Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Как нести бродбэнд в массы?

А. Г. Барсков

В заголовок статьи я не случайно вынес английское в русской транслитерации слово “бродбэнд”. Дело в том, что, повторяя направо и налево словосочетания “широкополосные услуги, широкополосные сети...”, мы, похоже, замусолили суть этого понятия. Начиная с какой скорости можно говорить о широкополосности — 128 Кбит/с, 2 Мбит/с, 100 Мбит/с?... И вообще, стоит ли “привязывать” понятие “бродбэнд” к какой-то конкретной скорости или же лучше ассоциировать его с определенными услугами?

В конце октября 2002 г. в Берлине прошел всемирный форум Broadband DSL. Где, как не на этом мероприятии, среди настоящих сетевых гуру, искать ответы на поставленные вопросы. Но вот парадокс, даже корректность словосочетания Broadband DSL многие участники форума ставили под сомнение, считая DSL отнюдь не широкополосной технологией.

Полную версию данной статьи смотрите в 13-ом номере журнала за 2002 год.

Тройная игра

Triple play, triple play, triple play, — как заклинание, повторяли участники форума. Это новое модное словосочетание в сетевой индустрии означает не что иное, как предоставление услуг, предполагающее передачу трех типов информации — данные, речь и видео, — по одной сетевой среде. Если раньше, говоря о конвергенции, мы в основном имели в виду интеграцию речи и данных, то сегодня к ним все чаще добавляют видео. Причем видеоприложения начинают играть ключевую роль: они не только делают пакет услуг более привлекательным, но и значительно расширяют круг его потенциальных потребителей. (Согласитесь, даже Интернет-сервисы по своей распространенности пока не могут тягаться с телевидением.) Именно интегрированное предоставление услуг данные + речь + видео, по мнению большинства участников Broadband DSL WorldForum, является сегодня важнейшим условием коммерческого успеха сервис-провайдера.

Часто повторялась на форуме и пока еще малознакомая аббревиатура MxU (MDU и MTU). За ней скрываются два объекта, к которым особый интерес проявляют сервис-провайдеры. Это многоквартирные дома (именно в них, а не в индивидуальных коттеджах проживают большинство россиян) и офисные комплексы. Технологические решения для широкополосного обслуживания этих двух категорий пользователей — обычных жителей и “квартирантов” офисных комплексов, — очень схожи, поэтому их и объединили под “кодом” MxU. Что же касается крупных предприятий, то здесь свои решения и этот рынок никак нельзя назвать массовым.

Итак, какие же сетевые технологии можно задействовать для мультисервисного обслуживания многоквартирных жилых или офисных зданий. Вариантов здесь несколько. Это и системы кабельного телевидения, и решения DSL, и беспроводные технологии, и набирающая силу в городских сетях оптическая технология Ethernet. Каждый из них имеет, конечно, свои достоинства и недостатки. Однако наиболее перспективным и универсальным (единая технология для разных стран мира) решением, способным обеспечить доставку всей триады услуг (данные + речь + видео), многие эксперты считают metro-Ethernet.

Очень популярные в США сети кабельного ТВ во многих других регионах мира получили гораздо меньшее распространение. Беспроводные решения, привлекающие быстротой и гибкостью развертывания, имеют свои недостатки — ограниченный частотный ресурс, необходимость проведения разного рода согласований, получения лицензий и т. д. Да и при массовом обслуживании беспроводная распределительная сеть вряд ли сможет обеспечить должную скорость. То же самое относится и к решениям DSL. Обычная для них скорость в несколько сот килобитов в секунду отлично подходит для одновременной передачи данных и речи (последней нужно всего-то 64 Кбит/с), однако стоит только добавить качественное видео (скажем, MPEG-2) — и ширины “трубы” DSL уже не хватает. Видео же, как уже говорилось, — ключ к завоеванию массового рынка. Поэтому, если считать, что предоставление по одной сети трех типов услуг и есть настоящая широкополосность, значит, для нее требуется порядка нескольких мегабитов в секунду, лучше 10 Мбит/с. А это, как вы понимаете, не что иное, как Ethernet.

Не буду еще раз петь осанну оптической Ethernet (см.: Сети и системы связи. 2002. № 6. С. 80), а остановлюсь на примере практического внедрения этой технологии.

Бродбэнд по-итальянски

В период проведения Broadband DSL WorldForum компания Cisco Systems организовала в своем берлинском офисе пресс-брифинг, на котором как раз и были показаны примеры использования решений metro-Ethernet клиентами Cisco — сервис-провайдерами в различных европейских странах (подробнее о решениях Cisco см: Сети и системы связи. 2002. № 6. С. 20). Наибольшее впечатление на меня произвело то, чтоў с помощью Ethernet “вытворяет” итальянская фирма FastWeb.

Итак, Милан, Италия, 1999 г. Сколько-нибудь развитой сети кабельного телевидения нет, высокоскоростные беспроводные системы типа LMDS отсутствуют (начали разворачиваться только в 2002 г.), скоростей DSL-систем (не выше 640 Кбит/с) не хватает для передачи качественного видео. Большинство жителей проживают в многоквартирных домах. Отличная ситуация для развертывания metro-Ethernet!

В июле того же года миланскими компаниями e.Biscom и AEM (городская энергетическая структура) образованы совместные предприятия FastWeb и Metroweb. AEM предоставляет в распоряжение новых фирм канализационную инфраструктуру (ducts), проложенную для доставки газа и электричества конечным потребителям. Используя эту инфраструктуру, Metroweb быстро и с весьма малыми затратами “опутывает” город оптоволокном, а FastWeb начинает предоставлять услуги. Реализация концепции “оптика в дом” и применение скоростных каналов 10/100/1000 Ethernet на “последней миле” позволяет компании внедрять практически любые широкополосные сервисы, в том числе и видео.

Следующими на пути реализации амбициозных планов FastWeb “пали” города Генуя, Рим, Турин, Неаполь и Болонья. В Генуе быстрому построению новой сетевой инфраструктуры способствовало соглашение с местной муниципальной структурой, а в других городах миланская компания задействовала канализационную инфраструктуру Socrate, организованную в свое время традиционным оператором Telecom Italia для ныне прекратившего свое развитие телевизионного проекта. Использование этой инфраструктуры, охватывающей своими “капиллярами” порядка 1,5 млн зданий, позволило FastWeb опять-таки быстро и с минимальными затратами развернуть свою оптоволоконную сеть.

В 2000 г. компания e.Biscom экспортировала свою успешную бизнес-модель в Германию, начав предоставлять услуги в Гамбурге.

По данным на середину 2002 г., протяженность волоконно-оптической сети e.Biscom составила около 9 тыс. км, причем почти 6 тыс. км волокна проложено на уровне доступа. Скажем, в Милане инфраструктура e.Biscom охватывает все офисные комплексы и половину жилых зданий. Доля FastWeb на рынке услуг связи в упомянутых городах составляет в среднем 20 %, в некоторых районах — более 30 %. В июне 2002 г. FastWeb объявила о том, что вышла на уровень рентабельности по валовой прибыли (EBITDA break-even) — ни одному другому новичку на телекоммуникационном рынке Европы не удавалось так быстро достичь столь важного для коммерческого предприятия уровня!

Особую мою зависть как потребителя (и почему я не живу в Милане?!) вызывают те видеоуслуги, которые предоставляет FastWeb через свою оптическую Ethernet-инфраструктуру. Начнем с настоящего video-on-demand DVD-качества. Благодаря соглашению с такими китами кино- и телеиндустрии, как Twentieth Century Fox, Universal Studios, MTV, BBC и др., FastWeb имеет в своей библиотеке около 2300 художественных и документальных фильмов. Партнерство фирмы с телекомпанией RAI позволяет клиентам FastWeb в режиме по требованию просматривать любые телепрограммы, показанные по телевидению за последнюю неделю, получать программы из архива и т. д. Кроме того, FastWeb предлагает для просмотра платные спутниковые каналы (естественно, потребителям при этом не надо устанавливать спутниковую антенну и декодер).

Еще одна услуга из видеопакета FastWeb — виртуальный видеомагнитофон. Она позволяет записать понравившуюся телевизионную программу, и для этого не надо иметь ни видеомагнитофона, ни кассеты. Наконец, в октябре 2002 г. компания предложила своим клиентам услугу высококачественной видеоконференц-связи через обычный телевизор. Представьте: вы звоните своему приятелю и видите его изображение на экране телевизора. Видеокамеру при этом, конечно, установить надо, но все равно видеоуслуги, предлагаемые FastWeb, выглядят просто фантастически. И все они наряду с обычной телефонией и передачей данных (Интернет), а также с множеством сервисов для корпоративных пользователей (видеонаблюдение, VPN и т. п.) предоставляются по единой оптической инфраструктуре на базе Ethernet.





  
13 '2002
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• Большая сеть и большие перемены

• Интеграция с неограниченной расширяемостью

локальные сети

• Маркировать СКС становится проще

• Кабельные системы категории 6 и оборудование Gigabit Ethernet

• Оптические сети - это доступно всем

• Сетевые адаптеры Gigabit Ethernet с обработкой трафика TCP/IP

корпоративные сети

• XML приручает информационный хаос

• Радиосистемы типа “точка—точка”

• SAN против NAS - следующий раунд

услуги сетей связи

• Прольем свет на оптические сети

• Как нести бродбэнд в массы?

защита данных

• Защитите свой IP-телефон

• Аутентификация - основа безопасности

• PremierAccess впереди всех

• ИБП-гиганты

новые продукты

• Новые коммутаторы HardLink -- менее 9 долл. за порт!; Радиорелейные станции Altium MX


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх