Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Развитие БЛВС

Дэйв Молта

Есть немало причин восхищаться тем, как быстро развивается индустрия беспроводных ЛВС (БЛВС). По данным компании Synergy Research Group, объем мирового рынка этих сетей вырос с 600 млн долл. в 2000 г. до 1,8 млрд долл. в 2002 г. Рост продаж, выражающийся числом беспроводных устройств, выглядит еще более впечатляющим. Этому способствует быстрое снижение цен на них. Набирает силу тенденция к встраиванию интерфейсов БЛВС в мобильные компьютерные и коммуникационные устройства, включая ноутбуки, карманные ПК и смартфоны. В этом году многие из них будут поставляться на рынок с названными интерфейсами. Проводимая корпорацией Intel маркетинговая компания по продвижению на рынок средств Centrino, скорее всего, окажется успешной, и многие потенциальные потребители обратят внимание на технологию БЛВС под названием Wi-Fi. Почти все сетевые специалисты уверены в том, что рынок услуг беспроводной передачи данных будет развиваться и дальше, и технологии Wi-Fi суждено сыграть в этом весьма важную роль.

Очень быстро растут продажи продуктов Wi-Fi, предназначенных для индивидуальных потребителей. Фирма Linksys начала активно работать на рынке БЛВС в 2000 г., а в 2002 г. она контролировала уже около 11% этого рынка. Столь стремительный взлет фирмы привлек к ней внимание руководителей компании Cisco Systems, которая и купила ее.

Благодаря активной работе производителей оборудования и сервис-провайдеров успешно развивается и рынок услуг хот-спотов (беспроводных ЛВС общего пользования).

Если в одних секторах рынка БЛВС продажи растут, то на рынке БЛВС для предприятий застой. Можно сказать, что имевший здесь место в 2002 г. небольшой рост продаж оборудования в количественном выражении был скомпенсирован снижением объема продаж в денежном выражении до уровня 800 млн долл. (по данным компании Synergy).

Почему так происходит? Дело в том, что многие профессионалы в области ИТ находятся в состоянии некоторой неопределенности. С одной стороны, они понимают, что внедрять БЛВС нужно (ведь зачастую от них этого требует начальство), а с другой — затрудняются в выборе беспроводного оборудования и момента времени для развертывания соответствующей сети, поскольку появление новых беспроводных стандартов вызывает у них опасения в возможности защиты инвестиций в БЛВС; кроме того, у всех на слуху проблемы с информационной безопасностью в этих сетях. И еще. Производители так и не смогли создать соответствующие требованиям этих профессионалов беспроводные решения корпоративного класса. Впрочем, вскоре ситуация изменится к лучшему.

В 2004 г. на рынке появятся новые продукты и будет достигнут значительный прогресс в развитии стандартов на БЛВС (см. “Стандарты на БЛВС”).

У ИТ-профессионалов появится возможность разворачивать масштабируемые, хорошо защищенные и управляемые БЛВС. Они станут надежной основой как для традиционных сетевых услуг, включая доступ к Web-серверам и обмен электронной почтой, так и для новых приложений, в том числе и тех, в которых предусмотрена передача речи по технологии VoIP.

Три поколения БЛВС

БЛВС первого поколения были фирменными, и производители таких продуктов ориентировали их на высокодоходные вертикальные рынки, такие, как предприятия розничной торговли и склады. Они нередко рассматривались как системы поддержки ведения бизнеса и не относились к сфере деятельности ИТ-персонала. В ту пору не многие сетевые инженеры сохраняли в своих браузерах ссылки на Web-сайты ведущих производителей оборудования для этих сетей, в том числе компаний Aironet Wireless Communications, Proxim и Symbol Technologies.

В конце 90-х годов прошлого века, когда были приняты первые стандарты семейства 802.11 и была образована организация Wi-Fi Alliance, занимающаяся тестированием (на взаимную совместимость) и сертификацией соответствующего этим стандартам беспроводного оборудования разных производителей, начался следующий этап в развитии рынка БЛВС, связанный с появлением продуктов второго поколения. Речь идет об “интеллектуальных” точках доступа, которые стали ключевыми элементами инфраструктур БЛВС. Данные устройства оснащены радиомодемами (физический уровень) и средствами, обеспечивающими функциональность сетевого моста (работающего на канальном уровне). Хотя за последние пять лет конструкция этих точек доступа была усовершенствована, а их функциональность расширена, развертывание и администрирование сетей, состоящих из сотен или тысяч точек доступа, представляют собой сложные и высокозатратные процессы.

Сетевая архитектура на базе “интеллектуальных” точек доступа оказалась не подходящей для построения больших беспроводных инфраструктур. Ряд компаний, не относящихся к производителям БЛВС, попытались улучшить положение дел с помощью собственных разработок. Так, компании AirWave Wireless и Wavelink выпустили управляющее ПО, которое по своим функциональным возможностям значительно превосходит управляющие программы, предлагаемые производителями точек доступа. Фирмам Bluesocket, Vernier Networks и ReefEdge удалось решить ряд важных проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности БЛВС, их администрированием и организацией роуминга между подсетями. Компании AirDefence, AirMagnet и Wild Packets выпустили системы мониторинга. Продукты для улучшения БЛВС создают и другие фирмы.

В настоящее время мы являемся свидетелями появления на рынке БЛВС третьего поколения, которые представляют собой полнофункциональные и интегрированные решения. Причем эти решения разработаны не только такими известными производителями оборудования для БЛВС, как Cisco, Proxim и Symbol, но и новичками на этом рынке — фирмами Airespace, AirFlow Networks, Aruba Networks, Chantry Networks, Legra Systems, Trapeze Networks и Vivato, а также крупными производителями проводного сетевого оборудования, включая компании Extreme Networks и Nortel Networks. Продукты третьего поколения часто рекламируются как “беспроводные коммутаторы”, чтобы их внедрение ассоциировалось с переходом от разделяемых сетей Ethernet к сетям Ethernet с коммутацией пакетов.

Перспективы хорошо известных и новых компаний

Компания Cisco — крупнейший поставщик БЛВС для предприятий. Если ей удастся сохранить или даже увеличить свою и без того самую большую долю рынка, многие из вышеперечисленных компаний попросту прекратят свое существование. Но лидирующие позиции Cisco уязвимы. Дело в том, что предлагаемая ею сегодня сетевая архитектура отнюдь не лишена недостатков.

В компании понимают это и разрабатывают новую сетевую архитектуру — SWAN (Structured Wireless Aware Network). В ней предусмотрены использование работающих под управлением межсетевой операционной системы IOS точек доступа и более тесная интеграция последних с коммутаторами Catalyst, в которых в дополнение к их первоначальным сетевым функциям появятся беспроводные расширения. Управлять новым сетевым решением с интегрированным набором служб БЛВС планируется с помощью средства CiscoWorks Wireless LAN Solution Engine (WLSE). Однако, чтобы разработать и реализовать такое решение, нужна четко скоординированная работа многочисленных подразделений компании Cisco, а с этим в ней дело обстоит не очень хорошо.

Венчурные капиталисты (ВК) не считают, что Cisco преуспеет в увеличении своей доли на рынке БЛВС, и щедро финансируют новые компании. ВК также уверены в том, что ИТ-профессионалы заинтересованы в новых технологических партнерах, предлагающих лучшие решения, и отдадут должное достоинствам решений, разработанных новичками.

Здесь самым главным является слово “лучшие”. Первые попытки усовершенствовать архитектуру БЛВС не привели к появлению коммерчески успешных решений. Например, система Harmony фирмы Proxim реализует интегрированный подход к управлению инфраструктурой БЛВС, но ей не хватает масштабируемости, расширенных функций управления радиоинтерфейсами, а также функций надежной защиты данных и мониторинга работы сети.

Компания Symbol разработала решение Mebius (сейчас оно называется Symbol Wireless Switch System), в котором предусмотрено использование недорогих точек доступа без функций второго уровня. Последние выполняются установленным в аппаратном шкафу коммутатором. В компании говорят, что перераспределение “интеллекта” БЛВС от ее периферии к центру позволяет создавать недорогие инфраструктуры с полным набором хорошо управляемых служб. На разработку данного решения ушло гораздо больше времени, чем планировалось, зато сейчас на его долю приходится 40% объема продаж беспроводных систем компании Symbol.

Компания столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны новых фирм, многие из которых хорошо финансируются и имеют опытных специалистов. Они признают правильность подхода Symbol к проектированию БЛВС, но утверждают, что их собственные системы гораздо лучше.

Поскольку на рынке корпоративных БЛВС новичков немало, встает вопрос о их выживаемости. Многие аналитики рассуждают о возможном поглощении этих компаний более крупными. Данный рынок очень интересен тем, что на нем одна или несколько новых компаний вполне могут стать его лидерами. Такая перспектива заставляет сетевых специалистов молодых фирм оставаться на рабочих местах даже в выходные дни.

Работая над обзором сетевых решений (см. статью “Тестируем инфраструктурное оборудование для БЛВС” в этом же номере журнала), мы тщательно изучили возможности новых беспроводных систем, сравнили их с продуктами Cisco и пришли к двум противоречивым выводам. Во-первых, эти системы гораздо лучше прежних БЛВС. По сравнению с ними они обладают рядом преимуществ, которые понравятся ИТ-профессионалам на предприятиях и помогут новым компаниям добиться успеха на рынке.

Во-вторых, новым компаниям будет крайне трудно добиться успеха (этот вывод придется по душе сторонникам традиционных решений). У них еще много серьезных технических и маркетинговых проблем, не говоря уже о том, что им предстоит конкурировать с лидером рынка, привлекая к себе внимание ИТ-менеджеров предприятий. Не многие из последних захотят заменить свои системы компании Cisco чем-то новым.

Почти все производители БЛВС нового поколения обещают их беспроблемную интеграцию с существующими сетями, но опытные ИТ-профессионалы не верят этому. Ведь речь-то идет о сложных системах в своей первой версии. Многие из нас любят новые автомобили, но мало кому нравится новое ПО.

Тем не менее не следует думать, что у новых компаний нет никаких шансов на успех: многие предприятия хотели бы протестировать их решения.

В 2004 г. индустрия БЛВС добьется значительных успехов, хотя, вероятно, и не все ее проблемы будут решены. Накопив опыт внедрения своих систем, новые компании исправят имеющиеся в них недостатки. Чтобы их продукты отличались от продуктов конкурентов, производители будут стремиться наделять их не только базовыми функциями, но и дополнительными (расширенными) возможностями..





  
1 '2004
СОДЕРЖАНИЕ

электронная Россия

• Инфокоммуникации земли сибирской

бизнес

• Закон "О связи" принят. Что дальше?

• Open Source на рабочем столе

инфраструктура

• Развитие БЛВС

• Тестируем инфраструктурное оборудование для БЛВС

информационные системы

• Второй фронт

• Так ли прост SNMPv3

• Как не попасться на уловки фирм-производителей

сети связи

• Азы телефонии для менеджеров ИТ

• IP-телефония: в поисках приложений

• SBC на границе

кабельные системы

• Средства управления коммутационными шнурами

• Оговаривайте тестирование шнуров

защита данных

• Тестируем системы предотвращения вторжений уровня сети

новые продукты

• 64-битовый сервер Depo Iron 6000R1S


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх