Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Проблемы информатизации в ДФО

В. В. Гуров

Четвертая региональная конференция Минсвязи “”Электронная Россия” — человеку, бизнесу, обществу”, организованная для Дальневосточного федерального округа (ДФО) журналом “Сети и системы связи”, прошла 30 сентября с. г. во Владивостоке..

Поскольку в этом году идет корректировка Федеральной целевой программы (ФЦП) “Электронная Россия”, главная цель конференции заключалась в определении приоритетных направлений ее реализации в ДФО. Анализируя рынок телекоммуникационных услуг, заместитель Полномочного представителя Президента РФ в ДФО

А. С. Дроздов отметил, что, как и в целом по России, здесь наблюдается увеличение объема предоставляемых услуг связи в денежном выражении, но при этом индекс производства в этой сфере практически во всех областях Дальнего Востока, кроме Приморского края, снижается. Причина — увеличение тарифов, вследствие чего жители округа реже стали пользоваться междугородной телефонной, почтовой связью и т. д.

Уровень телефонизации населения в среднем по округу составляет около 23%. Несколько лучше ситуация с обеспечением населения телефонной связью в Камчатской и Сахалинской областях — 32,5 и 30,8% соответственно. Самый низкий уровень телефонизации в Амурской области —13,8%. В качестве альтернативы местной телефонной связи ряд компаний оказывают услуги пейджинговой, транкинговой и сотовой связи. На территории округа действует порядка 30 операторов пейджинговой и 40 операторов сотовой и транкинговой радиосвязи. Эти услуги на дальневосточном рынке достаточно новые и дорогостоящие, поэтому в среднем по округу ими пользуется лишь около 1,5% населения. Компании, оказывающие подобные услуги связи, располагаются преимущественно в крупных административных центрах. Альтернативы проводной связи в районах практически нет, лишь в некоторых поселках предоставляются услуги подвижной радиосвязи.

Неоднозначная ситуация складывается и на рынке услуг доступа к сети Интернет. На территории округа эти услуги оказывают более 130 операторов, половина которых находится в Приморском крае, менее четверти — в Республике Саха и в Хабаровском крае. Тем не менее в среднем по округу ими пользуется лишь чуть более 1% населения. ВОЛС прокладываются преимущественно вдоль железнодорожной магистрали, поэтому в северных регионах округа качественный доступ к Интернет практически отсутствует.

В 2001 г. состоялась презентация проекта создания единой мультисервисной сети Дальнего Востока. С тех пор он претерпел значительные изменения, а отдельные регионы и организации, так и не дождавшись обещанного, уже приступили к созданию своих собственных сетей. При этом юридические и технические нормативы зачастую не соблюдаются, используется нелицензированное ПО, не обеспечивается информационная безопасность.

“Электронное Приморье”

Приморский край имеет богатый природный и экономический потенциал, и эффективное управление столь крупным стратегически важным регионом невозможно без применения современных информационных систем, считает вице-губернатор края В. В. Горчаков. Стратегическими направлениями деятельности краевой администрации в сфере информатизации на сегодняшний день являются предоставление доступа к социально значимым информационным ресурсам и базовым информационным и телекоммуникационным услугам всем жителям края, а также внедрение инфокоммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической и культурной жизни краевого сообщества.

Информационные ресурсы на территории Приморского края распределены неравномерно, поэтому одной из главных задач здесь является формирование единого информационного пространства. По инициативе Департамента связи и информатизации администрации края была разработана целевая программа “Электронное Приморье” в качестве одной из составляющих ФЦП “Электронная Россия”. Реализация этой программы, в частности, предусматривает создание информационной системы Приморского края.

Разработка целевой программы “Электронное Приморье” была вызвана необходимостью повышения эффективности процессов государственного и муниципального управления, снижения издержек на выполнение административных функций всеми органами власти и повышения информационной безопасности Приморского края. Как показывает мировой и российский опыт, достижение этих целей возможно с использованием современных технологий обработки и передачи информации. Реализация указанной программы позволит решить и социальные проблемы жителей Приморья, включая оперативный доступ к службам экстренной помощи, возможность использования системы электронных платежей за коммунальные услуги, доступ к радиовещательной и телевизионной сети.

Еще одна задача программы — распространение инфокоммуникационных технологий, внедрение их во все сферы общественной жизни, что создаст технологические предпосылки для развития гражданского общества за счет реального обеспечения прав граждан на свободный и оперативный доступ к информации. Предусматривается интенсивное развитие пунктов коллективного доступа к сети Интернет на базе почтовых отделений; совершенствование и расширение телекоммуникационной инфраструктуры как одного из основных компонентов информационной системы Приморского края, подключение бюджетных организаций, образовательных учреждений, объектов здравоохранения к открытым информационным системам. “В целом же реализация обеих программ — “Электронная Россия” и “Электронное Приморье” позволит несколько уменьшить негативное влияние фактора географической удаленности Приморского края от центральных районов РФ”, — закончил свое выступление на конференции вице-губернатор.

Об организации доступа к компьютерным сетям подробно рассказал собравшимся руководитель Департамента связи и информатизации администрации Приморского края В. К. Зотов. Сейчас идет подготовительная работа по созданию телекоммуникационной инфраструктуры “Электронного Приморья” с максимальным использованием ресурсов ОАО “Дальсвязь”, ЗАО “Востоктелеком”, Федеральной почтовой связи и операторов мобильной связи.

Реализация проекта “Электронное Приморье” разделена на два этапа: построение инфраструктуры доступа и создание базовых информационных систем. На первом этапе планируется подключить к сети Интернет все органы власти — законодательной, исполнительной, судебной, а также органы местного самоуправления, СМИ, учреждения здравоохранения, образования, науки и культуры. На втором этапе будет проводиться стандартизация процессов информационного взаимодействия органов власти, бизнеса и граждан. Таким образом, завершится создание компьютерной сети Приморья с унифицированными правилами обмена информацией между пользователями сети .

Существующая в Приморье инфраструктура уже сегодня позволяет подключать к Сети отдельные муниципальные образования. В администрации края эксплуатируется ЛВС с 14 серверами и 600 клиентскими местами, к ней по выделенным и коммутируемым линиям уже подключено 30 из 38 органов исполнительной власти. Создан Интернет-сайт, получивший официальный статус сайта администрации и органов исполнительной власти Приморского края. Только за один месяц было зарегистрировано более 20 тыс. обращений к нему. В дальнейшем Интернет-сайт администрации послужит основой для создания Интернет-портала территориальных органов власти. К ЛВС подключено и приморское подразделение Минюста, что позволяет ему более оперативно проводить юридическую экспертизу нормативно-правовых актов, принятых администрацией Приморья, и формировать локальную электронную версию Федерального регистра.

Электронной почтой в администрации пользуются около 1000 абонентов, включая все муниципальные образования. Только за сентябрь этого года почтовый трафик составил порядка 8 тыс. электронных документов, что в три раза превышает сентябрьский трафик прошлого года. Абонентами корпоративной электронной почты администрации являются около 200 пользователей, в их число входят и пользователи Минюста. В 60% подразделений администрации в пилотном режиме развернута система электронного документооборота.

В процессе реализации программы “Электронное Приморье” максимально задействуется инфраструктура почтовой связи Приморского края. На ее базе уже сегодня созданы 49 пунктов коллективного доступа с 66 рабочими местами; ежемесячные доходы от предоставления услуг пунктов коллективного доступа составляют около 240 тыс. р. За август число пользователей пунктов коллективного доступа составило 10 419 человек, из них 2250 — сельские жители. Популярность этих услуг среди жителей края, особенно молодежи и коммерсантов, растет, поэтому программой “Электронное Приморье” предусмотрено финансирование работ по созданию 50 дополнительных пунктов коллективного доступа.

На сумму 2,5 млн р. запланирована поставка оборудования для подключения муниципальных образований к узлам приморского филиала ОАО “Дальсвязь”. Приморский же филиал на собственные средства создает сеть передачи данных, завершить строительство которой предполагается в декабре этого года.

Одним из направлений деятельности Департамента связи и информатизации является подготовка соглашения о взаимодействии в рамках программы “Электронная Россия” Минсвязи РФ с администрацией Приморского края. Это взаимодействие позволит финансировать такие мероприятия “Электронной России”, как создание Единой государственной системы управления и передачи данных, которая обслуживала бы органы государственной власти и местного самоуправления, обеспечивала электронный документооборот и доступ территориальных и федеральных подразделений органов власти, муниципальных образований и бюджетных организаций к компьютерным сетям.

Корректировка курса

Нынешняя редакция ФЦП “Электронная Россия” имеет ряд недостатков. Они связаны с тем, что программа разрабатывалась в минимальные сроки, поскольку принять ее нужно было как можно быстрее, констатировал начальник Управления по координации ФЦП “Электронная Россия” Минсвязи России О. В. Бяхов. Сегодня роль политического лозунга она уже сыграла, т. е. все поняли, что реализовать национальный интеллектуальный потенциал можно именно через широкое использование инфокоммуникационных технологий. Недостатки программы стали причиной того факта, что уровень ее финансирования не соответствует заложенному в паспорте программы.

Приоритетные направления реализации ФЦП в 2003 г. — это подключение бюджетных организаций к компьютерным сетям, формирование инфраструктуры межведомственного взаимодействия, построение единой государственной защищенной информационной телекоммуникационной инфраструктуры. Создавая каналы взаимодействия между гражданином, бизнесом и государством, следует всячески избегать узких мест. На начало года в России около 4500 муниципальных образований (почти 40%!) вообще не имело никакого доступа к Интернет ни для того, чтобы черпать в Сети информацию, ни для того, чтобы размещать ее в ней.

В 2003 г. в рамках программы “Электронная Россия” появился новый проект — организация межведомственного взаимодействия между информационными системами Государственного таможенного комитета и Министерства РФ по налогам и сборам с целью возврата экспортного налога на добавленную стоимость. Прежде возврат НДС у экспортеров занимал в среднем до полугода (из-за того, что при “бумажном” взаимодействии подтверждение факта экспорта в налоговой отчетности происходило очень медленно), и в течение этого периода деньги мертвым грузом лежали на государственных счетах, вместо того чтобы служить рабочим капиталом. Когда к концу года информационное взаимодействие между системами ГТК и МНС будет обеспечено, экспортеры получат несколько десятков миллиардов рублей дополнительных оборотных средств в масштабах страны.

Создается инфраструктура телемедицинских услуг с централизованным пунктом в Москве, сеть телемедицинских пунктов развернута в Чувашии. Объективная потребность в консультациях ведущих медицинских центров РФ, по данным Минздрава Чувашии, составила порядка 12 тыс. консультаций в год, квота федеральных медицинских центров — 1420 консультаций. Иначе говоря, лишь 11—12% больных имели возможность приехать в федеральный медицинский центр, быть госпитализированными и получить консультацию. После внедрения телемедицинской сети в Чувашии из бюджета субъекта федерации на оплату телеконсультаций дополнительно было выделено 1,5 млн р.

Но даже с учетом этой суммы затраты при поездке на консультацию в десятки раз превышают расходы, необходимые для оплаты телемедицинских услуг.

К сожалению, даже если бы уже сегодня в стране функционировало “электронное правительство”, оно существовало бы лишь для 10% населения. Поэтому необходима инфраструктура доступа, в частности пункты коллективного доступа, которые позволят каждому человеку, даже если он не имеет возможности приобрести компьютер, все-таки воспользоваться Сетью. Но не менее важно и образование людей. В этом году запускается пилотная программа “Компьютерный всеобуч”, финансирует ее (5 млн р.) федеральный бюджет. В рамках этой программы планируется обучить базовым навыкам работы с компьютером 30 тыс. человек.

К декабрю должна быть разработана общая концепция использования ИТ на уровне федеральных органов власти. Ее главная составляющая — единая технологическая политика, которая гарантирует масштабируемость и интегрированность информационных решений не только на федеральном, но и на региональном уровне. Правительство поручило Минсвязи совместно с Минэкономразвития и Минфином подготовить перечень мероприятий по совершенствованию практики госзакупок ИКТ, прежде всего это касается рамочных соглашений с поставщиками услуг и оборудования. На сегодняшний день, по оценкам экспертов, Российским государством расходуется на ИКТ от 600 до 800 млн долл. в год. В основном (65—70%) эти средства расходуются на приобретение оборудования, в то время как в развитых странах 2/3 и более затрат на ИКТ — это расходы на ПО и услуги. В результате внедряемые в России ИТ-решения зачастую оказываются неэффективными, так как они не продуманы, не совместимы друг с другом и т. д.

Реструктуризация “Электронной России”, заключил выступление О. В. Бяхов, должна опираться на реальные потребности регионов. В рамках подготовки бюджетной заявки на 2004 г. Минсвязи обратилось с запросом, какого рода мероприятия, с точки зрения регионов, должны осуществляться в рамках ФЦП в будущем году. Общий объем заявок приблизился к 7 млрд р. — это почти соответствует нормативу, заложенному в паспорт программы. К сожалению, включение в предварительную бюджетную заявку не означает, что в будущем году все получат столько, сколько заявлено. В проекте бюджета, который Правительство направило в Госдуму, расходы на ФЦП “Электронная Россия” определены в размере 1 млрд 880 млн р. В вопросе увеличения расходов до паспортного норматива координаторы ФЦП рассчитывают на поддержку депутатов из регионов.

Основа основ

В части реализации мероприятий ФЦП “Электронная Россия” миссия ОАО “Дальсвязь” состоит в формировании и удовлетворении потребностей клиентов в современных услугах связи на территории ДФО, считает генеральный директор “Дальсвязи” И. В. Заболотный. В своей маркетинговой политике компания ориентируется на предоставление полного комплекса услуг связи. На повышение квалификации персонала ежегодно тратится 2% корпоративного бюджета, и в ближайшие три года из 18 тыс. сотрудников половина пройдет переподготовку, в том числе по тем направлениям отраслевого развития, которые сегодня наиболее актуальны.

“Дальсвязь” располагает собственными сетями GSM в Магаданской области и на Камчатке и является базовой инфраструктурной компанией для всех операторов Дальнего Востока. В 2003 г. она вводит 181 тыс. номеров на местной телефонной сети, “цифровизация” которой превысит 50%. Телефонная плотность по ДФО в среднем составляет 19,8 аппарата на 100 жителей. Этот показатель меняется от региона к региону, максимальная плотность — на Камчатке, там на 100 жителей приходится более 30 аппаратов. К 2010 г. в ДФО этот показатель должен составить 37,4 аппарата на 100 жителей. В дополнение к развитию местных телефонных сетей будут строиться магистральные внутризоновые сети, с 2004 г. намечено вводить более 1000 км ВОЛС и РРЛС ежегодно.

В бизнес-плане компании значится ввод в эксплуатацию до конца этого года семи сетей передачи данных в областных центрах округа. Это позволит создать инфраструктуру доступа в этих городах и начиная с I квартала следующего года в каждом из них предоставить необходимое число портов для организации высокоскоростных выделенных линий. На базе инфраструктуры “Дальсвязи” развертываются проекты аудио- и видеоконференц-связи, передачи данных, телеметрии. Чтобы правильно измерять количество переданной информации и тарифицировать эти услуги, компания внедряет соответствующие процедуры.

Что еще делает “Дальсвязь” для продвижения ФЦП на территории ДФО? Помимо наращивания инфраструктуры и создания дополнительных портов, компания подключила к Сети, в частности в Приморье, шесть учебных заведений, Магаданский филиал выиграл тендер на поставку услуг для городских образовательных учреждений, в Еврейской автономной области к Интернет по коммутированному доступу подсоединено десять школ и четыре бюджетные организации. Камчатский филиал обеспечил выделенным доступом Дом детского творчества и детский сад. В Амурской области объем предоставляемых услуг вырос в четыре раза, увеличилось и число их потребителей.

Региональная информатизация

Об аспектах региональных программ информатизации и результатах их выполнения рассказал на конференции заместитель начальника Центра информационных технологий Министерства экономического развития и внешних связей Правительства Хабаровского края С. В. Аксиненко. Центр разработал программный продукт, который реализует функции электронного документооборота, в частности контроль входящей и исходящей документации, контроль за рассмотрением обращений граждан и т. д. В этом программном продукте имеется также блок под названием “час губернатора”, выдающий аналитические справки для телепередачи, в которой губернатор рассказывает о различных аспектах жизни края и отвечает на вопросы телезрителей. Кроме того, центр разработал программный продукт “Делопроизводство и ведение электронного архива” для формирования БД проектов документов, регистрации и учета документов, утвержденных губернатором. Все ПО позволяет осуществлять контроль за исполнением документов, выполнять поиск в БД по заданным ключам и получать разного рода отчеты. Разработаны различные его версии применительно к конкретным потребностям структурных подразделений администраций городов и районов. На момент проведения конференции было осуществлено свыше ста инсталляций упомянутого ПО.

Органам исполнительной власти края и муниципальных образований все программные продукты, разработанные за счет краевого бюджета, предоставляются бесплатно. Некоторые из них используются в ряде федеральных структур, расположенных на территории края. Налажена система доверенной рассылки постановлений и распоряжений губернатора практически в день их подписания через Интернет во все администрации городов и районов. В месяц рассылается около 400 документов в 18 городов и районов края.

Разработана система оперативного информирования о социально-экономической обстановке в крае, включающая в себя свыше 100 форм, содержание которых регулярно обновляется. В части регистрации краевого имущества разработаны следующие БД: реестр краевого недвижимого имущества, реестр минерально-сырьевых ресурсов, реестры лесхозов и совместных предприятий. В Минимущества активно работают с БД реестра федерального имущества, там же функционирует программный комплекс управления арендой государственной недвижимости. Ведутся работы по вводу в эксплуатацию системы управления земельными ресурсами федерального уровня и по ее адаптации для управления земельными ресурсами краевого уровня.

Администрация Хабаровска в своей работе использует специализированное ПО контроля за исполнением бюджета города, взаимодействующее с БД федеральных и краевых структур. С его помощью, в частности, налажена отчетность по арендуемым помещениям и земельным участкам. Особая гордость хабаровских ИТ-специалистов — автоматизированная система расчета субсидий. Данная система, охватывающая Пенсионный фонд, органы социальной защиты и предприятия сферы коммунального обслуживания, позволяет добиться максимальной автоматизации расчета совокупного дохода каждой семьи. Полученные суммы по начисленным субсидиям передаются предприятиям для возмещения их затрат.

До внедрения этой системы начисления субсидий на оплату коммунальных услуг задерживались на несколько месяцев, сейчас этого нет.

Хабаровский край принимает участие и в федеральной целевой программе “Развитие единой образовательной информационной среды”. Этой программой предусмотрено оснащение компьютерных классов средних школ современной техникой. В 2004 г. для обеспечения доступа к ресурсам сети Интернет из учебных учреждений, находящихся в отдаленных районах края, будет поставлено 125 спутниковых антенн системы “Ямал-200”. На данный момент доступ к сети Интернет имеют 100% высших и более 50% средних профессиональных учебных заведений. В начале 2002/03 учебного года при Хабаровском краевом институте переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров открыт центр компьютерных технологий, основной задачей которого является повышение квалификации педагогов края в области ИКТ. В рамках ФЦП в 2002—2003 гг. за счет средств федерального бюджета профинансированы научно-исследовательские работы в области информатизации образования на сумму 5 млн р. Сформировалась практика научно-методического сопровождения временными научными коллективами хабаровских вузов под эгидой Хабаровского государственного технического университета подготовки управленческих решений в сфере информатизации образования и выполнения совместных прикладных научно-исследовательских работ.

Для большинства населения сеть Интернет в Хабаровском крае уже перестала быть экзотикой. Здесь работает ряд провайдеров, которые предоставляют практически все виды Интернет-услуг, правда в основном в городах. Официальный сайт Правительства Хабаровского края представляет информацию на трех языках: русском, английском и китайском. Скоро на нем появится раздел на корейском языке и в перспективе — на японском.

Практически во всех подразделениях правительства края и городских администраций компьютеры объединены в локальные сети, что дает возможность их персоналу осуществлять доступ к справочно-правовым системам, базам данных общего пользования. Однако основным способом обмена информацией между сетями остаются электронная почта и удаленный доступ по коммутируемым каналам. Но в последнее время некоторые фирмы стали предоставлять широкополосные услуги связи, позволяющие создавать территориально распределенные сети. Единой сетью правительства края сегодня охвачен ряд зданий, расположенных одно от другого на значительных расстояниях. В связи с ростом числа компьютеров, объединенных в сети, и широким использованием для обмена информацией Интернет-каналов в последнее время большое внимание стало уделяться вопросам информационной безопасности: приобретаются сертифицированные программные и программно-аппаратные средства защиты, осуществляются работы по аттестации объектов информатизации.

Перспективные ИКТ-приложения в ДФО

Налоговая реформа, разговоры о которой ведутся постоянно, охватывает собой как налоговое законодательство, так и налоговое администрирование. В вопросах налогового администрирования невозможно продвинуться вперед, если не использовать новые информационные технологии. Развитию ИТ в налоговых органах ДФО посвятил свой доклад начальник отдела ИТ Межрегиональной инспекции МНС России по Дальневосточному федеральному округу С. С. Шамрило. В этом году, отметил он, инспекции стали переходить на единую инфраструктуру электронной обработки данных, внедряется схема бесконтактного безбумажного способа предоставления отчетности, когда она пересылается по каналам связи через специализированного оператора. Налогоплательщик заполняет формы бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде, контроль правильности заполнения форм и их доставка в налоговую инспекцию в виде зашифрованных файлов выполняются автоматически.

Внедрение системы электронного документооборота началось и в управлениях и межрегиональных инспекциях МНС, объединенных в единую интрасеть. Сформированы базы данных юридических лиц; этими БД наряду с МНС пользуются Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Госкомстат, ГТК, Центральный банк и другие ведомства РФ. Сформирован Единый государственный реестр налогоплательщиков — это закрытый информационный ресурс. Продолжается поставка в налоговые органы ДФО современных технических средств, включая компьютеры и телекоммуникационное оборудование; внедряются решения видео- и аудиоконференц-связи, средства дистанционного обучения, внутриведомственной IP-телефонии.

Пример модели реализации так называемых ресурсных центров изложила в своем выступлении президент группы компаний “Старт” И. В. Шибаева. Создав слаженно функционирующую систему центров обработки данных, предоставляющих услуги аутсорсинга самым разным организациям, по мнению И. В. Шибаевой, можно добиться существенной экономии ресурсов и финансов. Компания “Дальсвязь” во Владивостоке уже предоставляет свои ресурсы на аутсорсинг, в частности, это касается центра расчетов и работы с клиентами. Группа “Старт” уже 10 лет занимается вопросами стандартизации прикладных информационных технологий и предлагает в рамках “Электронной России” организовать в ДФО пилотный проект ресурсного центра.

Об опыте телемедицинских консультаций рассказал на конференции директор телемедицинского центра Дальневосточного государственного медицинского университета В. Е. Казенов. В сформированном “виртуальном корпусе” консультантов работают 32 специалиста — это преимущественно профессора университета и западных медицинских центров. Большинство заявок на телеконсультации поступает по электронной почте, на бумаге они в виде выписок из историй болезней присылаются в основном из Хабаровского края. Помимо телеконсультаций, центр обучает врачей на факультете повышения квалификации.

Какие клинические специальности наиболее востребованы в телемедицине? На первом месте травматология и ортопедия, на втором — онкологические заболевания, на третьем — урология и заболевания сердечно-сосудистой системы, четвертое место занимают болезни желудочно-кишечного тракта, сообщил В. Е. Казенов.

Подавляющее большинство консультаций проводится посредством электронной почты. За три года только пять пациентов были проконсультированы по видеоконференц-связи, и это несмотря на наличие необходимого оборудования — парадоксально, но факт! По словам В. Е. Казенова, показаний для онлайновых консультаций, оказывается, не так уж и много, при этом согласовать во времени и оплатить сеансы видеоконференц-связи удается не всегда.

Наука и образование

Перспективы развития единой научно-образовательной информационной среды ДФО затронул в своем выступлении проректор Дальневосточного государственного технического университета С. С. Вознесенский. По его мнению, создание региональных научно-образовательных сетей решает сразу несколько задач, таких, например, как сведение к минимуму стоимости трафика для образовательных и научных учреждений. В Приморье в настоящее время отмечен достаточно высокий уровень развития и связности сетей ведущих вузов и НИИ. Эти организации имеют высококвалифицированных сетевых и системных администраторов и разработчиков ПО, а также высокопроизводительное сетевое и серверное оборудование. В результате выполнения ряда целевых программ, сетевых проектов и грантов различного происхождения в Приморском крае возникли объективные условия для создания некоммерческой региональной сети образования и науки.

На кого ориентированы научно-образовательные сети и их информационные ресурсы? С. С. Вознесенский считает, что потенциальными пользователями региональной сети образования и науки являются 25% населения Приморского края — от академиков до первоклассников. Что объединяет их и делает пользователями научно-образовательной сети? Необходимость получения информации в процессе научной деятельности или обучения. Каждая серьезная образовательная или научная структура является генератором информационных ресурсов, которые возникают из объективной потребности широких масс пользователей, корпоративных нужд, вследствие амбиций коллективов подразделений и отдельных лиц. Информационные ресурсы развиваются, стареют и отмирают. Трудно представить себе, что сейчас какая-то одна организация может сосредоточить в себе весь объем информации. Региональная информационная среда фактически представляет собой распределенную систему электронных хранилищ и систем обработки данных, связанных между собой. И это, по мнению С. С. Вознесенского, еще один аргумент в пользу создания образовательной сети в качестве интегратора информационных ресурсов.

Проблему интеграции научных сетей развил заведующий лабораторией Института автоматики и процессов управления ДВО РАН Е. А. Нурминский. В каждом из шести научных центров ДВО РАН имеется развитая сетевая инфраструктура. Приморский научный центр является крупнейшим: он состоит из 12 научных учреждений. Магистральный канал, соединяющий Владивосток с Хабаровском и дальше с Москвой, имеет небольшую пропускную способность. Ориентированный на запад научный трафик попадает в Сеть через Амстердам, Хельсинки и Франкфурт-на-Майне. Анализ статистики показывает, что ДВО РАН фактически является информационным провайдером: число обращений к его порталу составляет около 200 тыс. в неделю, но его развитие ограничивается пропускной способностью каналов связи. Поэтому Е. А. Нурминский считает, что научные сети должны быть выделены из общей национальной телекоммуникационной инфраструктуры с предоставлением им специального статуса, иначе Россия будет обречена на постоянное технологическое отставание от ведущих мировых держав.

С отчетом о проделанной работе по созданию единой сети учреждений образования и науки выступил директор регионального ресурсного центра Хабаровского государственного технического университета С. М. Бурков. Анализ процесса компьютеризации различных направлений образования на Дальнем Востоке показал, что число школ, оснащенных современными ПК и имеющих выход в Интернет, чрезвычайно мало. В течение двух лет Хабаровский региональный ресурсный центр через свой модемный пул бесплатно подключил к Интернет 20 школ. С целью снижения затрат на доступ учреждений образования и науки к ресурсам Сети в настоящее время центр готовит проект программы кооперации между Амурской областью, Приморским и Хабаровским краем. В рамках этой программы будут производиться оптовые закупки полосы пропускания у различных Интернет-провайдеров, таких, как “Ростелеком”, “Транстелеком” и “Дальсвязь”.

По индексу цитируемости в поисковой системе “Яндекс” в последние годы Дальневосточный государственный университет устойчиво занимает четвертое место после Новосибирского, Московского и Ростовского университетов. Однако еще десять лет назад университет имел всего два компьютера, оснащенные системой электронной почты и подключенные к бывшему “партийному” каналу “Искра” на скорости 9,6 Кбит/с, сообщил участникам конференции первый проректор Дальневосточного государственного университета Б. Л. Резник. Аналогичная ситуация наблюдалась во всех высших учебных заведениях Владивостока. По мнению Б. Л. Резника, главное, для чего вузам нужны каналы связи, — это удовлетворение потребностей студентов и преподавателей в информации и развитие образовательных программ на базе передовых технологий. Сейчас в Дальневосточном государственном университете более 10 тыс. пользователей, которым Интернет-технологии доступны бесплатно. Здесь функционируют курсы дистанционного обучения. Совместно с администрацией Владивостока университетом создан центр мониторинга качества образования. Из 2600 компьютеров ЛВС университета примерно половина регулярно используется для тестирования школьников. В декабре следующего года в Дальневосточном государственном университете состоится первый выпуск специалистов по компьютерной безопасности. Спрос на них чрезвычайно велик, поэтому в университете создан учебно-научный центр по защите информации, который оснащен самой современной техникой и ПО.

Подготовке кадров в сфере программирования и информационных систем был посвящен последний доклад. Его сделал заведующий отделом экспертных систем ИАПУ ДВО РАН А. С. Клещев. Обучение программированию на Дальнем Востоке началась в 1960 г. в Дальневосточном государственном университете. В настоящее время оно осуществляется во всех крупных учебных центрах ДФО. Докладчик отметил ряд серьезных проблем возникших в процессе развития системы подготовки программистских кадров. Главная из них — это ограниченное число бюджетных мест для студентов, платное же образование достаточно дорогое — стоимость обучения составляет 1100 долл. в год. Из-за высокого конкурса в вузы многие молодые люди в итоге оказываются, что называется, не у дел. Эффективность же платного образования, как правило, невысока. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо развивать проекты поддержки образования в сфере ИТ в кооперации с наукой и бизнесом.





  
12 '2003
СОДЕРЖАНИЕ

электронная Россия

• Проблемы информатизации в ДФО

бизнес

• Заметки аудитора: как в России обслуживают пользователей?

• Новые перспективы развития рынка услуг спутниковой связи

• Пляжная форма обучения для дистрибуторов

инфраструктура

• Рекомендации по поддержке пользователей на дому

• Как организовать долговременное хранение данных

• Принципы выбора IP-УАТС

• Centrex в стиле IP

• Точное время в вашей сети

• Тестируем соединители MAPI для Microsoft Outlook

информационные системы

• «Повзрослевшие» системы обмена сообщениями

сети связи

• Поколение Next, или Метро-Ethernet в столице

• Видео по протоколу

• Конвергенция становится беспроводной

• IP-телефония. Кризис позади

кабельные системы

• Средства сращивания оптических волокон

• Тест не пройден. Что делать дальше?

• Как улучшить охлаждение серверов, сократив при этом затраты на их охлаждение

защита данных

• Сертификация средств безопасности

• К безопасному информационному обществу

новые продукты

• Система абонентского доступа IPTL компании Terayon


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх