Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

"Тонкие" клиенты для российских школ

В. В. Гуров

Хотя информатика уже сравнительно давно вошла в перечень обязательных общеобразовательных дисциплин российских школ, они в отличие от университетов

до последнего времени были обойдены "всеобщей компьютеризацией". Большая часть тех ПК, которые сегодня имеются в классах, морально устарели еще в прошлом веке; и о том, чтобы эффективно использовать их для работы с Интернет и мультимедийными приложениями, не может быть и речи. Отсутствие же на протяжении более чем десяти лет каких-либо централизованных поставок этого оборудования вынуждает учебные заведения самостоятельно изыскивать средства для его приобретения. Вполне естественно, что федеральной целевой программой (ФЦП) "Развитие единой образовательной информационной среды", разработанной по заказу Минобразования РФ, в первую очередь предусмотрено оснащение школ новейшими средствами информатизации. При этом в программе особо подчеркнуто, что в целях обеспечения эффективной работы учащихся целесообразно поставлять в образовательные учреждения компьютеры, объединенные в локальные сети. Это позволит учителям, с одной стороны, осуществлять более эффективный контроль, а с другой — использовать сетевые версии электронных учебных материалов.

Надо сказать, что в средствах массовой информации обсуждение данной ФЦП сопровождается резкой критикой в адрес принятого на государственном уровне решения о закупке компьютеров с ПО Microsoft Office для сельских школ. Признавая ее справедливость, не могу не отметить, что, на мой взгляд, данное решение в известном смысле было предопределено. Я еще не видел ни одного учебника информатики, в котором описывался бы какой-либо альтернативный программный продукт, скажем "Русский Офис" или StarOffice. В отраслевой прессе периодически обсуждалась тема возможности и целесообразности использования вместо ПО Microsoft альтернативных продуктов — в том числе свободно распространяемых, но серьезного сравнительного анализа их функциональности пока еще не было и нет. Поэтому неудивительно, что на сегодняшний день у подавляющего большинства ответственных лиц сформировалось твердое мнение о том, что продукция Microsoft в своем роде "единственная и неповторимая". Но, быть может, такое положение дел скоро изменится.

Еще в начале этого года по инициативе Министерства образования РФ — основного объекта вышеупомянутой критики — была проведена встреча с представителями компании Sun Microsystems и ее партнера — компании REDLAB, где обсуждалась возможность использования технологий Sun в рамках ФЦП. На встрече была достигнута договоренность об участии обеих компаний в пилотном проекте на базе одного из российских университетов, коим, по согласованию с министерством, был выбран Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), и двух сельских школ Тамбовской области.

На пресс-конференции, которую Министерство образования РФ устроило по прошествии нескольких месяцев, данный проект был представлен уже как свершившийся факт, демонстрирующий возможности использования технологий Sun Microsystems в организации региональных компьютерных учебных классов. Решение на основе серверов и не требующих администрирования "тонких" клиентов позволяет легко организовать централизованное обучение, упрощает процедуру обновления программного обеспечения, увеличивает срок службы рабочих мест без закупки нового оборудования — по сравнению со сроком физического и морального износа персональных компьютеров, который составляет 2—3 года, — что ведет к экономии средств, выделяемых на компьютеризацию учебных заведений. В задачи проекта входил также подбор соответствующего базового ПО и апробация использования рабочих мест на базе "тонких" клиентов в деле обучения школьников различным дисциплинам.

В рамках данного проекта компания Sun Microsystems безвозмездно предоставила университету сервер масштаба предприятия Sun Enterprise 250, две рабочие станции Sun Ultra 10 и 21 терминал Sun Ray 100, а компания REDLAB осуществила инсталляцию аппаратного и программного обеспечения. На базе этого оборудования были созданы три учебных класса: один в университете, оснащенный сервером Sun Enterprise 250 и семью терминалами Sun Ray 100, и два в школах, оснащенные каждый одной станцией Sun Ultra 10 и семью терминалами Sun Ray 100. Основанные на процессорах SPARC, эти терминалы представляют собой довольно простые устройства, которые, не имея собственной ОС, работают под управлением небольшой клиентской программы, обеспечивающей функциональность удаленного графического терминала и связь с исполняющим приложения сервером. Отсутствие же в терминалах механических компонентов обеспечивает им более длительный гарантийный срок эксплуатации — до пяти лет непрерывной работы.

Связь между университетом и школами по беспроводной сети передачи данных (БСПД) осуществляется Тамбовским областным центром новых информационных технологий (ТамбовЦНИТ). В состав центра входит тамбовский региональный узел, предоставляющий доступ в Интернет через сети RUNNet, RBNet и РТК-Интернет. Его абонентами являются кафедры ТГТУ, областные вузы, многие лицеи и школы. В рамках данного проекта центр отвечает за эксплуатацию и техническое обслуживание аппаратного и программного обеспечения (при поддержке компании REDLAB). Разработку программ учебных курсов ведет Институт дистанционного образования ТГТУ в сотрудничестве с университетскими и школьными преподавателями.

ЛВС на основе "тонких" клиентов вполне отвечает требованиям ФЦП — при условии наличия развитой и надежно функционирующей сетевой инфраструктуры. Там же, где ее нет, целесообразно использовать полнофункциональные ПК — по крайней мере до тех пор, пока не будет создана единая телекоммуникационная образовательная среда, предусмотренная уже другой федеральной целевой программой — "Электронная Россия". Расширение же конфигурации "тонких" клиентов, в частности установка жестких дисков, приводов CD-ROM и НГМД, представляется нецелесообразным, поскольку неизбежно приведет к снижению надежности их работы и тем самым сведет на нет все преимущества данного решения (см. статью Ш. Дохерти "Руководство для покупателей "тонких" клиентов"//Сети и системы связи. 2001. № 9. С. 64). Появление в будущем БСПД с достаточно широкой полосой пропускания позволит использовать мобильные "тонкие" клиенты.

В заключение на всякий случай напомню, что для расширения спектра и повышения эффективности применения компьютеров наряду с ними предусматривается поставка в школы периферийного оборудования — принтеров, сканеров, цифровых камер, проекторов и т. д. Так вот все это оборудование должно быть самым тщательным образом протестировано на совместимость с базовой ОС (вдруг таковой паче чаяния окажется бесплатная ОС Linux, см. статью автора "Linux на рабочем столе"//Сети и системы связи. 2000. № 10. С. 20). В противном случае вновь может возникнуть "безальтернативная" ситуация, когда, например, — опять же в целях экономии — для школ решат закупать исключительно дешевые Windows-принтеры или Windows-модемы. Тогда волей-неволей придется отправляться на ближайший радиорынок.





  
11 '2001
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Порядок для свободы и безопасности

бизнес

• Теорема OCS

• Системы связи в энергетике

локальные сети

• Кабельные тестеры для UTP

• Тестирование систем на базе 50- и 62,5-мкм оптического волокна

• Мы будем жить по-новому

• Выбираем телекоммуникационный шкаф

корпоративные сети

• "Большая тройка" рвется на новый рынок

• Сервер как коммунальная услуга

• IP-телефония на корпоративном рынке

• Многочисленные "много-"

услуги сетей связи

• Тонкие клиенты для российских школ

• Социальные аспекты развития цифрового вещания

• Цифровое видео приближается к "критической массе"

• Тестируем устройства для передачи цифрового видео

• Тестируем WAN - анализаторы

• Новая платформа Интернет-доступа - взаимовыгодное сотрудничество операторов и Интернет-провайдеров

защита данных

• Поймать вора

• Дракон взбирается на вершину

новые продукты

• NetWare 6 предоставляет давно обещанные возможности; Новый ИБП от APC; Ericsson приближает эпоху быстрого мобильного Интернета; Решение электронного бизнеса на основе Linux компании Red Hat


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх