Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

IP-телефония. Кризис позади

Н. Н. Коробкова

После серьезного спада интереса к технологиям IP-телефонии (VoIP), обусловленного кризисом в экономике США в 2000 г., сегодня они опять на подъеме. Это убедительно доказала выставка-конференция Fall 2003 VON, прошедшая в конце сентября в Бостоне (США).

Первая конференция VON (Voice on the Net) состоялась осенью 1996 г., практически одновременно с появлением первого VoIP-шлюза — устройства, делающего возможным передачу телефонных разговоров по компьютерным сетям. С этого времени конференции проводятся трижды в год: две в США и одна в Европе. Они неизменно собирают наиболее активных участников рынка: разработчиков решений в области IP-телефонии, операторов и сервис-провайдеров, интеграторов, интересующихся технологиями VoIP.

Нынешняя конференция отличалась неожиданным всплеском активности со стороны как операторов связи, так и производителей оборудования. Количество участников по сравнению с предыдущей выставкой возросло более чем в три раза. Как отмечали докладчики, это стало подтверждением того, что телекоммуникационная отрасль стоит на пороге массового внедрения VoIP-технологий и в ближайшие четыре года существующие “островки” IP-телефонии стремительно перерастут в единую систему коммуникаций, которая изменит весь облик телекоммуникационного бизнеса.

Полную версию данной статьи смотрите в 12-ом номере журнала за 2003 год.

Фавориты сезона

Наиболее животрепещущей темой, обсуждаемой на конференции Fall 2003 VON, стали так называемые пограничные контроллеры соединений (Session Border Controllers — SBC). Это новый класс сетевого оборудования, который позволяет сервис-провайдеру предоставлять весь спектр услуг традиционной телефонии при значительном снижении капитальных и текущих расходов, достигаемом за счет использования VoIP-технологий. Контроллер соединений обеспечивает безопасную передачу пакетов между одноранговыми IP-сетями, гарантирует качество услуг и поддерживает высокую доступность сетевых ресурсов для находящихся под его управлением сквозных (end-to-end) сеансов связи. (Следует особо отметить, что, выступая в качестве единой точки контроля за прохождением телефонной сигнализации и голосового трафика, устройства SBC могут выполнять проксирование как сигнального, так и собственно медиатрафика VoIP. — Прим. ред.)

Основные преимущества использования устройств SBC — это обеспечение эффективного взаимодействия между сетями операторов IP-телефонии, решение задач безопасности и надежности, необходимых для внедрения УПАТС нового поколения, а также ряда других задач, возникающих у оператора связи при внедрении систем VoIP. Свои решения в этом классе продуктов представили несколько компаний: Nextone, Kagoor, Jasomi, а также Mera Networks — единственный российский участник Fall 2003 VON.

Традиционно большой интерес у посетителей выставки вызывали абонентские IP-устройства. Компания Grandstream, например, продемонстрировала однопортовые VoIP-адаптеры размером с дамскую пудреницу, а также IP-телефоны по цене 75 долл.

Решения для корпоративных клиентов

Актуальной темой обсуждения на конференции стало предоставление услуг телефонии по технологии VoIP корпоративным клиентам. По мнению большинства докладчиков, именно дополнительные услуги принесут операторам большую часть прибыли, и наиболее перспективным сегментом рынка станут решения для малого и среднего бизнеса. А вот мнения о том, каким способом предоставлять услу-ги — с помощью IP-АТС или на базе так называемой службы IP Centrex, — разделились.

IP-АТС представляет собой автономную телефонную станцию, работающую по технологии IP, которую провайдер устанавливает в офисе клиента. Плюс такого решения заключается в том, что пользователь может настраивать систему под себя, самостоятельно администрировать ее работу. В этом случае сервис-провайдеру остается только получать от клиента трафик. Очевиден и минус такого подхода: компании-пользователю приходится держать в штате специалиста (или целую группу специалистов), квалификации которых достаточно для поддержания работы IP-АТС. Служба IP Centrex снимает это требование. Она “живет” на оборудовании сервис-провайдера, который оказывает клиентам нужный им набор услуг офисной АТС.

По меткому выражению одного из докладчиков, достоинства и недостатки применения IP-АТС и IP Centrex можно наглядно проиллюстрировать, сравнив их с нашими предпочтениями в еде: одни любят готовить дома, а другие ходить в ресторан. Очевидно, оба решения — и IP-АТС, и IP Centrex — найдут свое место на растущем рынке. На выставке в Бостоне свои IP-АТС представили такие компании, как Siemens, Swyx, Mera Networks и др., а решения IP Centrex демонстрировали MediaRing, Vocaldata, Natural Convergence, Mera Networks.

США: государственное регулирование операторов IP-телефонии

Возможное введение в США системы государственного регулирования деятельности операторов IP-телефонии стало еще одним острым вопросом для всех собравшихся. Поскольку 80% аудитории составляли представители американских компаний, то решение правительства о том, какие именно ограничения и требования оно предъявит к VoIP-провайдерам в ближайшем будущем, безусловно, повлияет на прибыльность и скорость развития бизнеса большинства из них.

В настоящее время внимание всей телекоммуникационной общественности приковано к ситуации в штатах Висконсин и Калифорния, где законодатели планируют занять жесткую позицию — подчинить бизнес VoIP-провайдеров требованиям, регулирующим деятельность операторов традиционной телефонии. Следует сказать, что Висконсин и Калифорния не единственные штаты, где встал вопрос о законодательном регулировании VoIP-бизнеса. Комиссии по коммунальной инфраструктуре целого ряда штатов (State Public Utilities Commission) еще с зимы 2002 г. начали наступление на провайдеров IP-телефонии. Суть их требований сводится к тому, что, раз последние оказывают услуги телефонной связи, как это указано в их рекламных материалах, значит, они должны подчиняться общим правилам, предусмотренным для операторов традиционной телефонии. Мнение чиновников — сторонников государственного регулирования VoIP-провайдеров сводится к следующему: нельзя вводить потребителя в заблуждение относительно того, какой услугой он пользуется. Если речь идет об услуге телефонной связи, значит, она должна соответствовать требованиям, предъявленным к сервисам такого рода. А требования эти вкратце таковы. Во-первых, компания должна обладать соответствующей лицензией на оказание услуг телефонии, а сама услуга — соответствовать определенным стандартам качества.

Во-вторых, должно гарантироваться выполнение определенных технических норм, например осуществление звонков экстренной связи (типа службы 911).

В-третьих, должны осуществляться все налоговые отчисления, связанные с телефонным бизнесом. Также высказываются требования по поводу регулярных отчислений в фонды государственных программ по оказанию услуг связи для глухих, инвалидов и неимущих.

Введение упомянутых норм регулирования, безусловно, осложнит дальнейшее развитие VoIP-отрасли, которая еще слишком молода, чтобы очутиться в жестких рамках закона. Ситуация осложняется тем, что если калифорнийская администрация создаст прецедент, то далее события будут развиваться необратимым образом, ведь Калифорния считается своеобразным законодателем мод в области новых технологий для США. Примечательно, что единодушия в этом вопросе нет. Например, в это же время в штате Пенсильвания активно обсуждается введение пятилетнего моратория на любое законодательное вмешательство в жизнь рынка IP-телефонии. Собственно, лейтмотивом всей конференции стал призыв к реализации вдумчивого подхода к законодательному регулированию IP-индустрии. Судьба VoIP-бизнеса должна решаться не местечково, т. е. каждым штатом самостоятельно, а на уровне национальной политики. IP-телефония, как в свое время и технология беспроводной связи, нуждается в периоде спокойного роста, в течение которого она сможет окончательно оформиться в самостоятельную отрасль. Время нужно и для решения многих технических задач. Например, сейчас технология VoIP не позволяет реализовать такую важную услугу, как установление местонахождения звонящего, столь необходимую в службах типа 911.

На конференции крылатой стала метафора Джефа Пулвера о гетероморфности природы VoIP: подобно бабочке, проходящей на пути своего развития несколько разнородных форм существования — личинка, куколка, бабочка, — технология IP-телефонии только на начальном этапе своей жизни была подобна традиционной телефонии. По мнению г-на Пулвера, в настоящее время начинается новый этап развития этой технологии, и термин “телефония” уже узок для нее. Теперь имеет смысл говорить о технологии IP-коммуникаций, которая, помимо телефонии, предоставляет потребителям такие Интернет-возможности, как передача данных, почтовые сервисы и пр.

Об авторе
Коробкова Наталья Николаевна,
директор по маркетингу компании MERA Networks
Телефон: (8312) 78-8898
E-mail: natalya.korobkova@meranetworks.com





  
12 '2003
СОДЕРЖАНИЕ

электронная Россия

• Проблемы информатизации в ДФО

бизнес

• Заметки аудитора: как в России обслуживают пользователей?

• Новые перспективы развития рынка услуг спутниковой связи

• Пляжная форма обучения для дистрибуторов

инфраструктура

• Рекомендации по поддержке пользователей на дому

• Как организовать долговременное хранение данных

• Принципы выбора IP-УАТС

• Centrex в стиле IP

• Точное время в вашей сети

• Тестируем соединители MAPI для Microsoft Outlook

информационные системы

• «Повзрослевшие» системы обмена сообщениями

сети связи

• Поколение Next, или Метро-Ethernet в столице

• Видео по протоколу

• Конвергенция становится беспроводной

• IP-телефония. Кризис позади

кабельные системы

• Средства сращивания оптических волокон

• Тест не пройден. Что делать дальше?

• Как улучшить охлаждение серверов, сократив при этом затраты на их охлаждение

защита данных

• Сертификация средств безопасности

• К безопасному информационному обществу

новые продукты

• Система абонентского доступа IPTL компании Terayon


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх