Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Телекомьютинг, или Как повысить производительность труда работающих дома?

Мария Шефер

В последнее время отмечается настоящий бум телекомьютинга в сетевой индустрии. Предоставление сотрудникам отделов информационных технологий (ИТ) возможности работать дома повышает их производительность труда и экономит деньги компаниям.

Но работать дома должны только те сотрудники, чья специализация, квалификация и занимаемая должность наиболее всего подходят для телекомьютинга.

Телекомьютинг, или работа на дому с применением сетевых технологий, стал весьма популярен среди специалистов в области ИТ. Более двух третей фирм, опрошенных компанией Meta Group в ходе недавно проведенного исследования, заявили о том, что предоставляют возможность телекомьютинга своим сотрудникам. По данным Правительства США, около 7% всех рабочих мест в подразделениях ИТ американских компаний организовано по принципу телекомьютинга. По прогнозам Meta Group, к 2005 г. это число рабочих мест должно удвоиться.

Но телекомьютинг подходит далеко не всем работникам сектора ИТ. Специфика деятельности некоторых специалистов в области передачи речи и данных, системных программистов и операторов такова, что они вынуждены постоянно находиться на своих рабочих местах. Разработчики приложений, штатные консультанты, плановики, менеджеры проектов, бизнес-аналитики и персонал служб оперативной технической поддержки и взаимодействия с клиентами — вот самые предпочтительные кандидаты для работы дома. Это объясняется тем, что от них не требуются ни ежедневные личные контакты с заказчиками, ни интенсивное использование оборудования и ПО, установленных на рабочих местах в цехах или офисах компаний.

Очевидное преимущество телекомьютинга для служащих — это гибкий график работы. Что же касается работодателей, то использование телекомьютинга ведет к существенному снижению их потребности в оборудовании рабочих мест, а также к уменьшению накладных расходов. Кроме того, он позволяет найти и привлечь к работе на благо фирмы талантливых ИТ-специалистов с большим творческим потенциалом. Предупреждая уход своих наиболее одаренных работников в крупные фирмы-конкуренты, небольшие компании испокон веков предоставляли им возможность работать дома.

И все же большинству сотрудников приходится спрашивать разрешения у начальства, чтобы работать в режиме телекомьютинга. Как правило, чтобы получить это разрешение нужны веские причины, например такие, как уход за маленьким ребенком, значительное расстояние от дома до офиса или необходимость восстановления трудоспособности после перенесения тяжелой болезни. Такой индивидуальный, несистемный подход к телекомьютингу объясняется еще и тем, что лишь немногие компании сочли для себя необходимым разработать и внедрить специальную политику телекомьютинга. Однако есть надежда на то, что уже в ближайшее время ситуация с телекомьютингом начнет меняться в лучшую сторону: согласно результатам исследования, проведенного все той же компанией Meta Group, к концу 2003 г. такую политику введут у себя более 75% фирм, включенных в список Global 2000 (куда входят 2000 самых крупных компаний мира).

Уютная работа

От 11 млн до 14 млн работников разных специальностей самых различных отраслей промышленности и хозяйства США хотя бы один день в месяц работают дома. Большинство из них являются работниками служб ИТ — от программистов до специалистов центров обработки вызовов и оперативной технической поддержки. Служащие более одной четверти компаний США, включенных в список Global 1000, регулярно работают дома.

Возьмем, к примеру, программиста, который контактирует с заказчиком главным образом на начальном этапе разработки ПО. Если такой разработчик имеет доступ к корпоративной сети посредством линии ISDN, DSL или через кабельный модем и время от времени лично наведывается в офис, то теоретически он может писать программный код, находясь где угодно. То же самое относится и к персоналу служб технической поддержки и взаимодействия с заказчиками. Очень часто такие служащие выполняют боўльшую часть своей работы, пользуясь только телефоном или электронной почтой, и лишь по мере необходимости прибегают к личным контактам с пользователями.

Крупнейшая брокерская компания Нью-Йорка стала широко использовать телекомьютинг только после того, как ее расходы на содержание ИТ-персонала превысили 15% годового бюджета. Затраты, связанные с реализацией ее программы телекомьютинга, охватывающей 1700 программистов, проживающих в Нью-Йорке и его окрестностях, оказались меньше, чем затраты, обусловленные постоянной текучестью кадров. Они составили примерно 5 млн долл., т. е. в год на одного служащего будет затрачиваться около 3000 долл. В ходе реализации этой программы обнаружилась даже неожиданная экономия средств, например при оплате счетов за электроэнергию, что позволило сократить текущий бюджет компании на сумму аж в 1 млн долл.

Суть программы состоит в следующем. Прежде чем запросить статус надомного работника, или телекомьютера, программист обязан отработать в компании не меньше 90 дней. Получив такой статус, он должен являться в офис, как минимум, раз в неделю. Предварительно с программистом проводят инструктаж, в ходе которого его обучают всем премудростям обустройства домашней рабочей среды и мерам по обеспечению безопасности удаленной работы, а также дают советы как преодолеть разнообразные проблемы, связанные с работой на дому. После этого осматривается рабочее место программиста-надомника и проверяется его договор с домовладельцем и выясняется, оговорена ли в нем работа на дому.

Для оказания помощи надомникам по окончании испытательного срока упомянутая брокерская фирма организовала у себя специальную группу технической поддержки. В результате внедрения программы телекомьютинга число служащих, удовлетворенных своими условиями труда, возросло на 30%, а производительность труда группы программирования в целом повысилась более чем на 20%. По мнению некоторых организаций, занимающихся исследованиями рынка, а также ряда СМИ, условия труда в этой брокерской компании стали одними из лучших в США главным образом благодаря реализованной ею программе телекомьютинга.

Управление “работниками в шлепанцах”

Как же можно управлять работающими у себя дома программистами, одетыми в пижамы и шлепанцы? Невозможно успешно внедрять программу телекомьютинга и управлять ею без тщательного планирования и использования средств связи.

Прежде всего вам понадобится информационно-коммуникационный центр — специальная группа, состоящая из менеджеров разных подразделений, участвующих в этой программе, представителей ИТ- и кадровой служб. В задачу этой группы должно входить изучение приемов выполнения работы сотрудниками в традиционных условиях, т. е. в офисе. На начальном этапе исследования необходимо получить ответы на следующие вопросы.

· Осуществляют ли менеджеры ежедневный контроль за производственной деятельностью своих подчиненных?

· Каким является процесс управления производственной деятельностью — централизованным (т. е. осуществляемым заместителем директора по административным вопросам или менеджером отдела кадров) или децентрализованным (например, когда каждый работник сообщает о своей явке на работу самостоятельно, регистрируясь в корпоративной интрасети или используя для этого какой-либо иной способ)?

· Какие механизмы обмена информацией существуют в компании и какой из них может быть приспособлен для нужд телекомьютинга?

Следующий этап исследования — определение круга работников, которым можно разрешить работать дома. Как не всякий вид работы подходит для телекомьютинга, так и не каждый работник годится для него. Чтобы решить вопрос, кто из ИТ-специалистов конкретно может работать дома, нужно принять во внимание два фактора: занимаемую им должность и его деловую репутацию. В первую очередь следует предоставлять возможность работать дома инициативным сотрудникам. Идеальный претендент на телекомьютинг должен обладать следующими качествами:

· желание делиться информацией и держать своего менеджера, коллег и клиентов в курсе своей производственной деятельности и своего местонахождения;

· способность работать самостоятельно, без постоянной обратной связи;

· гибкость ума, позволяющая ему в одиночку решать такие проблемы, как получение необходимой для выполнения работы информации, при отсутствии возможности воспользоваться помощью сотрудников службы технической поддержки или менеджера.

Некоторые компании проводят тестирование потенциальных телекомьютеров. Маловероятно, чтобы служащий, за работой которого в офисе закрепилась плохая репутация, был включен в список кандидатов на телекомьютинг. При отборе последних несомненную пользу окажут специальные анкеты, содержащие предъявляемые к работникам квалификационные требования и соответствующие оценки их способностей (см. “Анкета оценки компетентности”).

Не только факс, пожалуйста

Неадекватная техническая инфраструктура может заметно снизить эффект, ожидаемый от внедрения телекомьютинга. Поэтому в начале пути компаниям придется сделать определенные капиталовложения в оборудование домашних офисов своих сотрудников (провести там дополнительные телефонные линии и купить необходимые офисные принадлежности), а впоследствии — выплачивать регулярные пособия на текущие расходы; их можно платить ежегодно или ежемесячно. Компания также должна урегулировать вопросы, касающиеся связанных с телекомьютингом платежей, чтобы определить, какие из них будет платить сам работник, а какие возьмет на себя организация.

Но компьютеры, столы и денежные пособия на текущие расходы — это еще не все. Необходимо уделить внимание и некоторым другим компонентам инфраструктуры телекомьютинга — например, технической поддержке во внеурочное рабочее время.

Одним из главных в инфраструктуре телекомьютинга должен стать организационный компонент. Наиважнейшим моментом здесь является обеспечение максимума возможностей для взаимодействия работающего на дому сотрудника с другими служащими компании. Потенциальным источником психологических стрессов становится работа в отрыве от команды, отсутствие постоянной обратной связи с ней. Менеджеры должны отлично представлять себе специфику работы телекомьютеров и предоставить им все необходимые средства для полноценного контакта с коллегами. Можно, например, установить “телемост” для участия работающих дома в общих собраниях сотрудников фирмы или выделить специальное время для решения возникающих вопросов.

Среди тех, кто первыми подняли вопрос о необходимости более гибкой и открытой организации рабочего процесса, были специалисты по ИТ. Сегодня работодатели наконец-то осознали, что работа сотрудников отделов ИТ у себя дома обходится дешевле, нежели в офисе. Немаловажен и тот факт, что производительность труда телекомьютеров в среднем на 25% выше по сравнению с производительностью труда служащих, работающих в офисах. Так что, если у вас все еще нет программы телекомьютинга для специалистов по ИТ, самое время заняться ее разработкой вплотную.





  
8 '2001
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Старые фокусы новой экономики

бизнес

• Сеть современных викингов

локальные сети

• Сетевые адаптеры Ethernet/Fast Ethernet

• На пути к контролю физического уровня сети

• Стандарты на кабельные системы: в ожидании формального принятия

корпоративные сети

• Лучшие продукты 2001 года

• Комплексные решения от одной фирмы. Плюсы и минусы

• Одна сеть - один выбор

• Телекомпьютинг, или как повысить производительность труда работающих дома?

услуги сетей связи

• От 2G к 3G. Проблемы миграции и пути их решения

• Карманные WAP-устройства. Руководство для покупателя

• День переезда

• Создание отечественных универсальных средств мультисервисной связи. Проблемы и решения

• Оптическая коммутация блоков

новые продукты

• Высокоскоростная связь между сетями; Новинки от Кроникс; АО "Радиус" расширяет диапазон производимого оборудования

только на сервере

• Оптимизация производительности баз данных для Web

• Знакомьтесь, XML!

• Технологии доставки динамического контента

• Тестируем серверы высотой 1U



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх