Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Тематический план
Отдел рекламы
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Инфокоммуникации Юга России

В. В. Гуров

Третья по счету из числа региональных конференций Минсвязи “”Электронная Россия” — человеку, бизнесу, обществу”, организуемых в текущем году редакцией журнала “Сети и системы связи”, прошла в начале июля в пос. Ольгинка Краснодарского края.

Стабильность экономического развития и эффективность социально-экономических процессов в регионах определяются качеством и масштабами использования инфокоммуникационных технологий (ИКТ) — такова была основная мысль выступления зам. министра РФ по связи и информатизации Д. А. Милованцева, открывшего конференцию. В настоящий момент позиции ИКТ в Южном федеральном округе (ЮФО) с точки зрения охвата основных сфер жизнедеятельности значительно укрепились. Наибольшее число приложений ИКТ функционирует в аппарате региональной администрации, финансово-кредитном и экономическом комплексах, налоговых органах и в промышленности. В социальной сфере больше всего информационных систем создано в области здравоохранения, образования, культуры, органах социальной защиты.

Самым узким местом региональной информатизации, по мнению зам. министра, было и остается недостаточное финансирование работ, препятствующее решению многих комплексных проблем внедрения ИКТ. Тем не менее средний по России уровень регионального финансирования проектов по информатизации из года в год увеличивается и за последние три года вырос более чем в три раза — с 4 до 13 р. на человека в год. В частности, ИТ-бюджет Республики Калмыкия в 2002 г. вырос на порядок.

Серьезной проблемой при реализации программ информатизации остается ведомственная разобщенность. Не решены вопросы кадрового обеспечения, повышения квалификации, уровня оплаты труда ИТ-специалистов, работающих в органах государственного и муниципального управления. Зачастую камнем преткновения становится и недооценка роли и значения информатизации как средства повышения эффективности управления и ускорения социально-экономического развития регионов.

Решение этих и ряда других проблем, по мнению Д. А. Милованцева, заключается в проведении единой государственной научно-технической политики в области информатизации. Она включает в себя следующие направления: переход к реализации “сквозных” проектов информатизации, которые охватывали бы одновременно федеральный, региональный и муниципальный уровни; проведение единой политики государственных закупок аппаратных и программных средств; разработка общесистемных и типовых проектных решений при создании государственных информационных систем и ресурсов и обеспечение их информационной безопасности; разработка стандартов.

Для сохранения положительных тенденций развития социально-экономической ситуации в ЮФО, наметившихся в последние полтора года, нужны новые подходы к управлению хозяйственным комплексом территории. Ключевыми факторами здесь являются состояние информационной инфраструктуры и осознание руководителями предприятий роли и места информатизации в системе управления, считает начальник информационно-аналитического управления аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО В. В. Чирман. По его мнению, отсутствие четкого аналитического обоснования необходимости выделения требуемого объема финансирования “Электронной России” привело к сокращению бюджета программы Государственной Думой. В результате в должном объеме не были реализованы мероприятия по подключению к сети Интернет государственных организаций, замедлился процесс информатизации школ, оказались недофинансированными многие межведомственные проекты. Отсутствие единой методологии построения ведомственных и территориальных инфокоммуникационных систем, с одной стороны, приводит к дублированию работ, с другой — к несовместимости решений.

И то и другое снижает эффективность капиталовложений.

Для обеспечения режима благоприятствования внедрению ИКТ в ЮФО создан Совет по информатизации и информационной безопасности. На одном из его недавно прошедших заседаний обсуждались пути гармонизации региональных программ информатизации и мероприятий ФЦП “Электронная Россия” в свете накопленного в ЮФО опыта в части разработки и внедрения ИКТ.

Без магистрали — никуда...

Основную свою задачу в реализации ФЦП “Электронная Россия” связисты ЮФО видят в формировании современной инфраструктуры, которая обладала бы набором высокотехнологичных услуг, заявил генеральный директор ОАО “Южная телекоммуникационная компания” В. Л. Горбачев. Если в прошлом году новые технологии и новые услуги принесли компании 3,5% всего дохода, то в текущем году речь уже будет идти о 4,5%, на 2004 г. поставлена задача довести этот показатель до 8%, а в 2006 г. новые услуги, в том числе связанные с Интернет, должны обеспечить компании порядка 16—18% общего дохода.

Являясь традиционным оператором связи, компания ЮТК всегда уделяла должное внимание внедрению новых технологий. На территории Краснодарского края была построена первая в России сеть IP MPLS. Сегодня в ней насчитывается 52 узла, они расположены во всех крупных населенных пунктах края и объединены по кольцевой схеме с использованием технологии DPT, гарантирующей пропускную способность 622 Мбит/с. Архитектура сети допускает возможность ее дальнейшей модернизации по мере роста объема обслуживаемого трафика.

В прошлом году в Ставрополье была введена в действие мультисервисная сеть, магистраль которой, также построенная на основе технологии DPT, охватила шесть населенных пунктов — от Новоалександровска до Минеральных Вод. Применение же технологии MPLS дает возможность организовывать виртуальные частные сети. В Ростовской области в этом году завершена модернизации сети передачи данных. Сейчас в ATM-кольце Ростова-на-Дону работают десять коммутаторов, они открывают доступ к скоростному бэкбону Интернет с использованием оборудования ADSL для абонентов основных АТС города; развивается сеть передачи данных и в области.

В волгоградском филиале ЮТК в прошлом году завершился первый этап построения мультисервисной сети передачи данных. В 17 населенных пунктах области установлены узлы доступа, позволяющие подключать абонентов как по коммутируемым, так и по выделенным линиям. В Астраханской области построена сеть передачи данных, основанная на технологии ATM, это дало возможность предоставлять качественные услуги доступа к сети Интернет и организовывать корпоративные интрасети.

Созданная мультисервисная инфраструктура компании ЮТК уже сегодня используется в качестве единой среды для реализации проектов в рамках ФЦП “Электронная Россия”. Компания предоставляет ее ресурсы для построения корпоративных информационных систем Министерству РФ по налогам и сборам, Федеральному казначейству, Пенсионному фонду РФ и другим ведомствам. На базе инфраструктуры ЮТК в регионе развивается программа “Киберпочта”.

В целях повышения эффективности хозяйственной деятельности на территории Краснодарского края создается система электронной торговли. Подписано соглашение о сотрудничестве между ЮТК и Кубанским государственным университетом, в котором предусмотрены разработка системных проектов информатизации социальной сферы региона и создание на базе сети передачи данных ЮТК единой образовательной среды.

На ближайшую перспективу компанией запланировано подключение к Сети бюджетных организаций. Это будут объекты федеральной почтовой связи, лечебно-профилактические учреждения, органы власти, паспортно-визовые службы и ряд других. Стратегия же ОАО ЮТК, еще раз подчеркнул докладчик, заключается в создании единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

На международном экономическом форуме, состоявшемся в мае этого года в Ганновере, компания ЮТК закупила технологии и оборудование для реализации мероприятий ФЦП на сумму 17 млн евро. Это была самая крупная сделка, заключенная в рамках “Дней Краснодарского края в Германии”. Компания за нее награждена почетным дипломом, который был вручен ей прямо на конференции директором департамента промышленности, связи и лесных ресурсов администрации Краснодарского края В. В. Эрцевенко.

Программы информатизации, связанные с развитием образовательной среды, финансово-бюджетного комплекса, государственного регистра населения, не могут реализовываться на старых технологиях, не отвечающих современным требованиям, которые предъявляются к телекоммуникационной среде. Технологию виртуальных частных сетей начальник информационного отдела администрации Ставропольского края Ф. В. Бармин предложил использовать в качестве инструмента построения ведомственных информационных систем (ИС). Каждая организация — юридическое лицо при этом будет работать в своем сегменте наложенной сети на базе мультисервисного ресурса субъекта Российской Федерации. На территории Ставропольского края, в частности, у компании ЮТК имеется возможность подать в каждую школу, в каждый методический кабинет поток Е1 и создать там VPN Education Net.

Что и говорить, организация единого регионального информационного пространства немыслима без современной цифровой системы связи. Очень сложным в этом отношении регионом является Республика Дагестан. 70% ее территории — это горы, основу сельской связи составляют АТС координатного типа емкостью от 500 до 1500 номеров, соединительные линии в основном аналоговые, телефонная плотность — 3,2 аппарата на сто жителей, половина сел не телефонизированы вообще. Словом, существующие АТС и транспортная сеть не позволяли создать республиканское информационное пространство на современном уровне, констатировал зам. министра экономики Республики Дагестан А. В. Шахвердиев.

В соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан “О состоянии и мерах по совершенствованию информационного обеспечения деятельности органов власти Республики Дагестан” проводится ряд мероприятий по информатизации региона. Управление информационно-аналитического обеспечения Минэкономики является уполномоченным органом республиканского правительства по разработке и реализация государственной политики в области ИКТ. В настоящее время создается единая информационно-телекоммуникационная сеть Республики Дагестан. Основанная на технологии Radio Ethernet, на сегодняшний день она объединяет более 100 компьютеров, расположенных в зданиях правительства, Министерства экономики, Счетной палаты и ряда других министерств и ведомств. Доступ в Интернет осуществляется через установленный в Минэкономики шлюз. Использование современного радиооборудования обеспечивает стабильную работу сети и позволяет устанавливать необходимое число маршрутизаторов для подключения к ней всех заинтересованных организаций, расположенных в Махачкале. Создан и уже функционирует официальный сайт Правительства Республики Дагестан.

В целях удовлетворения потребностей органов государственной власти и населения в современных телекоммуникационных услугах реализуется республиканская программа развития сельской связи. Спроектирована и уже на 70% построена цифровая наложенная сеть в составе сети цифровых районных АТС и сети радиодоступа. Цифровая радиорелейная сеть соединяет все районные центры с автоматической междугородной станцией в Махачкале. В райцентрах установлены цифровые АТС емкостью от 100 до 300 номеров с возможностью расширения до 1000 номеров. Предусмотрено функционирование базовой станции удаленного радиодоступа в каждом районе. Общие затраты на республиканскую информатизацию за период с 2001 по 2003 г. составят 132,5 млн р., в том числе в 2003 г. — 49 млн. Реализация данной программы позволит к концу года связать столицу республики цифровыми каналами Е2 с каждым из 42 районных центров.

Информатизация и реформы

Позитивное социально-экономическое развитие государства все в большей степени определяется качеством и скоростью обмена информацией, так как этим во многом обусловлена эффективность принимаемых решений, считает руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития Ц. В. Церенов. По его мнению, прогрессивные идеи, заложенные в программе “Электронная Россия”, полностью согласуются с курсом реформ и могут реализоваться “в едином пакете”. Актуальность административной реформы очевидна, и неразумно было бы расходовать средства на информатизацию заведомо несовершенной управленческой системы — следовательно, информатизация и административная реформа обязательно должны быть синхронизированы во времени. В настоящее время Минэкономразвития проводит паспортизацию функций федеральных органов власти (их насчитывается 5619), с тем чтобы оптимизировать эти функции с помощью ИТ. То же самое можно сказать и в отношении других реформ — пенсионной, образовательной, налоговой, ЖКХ.

Одной из главных целей программы “Электронная Россия” является создание к 2008 г. так называемого сервисного государства на базе технологии “электронного правительства”. Его формирование предусматривает создание правительственных Интернет-порталов на уровне региональных и муниципальных органов власти, а также ведомственных порталов. Любой гражданин должен иметь возможность найти в Сети не только перечень функций любого представителя власти, но и другие сведения — например, декларацию о доходах последнего. Таким образом возникнет реальное интерактивное взаимодействие граждан, бизнеса и государства — не того, прежнего “государства в себе”, а государства, прогнозируемого в своих действиях, открытого и понятного для общества, т. е. сервисного государства, чутко реагирующего на запросы граждан и бизнеса и предоставляющего им качественные услуги.

Первоочередная задача на этом пути — создание механизма оптимизации государственных расходов на ИКТ. В настоящее время их нескоординированность приводит к тому, что каждое ведомство реализует проекты в сфере информатизации, исходя из собственных интересов и приоритетов. Еще одна проблема — существующие диспропорции в финансировании ИТ-проектов, когда львиная доля средств тратится на закупку техники, а на подключение бюджетных организаций к Интернет, закупку прикладного (не только офисного) ПО денег почти не остается. Поэтому нужна единая методология внедрения ИКТ по всем программам — федеральным, региональным, муниципальным.

По оценке Ц. В. Церенова, при благоприятном развитии событий к 2006 г. у региональных и федеральных органов власти появятся динамические Интернет-порталы. Будет реализовано до десятка публичных сервисов, включая электронное декларирование доходов, оформление лицензий, взаимодействие с социальными группами населения и ряд других. К этому же времени планируется полностью внедрить электронную систему государственных закупок.

Участие Кабардино-Балкарии в конкурсе “Лучший регион в сфере ИКТ”, в котором республика заняла первое место в номинации “Человеческий капитал”, позволило сравнить с другими субъектами федерации достигнутые в данном регионе результаты, считает начальник отдела федеральных и республиканских программ администрации Кабардино-Балкарской Республики (далее — КБР) М. В. Токбаев. Реализация ФЦП “Электронная Россия” в Кабардино-Балкарии проходит по нескольким направлениям: проводится информатизация органов власти, реализован проект по созданию центра дистанционного образования, создаются центры общественного доступа к Интернет (“Киберпочта”), а также публичные центры правовой информации.

Для реализации комплекса мероприятий информатизации КБР в рамках “Электронной России” требуется около 900 млн р., из них более трети придется на федеральный бюджет. Выделение средств из федерального бюджета будет сопровождаться обязательным софинансированием из бюджета республики. На цели информатизации планируется использовать 457 млн р. бюджетных средств республики и более 100 млн р. из внебюджетных источников. В ближайшее время из республиканского бюджета предполагается выделить средства на реализацию проекта по созданию правительственного портала КБР в сети Интернет.

Внедрению ИКТ в налоговых органах Краснодарского края посвятил свой доклад заместитель начальника Управления МНС России по Краснодарскому краю А. Н. Курьянов. Основная проблема, возникающая у налогоплательщиков при взаимодействии с налоговыми органами, — это сдача отчетности. Сдача отчетности на магнитных носителях предполагает контакт налогоплательщика и налогового инспектора. Сейчас благодаря изменению действующего законодательства активно внедряется бесконтактная схема предоставления отчетности — по каналам связи, через специализированного оператора. В результате налогоплательщики получают возможность заполнять формы бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде, автоматически контролировать правильность заполнения форм и доставлять их в налоговую инспекцию в виде зашифрованных файлов. Полученные от налогоплательщиков данные заносятся в их лицевые счета автоматически, что исключает возникновение технических ошибок и сокращает процедуры ввода и обработки информации. В свою очередь, сотрудники налоговых органов получают мощное средство для сбора, обработки и анализа сведений, предоставленных налогоплательщиками.

К сожалению, далеко не все налогоплательщики могут воспользоваться описанной выше формой предоставления отчетности. Во-первых, достаточно высока стоимость соответствующих услуг. Во-вторых, далеко не у всех имеются технические возможности для предоставления отчетности по каналам связи. Тем не менее со временем такая возможность появится у многих, и процесс общения с налоговой инспекцией будет сведен к минимуму.

В силу специфики налоговой службы ей приходится взаимодействовать с различного рода ведомствами и организациями. В настоящее время сформирован единый государственный реестр юридических лиц. Он является общедоступным, т. е. содержащиеся в нем данные подлежат открытому опубликованию. На сайте Управления имеются соответствующие сведения о всех юридических лицах на территории края. Реализован либо планируется к реализации электронный обмен информацией с Федеральным казначейством, с таможенными органами, Пенсионным фондом и др.

На перспективах развития информатизации в Краснодаре остановился в своем выступлении зам. начальника Управления информатизации администрации города И. Е. Брец. Важнейшее место в системе принятия решений в сфере муниципального управления занимают базовые информационные массивы, на основании которых формируются другие информационные массивы, принимаются решения и в целом формируется государственный информационный ресурс. Базовый информационный массив — это информация о населении, земельных участках, застройках, предприятиях, организациях, отношениях собственности, экономической деятельности.

Основные задачи Управления информатизации — создание условий для принятия администрацией города решений на основании данных базовых информационных ресурсов и обеспечение эффективности функционирования ее аппарата, открытости власти и ее обратной связи с населением. Ведущее место здесь занимает сервер администрации городской Думы, поддерживающий разнообразные интерактивные форумы и опросы. К сожалению, ситуация складывается так, что источником для городских информационных ресурсов являются данные, которые зачастую не принадлежат администрации города, а “распылены” по ведомствам. Чтобы устранить эту проблему, по мнению И. Е. Бреца, необходим закон об информационных основах местного самоуправления.

О внедрении ИКТ в представительстве Росземкадастра в ЮФО участников конференции проинформировал зам. директора Южного регионального кадастрового центра (ЮРКЦ) “Земля” В. Д. Гайдуков. Росземкадастром принято решение о создании кадастровых информационно-аналитических центров в семи федеральных округах. Первый такой центр создан в ЮФО на базе ЮРКЦ.

Какая информация должна предоставляться кадастровым информационно-аналитическим центром? Аппарату Полномочного представителя Президента в ЮФО, согласно закону, предоставляется информация обо всех проводимых территориальными органами Росземкадастра мероприятиях. Для этого формируется БД местных законодательных, нормативных и технических актов. Кроме того, эти документы автоматически размещаются на сайте ЮРКЦ и с ними могут знакомиться все желающие — от риелторских компаний до рядовых граждан.

Инфокоммуникации на таможне

В соответствии с целевой программой развития таможенной службы Коллегией ГТК России принята концепция информационно-технической политики. Она представляет собой совокупность взглядов на применение ИКТ в таможенном деле и дальнейшее развитие информационно-технической инфраструктуры таможенной службы РФ, включая автоматизированную информационную систему (АИС) ГТК России и ведомственную телекоммуникационную сеть, сообщил участникам конференции зам. начальника информационно-технической службы Южного таможенного управления Д. А. Кузьмин.

Существующая система таможенного оформления достаточно сложна, состоит из большого числа программных средств, предназначенных для автоматизации определенных функций, таких, как контроль доставки товаров, учет таможенных платежей, валютный контроль и т. д. В связи с тем что таможенная деятельность в целом связана с большим количеством обрабатываемых документов, возникает проблема организации управления этим процессом, следствием ее становятся информационные перегрузки, которые тормозят международный товарообмен. Решение данной проблемы — в переходе от зачастую разрозненных программных средств к разработке и внедрению комплексных автоматизированных систем. Это позволит повысить эффективность использования ИТ, людских, финансовых и технических ресурсов.

Переход на комплексную технологию таможенного оформления и контроля базируется на глубокой интеграции информационных таможенных технологий, создании современной иерархической системы сбора и обработки данных для поддержки деятельности как руководства ГТК, так и других министерств и ведомств, являющихся потребителями формируемой ГТК статистики. Особенности управления в таможенной системе требуют обеспечения эффективного обмена данными на всех ее уровнях, что обусловливает потребность в создании единых информационных фондов.

Упрощение и соответственно облегчение процедур таможенного оформления, открытость таможни для участников ВЭД и ее прозрачность для общества являются важными и актуальными задачами в свете принятой в мае этого года новой редакции Таможенного кодекса РФ. Решить их позволит АИС, опытная эксплуатация которой осуществлялась в 2002—2003 гг. на различных таможенных постах Южного таможенного управления. На сегодняшний день данная система внедрена и эксплуатируется на 17 таможенных постах 9 таможенных регионов. До конца года планируется установить ее еще на четырех таможенных постах. Система позволяет свести к минимуму контакты декларантов и сотрудников таможенных органов в процессе таможенного оформления грузов и транспортных средств, информирует инспектора о платежном статусе клиента, оперативно обновляет справочники и данные о ставках таможенных платежей, передает информацию о выпущенных декларациях с таможенных постов “наверх”, поддерживает автоматическую удаленную проверку электронных копий деклараций из офиса декларанта или таможенного брокера с выдачей протокола контроля.

Руководство таможенного поста имеет возможность контролировать весь цикл таможенного оформления с момента приема до момента выдачи декларации, анализировать действия каждого сотрудника, оперативно получать информацию из системы в виде графических отчетов, что в итоге ускоряет таможенное оформление и повышает его качество. Для пресечения утечки информации и в целях ее защиты от неправомерного доступа в системе предусмотрено разграничение полномочий и прав пользователей, вплоть до разрешения/запрета доступа к конкретным графам грузовой таможенной декларации. Система регистрирует все действия пользователя, сохраняет информацию в журнале. Помимо общего разграничения полномочий среди сотрудников, система позволяет оперативно вводить запреты на выполнение определенных действий. Например, начальник таможенного поста может на основе имеющейся у него информации установить ограничение или запрет на оформление груза при некоторых условиях, коими могут быть принадлежность груза к какой-либо категории, перевозка груза определенными перевозчиками либо отсутствие необходимых документов. В целом система предназначена для унификации процесса таможенного оформления грузов, транспортных средств, повышения качества таможенного оформления и эффективности таможенного контроля, что в конечном счете приводит к ускорению поступления денежных средств в бюджет страны и к минимизации затрат таможенных органов.

Безопасность и достоверность информации

Тенденция к увеличению степени открытости общества, широкое применение взаимосвязанных средств информатизации во всех сферах деятельности, использование новейших технологий в разведке — все это привело к появлению множества угроз безопасности и нетрадиционных технических каналов утечки информации. Особенно актуальной эта проблема становится при размещении информационных ресурсов органов государственной власти в сетях общего пользования. В этих условиях наряду с открытостью очень важен такой аспект, как реализация конституционных прав человека, общества и государства в отношении обеспечения информационной безопасности, полагает зам. начальника отдела Гостехкомиссии при Президенте РФ по ЮФО Н. Ю. Лепкалов.

Решение вопросов обеспечения защиты информации, составляющей государственную тайну, в настоящее время строго регламентировано. Правовая же основа обеспечения защиты так называемой конфиденциальной информации еще далека от совершенства и нуждается в дальнейшем развитии.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций и в соответствии с компетенцией последних подлежат учету и защите. Режим защиты конфиденциальной информации устанавливается собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом в соответствии с законодательством РФ. Уровень технической защиты конфиденциальной информации, а также перечень необходимых мер защиты определяется по результатам обследования объекта информатизации и сопоставления затрат на организацию защиты информации и величины ущерба, который может быть нанесен собственнику информационных ресурсов.

О создании центра сбора и обработки информации ситуационно-аналитического центра аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО рассказал собравшимся директор филиала ФГУП НТЦ “Атлас” в Краснодарском крае И. В. Алексеев. Для решения задач сбора и передачи информации создается информационный портал. В соответствии с поставленными целями центр должен обеспечивать информационную поддержку принятия решения на уровнях аппарата Полномочного представителя, главных федеральных инспекторов и территориальных федеральных органов исполнительной власти.

Создание информационного портала и системы ситуационных центров является первым практическим шагом в реализации концепции единой информационной среды органов государственной власти и местного самоуправления. Важнейшая задача, которая должна быть решена при реализации электронного документооборота, — придание электронным документам юридического статуса. Сделать это можно в рамках Федерального закона об электронной цифровой подписи (ЭЦП), для чего создается окружной удостоверяющий центр (УЦ), как будущий элемент федеральной инфраструктуры открытых ключей.

Иерархический принцип построения государственного управления определяет иерархию УЦ от федерального уровня через УЦ федеральных округов и до субъектов федерации и муниципальных образований. Начало деятельности в этом направлении уже положено, в том числе и в Краснодарском крае, где филиалом НТЦ “Атлас” в составе системы электронных торгов создается УЦ, на базе услуг которого будет реализован электронный документооборот. В настоящее время УЦ проходит обкатку и в ближайшее время будет готов к оказанию услуг по выдаче и поддержке сертификатов открытых ключей для участников системы электронных торгов.

Ряд ведомств уже приступили к практической реализации электронного документооборота с вовлечением в него государственных и коммерческих организаций. Например, в регионах ЮФО наибольших успехов в этом достигли Пенсионный фонд России и МНС. Созданная МНС с непосредственным участием НТЦ “Атлас” система позволяет налогоплательщикам передавать декларации через Интернет в виде электронных документов, снабженных ЭЦП. В настоящее время в Краснодарском крае системой охвачено свыше 220 налогоплательщиков. Пенсионный фонд сейчас предоставляет предприятиям-работодателям возможность сдавать отчеты в электронном виде на магнитных носителях. В ближайшем будущем для передачи электронных документов фонд также перейдет на использование сети Интернет. В обеих системах — ПФР и МНС — УЦ выступает в качестве доверенной стороны, подтверждающей подлинность ЭЦП всех участников документооборота соответствующими сертификатами.

ИКТ и АПК

Специфика агропромышленного комплекса (АПК) состоит в том, что здесь информация выступает как непосредственный участник рынка, полагает А. А. Мехедькин, директор ФГУ “Центр рыночной информации АПК”. В настоящее время в Минсельхозе России ведутся комплексные работы по развитию информатизации на всех уровнях органов управления АПК. Так, система информации о рынке (СИР) обеспечивает обработку и распространение по различным каналам конъюнктурных данных о ценах, их тенденциях, объемах реализации и закупок, предложении и спросе на основные виды сельскохозяйственной продукции и продукты питания, материально-технические ресурсы, услуги — словом, данных, отражающих рыночную ситуацию в АПК. Эта система, таким образом, призвана улучшить информированность органов управления АПК, субъектов рынка и потребителей.

На данный момент система функционирует в органах управления АПК субъектов РФ и охватывает регионы с наиболее развитым аграрным рынком. В службах СИР сегодня работают 292 специалиста. Анализ работы СИР выявил ряд проблем. Это, в частности, недостаток полной, достоверной и своевременной конъюнктурной информации, юридической поддержки СИР и отсутствие единой методологии сбора, обработки, анализа и распространения рыночной информации.

Вопрос совершенствования существующей СИР рассматривался на Совете по информатизации под председательством зам. председателя правительства РФ, министра сельского хозяйства А. В. Гордеева. Ожидаемые результаты совершенствования СИР и реализации положений программы информатизации АПК в целом — повышение эффективности государственной аграрной политики, улучшение планирования, организации и координации работы АПК России, создание единого пространства рыночной информации о сельскохозяйственной продукции и продовольствии.

ИКТ в образовании, науке и здравоохранении

Объединение “Росинформресурс” Минпромнауки РФ, организационная структура которого насчитывает 69 территориальных центров, ведет различные проекты по федеральным, региональным, муниципальным программам информационного развития, проинформировал аудиторию зам. гендиректора объединения А. В. Рогожкин. Последнее время объединение работает над внедрением АИС, которая должна вывести на новый информационно-технологический уровень процессы управления социально-экономическим развитием регионов посредством реализации взаимного согласования проектов в различных сферах деятельности в соответствии с выбранными приоритетами.

Основной характеристикой данной системы является то, что она представляет собой объединение региональных информационных ресурсов и систем на уровне форматов и протоколов предоставления данных, необходимых для контроля результатов хозяйственной деятельности регионов, анализа и прогноза тенденций изменения составляющих регионального бюджета, мониторинга состояния экономики и социальной сферы, создания и ведения БД индикаторов социально-экономического развития регионов.

Образовательная телекоммуникационная среда ЮФО — такова сфера деятельности Южнороссийского центра информатизации высшей школы Ростовского государственного университета (ЮГИНФО РГУ), сообщил участникам конференции зам. директора центра А. А. Букатов. На базе ЮГИНФО РГУ сформирован ресурсный центр кадрового и инфокоммуникационного обеспечения образовательного процесса. В течение полутора лет в нем прошли переобучение более 2 тыс. учителей области и более 200 сотрудников областной администрации.

Современная образовательная среда региона — это, во-первых, развитая транспортная инфраструктура телекоммуникационной сети и, во-вторых, развитые информационно-вычислительные функции, которые предоставляются в пределах этой сети. По мнению А. А. Букатова, ведущие образовательные организации ЮФО имеют большой опыт построения и эксплуатации сетей и ИС самого разного масштаба. Он полагает, что следует энергичнее привлекать к реализации программы “Электронная Россия” вузы и другие научно-образовательные организации, потому что, с одной стороны, они уже зарекомендовали себя как опытные операторы связи, с другой — наибольшая часть аудитории, сильнее других нуждающаяся в инфокоммуникациях, — это научно-образовательная среда.

Муниципальное учреждение “Краснодарский медицинский информационно-вычислительный центр” (КМИЦ) был создан в 1998 г. с целью проведения единой политики информационного обеспечения и внедрения научно-технических достижений в области здравоохранения, проинформировал слушателей начальник отдела телекоммуникаций и управления здравоохранения администрации Краснодара А. В. Мирошниченко. На базе КМИЦ осуществляется объединение муниципальных организаций здравоохранения в единую сеть, внедряются программные продукты и развивается телемедицина. Доступ к сети Интернет для лечебных учреждений и медицинских работников в системе городского здравоохранения осуществляется на бесплатной основе за счет средств, выделяемых из бюджетных ассигнований. Корпоративная система электронной почты охватывает более 40 организаций и специалистов здравоохранения города. В ближайшее время планируется охватить еще столько же предприятий и работников.

Для предоставления населению медицинской информации в КМИЦ разработан и поддерживается Интернет-сайт “Здравоохранение Кубани”. На нем приведены структура органов управления здравоохранением Краснодарского края, перечень лечебно-профилактических учреждений Краснодара, нормативно-справочная информация, статистика о здравоохранении, перечень разработанных программных продуктов и т. д. Планируется разместить здесь информационные материалы по телемедицинским технологиям, предоставляющим возможность электронного общения в режимах “врач—врач”, “врач—пациент”. В перспективе на Web-страницах сайта будут реализованы функции получения информации о новых медицинских технологиях лечения различных болезней; обмена опытом с профессионалами, проживающими в любой точке планеты; участия в виртуальных научных конференциях и форумах; наблюдения и непосредственного участия в онлайновых консультациях, сеансах лечения; помощи больным, по разным причинам не имеющим возможности обратиться непосредственно к врачу, и многие другие.

Целью проекта по внедрению телемедицины является подключение к Глобальной сети, объединяющей ведущие научные центры России и зарубежных стран для оказания оперативной и качественной медицинской помощи населению. Самые приблизительные расчеты показывают, что стоимость телеконсультации в 4—5 раз ниже стоимости проезда больного, например, в Москву, не говоря уже о зарубежных поездках. Краснодарский медицинский информационно-вычислительный центр в настоящее время имеет опыт работы, технические средства и подготовленные кадры и, как заключил А. В. Мирошниченко, готов к сотрудничеству по внедрению и развитию современных информационных технологий со всеми заинтересованными сторонами.

В 2000 г. МПС РФ в рамках общей целевой программы информатизации отрасли принял решение о разработке единой корпоративной системы автоматизированного управления учебным процессом транспортных учебных заведений, рассказал участникам конференции проректор по экономике, инвестициям и информатизации Ростовского государственного университета путей сообщения В. Д. Верескун. Как имевший к тому времени наиболее развитую ИС, все программное обеспечение которой являлось его собственной разработкой, университет был определен генеральным разработчиком единой ИС учебных заведений отрасли. В настоящий момент ее ПО разработано примерно на 70—75%. Параллельно начато внедрение системы в железнодорожных вузах страны, расположенных в Самаре, Хабаровске, Омске и Иркутске.

Далее о подходах к реализации программы развития региональной образовательной сети Краснодарского края говорил директор Интернет-центра Кубанского государственного университета Б. Е. Левицкий. По его мнению, собственные опорные узлы в городах и районах края целесообразно создавать только тогда, когда плотность образовательных учреждений достаточно высока. Если же этого нет, то для подключения бюджетных организаций лучше использовать существующие возможности ЮТК. В рамках программы информатизации следует выделить средства из краевого бюджета на поддержание инфраструктуры коммуникаций, обеспечивающей подключение к Сети образовательных учреждений. Таким образом, ЮТК получит крупный заказ на подключение учреждений социальной сферы с единым источником финансирования.

Использование собственных портальных технологий и инструментальных средств разработки для построения информационных инфраструктур в области образования и управления предложил директор ресурсного центра Таганрогского государственного радиотехнического университета (ТГРТУ) С. Б. Дикарев. По его мнению, в ФЦП “Электронная Россия” необходимо сместить акцент с глобальных общеинформационных и общекоммуникативных областей на реализацию “точечных” проектов. Следует внедрять локальные системы мониторинга общественной, управленческой, образовательной деятельности, а также обратить особое внимание на информационное наполнение конкретных информационных ресурсов и сформировать базу региональных проектов. Осуществление этих проектов позволит решить основные задачи по построению информационно-образовательного пространства.

В качестве “пространствообразующего” докладчик предложил рассмотреть проект электронной библиотеки научно-технической литературы с полнотекстовым доступом к источникам по сети Интернет, который реализуется в данное время в ТГРТУ.

В завершение конференции президент Торгово-промышленной палаты Республики Северная Осетия — Алания К. Х. Туганов остановился на соотношении общефедеральной и региональной составляющих ФЦП “Электронная Россия”. В свое время была сформирована программа развития телекоммуникационных систем и информационных ресурсов республики на 2002—2010 гг., которая фактически развивала позиции, заложенные в ФЦП. В настоящее время в республике ведется работа над программой по информационному обеспечению образования, библиотечного и архивного дела и других сфер общественной жизни. При непосредственном участии Владикавказского научного центра РАН и республиканского правительства организован и действует центр правовой информатизации. Создана также система информационного обеспечения общеобразовательных школ и начата реализация первого этапа построения телемедицинской сети республики. К концу этого года в нее войдут республиканская и районные клинические больницы, Североосетинская государственная медицинская академия и Фонд медицинского страхования.





  
11 '2003
СОДЕРЖАНИЕ

электронная Россия

• Инфокоммуникации Юга России

бизнес

• Подходы к формализации выбора биллинговой системы

инфраструктура

• Управляем ПК с помощью ZENworks for Desktops

• Консолидация серверов: когда меньше означает лучше

• Тестируем модульные серверные системы

информационные системы

• Интеграция CRM: без труда не выловишь и рыбку из пруда

• Повышение эффективности небольших call-центров

• Лаборатория аутсорсинга для call-центра

• Выбираем дистрибутив Linux

сети связи

• Грядет десятилетие бродбэнда?

• Унифицированные коммуникации в развитии

• Видео- и Web-конференции

кабельные системы

• Экономические аспекты внедрения кабелей категории 6

• Хорошая проектная документация — залог успеха

защита данных

• Новое «лицо» аутентификации

новые продукты

• «Восточный ветер» для коммуникационных компаний; GBIC- и SFP-модули компании MRV; Компактные новинки Lucent


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2005 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх