Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

MoM — доктор для всей... сети

Брюс Бордман

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! У настоящего менеджера дел невпроворот: к нему ручейками стекается самая разная информация, на основе которой он должен быстро и точно принимать решения. И уж нетрудно себе представить, какая жизнь ждет “менеджера менеджеров”. Однако системы с причудливым названием MoM (Managers of Managers) тем не менее вполне справляются со своей работой.

Cовременная среда многоуровневых приложений с точки зрения управления превратилась в настоящую “черную дыру”, в которой теряется важная информация о реальном состоянии тех или иных функциональных узлов.

Разнообразные приложения, сети и системы отчитываются перед разными “боссами”, в итоге, случись что, валят вину друг на друга. Выведенная недавно новая “порода” управляющих систем — MoM может положить конец этим поискам виноватых, но стоимость такой системы, на данный момент составляющая до полумиллиона долларов, многих заставит крепко задуматься, прежде чем приобрести ее.

Ядром системы MoM является управление исключительными ситуациями (exceptions). К таким ситуациям относятся возникновение сбоя в работе того или иного устройства или системы либо превышение порогового значения какого-то параметра. При возникновении события генерируется форматированное сообщение, указывающее, что нормальное функционирование сети или системы было нарушено. В случае возникновения нештатной ситуации сеть среднего размера способна порождать сотни таких событий в минуту. Некоторые из них поступают напрямую с сетевых устройств, серверов и приложений, тогда как другие генерируются другими управляющими системами, осуществляющими мониторинг за этими устройствами. Система MoM должна собирать все эти события и пытаться их как-то истолковать.

Почему бы не получать события напрямую и не забивать себе голову какой-то там MoM? Действительно, если управляющая система предназначена для наблюдения за конкретным доменом, например Windows NT, группой серверов баз данных, маршрутизаторами или коммутаторами, то такой подход окажется гораздо результативнее, нежели последовательное расследование того, где именно источник проблемы — ведь ответственность за управление различными системами несут разные ИТ-подразделения.

С другой стороны, хотя разделение доменов управления обеспечивает вас полезной и подробной информацией о производительности, при этом вам недостает перспективы, т. е. информации о том, как эта производительность влияет на другие устройства в цепи. Без корреляции событий невозможно, например, вывести, что неустойчивая работа коммутатора приводит к большим задержкам в работе приложений. Задача MoM — выявить связь между потоками событий из различных доменов управления, осуществляя мониторинг всех составляющих ИТ-служб вашего бизнеса. Только не надо путать это с подробной диагностикой или настройкой базы данных, Web-сервера или сетевого коммутатора.

Перед современными MoM стоят более сложные задачи, чем перед прошлым их поколением. Многоуровневые приложения работают в обособленных, разнородных системах, принуждая MoM собирать и сопоставлять данные более широкого спектра событий.

Прежде у систем MoM было то преимущество, что транзакции, прикладная логика и базы данных — все “жили” в едином пространстве мини-компьютера или мэйнфрейма. Прообразы нынешних MoM-систем, например ранние версии Patrol Enterprise Manager компании BMC Software, обеспечивали управление событиями и автоматизацию для крупнейших компаний, входящих в Fortune 500, и для сервис-провайдеров начиная с 80-х годов. Эти продукты представляли администратору на одном экране сообщения об авариях из самых разнородных систем корпоративной инфраструктуры, собирая данные из возможно большего числа источников, каковыми могли быть другие управляющие системы, средства оценки производительности и даже устройства, наделенные просто фирменными последовательными интерфейсами, например воздушными кондиционерами и системами безопасности. Преимущество единого пункта управления состояло в уменьшении числа событий за счет исключения дублирования путем визуальной корреляции.

Компании — поставщики MoM — Aprisma, BMC, Managed Objects, Micromuse и System Management Arts (Smarts) — проделали большой путь в совершенствовании своих систем посредством введения средств анализа изменения производительности устройств и средств автообнаружения, работающих с протоколами второго уровня, а также используя объектно-ориентированные модели данных. Но работа с этой категорией продуктов по-прежнему остается сложной. Вы не сможете перейти от простого администрирования к управлению многоуровневыми сетевыми бизнес-приложениями за один день.

Средства MoM

MoM — это средство управления событиями. Если MoM успеет предупредить персонал по ИТ о сбое в работе, прежде чем начнут жаловаться пользователи или клиенты, то это уже победа. Звучит не слишком оригинально, но выявление первопричины проблемы из многотысячного потока событий сродни поиску иголки в стоге сена. Однако и этого еще недостаточно, чтобы всегда иметь под рукой отчет, необходимый для организации работы по предотвращению простоев. Нужна еще серьезная и кропотливая работа администратора по диагностике, требующая строгого соблюдения технологической дисциплины.

Управление событиями составляло огромную часть работы более ранних версий MoM, приводя к необходимости разработки специальных методов. Один из них был направлен на уменьшение гигантского числа событий. А такие методы, как исключение дублирования (deduplication) и подавление индуцированных событий (event damping), сводят весь поток рекуррентных сообщений к одной-единственной строке на экране.

Дальнейшее уменьшение числа событий, требующих выполнения запросов, обеспечивает автоматизация. Идея в том, чтобы создать свод правил, которые определяли бы условия-триггеры, запускающие некие действия. Простые правила требуют идентификации выполняемого действия исходя из конкретного события, например монтирование ленточного носителя в случае поступления файла.

Ввод правил, учитывающих связь между событиями и определяющих множество триггеров и действий, привел к дальнейшему усовершенствованию MoM. Лучшим примером такого правила может служить подавление различных аварийных сообщений событий в случае потери контакта между маршрутизатором и устройствами при обработке входящего трафика. Если, скажем, у вас возникли проблемы с интерфейсом, подключенным к маршрутизатору, то следует игнорировать аварийные события, исходящие от устройства, с которым в реальности не существует связи из-за отказа в маршрутизаторе.

С учетом числа процессов, протекающих сегодня на множестве отдельных серверов, клиентов, коммутаторов и прочем оборудовании, правила прежних MoM-систем оказались бы слишком хрупкими, требующими неоправданно больших усилий по обслуживанию, чтобы обеспечиваемая ими автоматизация стоила всех этих усилий. Новые MoM-системы по-прежнему отвечают за управление событиями и во многих случаях делают это лучше, чем раньше. Но от них требуется еще больше: настоящая MoM-система должна находить источники ошибок и автоматически выполнять корректирующие действия.

Управление — деньги

К сожалению, реализация системы MoM стоит целое состояние. Запуск простейшего ее варианта обойдется примерно в 200 тыс. долл. плюс 40 тыс. долл. в год на ее обслуживание и несколько тысяч долларов на обучение персонала. И это сверх стоимости покупки, реализации и сопровождения используемого вами домена управления.

Более сложные решения и стоить будут дороже. 500 тыс. долл. — реальная цена для большой организации, скажем, со 100 тыс. управляемых объектов в 500 офисах, разбросанных по всей стране.

Очевидно, что, чем сложнее структура организации, тем меньше доля этих затрат в сравнении с общим бюджетом на ИТ, при условии, конечно, что такая структура организации предполагает и более высокий бюджет на ИТ. По этой причине большим организациям легче извлечь выгоду из MoM, чем маленьким компаниям (примеры инсталляций подобных систем в крупных компаниях см. в таблице).

Брешь в управлении приложениями

Хотя поставщики систем MoM уже прочно закрепились на рынке сервис-провайдеров, они продолжают свой нажим, чтобы компенсировать вялость этого рынка за счет энергичного продвижения на корпоративном направлении. Корпоративные среды среднего размера кажутся им следующей легкодоступной “добычей”. Однако эта “добыча” требует осторожного обращения. Известно, что вопросы управления, как ничто другое, влияют на бизнес компании. Вот только связь эта не всегда представлена явным образом.

Реализация MoM имеет наибольший смысл, если вы управляете коммерческими сетевыми приложениями и за простои приходится расплачиваться звонкой монетой. Ориентированные на транзакции приложения, поддерживающие службы электронной коммерции или финансовых услуг, могут служить примером бизнес-моделей среднего масштаба, которые способны извлечь выгоды из MoM. У средних предприятий розничной торговли издержки часто зависят от функционирования территориально распределенных сетей, а также от решения вопросов распределенной поддержки, и они тоже могут извлечь пользу из MoM. В других случаях реализация MoM может просто не иметь смысла.

Например, в нашем тестировании мы пользовались многоуровневой системой кадрового учета PeopleSoft Сиракузского университета. Это, без сомнения, сложная и критически важная система. Если она выйдет из строя в первую неделю занятий, на голову администрации обрушится град проклятий. Однако вряд ли вам удастся убедить начальство выложить 500 тыс. долл., чтобы застраховаться от подобной ситуации. И оно будет право, поскольку существуют специальные методики и специализированные продукты, обеспечивающие защиту от такого маловероятного события.

Разумеется, периодические издержки на территориально распределенные корпоративные сети облегчают обоснование даже небольшого усовершенствования, обеспечиваемого управляющими приложениями. Однако средние предприятия не имеют таких финансовых ресурсов, чтобы не глядя бросать их на проблемы управления, даже если они работают со столь же сложными и жизненно важными сетевыми приложениями.

Для среднего бизнеса такое изощренное управление внутренней средой приложений вряд ли будет оправданно, даже если принять во внимание всю экономию на издержках из-за простоев. Боўльшая часть этих служб осуществляется по надежной инфраструктуре ЛВС, которую можно модернизировать или продублировать за значительно меньшие деньги, чем потребуется на реализацию самого скромного проекта MoM.

Следовательно, большинство поставщиков MoM не смогут продвинуться на корпоративном секторе рынка. Притом что они совершенно не собираются масштабировать свои продукты для нужд более мелких клиентов, поскольку это снизит их доходы от предоставления профессиональных услуг.


Scalping with pivot point www.teletrade.ru.




  
11 '2002
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• ИТ-консалтниг: ищите специалистов

• Азбука окупаемости инвестиций

локальные сети

• 10 Gigabit Ethernet: есть стандарт!

• Медиаконвертеры помогают развертывать оптические горизонтальные подсистемы СКС

• Системы управления СКС в реальном масштабе времени

корпоративные сети

• Коммутаторы Fibre Channel

• MoM: доктор для всей... сети

• Тестируем системы MoM

услуги сетей связи

• Устройства отображения информации для call-центров

• Планирование управления телекоммуникациями

защита данных

• ИБП средней мощности

новые продукты

• Cистема радиодоступа PacketWave; Планерки через "МиниКом"


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх