Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Хот-споты набирают силу

Дэйв Молта

Аналитики расходятся в своих оценках перспективности рынка услуг хот-спотов, но низкие затраты, связанные с выходом на него, и большие возможности хот-спотов по предоставлению широкополосного доступа привлекают к ним внимание ИТ-менеджеров.

Представьте себе прекрасный летний вечер, звездное небо, свою семью и друзей, сидящих вокруг костра с любимыми напитками в руках. Чудесно! Кажется, что и желать-то больше нечего. А не хотите ли (для полного счастья) перед отходом ко сну прочитать свою электронную почту, воспользовавшись широкополосным беспроводным доступом в Интернет?

Полную версию данной статьи смотрите в 10-ом номере журнала за 2003 год.

Если да, то этот доступ к вашим услугам. Скоро в 500 кемпингах туристической компании Kampgrounds of America (KOA) благодаря ее партнерству с Hotspotzz — одной из нескольких фирм, стремящихся получить прибыль за счет использования нелицензируемого (в США) радиочастотного спектра и недорогой технологии Wi-Fi (Wireless Fidelity) появятся хот-споты Wi-Fi. Сначала они были развернуты в кофейнях Starbucks, затем — в ресторанах McDonald’s, а теперь на очереди кемпинги KOA. Разве несколько лет назад можно было даже мечтать об этом?

Что касается нас лично, то мы этого не прогнозировали, но все-таки предполагали, что в силу удешевления оборудования Wi-Fi сфера применения этих устройств должна существенно расшириться. С появлением на рынке многочисленных продуктов, оснащенных встроенными интерфейсами Wi-Fi (например, ноутбуков с набором микросхем Centrino), вполне естественным выглядит развертывание сетей Wi-Fi не только в офисах и жилых домах, но и в общественных местах.

Учитывая малую зону действия сетей Wi-Fi, трудно представить себе, каким образом можно организовать доходный бизнес на их основе. Однако индустрия услуг хот-спотов Wi-Fi не вписывается в рамки обычной логики: она развивается, преодолевая значительные технические и экономические препятствия на своем пути, и со временем может стать мощной отраслью. Впрочем, не исключен и другой вариант — превращение ее в совокупность жестко конкурирующих друг с другом за весьма ограниченный контингент пользователей и влачащих жалкое существование разрозненных сетей.

Так как же будет развиваться индустрия услуг хот-спотов? Мы верим в ее успех. Хот-споты могут существенно повысить производительность труда мобильных сотрудников предприятий, активно использующих ноутбуки в поездках. Кроме того, можно предположить, что многие организации развернут хот-споты на своей территории для обслуживания посетителей, ведь в прошлом с этой же целью они установили у себя таксофоны.

Перспективы хот-спотов

В настоящее время в мире насчитывается около 20 тыс. хот-спотов, и, по оценкам компании Gartner, к 2007 г. их число увеличится шестикратно, составив примерно 120 тыс. Одна только недавно созданная фирма Cometa Networks, активно поддерживаемая компаниями AT&T, IBM и Intel, планирует развернуть к концу следующего года 20 тыс. хот-спотов. Фирма Toshiba, известная большинству людей как поставщик мобильных устройств, обещает создать до конца текущего года 10 тыс. хот-спотов на базе своих недорогих и простых в развертывании систем. Хотя приведенные числа кажутся весьма внушительными, не следует забывать о том, что при использовании сегодняшних технологий площадь радиопокрытия в одном хот-споте ненамного превышает площадь обычного жилого дома.

В отличие от используемых операторами сотовой связи традиционных инфраструктур (передачи речи и данных) стандартов GSM/GPRS и CDMA, зоны действия которых измеряются жилыми кварталами или километрами, зоны действия хот-спотов гораздо удобнее характеризовать числом комнат или метров. Однако системы с меньшей дальностью действия стоят гораздо дешевле систем с большой дальностью — например, на организацию соты CDMA придется потратить около миллиона долларов, а хот-спот Wi-Fi обойдется предприятию в несколько сот долларов. И это очень важно, ведь, чтобы услуги связи на базе технологий Wi-Fi стали повсеместно доступными, нужно развернуть не 120 тыс. (прогноз специалистов компании Gartner), а миллионы хот-спотов. Но существует ли бизнес-модель, соответствующая столь значительным масштабам строительства систем Wi-Fi?

Некоторые эксперты сомневаются в этом. Авторитетный аналитик в области беспроводных технологий и основатель компании Outlook 4Mobility Эндрю Сиболд говорит, что он удивлен тем, как много в общем-то здравомыслящих людей ринулись в бизнес, связанный с хот-спотами Wi-Fi. Сиболд признает наличие таких ситуаций, когда развертывание хот-спотов действительно имеет смысл (если они, например, помогают продавать больше кофе), однако он не видит никакой экономической модели, которая позволяла бы индустрии услуг хот-спотов развиваться в качестве самостоятельного бизнеса, будь то предоставление беспроводных услуг конечным пользователям (провайдерская деятельность) или оптовая продажа этих услуг.

Напротив, сторонники хот-спотов Wi-Fi полны оптимизма. Они говорят о снижении себестоимости их услуг за счет удешевления инфраструктурного оборудования и уменьшения затрат на аренду каналов широкополосного доступа (используемых для подключения хот-спотов к внешним сетям). Так, например, аренда DSL-канала доступа в Интернет, способного обслуживать до 10 и более пользователей Wi-Fi одновременно, стоит менее 100 долл. в месяц. Быстро снижаются цены на специальные продукты, предназначенные для организации хот-спотов. Благодаря таким компаниям, как Airpath Wireless, Gemtek Technology и Toshiba, которые выпустили интегрированные решения, упрощающие организацию хот-спотов, появилась возможность развернуть хот-спот, потратив на это всего-навсего 500 долл. или даже меньше (однако не забывайте о том, что затем придется регулярно оплачивать аренду канала доступа). Столь небольшие начальные вложения и последующие текущие расходы наверняка окупятся в большинстве мест установки хот-спотов.

Для реализации крупных проектов производители корпоративных беспроводных ЛВС, в частно-сти фирма Proxim, модернизировали свои продукты, и теперь они соответствуют требованиям операторов хот-спотов. Некоторые новые компании, например Vivato, используют технологию фазированных антенных решеток, позволяющую предоставлять услуги радиодоступа во всем здании, используя для этого одно-единственное беспроводное устройство. Если общественное место является достаточно привлекательным для мобильных пользователей, то оператор хот-спотов в обмен на определенный процент от прибыли с готовностью возьмет на себя все капитальные и операционные расходы, связанные с внедрением и функционированием нового хот-спота. Такая экономическая модель успешно работает во многих отелях и аэропортах.

“Игроки” рынка услуг хот-спотов

На этот рынок выходят все новые и новые компании. Руководители каждой из них считают, что со временем он станет очень большим, и стремятся захватить какую-то его часть. Реализовать надежный, безопасный и хорошо масштабируемый хот-спот, значительно сложнее, чем установить шлюз Wi-Fi в жилом доме, но многие творческие умы работают над упрощением этого процесса. На рынке услуг хот-спотов Wi-Fi действуют компании следующих видов:

• Оптовые поставщики услуг, вроде компании Cometa, планируют развернуть хот-споты в самых разных общественных местах, сделав их услуги доступными розничным торговцам, которые и будут продвигать их на рынок.

• Крупные операторы сотовой связи, такие, как AT&T Wireless, T-Mobile и Verizon, считают продажу услуг хот-спотов в местах скопления людей выгодным делом и рассматривают сети Wi-Fi в качестве дополнения к своим инфраструктурам поколений 2,5G и 3G. При этом они планируют обеспечить роуминг между сотовыми сетями и хот-спотами.

• Агрегаторы услуг, подобные фирмам Boingo Wireless, Gric Communications и iPass, сами не владеют хот-спотами, но предоставляют им доступ к ряду партнерских сетей, таким образом формируя единые системы с большой зоной действия.

• Национальные и региональные беспроводные Интернет-провайдеры (Wireless Internet Service Provider — WISP), например фирмы Hotspotzz, Surf and Sip и Wayport, стремятся заработать как можно больше денег, занимаясь построением новых сетей в новых общественных местах. (Существуют также WISP-провайдеры, предоставляющие Wi-Fi-доступ бесплатно; многие из них, вероятно, являются продолжателями движения FreeNet за бесплатный коммутируемый доступ.)

Что касается агрегаторов услуг и региональных WISP-провайдеров, то у них имеются все основания для сотрудничества друг с другом в рамках роуминговых соглашений, направленных на создание единых крупномасштабных систем Wi-Fi. Как показал анализ ответов на наш запрос на информацию (RFI) (см. статью П. Рисеви. “Поставщики услуг хот-спотов: общие цели, уникальные достоинства” в этом же номере журнала), нередки случаи, когда партнерство между агрегаторами и операторами носит односторонний характер: факт, что агрегатор платит оператору связи деньги за предоставление своим клиентам доступа к его сети, отнюдь не означает, что другие клиенты этого оператора могут осуществлять доступ к партнерским сетям данного агрегатора. Агрегаторы создают большие инфраструктуры, весьма привлекательные для компаний, сотрудники которых часто бывают в деловых поездках.

За координацию усилий

Чтобы обеспечить мобильным пользователям оптимальное обслуживание, специализированные компании, имеющие отношение к рынку услуг хот-спотов, должны сотрудничать друг с другом, придерживаясь единых технических стандартов. Самым известным событием в деле становления такого сотрудничества является выпуск в феврале текущего года рекомендательного документа комитетом WISPr (Wireless ISP Roaming) в рамках организации Wi-Fi Alliance. Этот документ составлен представителями трех компаний: Gemtek (поставщик беспроводной инфраструктуры), iPass (агрегатор) и Nomadix (поставщик хот-спот-шлюзов). Указанный комитет не разрабатывает стандарты роуминга, а, опираясь на уже существующие стандарты, определяет наилучшие подходы к реализации сетей хот-спотов. Многие компании, которые прислали ответ на наш RFI выразили свою поддержку его деятельности (“загрузить” вышеупомянутый документ можно из Интернет по адресу http://www.weca.net/OpenSection/wispr.asp).

Для осуществления аутентификации, авторизации и учета (accounting) WISPr предлагает использовать протоколы HTTP, SSL и RADIUS. Сторонникам концепции комитета рекомендуется строго придерживаться некоторых правил построения сетей, другие же решения являются для них факультативными. Например, провайдеры должны реализовать Web-аутентификацию, но при этом они вольны задействовать и так называемые “умные” клиентские программы, которые, например, повышают степень информационной безопасности и делают доступ в сеть более прозрачным для пользователей.

С целью безопасной передачи аутентификационных данных в WISPr-совместимой системе пре-дусмотрено использование шифрования SSL, но эта система не обеспечивает защиту передаваемой пользовательской информации. Для этого комитет предлагает применять клиентское ПО VPN. За неимением другой действенной альтернативы такой подход является вполне разумным компромиссом, однако специалисты WISPr нисколько не сомневаются в том, что наступит такое время, когда во многих устройствах появится поддержка стандарта IEEE 802.1х, который обеспечивает не только аутентификацию пользователей, но и защиту их данных за счет управления динамическими сеансовыми ключами. Специалисты WISPr четко объясняют, как средства 802.1х будут интегрированы в их систему, включая использование методов аутентификации TLS и TTLS.

Сегодня нельзя однозначно сказать о том, какой из этих методов получит самое широкое применение в сетевой отрасли. В любом случае предлагаемая комитетом система является в достаточной степени гибкой, чтобы воспринять любой протокол аутентификации..





  
10 '2003
СОДЕРЖАНИЕ

электронная Россия

• Нижегородский форум инфокоммуникаций

бизнес

• Собеседование: как правильно оценить кандидата

инфраструктура

• ИБП в параллель

• Тестируем адаптеры iSCSI

• Сканируя эфир

информационные системы

• Как бороться с текучкой в call-центрах

• Корпоративные системы мгновенного обмена сообщениями

• Корпоративный контакт-центр

• Базы данных как источник сетевых заторов

сети связи

• Сети сигнализации будущего

• Процедура предварительного уведомления как один из путей усовершенствования протокола RSVP

• Хот-споты набирают силу

• Поставщики услуг хот-спотов: общие цели, уникальные достоинства

кабельные системы

• Высокоскоростной доступ по нескольким медным парам

• Маркирование кабельных систем по стандарту TIA/EIA-606-A

защита данных

• Сделайте свою сеть безопасной

новые продукты

• Switch 7700: возврат на рынок корпоративных решений


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх