Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Hewlett-Packard всерьез обосновывается на рынке ПО

А. Н. Новичков

Что первым делом приходит вам на ум, когда речь заходит о фирме Hewlett-Packard? Конечно же, это принтеры, вспомните, как месяц или два тому назад вы искали замену для иссякшего картриджа. Настольные или портативные компьютеры? Да, конечно (на моем столе — люблю надежные вещи! — до сих пор красуется старенькая клавиатура Hewlett-Packard, хотя все остальное от нее уже давно куда-то перекочевало). Серверы? Безусловно. О них сразу же вспомнят руководители ИТ-отдела любого предприятия.

В свете устоявшегося представления об HP многие удивленно поднимают брови, узнав, что фирма является организатором одного из крупнейших европейских форумов — Software Universe, прошедшего в этом году в канун наших ноябрьских праздников. Европейская конференция Hewlett-Packard по программному обеспечению проводится регулярно вот уже на протяжении шести последних лет в наиболее красивых и исторически значимых местах Европы; на этот раз организаторы выбрали живописное местечко Французской Ривьеры — княжество Монако. Вид озабоченных и часто не по сезону тепло одетых гостей серьезного делового форума (в этом году их было около полутора тысяч, включая 300 представителей масс-медиа и отраслевых аналитиков) сильно озадачивал праздных посетителей знаменитого казино Монте-Карло, многочисленных ресторанов, а также постояльцев гостиниц, приехавших погреться в лучах средиземноморского солнца, весьма ласкового даже в эти ноябрьские дни.

Software Universe: новая тенденция — новое имя

Надо заметить, что название Software Universe данный форум получил впервые: прежние конференции проходили под знаменем одного из наиболее известных семейств продуктов Hewlett-Packard — платформы системного и сетевого управления OpenView. Такое переименование было произведено неспроста. Сделав за минувший год несколько серьезных приобретений в области индустрии ПО, фирма тем самым однозначно заявила о серьезности своих намерений окончательно укрепиться на рынке программных решений.

Надо сказать, что и в прежние годы Hewlett-Packard являлась весьма заметным в мире производителем программной продукции для построения информационной инфраструктуры обычных предприятий, Интернет-провайдеров, поставщиков услуг Интернет-приложений и телекоммуникационных компаний. Так, в 2000 г. общий доход от реализации ее программной продукции составил 2 млрд долл.

Еще около двух лет назад, выяснив, что оказание информационных услуг на предприятиях все больше тяготеет к сервисоцентрической модели, компания выделила в своей стратегии развития программного обеспечения два основных направления — OpenView и Netaction. Первое — это продолжение хорошо известного семейства продуктов для общего управления ИТ-инфраструктурой предприятия, включая приложения, службы, серверы и настольные системы, сетевое оборудование и устройства хранения информации. Второе предлагает интегрированный пакет продуктов для разработки, интеграции и развертывания так называемых электронных услуг.

HP и ее концепция современной “коммунальной” информационной услуги

Значение слова utility в применении к информационным технологиям должно быть хорошо понятно россиянам, привыкшим в силу исторических причин пользоваться преимущественно коммунальными (не частными) ресурсами. Оно подразумевает поставку ИТ-сервиса как коммунальной услуги в новом, современном ее понимании. Дело в том, что современная ИТ-инфраструктура становится настолько сложной и дорогой, что предприятиям зачастую просто не по карману содержать все ее компоненты в полнофункциональном объеме. Ведь дело может дойти до абсурда, когда расходы на одно из обеспечивающих подразделений бизнеса, каковым является отдел ИТ, начнут превышать расходы на основной бизнес компании, ее производство.

Чтобы лучше проиллюстрировать парадигму “коммунальной” услуги, возьмем актуальный для нашей зимы пример — центральное отопление. В самом деле, не проще ли провести к себе трубу от теплоэлектроцентрали и регулярно платить энергетическому предприятию, специализирующемуся на данном виде услуг, чем строить свою маленькую котельную. Однако, чтобы обеспечить такой подход, необходимо иметь полный набор инструментов — это и средство распределения услуги разным потребителям сообразно их запросам, и “счетчик” на “трубу” оказываемых услуг, а со стороны потребителя объективный контроль качества, т. е. в нашем примере — температуры. Данная концепция в компании Hewlett-Packard получила название Service Assurance, а перечисленные инструменты предоставляются различными продуктами семейства OpenView. Услуга же может быть абстрактной и оперативно создаваться для очередных нужд клиента. Под ней может пониматься и предоставление услуг связи через IP-инфраструктуру с гарантированным качеством, и хостинг Интернет-сервисов, и даже аутсорсинг ERP-приложения.

OpenView — материализация концепций

Однако красивая концепция, которая, кстати, в том или ином виде преподается пропагандистами и других известных компьютерных поставщиков, должна наконец получить свое воплощение в виде конкретных продуктов, а с этим у большинства производителей как раз большие проблемы. На конференции Hewlett-Packard представила своим гостям уже готовые продукты, которые позволяют воплотить в жизнь принцип “коммунальной услуги”.

Речь идет о группе продуктов в рамках семейства HP OpenView — HP OV ISA (Integrated Service Assurance), адресованного тем, кто нуждается в управлении комплексной гетерогенной и конвергированной средой, ориентированной на оказание различных информационных услуг своим клиентам. Для операторов связи предлагается специальный продукт HP OV ISA CN (Communication Networks), ориентированный на масштаб телекоммуникационного оператора, использующего мобильные телефонные, широкополосные, традиционные телефонные сети общего пользования, IP-сети, а также корпоративные телефонные сети. Помимо функций контроля специализированного оборудования, этот продукт включает в себя средства консолидированного мониторинга и управления службами сети, системами, приложениями и хранилищами данных. Данный программный пакет (о его выпуске впервые было объявлено на этой конференции), включает в себя функциональность своего предшественника — HP OpenView Communication/Service Assurance (см.: Сети и системы связи. 2000. № 14. C. 18), представленного на конференции OpenView Universe в 2000 г.

Netaction как основа сервисоцентрического мира HP

Взгляд на вычислительные технологии сильно менялся с течением времени. Сначала в центре компьютерной инфраструктуры предприятия находился мэйнфрейм, выполнявший все его вычислительные заказы. Затем его место занял сервер, ориентированный на тот или иной вид задач. Потом за центр вычислительного мира была принята Сеть, и такая модель кое-где даже получила название сетецентрической. Сегодня вычислительная инфраструктура настолько сложна, что зачастую невозможно точно сказать, какое приложение выполняет ту или иную задачу (не говоря уже о том, на каком сервере), по каким сетям передает выходную информацию заказчику и каким видом терминала или способом последний будет пользоваться, чтобы ее получить. Центральное место в современном вычислительном мире заняла информационная услуга.

Базой для реализации такого подхода стали серверы приложений — область разработок, выросшая из еще в недавнем прошлом узкоспециализированного направления связующего ПО (middleware) и открывшая новый бурно развивающийся рынок, на котором в жесткой конкуренции столкнулись многочисленные поставщики программных решений. Шагая в ногу с последними тенденциями в этой области, Hewlett-Packard предлагает набор продуктов для реализации своего сервисоцентрического подхода — Netaction. Это целая гамма программных технологий, тщательно подбиравшихся фирмой на протяжении последних нескольких лет, базовой частью которой или, как говорят в самой HP, краеугольным камнем стал сервер приложений Тotal-e-server компании BlueStone, приобретенной фирмой Hewlett-Packart в январе этого года (анонсирование покупки состоялось еще на прошлой конференции HP OpenView Universe).

Однако есть определенные моменты, выделяющие подход Hewlett-Packard к разработке своего сервера приложений среди других поставщиков. Во всех продуктах прослеживается все та же сервисоцентрическая концепция, причем изначально предусматривавшая унификацию обслуживания клиентов, использующих самые разнообразные способы доступа (будь то традиционный толстый или Web-клиент, карманный компьютер, мобильный телефон или автоматический речевой ответ по телефону). И, что особенно бросается в глаза, технология с самого начала была ориентирована на использование инфраструктуры не только цифровой передачи данных (IP-сети), но и традиционных телефонных сетей (как фиксированных, так и мобильных). Базой для поддержки разнообразных телекоммуникационных сетей является известный продукт HP Openсall — интеллектуальная платформа, которая, по данным HP, на сегодняшний день обслуживает до 60% всех абонентов SMS и лидирует по числу обслуживаемых абонентов предоплаченных услуг мобильной связи.

Чтобы как-то проиллюстрировать тезис о тесной интеграции продукта с традиционной связной инфраструктурой (на уровне оборудования оператора связи), достаточно привести несколько примеров продуктов, включенных в семейство Netaction Openсall. Так, среди прочих средств разработки здесь присутствуют HP Mobile Online Testing Tool — программа для оценки производительности WAP-серверов, установленных на стороне сервис-провайдера или самого оператора; специализированное средство для разработки “мобильных” приложений — HP Mobile UI Builder Software for Web Services или не менее впечатляющий пример — программистский инструментарий HP Netacton Opencall SS7 SDK, необходимый уже для разработки приложений традиционной телефонии в рамках концепции Intelligent Network. В принципе ничего удивительного, если бы речь не шла о платформе сервера приложений, где все продукты — от одного поставщика, а значит, есть хороший шанс найти их тесно интегрированными.

* * *

В заключение надо отметить, что на конференции компания Hewlett-Packard анонсировала новое стратегическое направление в области своих программных разработок — Utility Data Center, набор программных средств, позволяющий выделять виртуальные вычислительные ресурсы центра обработки данных по запросу предприятия, сервис-провайдера, оператора связи или корпоративного клиента. Данный продукт является ярким воплощением концепции “коммунальной услуги” по отношению к аппаратному обеспечению вычислительной инфраструктуры. Однако разработчики сразу оговаривают, что его использование будет оправданно лишь при наличии кластерной архитектуры, насчитывающей сотни серверов уровня предприятия.





  
13 '2001
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Спутниковая отрасль возвращается к истокам

бизнес

• Катастрофоустойчивые корпоративные информационные системы

• Hewlett-Packard всерьез обосновывается на рынке ПО

• Профессиональная сертификация - уравнение со многими неизвестными

локальные сети

• Экранирование кабелей: практичное решение защищенной передачи сигналов

• Взаимодействие ИБП и дизель-генератора

• Еще раз о совместимости ИБП с дизель-генератором

• Руководство для покупателя серверов NAS

• Linux как рабочая платформа

корпоративные сети

• Коммутаторы Web: руководство для покупателя

• Резервирование данных для мобильных и удаленных пользователей

• Тестируем 2-Гбит/с адаптеры Fibre Channell

• Закон и ПО с открытым исходным кодом

услуги сетей связи

• VoDSL. Что над чем и зачем

• Сначала сеть - потом приложения?

• MMDS: от телевещания к высокоскоростному доступу в Интернет

• Технологическое оборудование для прокладки волоконно-оптических линий связи на ЛЭП

системы учрежденческой связи

• Call-центры в России и за рубежом

• Телефонные "лего" из Москвы и Петербурга

защита данных

• Урок функциональности

новые продукты

• Знакомьтесь: ViewStation; Очередная "пятерка" Invensys Powerware Division


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх