Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Интеграция кредитной и авансовой систем расчетов с абонентами

Амос Сиван

В 80-х годах прошлого столетия в телекоммуникационном мире началось активное внедрение авансовых (Prepaid) систем оплаты за телефонные услуги, которое позволило операторам связи значительно увеличить свою клиентскую базу. Наиболее важные изменения произошли в Северо-американском регионе на рынке междугородной и международной связи. У пользователей появилась возможность контролировать свои расходы на телефонную связь, так как они могли заранее определять, сколько средств им выделить на переговоры. Эта система оплаты проникла и на рынок сотовой связи, где она стала вытеснять другую форму оплаты - кредитную (Postpaid). Сложилось так, что кредитная и авансовая формы оплаты в биллинговых системах существовали порознь, не имея между собой никакой взаимосвязи. Но нельзя ли как-то объединить эти схемы, одновременно установив обратную связь с абонентом, чтобы увеличить их доходность?

В Европе большинство абонентов пользуются авансовой системой оплаты: они заранее платят за определенное время разговоров, по истечении которого делают новый денежный взнос. В докладе от 2001 г. Федеральной комиссии по связи США (Federal Communications Commission), посвященном конкуренции компаний, работающих в сфере сотовой связи, сообщалось, что в Европе авансовой формой оплаты воспользовались 79% новых абонентов (60% от общего числа абонентов), а в США - только 11%. Тем не менее эта цифра почти вдвое превышает значение предшествующего года - 6%. В Южной Африке число таких абонентов составляло более 90%. Основной прирост происходит за счет увеличения числа абонентов, кредитоспособность которых не вызывает сомнения. Операторы с радостью согласились бы полностью перейти на кредитную систему расчетов, убедить клиентов в том, что это для них выгодно, достаточно трудно. Поэтому в настоящее время для получения максимальной прибыли операторам приходится сочетать авансовую и кредитную формы оплаты.

Взаимоотношения оператора с абонентами, использующими кредитную и авансовую формы оплаты, имеют определенные различия. Для оператора клиент, использующий систему предварительной оплаты, - это клиент-аноним. Он покупает карточку, которая позволяет ему пользоваться телефоном в течение некоторого времени, и на этом обратная связь между оператором и клиентом обрывается. Оператор не знает, купит ли клиент новую карточку и будет ли пользоваться его услугами в дальнейшем.

Полную версию данной статьи смотрите в 3-ем номере журнала за 2003 год.

В качестве одного из решений данной проблемы можно предложить создание абонентских "платежных групп". Один из представителей такой группы обладает соответствующей кредитоспособностью и пользуется кредитной системой оплаты. Он является гарантом платежей абонентов, входящих в его группу, и определяет величину кредита для Prepaid-абонентов группы. Этот кредит является для оператора аналогом суммы предоплаты Prepaid-абонентов. Обе системы расчетов будут работать совместно, отслеживая совокупное число звонков, сделанное каждым из членов семьи. Таким образом, вся "платежная группа" сможет получить скидки на объем/стоимость использования услуг и другие преимущества по отношению к единичному пользователю.

Стандартная авансовая система оплаты, работающая автономно, производит все финансовые расчеты в реальном времени. При телефонном вызове для набранного номера выполняется расчет максимального времени, в течение которого может длиться разговор (в зависимости от тарифа, расстояния и имеющихся скидок). Работая по схеме, участниками которой являются несколько prepaid-абонентов, биллинговая система будет учитывать совокупное использование услуг. Например, тарифный план, где участник получает скидку 10%, если он говорит по телефону более 100 мин, вступит в силу, когда эти 100 мин будут использованы "платежной группой" совместно.

Более того, кредитному гаранту "платежной группы" также можно предоставить дополнительные скидки, поощряя выделение кредита участникам этого сообщества (членам семьи, коллегам). Гарант контролирует расходы группы, получая детальный счет об использовании телефонов Prepaid-участниками, он же при необходимости вносит изменения в суммы кредита.

Операторам гораздо удобнее иметь большое число абонентов, пользующихся кредитной формой расчетов и совершающих определенное (и соответственно прогнозируемое) количество звонков, и небольшое количество Prepaid-абонентов, экономящих время и предпочитающих не звонить, а отвечать на звонки. Включив этих абонентов в "платежную группу", оператор сможет постепенно перевести их в категорию Postpaid, если наглядно покажет им все преимущества системы кредитной оплаты.

При использовании одновременно обеих систем расчетов с абонентами в их обслуживание вовлечены разные службы оператора связи. Так, биллинговые системы с авансовой формой расчетов являются встраиваемыми и работают на стыке телефонного коммутатора и системы управления вызовами. Они, как правило, поставляются производителем данного вида коммутаторов. Таким образом, при внедрении подобных систем большая роль отводится инженерам. На них лежит ответственность за работу коммутаторов в условиях контроля баланса абонента в реальном масштабе времени.

При кредитной форме расчетов вычисления производятся на основе CDR-файлов, содержащих детальную информацию о каждом из совершенных звонков. CDR-файлы передаются с коммутаторов на серверы через специальные устройства (mediation device). Частота их получения колеблется от нескольких минут до часа и более. Методы расчетов, производимых для определения размера кредитной оплаты, относятся больше к сфере информационных технологий, чем телекоммуникационных.

Учитывая вышесказанное, специалисты-разработчики аппаратного и программного обеспечения для систем авансовой и кредитной форм оплаты ориентируются на абсолютно разные механизмы функционирования. Им трудно создать "гибридную" систему, которая учитывала бы тонкости работы обеих схем оплаты. При расчете авансовой оплаты необходимо активно использовать как аппаратные, так и программные ресурсы, а при расчете кредитной оплаты ведущая роль отводится программному обеспечению.

Для получения оптимального решения необходимо привлечь к разработке специалистов и в области телекоммуникаций, и в области информационных технологий. Интегрированное решение должно учитывать особенности работы каждой из систем. Единый, централизованный механизм учета клиентов, независимо от того какой из систем они пользуются, позволит операторам вести гибкую политику, а разработчикам - упростить внедрение и обслуживание сети. Последнее преимущество не имеет непосредственного отношения к обслуживанию конечных пользователей, но его, несомненно, стоит принять во внимание при поиске оптимального метода выполнения расчетов.

Об авторе
Амос Сиван,
Президент израильской компании Formula Telecom Solutions (Formula Group)
E-mail: office@formulatelecom.ru
Телефон московского отделения: 778-7554





  
3 '2003
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• Siemens ICN представляет NGN-решения

• Интеграция кредитной и авансовой систем расчетов с абонентами

инфраструктура

• В стремлении к идеалу

• Такие привлекательные радиосистемы типа "точка—точка"

• Тестируем 5-ГГц беспроводные мосты

информационные системы

• Если вам что-то нужно — просто спросите

• Миграция на .Net. Подготовка приложений

• Избегайте "страусов"!

• Руководство по выживанию с помощью ИТ

кабельные системы

• Проверьте ваши знания в области тестирования кабельных систем

• Активные медиазоны

сети связи

• Что надо знать операторам об IP DSLAM

новые продукты

• "Конгресс" — новая система аудиоконференц-связи компании "Телрос"


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх