Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Тематический план
Отдел рекламы
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Социальные аспекты развития цифрового вещания

Ю. О. Кинцис

Сейчас, когда многие страны, в том числе и европейские, переходят на цифровые технологии вещания, возникает множество проблем не столько технического, сколько социального характера, существенно усложняющих и тормозящих этот процесс. Фактически, техническая революция в вещании и средствах передачи и обмена информацией, — а именно так следует называть проходящий сегодня процесс — показала, что общество (человеческий социум) в настоящее время оказалось недостаточно подготовленным к ней. Развиваясь, мировой технический потенциал в области телекоммуникаций и телевещания во многом обогнал социальные потребности общества, вызвал множество сложных, порой конфликтных ситуаций и проблем, требующих оперативного вмешательства.

Учитывая это, на 6-й конференции комитета министров европейских стран по политике массмедиа (Steering Committee on the Mass Media — CDMM), прошедшей в Кракове 15—16 июня 2000 г., было принято решение об организации постоянно действующей группы по исследованию социальных проблем цифрового вещания (MM-S-DB). Первое заседание группы состоялось в Страсбурге 21—23 марта 2001 г. под председательством Арнауда Беафорта, который и был избран руководителем MM-S-DB.

В работе заседания приняли участие представители 21 европейской страны, включая наших ближайших соседей (Грузия, страны Восточной Европы и Балтии), а также члены Парламентской Ассамблеи, Конгресса местных и региональных властей стран Европы, Европейской Комиссии.

В качестве наблюдателей на заседании присутствовали представители Канады, Японии, Мексики, США и члены Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Ассоциации коммерческого телевидения (ACT), Аудиовизуальной корпорации EURIKA, Европейской аудиовизуальной обсерватории и, разумеется, Европейского вещательного союза (EBU).

На первом заседании члены группы особо подчеркнули, что целью своей работы считают формирование постоянного Европейского форума для обсуждения влияния цифрового телевещания на жизнь общества. В дальнейшем они предполагают действовать как инициаторы в этой области в условиях быстро меняющейся ситуации на рынке цифрового вещания. При этом основная деятельность группы будет направлена не на технические, а на социально-демократические аспекты развития цифрового телевещания.

Особое внимание в работе группы будет уделяться следующим вопросам: оценка преимуществ и недостатков более или менее быстрого внедрения новых цифровых вещательных платформ; выявление экономических, юридических, технических, географических и прочих факторов, которые могли бы затруднить или, наоборот, облегчить этот процесс; производство высококачественных программ; продвижение на рынок новых технологий — словом, всему тому, что способствовало бы скорейшему переходу на цифровое вещание.

Среди преимуществ цифрового вещания, независимо от того, о какой вещательной платформе идет речь — кабельной, спутниковой или наземной, — можно отметить следующие: увеличение числа каналов, доступных на одной частоте вещания и соответственно решение проблемы дефицита спектра; улучшение качества звука и изображения; возможность организации интерактивного телевещания; возможность предложения новых услуг и нового содержания (контента). Группа также отметила большое преимущество и огромные возможности цифрового телевещания при использовании платных каналов. Однако последнее можно рассматривать и как недостаток перехода на цифровое телевещание, который способен усилить различия между странами, социальными группами и отдельными личностями общества. Появилось даже понятие "цифровое неравенство" (digital divide).

Но если говорить о переходе на новые цифровые вещательные платформы в целом, то его недостатки перевешиваются преимуществами.

И поскольку с точки зрения технического прогресса сам переход должен так или иначе случиться, то уж лучше способствовать ему и гарантировать, что он пройдет быстро и должным образом. Один из аргументов в пользу быстрого перехода, кроме всего прочего, заключается в том, что работа в аналоговом и цифровом режимах одновременно — удовольствие очень дорогое.

Существует достаточно много вариантов стимулирования процесса перехода на цифровое телевещание. Это и наращивание производства цифровых телевизионных приемников при одновременном свертывании производства аналоговых телевизоров, и компенсации со стороны государства компаниям-вещателям за потерю некоторой части аудитории, что неизбежно при переходе на цифровые технологии.

Способствовать развитию цифрового вещания должно и существование незашифрованных каналов. Это послужило бы стимулом для привлечения тех телезрителей, которые желают пользоваться цифровыми каналами, но не способны платить за них. Кстати, быстрое увеличение числа цифровых каналов не обязательно, поскольку может привести к ухудшению качества их содержимого.

Некоторые эксперты, выступавшие на заседаниях группы, обращали внимание на правовые аспекты телевещания, особенно на тот факт, что с точки зрения законодательства разница между телекоммуникациями и телевещанием становится несколько размытой; по их мнению, здесь необходимо иметь два разных набора регламентирующих документов.

Даже при том, что состояние отраслей телевещания разных стран существенно отличается, на заседании группы отмечалось, что и в цифровой среде общественное телевещание должно продолжать действовать как фактор социального сплочения, совершенствования общественных отношений и сохранения национального и общеевропейского культурного наследия. Каналам общественного телевещания следует и в дальнейшем предлагать широкий диапазон новостных, культурных и образовательных программ, приспосабливая их к потребностям различных по численности групп зрителей.

Одна из главных особенностей общественного телевещания — универсальный доступ. Он должен сохраниться и в новой среде, независимо от географических условий или используемых платформ. В этом отношении группа приняла во внимание результаты обсуждения странами ЕС возможности продления сроков принудительного перехода общественного телевещания на цифровые вещательные платформы.

Чтобы помочь общественному телевещанию в выполнении возложенных на него функций, необходима определенная политическая и финансовая поддержка со стороны государства. В то же время для успешной конкуренции с частными телевещателями и другими субъектами связи и медиасервиса общественные телевещатели должны выработать соответствующую политику. Это требование становится особенно важным, когда речь заходит о составлении сетки программ вещания.

В целях сохранения своей аудитории общественным телевещателям необходимо принять особо активные меры, направленные на то, чтобы предлагать пользователям более высококачественный контент и услуги. Общественное телевещание могло бы быть весьма значимой социальной силой, на которую следует рассчитывать при условии, что оно останется популярным среди населения. Вопрос состоит в следующем: как предоставить общественности то, что она хочет, и каким образом формировать ее ожидания? Как поддерживать разнообразие вещания без потери его качества и коммерциализации? В будущем специфическую роль здесь могут сыграть образовательные программы. Общественное телевещание в этой части будет иметь большие преимущества. И вообще, поддержание определенного имиджа должно стать стратегией общественного телевещания в эру цифровых технологий.

Одной из проблем общественного телевещания в цифровой среде является необходимость обеспечения его присутствия в сети Интернет с целью организации интерактивных телепрограмм. Хотя с точки зрения качества содержания интерактивность не является равноценной заменой вещания, она могла бы стать ключом к прямой связи с телезрителями, что было бы очень важно в условиях жесткой конкуренции. Для общественного телевещания интерактивность жизненно необходима. В новых условиях общественные каналы, кроме функции простой доставки информации, должны взять на себя еще и функции предоставления услуг. Кроме того, в отдельных странах общественное телевещание должно придерживаться единой международной стратегии и создавать вещательные программы специально для международного обмена с другими европейскими странами и каналами. Например, это могут быть спортивные программы, наиболее хорошо принимаемые большинством стран мира.

Переход на цифровую технологию потребует развития новых регулирующих структур, которых еще мало в некоторых странах. Например, было отмечено возникновение проблем у общественных телевещателей, когда они выступали в роли производителей программ и операторов связи одновременно в тех местах, где уже имелись свои операторы.

При переходе обязательно возникнут серьезные проблемы с финансированием общественного телевещания. Очевидно, что в новой технологической среде без безопасной и надежной структуры финансирования общественное телевещание рискует потерять свою аудиторию и утратить свою роль в обществе. Отмечается, что с увеличением себестоимости приобретения, производства, хранения и трансляции программ общественное телевещание все больше нуждается в дополнительных источниках финансирования, отличных от традиционных. Иными словами, повышение качества программ потребует больших капитальных вложений.

Если уж общественное телевещание рассматривать как проводник новых знаний в эру цифровых технологий, то ему необходимо предоставить дополнительные ресурсы, чтобы оно могло конкурировать с другими видами вещания. Одним из решений здесь стало бы предложение общественными телевещателями отдельных коммерческих услуг и принятие участия в совместном производстве коммерческих программ.

Что же касается проблем лицензирования, то, как отметили члены группы, с началом цифровизации телевещания и быстрого увеличения числа каналов может наблюдаться тенденция к прекращению действия процесса его (вещания) регулирования с помощью лицензий. В связи с этим в настоящее время ряд стран приступили к разработке законов, предусматривающих вместо лицензий введение общих разрешений на телевещательные услуги, не требующие расширения частотного ресурса.

В этих законах роль государства ограничивается планированием и распределением частотных ресурсов. Всякий раз, когда вещатель захочет расширить свой частотный ресурс, он должен будет дополнительно приобрести соответствующие права.

В отдельных случаях закон, отменяющий получение лицензий, предполагает, что телевещатели будут следовать некоторым установленным обязательствам в отношении содержания программ. В некоторых странах планируется введение в действие гибкой системы регулирования, включающей в себя общие разрешения на содержание программ для технических операторов и специальные разрешения/лицензии для поставщиков услуг.

В условиях, когда система лицензирования упразднена или роль государства в этом процессе существенно ослаблена, за содержанием программ всегда должен предусматриваться некоторый минимальный контроль и наличие определенных стандартов, которым вещатели должны следовать в обязательном порядке. Это могло бы иметь форму лицензии, разрешения, прав доступа или других установленных законом ограничений на содержание программ.

В ближайшее время должно быть проведено четкое разграничение между разрешениями/лицензиями на предоставление услуг связи и на предоставление услуг телевещания. Иметь единую лицензию, охватывающую и технические аспекты вещания, и его содержательную часть, не представляется возможным.

Сегодня большую проблему представляют юридические вопросы телевещания при использовании различных платформ, например, когда одна и та же телевизионная программа сначала транслируется по традиционным каналам, а затем передается по сети Интернет. Следует ли считать ее вещательной в последнем случае? Или, может быть, трансляция такой программы в Сети является не более чем Интернет-сервисом? Останется ли вещание посредством Интернет таковым с юридической точки зрения или его можно считать простой передачей данных? Есть, например, мнение, что вещательные инструкции должны распространяться на любой контент, который классифицировался бы как вещательная программа независимо от платформы, на базе которой ведется трансляция, включая и сеть Интернет.

Говоря о влиянии цифровой среды на деятельность регулирующих структур, можно утверждать, что конвергенция приведет к сближению двух понятий — "вещание" и "передача данных". Некоторые страны уже задумались о их объединении. Сегодня существует много вопросов, на которые еще нет определенных ответов. Предстоит большая кропотливая работа на долгие годы.

На следующей своей встрече члены MM-S-DB решили исследовать ситуацию, сложившуюся в отношении цифрового радиовещания. Предварительные сроки изучения этой проблемы консультанты должны, вероятно, согласовать со своими партнерами в EBU и представить результаты в секретариат группы. Анализ проблем может касаться миссии, организации и финансирования общественного вещания в европейских странах, а также плана развития цифрового вещания. Слушания по этому вопросу должны проходить в присутствии представителей вещательных компаний и организаций, влияющих на общую стратегию развития вещания в эру цифровых технологий.

Об авторе
Кинцис Юрий Ольгертович,
научный обозреватель
Телефон: (095) 218-9811





  
11 '2001
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Порядок для свободы и безопасности

бизнес

• Теорема OCS

• Системы связи в энергетике

локальные сети

• Кабельные тестеры для UTP

• Тестирование систем на базе 50- и 62,5-мкм оптического волокна

• Мы будем жить по-новому

• Выбираем телекоммуникационный шкаф

корпоративные сети

• "Большая тройка" рвется на новый рынок

• Сервер как коммунальная услуга

• IP-телефония на корпоративном рынке

• Многочисленные "много-"

услуги сетей связи

• Тонкие клиенты для российских школ

• Социальные аспекты развития цифрового вещания

• Цифровое видео приближается к "критической массе"

• Тестируем устройства для передачи цифрового видео

• Тестируем WAN - анализаторы

• Новая платформа Интернет-доступа - взаимовыгодное сотрудничество операторов и Интернет-провайдеров

защита данных

• Поймать вора

• Дракон взбирается на вершину

новые продукты

• NetWare 6 предоставляет давно обещанные возможности; Новый ИБП от APC; Ericsson приближает эпоху быстрого мобильного Интернета; Решение электронного бизнеса на основе Linux компании Red Hat


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2003 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (095) 234-53-21. Факс (095) 974-7110. вверх