Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Большая сеть и большие перемены

А. Г. Барсков

Последние пять—семь лет выдались очень беспокойными для зарубежных производителей телекоммуникационного оборудования. Сначала фантастический рост, чреда поглощений и слияний, стремительное расширение линейки продуктов. Затем экономический спад, массовые увольнения, сокращение производства, рационализация “всего и вся”. Мы много писали об этом, но одна интересная тема оставалась практически не затронутой: как в условиях стремительных перемен развиваются собственные корпоративные сети фирм-производителей? какие технические решения они предпочитают? следуют ли сами тем советам, которыми щедро осыпают покупателей? Обо всем этом я поговорил с Питером Финтером, вице-президентом Nortel Networks по корпоративным сетям в европейском регионе (EMEA), одним из основных идеологов построения корпоративной сети корпорации.

Не напрасно потраченные годы

Несколько лет назад, в период телекоммуникационного бума, в корпоративной сети Nortel Networks работало более 100 тыс. пользователей. Сейчас, после известных событий, повлекших за собой сокращение персонала, “население” сети уменьшилось примерно вдвое, но, что интересно, объем трафика при этом не только не уменьшился, а, наоборот, значительно увеличился, возросла и интенсивность использования сетевых ресурсов. Значит, нагрузка на ИТ-подразделения, отвечающие за развитие и обслуживание сети, тоже возросла.

Говоря об общем росте трафика в сети Nortel Networks, интересно проследить за отдельными его составляющими. За последние два года резко вырос трафик Web-вещания (Webcasts), Интернет и магистральный IP-трафик, а также трафик аудиоконференц-связи (см. рисунок). Одновременно с этим уменьшились потоки сообщений электронной почты, трафик удаленного доступа и телефонный трафик. Столь неоднородное развитие разных сервисов, конечно, только добавляет сложностей в и без того непростую работу сотрудников ИТ-подразделений компании. Итак, как же добиться большего меньшими средствами?

В последнее время корпорация Nortel Networks провела большую работу по оптимизации и стандартизации своей ИТ-среды. Так, она резко сократила число используемых приложений (с 2700 до 1100); примерно на 60 % (с 10 тыс. до 4 тыс.) уменьшилось число серверов; среднее число персональных компьютеров в расчете на одного сотрудника удалось снизить с 1,7 до 1,1. На уровнях кампусных/городских и территориально распределенных сегментов (WAN) корпоративной сети были внедрены новые оптические технологии, реализована единая архитектура для внешнего доступа в сеть. Эти и другие меры позволили сократить ИТ-расходы на 1,2 млрд долл.!

Важным моментом для оптимизации расходов стал переход к доставке контента в электронном формате. Компания активно внедряет работающие по сети учебные программы, средства электронного “общения” между руководством и сотрудниками, сетевой доставки разного рода материалов для поддержки продаж и маркетинга. Использование приложений электронного обучения (eLearning) позволило корпорации за год сэкономить порядка 70 млн долл. Собственно же затраты на внедрение этих приложений составили всего 1,5 млн долл.

Полную версию данной статьи смотрите в 13-ом номере журнала за 2002 год.

Глобальный охват

Сегодня глобальная сеть Nortel Networks имеет более 325 узлов на шести континентах, в ней используются почти все основные сетевые технологии — оптические, IP, ATM, Frame Relay и TDM. В качестве средств совместной работы сотрудники корпорации используют программные системы Microsoft Exchange, Livelink и Meeting Manager. Для всех приложений в сети существует единая система регистрации — NorPass. Nortel Networks руководствуется принципом “работа — это деятельность, а не место присутствия”, поэтому порядка 60 % сотрудников корпорации оснащены средствами для работы вне офисов, 30 % — трудятся на дому.

В настоящее время территориально распределенная сеть Nortel Networks находится в процессе постепенного перехода от систем АТМ и Frame Relay к оптической инфраструктуре с активным использованием технологий Ethernet. По мнению г-на Финтера, переход к оптическим кольцам Sonet/SDH, поддерживающим услуги ATM и Ethernet, “решительно упрощает сеть”. Подобная архитектура перспективна и для городских (metro) сетей. В качестве оборудования, обеспечивающего сопряжение оптических колец с Ethernet- и

ATM-устройствами доступа, корпорация Nortel Networks использует свои продукты OPTera 3x00. Другая модель этого семейства — OPTera 5200 служит для объединения сетей устройств хранения (SAN).

Применение оптических технологий уже позволило Nortel Networks на 68 % снизить расходы на передачу каждого мегабайта данных по WAN-сети, при этом период окупаемости новых решений составил примерно 15 мес. Упрощение сети позволило на 10 % сократить затраты на техническую поддержку. При замене систем АТМ на оптическую инфраструктуру задержка при передаче трафика снизилась в среднем на 10—20 %, что улучшило работу приложений. Важно и то, что корпорация получила серьезный запас сетевых ресурсов для внедрения новых приложений.

“Специалисты сегодня ломают себе голову над тем, как повысить качество работы существующих маршрутизируемых WAN-сетей. Многие надеются на технологию MPLS. Мы считаем, что она решает лишь часть проблем. Будущее WAN-сетей принадлежит оптической Ethernet, — утверждает Питер Финтер. — Эта технология стирает границу между локальными и территориально распределенными сетями, она позволяет централизовать предоставление сервисов в корпоративной сети. Это очень привлекательно экономически”.

Все больше сотрудников Nortel Networks, работающих на дому или в удаленных офисах, для доступа используют технологию DSL. По мнению г-на Финтера, переход на эту технологию (там, конечно, где она доступна) очень выгоден. Управление доступом в сети Nortel осуществляется с помощью платформы Contivity и различных маршрутизаторов. В настоящее время в Contivity встраиваются средства маршрутизации, что позволит развернуть всю сеть доступа на базе этой одной платформы. Средства маршрутизации встраиваются и в Business Communications Manager (BCM) — универсальное решение для небольших офисов, сочетающее функциональность учрежденческой АТС, шлюза IP-телефонии и устройства доступа в WAN-сеть. Эту систему Nortel Networks активно применяет для оборудования своих филиалов.

Что касается речевых коммуникаций, то здесь особое место занимают аудиоконференции. Каждый месяц сотрудники Nortel Networks проводят примерно 69 тыс. таких конференций, причем для их организации внешние специалисты не нужны — процесс полностью автоматизирован. Ежемесячный объем классического телефонного трафика составляет 17,7 млн минут. Объем речевого трафика, передаваемого с помощью пакетных технологий, ненамного меньше — 15,2 млн минут в месяц.

Г-н Финтер выделяет два основных преимущества, получаемых от внедрения IP-телефонов. Первое из них связано со снижением издержек при разного рода реконфигурациях, перемещениях сотрудников и т. п. (IP-телефон — это устройство plug-and-play). Второе преимущество заключается в возможности использовать программные IP-телефоны на портативных компьютерах. Находясь в командировке, сотрудники компании могут подключить свой ноутбук к Интернет и использовать его как обычный офисный телефон (с теми же планом нумерации, извещениями о поступивших сообщениях и пр.). Использование программного IP-телефона на портативном компьютере примерно на 60 % снижает расходы по сравнению с ситуацией, когда командировочный работает с обычным мобильным телефоном.

Три составные части

Говоря об общих подходах к организации внутренней ИТ-инфраструктуры, г-н Финтер отметил, что концепцию управления этой инфраструктурой руководство Nortel Networks старается выстраивать не вокруг технологий, а вокруг бизнес-направлений. При этом боўльшая часть работ по обслуживанию корпоративной сети передана на внешний подряд (аутсорсинг). Специалисты же самой корпорации сосредоточились на вопросах стратегического развития сети.

“Оптика, Ethernet и IP — вот три ключевых слова для архитекторов современных корпоративных сетей”, считает вице-президент Nortel Networks. При этом он советует строить сети, используя как можно более простую архитектуру, повторив уже ставший забываться принцип: “Применяйте коммутацию везде, где можно, а маршрутизацию — только там, где это действительно необходимо”.





  
13 '2002
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• Большая сеть и большие перемены

• Интеграция с неограниченной расширяемостью

локальные сети

• Маркировать СКС становится проще

• Кабельные системы категории 6 и оборудование Gigabit Ethernet

• Оптические сети - это доступно всем

• Сетевые адаптеры Gigabit Ethernet с обработкой трафика TCP/IP

корпоративные сети

• XML приручает информационный хаос

• Радиосистемы типа “точка—точка”

• SAN против NAS - следующий раунд

услуги сетей связи

• Прольем свет на оптические сети

• Как нести бродбэнд в массы?

защита данных

• Защитите свой IP-телефон

• Аутентификация - основа безопасности

• PremierAccess впереди всех

• ИБП-гиганты

новые продукты

• Новые коммутаторы HardLink -- менее 9 долл. за порт!; Радиорелейные станции Altium MX


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх