высокое по сравнению с другими протестированными продуктами качество передачи мультимедиа.

Однако в отличие от Apple и Microsoft компания RealNetworks взимает за свои полнофункциональные версии определенную плату. Если вам встретился продукт, в названии которого фигурирует слово “Plus”, знайте, что это полнофункциональная версия и, чтобы приобрести ее, вам придется раскошелиться. Если вы планируете внедрить технологию RealNetworks в расчете на большое количество пользователей, ваши затраты могут возрасти пропорционально их числу. И не надейтесь, что они будут единовременными: компания RealNetworks непрерывно модернизирует свою технологию, внося усовершенствования то в один, то в другой компонент своей линии продуктов. Так что вам, скорее всего, придется решать, каким путем идти: заключить с компанией контракт на постоянное техническое обслуживание и поддержку купленных у нее продуктов или же периодически модернизировать их самим.

Оба подхода связаны со значительными финансовыми затратами: если начальная цена 60-потокового серверного компонента RealServer Plus составляет 1995 долл., то такой же сервер, рассчитанный на передачу 400 параллельных медиапотоков, может стоить свыше 20 000 долл. Затраты же на модернизацию и техническое обслуживание вполне способны дойти до 40% общей стоимости лицензии на использование этого программного обеспечения.

Несмотря на то что потоковая платформа Windows Media компании Microsoft характеризуется богатством своих возможностей, качество воспроизведения передаваемых ею медиапотоков не соответствует стандарту, установленному продуктом RealNetworks. И все же компания Microsoft, платформа Windows Media которой поддерживает целый ряд возможностей, которые RealNetworks только предстоит реализовать, вполне достойный соперник последней. Так, платформа Microsoft имеет утилиту имитатора нагрузки, необходимую в том случае, если внедряется медиаслужба, имеющая большой спрос у пользователей. Windows Media наделено также весьма полезной для предприятия возможностью, позволяющей захватывать и использовать в качестве источника кодируемой видеоинформации экранное изображение.

Выражая свое мнение в отношении цены платформы Windows Media, скажем без обиняков, что она как раз такая, какой и должна быть (платформа бесплатна). В ходе испытаний нами не раз овладевало тяжелое чувство, связанное с тем, что известная поговорка: “Что заплатишь, то и получишь” -- как нельзя лучше соответствует этому продукту. Да, вы можете заставить работать все его компоненты, но лишь благодаря своему упорству и огромному напряжению сил.

Платформа QuickTime компании Apple в том виде как мы ее тестировали, удовлетворяла лишь самым скромным нашим требованиям. Ее серверный компонент Darwin Streaming Server уступает обоим своим конкурентам в части как конфигурирования, так и мониторинга. Кроме того, входящее в комплект поставки компьютерное ПО кодирования компании Apple, позволяющее разрабатывать медианаполнение для платформы QuickTime, характеризуется крайне ограниченными возможностями. Например, вы не сможете организовать прямое вещание через Web-узел, если у вас нет компьютера Macintosh и программного обеспечения Sorenson Broadcast, написанного специально для этого типа компьютеров.

Тем не менее, если информационная сеть вашей компании основана на компьютерах Macintosh, у вас имеются опытные специалисты в области разработки интерактивных мультимедиа приложений для QuickTime и вы располагаете эффективным программным обеспечением третьих фирм -- как раз то, что является “джентльментским набором” почти любого мультимедиа-дизайнера -- то, возможно, у вас возникнет вполне естественное желание обратиться к потоковому решению QuickTime компании Apple: эта платформа, предоставляющая полный набор всех необходимых возможностей, включая и Web-вещание, позволит вам добиться высокого качества передачи и воспроизведения мультимедийной информации.

Что касается базовых корпоративных приложений потокового мультимедиа, то, на наш взгляд, лучшим выбором для их реализации можно считать технологию компании RealNetworks, если, конечно, вас не смущает ее довольно высокая стоимость. Платформа RealNetworks хорошо документирована и отличается высокой надежностью. При ее тестировании у нас не возникло ни одной сколько-нибудь серьезной проблемы, которая заставила бы нас обратиться в службу технической поддержки компании RealNetworks, чего нельзя сказать о продуктах Microsoft и Apple, которые словно специально были созданы для того, чтобы не оставить эти службы без работы.

RealNetworks

Копию программного пакета RealProducer Plus нам предоставила компания RealNetworks, а программу RealServer Basic мы загрузили с ее Web-узла. Используя предоставленный ею же ключ лицензирования мы модернизировали наш сервер до версии RealServer Plus, поддерживающей функцию расщепления медиапотоков.

Кодирование нашего тестового видеоклипа при различных значениях пропускной способности канала связи прошло как в сказке. Мы просто переслали полученные файлы RealVideo в каталог медианаполнения сервера RealServer -- и все дела. Процедура кодирования медиасигнала в реальном времени была ничуть не сложнее.

Чтобы освоить инструментальные средства платформы RealNetworks для разработки медианаполнения, мы организовали показ слайдов с помощью копии RealSlideshow Plus, предоставленной нам компанией RealNetworks. Этот программный продукт позволил нам легко записать звуковой комментарий для ряда изображений и экспортировать результат в виде совокупности потоков Real Media, интегрированных с помощью языка SMIL 1.0 (Synchronized Multimedia Integration Language).

Альтернативным способом разработки слайд-шоу является использование продукта RealPresenter Plus, работающего на пару с Microsoft PowerPoint. Оба способа отличаются простотой использования и позволяют добиться высоких конечных результатов. Для администрирования серверного компонента RealServer создан простой и интуитивно понятный Web-интерфейс, наделенный интерактивной службой помощи. Платформы компаний RealNetworks и Microsoft заметно превосходят продукт фирмы Apple в отношении средств администрирования.

Чтобы интегрировать потоковое видео со слайд-шоу, мы сформировали совершенно новый файл SMIL. Так как все синхронизирующие временные метки нам пришлось вводить вручную, этот способ интеграции оказался довольно скучным и утомительным, однако работал он превосходно. Вы также можете интегрировать со своими видео изображения RealPix (потоковые изображения) и RealText. Программа интеграции SMIL компании RealNetworks и предоставляемая ею исчерпывающая документация позволяют преодолеть многие ограничения, связанные с нехваткой полосы пропускания каналов связи: для доставки своим клиентам качественного мультимедиа вы можете использовать предварительный подкат носителей информации (media preroll) и операторы-переключатели.

В довершение всего компания RealNetworks предоставляет полное руководство по разработке медианаполнения в формате PDF, особенно полезное в том случае, когда вы создаете содержимое для потоковой передачи изображения, текста, аудио и видео и интегрируете их в ходе окончательной презентации. Примечателен и тот факт, что это руководство было дополнено полными наборами понятных пользователю инструкций по работе с RealProducer и RealServer. Документация -- это еще одна область, в которой компания RealNetworks сумела блеснуть на фоне своих конкурентов.

Например, целая глава “Руководства по администрированию RealServer” посвящена описанию двух способов расщепления медиапотоков -- методом выталкивания (push splitting) и методом вытягивания (pull splitting) (см. “Расщепление медиапотоков? Нет ничего проще!”). Пошаговые инструкции и комментарии этого документа буквально нашпигованы полезными снимками экрана. В файлах помощи компаний Apple и Microsoft вы не найдете ничего подобного.

Windows Media Technologies компании Microsoft

Программный пакет Microsoft Windows Media Technologies состоит из трех компонентов: Windows Media Encoder 7, Windows Media Services 4.1 и Windows Media Player 6.4 или 7. Мы инсталлировали ОС Windows 2000 и входящую в ее состав программу Windows Media Services. Программу Windows Media Encoder 7 мы установили на тестовую систему Windows NT 4.0, предварительно скачав ее с узла Microsoft Windows Media.

Кодирование статического файла AVI выполняется предельно просто. Следует лишь запустить новый сеанс кодирования с помощью программы Windows Media Encoder и сообщить программе-мастеру, что вы хотите конвертировать файл. Контроль за полосой пропускания, выделяемой каждому целевому потоку, осуществляется через профили, которые по умолчанию позволяют реализовать множество сценариев (для соединений ЛВС, DSL и кабельных модемов). Редактируя их, можно создавать узкоспециализированные профили для каждого конкретного медиаприложения. Сформировав закодированный видеофайл Windows Media, следует переписать его на сервер Windows Media, в каталог ASFRoot, после чего плеерам клиентов остается только передать подготовленные медиаданные на целевые системы и проиграть их.

Мы опробовали два метода интеграции мультимедиа. Первый основан на использовании добавочного модуля для Microsoft PowerPoint, позволяющего генерировать прямое вещание слайд-шоу из PowerPoint. Наряду с этим пользователи могут записать звуковой комментарий для каждого слайда и создать видеофайл Windows Media, в котором аудиоинформация и изображения будут синхронизированы между собой с помощью временных меток, записанных в ходе презентации. Мы выбрали опцию, дающую нам возможность без проблем сохранять интегрированную информацию в файле.

Другой метод интеграции медиаданных поддерживается программой-кодировщиком Windows Media Encoder. Согласно этому методу, к “живому” медиапотоку или медиапотоку по требованию можно добавить URL-сценарии. В целом ничего сложного в этом нет. Однако в файлах помощи Windows Media Encoder мы не смогли найти каких-либо пояснений на предмет того, как нацеливать указатели URL на фреймы браузера. На сайте Microsoft Developer Network (http://msdn.Microsoft.com/WindowsMedia) имеется статья, в которой объясняется, как это делается. Если вы остановите свой выбор на продукте Windows Media, то вам придется регулярно обращаться к этому информационному ресурсу.

Процесс прямого кодирования медиасигнала тоже не отличается особой сложностью. На устройстве кодирования вы конфигурируете источник “живого мультимедиа” и на своем сервере организуете пункт публикации, имеющий ссылку на кодировщик. Вся эта работа не вызвала у нас никаких проблем. Вы можете также организовать одноадресную передачу потоков (до 50) непосредственно с кодировщика, инсталлированного на любой из таких систем, как Microsoft Windows 98, Windows NT и Windows 2000, что позволяет существенно упростить реализацию прямого кодирования медиаданных.

Продукт Windows Media предоставляет полезные и интуитивно понятные графические интерфейсы для администрирования и мониторинга всех его компонентов. Вы получаете простой, основанный на гиперссылках доступ к файлам помощи, которые, однако, бывают не всегда так полезны, как нам хотелось бы. Используя такой интерфейс, вы можете сконфигурировать логический объект, называемый “станцией” (station), служащий для рассылки многоадресных медиапотоков или распределения (расщепления) одного широковещательного потока по другим серверам.

Таблица 1. Платформы потокового мультимедиа: результаты тестирования

Критерий оценки

Значимость критерия, %

RealServer Plus 7.0 фирмы RealNetworks

Windows Media Technologies 7 фирмы Microsoft

QuickTime 4.1.2 фирмы Apple Computer

Потоковая архитектура и ее реализация

40

5

4

3

Простота использования и администрирования кодировщика/сервера

30

5

4

2

Интеграция мультимедиа

20

4

3

3

Инструментальные средства разработки медиасодержимого

10

4

4

2

Итоговая оценка

4,70

3,80

2,60

Примечание. Оценки выставлялись по пятибалльной системе.

Мы не смогли сконфигурировать станцию с первой попытки, так как у нас не было потокового медиафайла нужного формата, который создается с помощью программы Windows Media Encoder, а затем импортируется на сервер. Об этом говорится в документации на кодировщик. К сожалению, документация на сервер заметно устарела: в ней указывается, что нужен файл типа ASD, а он, как оказалось, уже не поддерживается кодировщиком Windows Media Encoder.

После того как мы наконец сконфигурировали станцию, мы настроили ее таким образом, чтобы она распределяла непрерывный имитируемый “живой” широковещательный поток, зациклив его через один из статических файлов, имеющихся в каталоге ASFRoot. Вслед за этим на нашем вторичном сервере Windows Media мы сконфигурировали пункт публикации, выполнявший ретрансляцию одноадресных потоков, передаваемых с удаленной станции. Чтобы организовать псевдопрямое широковещание на базе статического файла, нам пришлось изрядно повозиться, так как бестолковая документация только запутывала процесс конфигурирования станции.

Согласно требованиям компании Microsoft, под Windows 2000 должна выделяться наиболее масштабируемая аппаратная платформа. Это связано с тем, что компания будет и впредь корректировать код Win2K, добиваясь все более эффективного использования всех ее рабочих возможностей. Что ж, мы только за. С другой стороны, продукты RealNetworks и Apple могут работать на самых разных аппаратных платформах, что заметно расширяет диапазон возможностей оборудования и ОС по масштабированию приложений потокового мультимедиа.

Платформа Windows Media наделена самым полным набором функциональных возможностей. Вся проблема только в том, что вам, вероятно, придется потратить массу времени и сил, чтобы заставить все эти возможности работать. В большинстве случаев файлы помощи этой платформы содержат нужную вам информацию, тем не менее отдельные сложные темы освещены в них не так подробно, как хотелось бы, да и система интерактивной помощи не всегда выдает исчерпывающие сведения по нужному вопросу.

QuickTime 4.1.2 компании Apple Computer

Чтобы организовать в нашей тестовой среде передачу потокового мультимедиа с помощью платформы QuickTime, мы использовали серверное ПО с открытым кодом Darwin Streaming Server, бесплатно загружаемое с Web-сервера компании Apple, и пакет QuickTime Pro, представляющий собой 29,99-долл. модернизацию базового ПО плеера QuickTime Player.

Тестирование продукта QuickTime мы начали с кодирования AVI-клипов, передаваемых с разрешением 192 Х 144 пикселов, с помощью плеерного ПО QuickTime Pro. Сначала нам пришлось запомнить наше видео в отдельном файле и сжать его, а потом дополнительно обработать его (hinting) для дальнейшей потоковой передачи. Этот процесс оказался куда более обременительным, чем аналогичные процессы в пакетах RealNetworks и Windows Media. Мы скопировали результирующий файл в каталог Movies сервера Darwin, и нам осталось лишь передать его потоком по сети.

К сожалению, у нас не было ПО сжатия медиапотока фирмы Sorenson Video Pro, поэтому мы и не смогли добиться такого же качества передачи видеоклипов, какое мы имели при кодировании их с помощью Windows Media или RealNetworks. Без ПО компрессора фирмы Sorenson Video Pro 2 вы не сможете получить QuickTime такое же качество видеоизображения, какое обеспечивают его более удачливые соперники.

Мы полагаем, что подобная зависимость платформы QuickTime от продуктов третьих фирм является большим ее недостатком. Непреложным условием реализации прямого широковещания является наличие у вас компьютеров Macintosh и программы Sorenson Broadcaster. Чтобы иметь возможность кодировать видеосигналы на нескольких битовых скоростях их передачи, генерировать статистику по кодированию или выполнять пакетное кодирование, в дополнение к Sorenson Video Pro 2 вы должны приобрести и Media Cleaner 5 компании Terran Interactive. Эти программные продукты позволяют добиться высококачественной передачи потокового видео.

Убедиться в этом можно, посетив Web-сайт QuickTime (http://www.apple.com/quicktime) и просмотрев отдельные исключительно качественные образцы потокового видео. На это дополнительное программное обеспечение вам придется потратить несколько сот долларов: 199 долл. -- на Sorenson Broadcaster, 499 -- на Sorenson Video Pro 2 и 599 долл. -- на Media Cleaner 5. И все же затраты подразделений ИТ, основанных на компьютерах Macintosh, не кажутся такими уж большими, если сравнивать их со стоимостью решения RealNetworks.

Единственным инструментальным средством разработки медианаполнения для ПК является продукт QuickTime Pro компании Apple. Он предоставляет лишь самый минимальный набор возможностей редактирования. А средств, подобных пользовательским инструментам создания базовых слайд-шоу компаний Microsoft и RealNetworks, в продукте QuickTime нет вообще.

Для интеграции медиаданных в единый поток мы использовали язык SMIL 1.0, который представляет собой стандарт консорциума World Wide Web Consortium (W3C) и поддерживается продуктом QuickTime 4. Мы хотели передавать изображения непосредственно с сервера Darwin, но вместо этого нам пришлось копировать их на отдельный Web-сервер и использовать для ссылки на них полные указатели URL, встраиваемые в открытый код языка SMIL. Передача потоков по протоколу HTTP более предпочтительна, чем по протоколу UDP, поскольку в последнем случае есть вероятность потери пакетов. Если на качестве воспроизведения аудио и видео потеря пакетов практически не сказывается, то при потоковой передаче изображения в формате GIF или JPEG она может привести к весьма существенному его искажению. Так, компания RealNetworks для потоковой передачи изображения по протоколу UDP предоставляет фирменное решение под названием RealPix.

Чтобы сымитировать прямое широковещание, мы настроили функцию Playlist, позволяющую создавать списки воспроизведения (play list) медиафайлов, подобные тем, которые используются радиостанциями, вещающими через Интернет. Мы вручную отредактировали незашифрованный файл конфигурации функции Playlist, а затем создали текстовый файл, в котором перечислили те медиафайлы из каталога Movies, которые хотели включить в наш список воспроизведения. После этого с помощью командной строки мы запустили утилиту PlayListBroadcaster.exe, указав конфигурационный файл в качестве одного из параметров команды запуска. Утилита заработала без особых проблем. Скопировав все нужные нам файлы в каталог Movies, мы исключили одолевавшие нас проблемы, связанные с полными именами файлов.

Процесс администрирования сервера Darwin предполагает ручное редактирование его конфигурационного файла. Для мониторинга же надо задать в файле server.cfg указатель URL на Web-страницу, отображающую все текущие установки и задействованные соединения. Столь примитивные средства администрирования и мониторинга сервера Darwin не идут ни в какое сравнение с интерфейсами для администрирования и мониторинга в продуктах Windows Media Services и RealNetworks. В новых версиях QuickTime и сервера Darwin, которые на момент нашего тестирования находились на стадии общедоступной бета-версии, была сделана частичная попытка устранить это слабое место платформы Apple, и тем не менее необходимость ручного редактирования конфигурационных файлов (например, для конфигурирования распределения целевых медиапотоков) по-прежнему в них сохраняется.

Конфигурирование схемы расщепления медиапотоков опять же было сопряжено с ручным редактированием конфигурационных файлов. Чтобы протестировать этот процесс, мы оттранслировали (термин, принятый при описании процесса расщепления продукта QuickTime) наше сымитированное прямое широковещание (список воспроизведения) на вторичный сервер Darwin Streaming Server. Следуя документации, мы воспользовались редактором Wordpad и, как положено, отредактировали соответствующие файлы CFG. Но, несмотря на это, мы не смогли заставить широковещательную передачу работать. Мы сумели сделать это только после продолжительного телефонного разговора с одним достаточно квалифицированным специалистом из компании Apple, специализирующимся в области технологий потоковых медиасерверов. Оказывается, нужно было вручную отредактировать и переслать на наш целевой расщепитель и файл Session Description Protocol. Вся эта канитель должна повторяться всякий раз, когда вы собираетесь организовать новый источник для распределения медиапотоков.

В нашей тестовой среде, основанной на IBM-совместимых ПК, продукт QuickTime на базе потокового сервера Darwin, с одной стороны представлял собой платформу потокового мультимедиа с минимумом необходимых возможностей. С другой стороны, QuickTime -- это мощная среда разработки медиаприложений и платформа, ориентированная на профессионалов, работающих на компьютерах Macintosh. Чтобы понять, какие типы мультимедиа вы можете разрабатывать на соответствующим образом оборудованных системах Macintosh, внимательно ознакомьтесь с типами поддерживаемых этой платформой медиаданных (табл. 2).

Если у вас уже имеются компьютеры Macintosh и опыт мультимедиа-дизайна специализированных медиаприложений, эта платформа потокового мультимедиа подойдет вам как нельзя лучше. Тем не менее не следует упускать из виду и продукт QuickTime Streaming Server компании Apple или поддерживающий потоковое ПО QuickTime продукт RealSystem Server 8 компании RealNetworks, коммерческая версия которого должна быть готова к моменту выхода данной статьи в свет. Если же ваша информационная сеть основана на IBM-совместимых ПК и похожа на нашу тестовую среду, мы рекомендуем вам сделать выбор между платформами Windows Media и RealNetworks.

Расщепление медиапотоков? Нет ничего проще!

Расщепление, или распределение, широковещательного медиапотока по другим серверам можно выполнить двумя способами: методом вытягивания (pull splitting) или методом выталкивания (push splitting). В ходе тестирования платформы потокового мультимедиа компании RealNetworks мы рассмотрели оба метода. Расщепление по методу вытягивания производится по запросу клиента, причем между сервером расщепления и сервером-источником отсутствует какое бы то ни было постоянное соединение; в этом случае любой широковещательный поток является доступным для всех серверов расщепления. Что касается расщепления по методу выталкивания, то здесь, наоборот, между сервером-источником и сервером расщепления поддерживается постоянно действующее соединение, а серверу расщепления доступно только информационное медиасодержимое, переданное непосредственно этим способом.

В “Руководстве по администрированию”, прилагаемом к платформе RealNetworks, поясняется, как можно легко и быстро сконфигурировать оба типа расщепления медиапотоков в тестовой среде, подобной нашей. Единственное, что нас немного раздражало, так это необходимость использования в ссылках на источники расщепления указателей URL двойного формата. Источник, который мы создали для тестирования наших механизмов расщепления, представлял собой сымитированный “живой” медиапоток, который мы сформировали, используя утилиту интерфейса командной строки g2slta.exe. Поскольку этот подход аналогичен использованию утилиты PlayListBroadcaster.exe для генерации “живого” потока продукта QuickTime, нам, чтобы избежать проблем с полными именами медиафайлов, и здесь пришлось скопировать все задействованные файлы в один каталог.

Компания RealNetworks собирается выпустить продукт RealSystem 8 Proxy Server, который для некоторых предприятий может стать удачной альтернативой механизмам расщепления медиапотоков по методу вытягивания или выталкивания. В момент проведения наших испытаний этот продукт находился на завершающей стадии бета-тестирования. Да и бета-тестирование новой версии этого сервера, RealSystem Server 8, тоже подходило к концу, так что, когда вы будете читать нашу статью, его коммерческая версия, скорее всего, уже поступит в продажу. Он имеет ряд усовершенствований, направленных на снижение непроизводительных потерь полосы пропускания сетевых каналов при конфигурировании процесса расщепления медиапотоков. С его помощью можно реализовать более эффективное, динамическое распределение медиапотоков RealNetworks по всем серверам RealSystem Server корпоративной информационной сети.

Таблица 2. Характеристики протестированных платформ потокового мультимедиа

Характеристика

Платформа фирмы Apple Computer

Платформа фирмы Microsoft

Платформа фирмы RealNetworks

Архитектура:

Потоковый сервер (программная платформа)

Darwin Streaming Server 2.0.1 (FreeBSD 3.5; Red Hat Linux 6.2; Solaris 7; Windows NT Server; Windows 2000 Server); QuickTime Streaming Server 2.0.1 (Mac OS X Server 1.0.2)

Windows Media 4.1 (Windows NT Server; Windows 2000 Server)

RealServer Basic; RealServer Intranet (AIX 4.3; FreeBSD 3.0; HP-UX 11.x, Irix 6.2, 6.5; Linux 2.2, glib c6; SCO 7.0.1, 7.1.0, 7.1.1; Solaris 2.6, 2.7, 2.8; Windows NT или 2000 Workstation либо Server); RealServer Plus; RealServer Professional Standard или Broadcast

Кодировщик (программная платформа)

QuickTime Pro 4.1.2 (Mac OS 7.5.5; Windows 95/98/NT/2000/Millennium)

Windows Media Encoder 7 (Windows 98/NT/2000/Millennium)

RealProducer Basic; RealProducer Plus (Linux 2.2.x для машин с архитектурой Intel, Mac OS; Solaris 2.7; Windows 95/98/NT/2000/Millennium или Windows NT 4.0 на машинах с процессорами Pentium)

Плейер (программная платформа)

QuickTime Pro 4.1.2 (Mac OS 7.5.5; Windows 95/98/NT/2000/Millennium)

Windows Media Player 7 (Windows 98/2000/Millennium); Windows Media Player 6.4 (Windows 95/NT); бета-версия Windows Media Player for Mac (Mac OS 8.5 или более поздняя версия)

RealPlayer 8; RealPlayer Enterprise 8 (Windows 95/98/NT/2000/Millennium; Mac); RealPlayer Plus

Пользовательские инструментальные средства разработки медиасодержимого

QuickTime Pro 4.1.2

Windows Media Author 4.0; Windows Media Publish to ASF и Presentation Broadcaster for PowerPoint

RealPresenter; RealPresenter Plus; RealSlideshow; RealSlideshow Plus; Studio Basic for RealVideo; Studio Plus for RealVideo

Инструментальные средства и утилиты разработчика медиасодержимого/администратора

Hint Track Profiler (только для компьютеров Macintosh); Plug-in Helper; подключаемый модуль QT Player Streaming Info; QT Stream Splicer

Advanced Script Indexer; asfchop; asfindexer; AVItoWMV; Batch Encoder; Load Simulator; Media Attribute Editor; Metafile Creator

RMBatch; RMEditor; RMEvents

Протоколы потоковой передачи мультимедиа и клиент-серверного взаимодействия

UDP (User Datagram Protocol); RTP/RTCP (Real Time Transport Protocol/Real Time Transport Control Protocol); RTSP (Real Time Streaming Protocol); TCP

HTTP; UDP; MMS (Microsoft Media Server); MSBD (Media Stream Broadcast Distribution); TCP

HTTP; RDP (Real Data Transport); RTSP; RTP/RTCP; UDP; TCP

Интеграция мультимедиа

SMIL 1.0 (Synchronized Multimedia Integration Language); события URL (HREF Track)

События (сценарии) URL; Windows Media как источник для SMIL 2.0 браузера Internet Explorer 5.5

SMIL 1.0; события URL (утилита RealMedia Events)

Сервер:

Одноадресная потоковая передача мультимедиа по требованию

l

l

l

Одноадресная "живая" потоковая передача мультимедиа

l

l

l

Групповая "живая" потоковая передача мультимедиа

l

l

l (в версиях RealServer Plus/Intranet/Internet)

Групповая потоковая передача медиафайла

l (используя PlaylistBroadcaster)

l (используя Windows Media Services Station)

l (в версиях RealServer Plus/Intranet/Internet, используя утилиту G2SLTA)

Механизмы расщепления медиапотоков

l

l

l (в версиях RealServer Plus/Intranet/Internet)

Дросселирование (throttling)

Посредством максимального числа одновременно поддерживаемых соединений, путем ограничения максимальной пропускной способности канала связи

Путем ограничения максимальной пропускной способности канала связи, максимального числа подключаемых клиентов, максимальной битовой скорости передачи медиафайла

Путем ограничения максимальной пропускной способности канала связи, максимального числа подключаемых клиентов

Web-администрирование

m

l

l

Мониторинг в режиме реального времени

Отображение Web-страницы с установочными параметрами сервера и текущими производительностью, соединениями и файлами

Media Service Monitor; Microsoft Management Console

G2 Java Monitor

Контроль доступа/аутентификация конечных пользователей

Аутентификация пользовтелей и групп пользователей посредством QTSSAccessModule

Контроль доступа к серверу и клиенту на основе IP-адресов и элементов реестра; аутентификация на основе протокола HTTP Basic, на основе HTTP/Windows NT LAN Manager и учетной базы данных

Контроль доступа на основе IP-адресов и портов; аутентификация посредством HTTP Basic, RealNetworks 5.0 (с пользовательской плоской или структурированной базой данных) или Windows NT LAN Manager

Средства информационной защиты медиасодержимого

m

Windows Media Rights Manager

m

Кодировщик:

Исходные входные форматы медиафайлов

.AIF, .AU,.AVI, .BMP, DV, .GIF, .JPG, karaoke, MacPaint, MIDI, .MOV, .MPG, .MP3, M3U, Photoshop, PICS, PICT, .PNG, SGI, sound, Targa, text, 3DMF, TIFF, .WAV

.AVI, .MPG, .MP3, .WAV

.AIFF, .AU, .AVI, .MOV, .MPG, .MP3, .WAV

"Живое" кодирование на потоковый сервер

m (для систем Macintosh требуется стороннее ПО Sorenson Broadcaster)

l

l

"Живое" кодирование в файл

m (для систем Macintosh требуется стороннее ПО Sorenson Broadcaster)

l

l

Кодирование захваченной экранной информации

m

l

m

Сжатие видеоданных

H.261; H.263; Sorenson Video 2; Sorenson Video Pro 2; Cinepak; MPEG-1

ISO MPEG-4 1.0; MS MPEG-4 3.0; Windows Media 7.0 Video Codec

RealVideo 8

Кодирование на различных скоростях передачи битовых потоков

m (требуется модернизация ПО до Sorenson Pro 2)

l

l

Сбор статистики по кодированию медиаданных

m

l

l

Редактирование изображений путем его отрезки по краям (cropping)

l

l

l

Пакетное кодирование

l (на системах Macintosh необходимо наличие ПО AppleScript )

l (используя Windows Media Encoder SDK и Script Host)

l (используя RMBatch)

Передача медиапотока непосредственно с кодировщика

m

l

m

Плейер:

Динамическое переключение полосы пропускания

l

l

l

Возможность изменения размеров воспроизводимого изображения

l

l

l

Возможность полноэкранного воспроизведения видеоизображения

l

l

l

Использование встроенной конструкции плейера

l

l

l

Автоматическая повторная прокрутка передаваемого потока

l

l

l

Сбор статистики

l (посредством встраиваемого модуля QT Player Streaming Info)

l

l

Централизованное администрирование

m

l (посредством заказного лицензионного плейера в составе Internet Explorer Administration Kit)

l (посредством RealPlayer Enterprise Edition)

Примечание. l -- есть, m -- нет.

Коротко о продуктах

QuickTime 4.1.2
Цена: распространяется бесплатно
QuickTime Pro
Цена: 29,99 долл.
QuickTime 5 (общедоступная бета-версия)
Цена: распространяется бесплатно
Фирма: Apple Computer
Телефон в Москве: 937-5157 (фирма DPI -- представитель Apple Computer в России)
http://www.apple.com

Windows Media Technologies 7: Windows Media Encoder 7, Windows Media
Player 7, Windows Media Player 6,4 (для Windows 95 и NT), Windows Media Services 4.1

Цена: включена в стоимость ОС Windows
Фирма: Microsoft
Телефон в Москве: 967-8585
http://www.microsoft.ru

RealServer Plus 7.0
Цена: 1995 долл.
RealProducer Plus 8
Цена: 149,95 долл.
RealPresenter Plus 8
Цена: 99,95 долл.
RealPlayer 8 Plus
Цена: 29,99 долл.
RealSlideshow Plus
Цена: 69,95 долл.
Фирма: RealNetworks
http://www.realnetworks.com





  
5 '2001
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• "Мир" умер, да здравствует "Союз"

локальные сети

• Лучше несколько маленьких сетей, чем одна большая

• Оборудование для маркировки кабельных систем - заметный шаг вперед

корпоративные сети

• Магия группового медиавещания

• В режиме реального времени

• Потоковое мультимедиа - новый виток технологий

услуги сетей связи

• Преодолевая расстояния

• Недостающее звено в мире IP

• Маршрутизаторы DSL обрабатывают трафик предприятий

• Анализаторы SDH идут в массы

защита данных

• Интегрированные платформы сетевой безопасности

• Почему именно сегодня так важно обеспечить защиту электропитания?

• Там, где живет телекоммуникационное оборудование

• Российские университеты бесперебойного питания

электронная коммерция

• У высохшей реки Интернет-бизнеса

• Новые приложения помогут взаимодействовать бизнес-партнерам через Интернет

системы учрежденческой связи

• Беспроводные мосты типы "точка-точка"

только на сервере

• Когда не сходятся концы с концами

• Выбираем платформу потокового мультимедиа

новые продукты

• Великан Quidway A8010 от Huawei



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх