Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Закон “о связи” принят. Что дальше?

В. В. Гуров

В отечественной индустрии к числу наиболее успешно развивающихся относится отрасль связи, которая по набору и качеству услуг приближается к уровню, достигнутому самыми передовыми странами. Эффективному функционированию телекоммуникаций призвана способствовать новая правовая система, создаваемая в рамках реализации долгосрочной стратегии информационного развития России.

В конце ноября прошлого года в Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям состоялось заседание “круглого стола” (ведущий — член комиссии, руководитель рабочей группы по законодательству о связи Ю. Е. Засько) на тему

“О законодательном обеспечении развития телекоммуникационных систем в Российской Федерации”. На нем было отмечено, что создаваемая правовая система должна обеспечить реализацию таких задач, как удовлетворение растущих потребностей населения в телекоммуникационных услугах, ускоренное развитие национальной инфраструктуры и новых технологий, предоставление общедоступных услуг связи в каждом населенном пункте России, создание условий для добросовестной конкуренции, а также интеграция телекоммуникационного комплекса России в европейский и мировой телекоммуникационные комплексы с учетом национальных интересов.

Оценка Минсвязи

Современное состояние и перспективы развития российских телекоммуникаций участникам “круглого стола” обрисовал первый заместитель министра РФ по связи и информатизации Б. Д. Антонюк. По данным Минсвязи, за последние четыре года темпы роста доходов в отрасли составили от 35 до 40%. Основной доход приходится главным образом на альтернативных операторов, занимающихся предоставлением услуг сухопутной подвижной (сотовой) радиосвязи. На них же приходится и основной прирост абонентской базы — на протяжении последних трех лет число мобильных пользователей ежегодно удваивалось. Ожидается, что уже весной этого года оно превысит число пользователей фиксированной связи.

Тарифы на дальнюю и местную связь, осуществляемую традиционными операторами, регулирует государство. При установленной на момент написания статьи абонентской плате 120 р. в месяц себестоимость поддержки одного фиксированного телефона составляет от 180 до 200 р. в месяц. В результате фиксированная местная связь, особенно в сельских районах, оказывается убыточной, и для покрытия убытков прибегают к так называемому “перекрестному субсидированию”, источником которого служат средства, полученные традиционными операторами за предоставление услуг дальней связи. Такая порочная практика не может не тормозить развитие новых услуг.

В итоге, считает Б. Д. Антонюк, на российском рынке традиционных услуг связи сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, чтобы уйти от перекрестного субсидирования, операторам фиксированной местной связи необходимо выйти на самоокупаемость, и единственный способ сделать это — повысить тарифы. С другой стороны, перекрестное субсидирование возможно только при сохранении монополии ОАО “Ростелеком”, против чего не возражают даже эксперты ВТО. Интересен, однако, тот факт, что одновременно с повышением тарифов на местную связь в прошлом году были снижены тарифы на междугородную связь, и это незамедлительно привело к увеличению трафика последней.

Сложившаяся ситуация усугубляется еще и тем, что повсеместное распространение новых технологий, в частности технологий коммутации пакетов, затрудняет процессы регулирования в отрасли, нарушая сложившиеся “правила игры”. Так, законом “О связи” никак не регламентируется прохождение IP-телефонного трафика. Абонент же, стремясь получить услугу дешевле, зачастую и не знает, что его речевой трафик передается не по каналу ТфОП, а по сети передачи данных (СПД) — вперемежку с чем придется. Чтобы пользователи имели возможность выбора качества обслуживания, необходим соответствующий механизм регулирования. “Увод” пользовательского речевого трафика из сети ТфОП в СПД приводит и к значительным финансовым потерям для государства, поскольку сокращается налогооблагаемая база в объеме предоставляемых операторами услуг связи.

На сегодняшний день на российском рынке услуг связи насчитывается порядка 6500 зарегистрированных операторов. При этом 85% его оборота приходится на исчисляемых единицами основных операторов национального масштаба. Таким образом, на долю мелких операторов приходится не более 15% рынка услуг связи. Чтобы помочь им, в новой редакции закона “О связи” операторам, занимающим существенное положение на сети связи общего пользования, предписаны обязанности по присоединению мелких операторов к своей инфраструктуре по одинаковым ценам — неважно, является ли данный мелкий оператор “родственным” или независимым. Тарифы и принципы взаиморасчетов между операторами также регулируются законом. Эти законодательные меры ориентированы на то, чтобы в ближайшие три—пять лет повысить долю мелких операторов в общем доходе до 27—30%.

Важным в новом законе является положение об универсальном обслуживании. Основная цель последнего — предоставление возможности каждому гражданину России получить доступ к определенному набору услуг связи по разумной цене и в разумное время. В частности, в населенных пунктах, где проживает свыше 500 человек, организуются общественные пункты доступа в Интернет.

Федеральным законом “О связи” предусматривается, что ряд функций (я насчитал их более трех десятков) по регулированию рынка услуг связи отнесены к компетенции Правительства РФ, которое собирается принимать соответствующие постановления. Вызвано это, в частности, отсутствием на момент окончания подготовки закона ответов на некоторые вопросы, например о регулировании рынка услуг Интернет-телефонии. По мере прояснения подобного рода вопросов будут выпускаться новые постановления — Минсвязи готовит 36 проектов правительственных постановлений. При положительной практике их применения и для гарантии их прямого действия впоследствии они могут быть включены в закон.

Альтернативный взгляд

В отношении тарифов заместитель министра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства А. Н. Голомолзин подчеркнул, что действующий механизм регулирования денежных отношений между операторами с участием МАП соответствует международной практике. Межоператорские тарифы, заметил он, должен регулировать тот же самый орган, который регулирует тарифы для конечных пользователей — в противном случае возможно возникновение тарифного дисбаланса.

Что же касается лицензирования и сертификации в телекоммуникационной отрасли, то, по его мнению, эти вопросы фактически вынесены за рамки соответствующих федеральных законов, и это создает определенные проблемы, Например, индивидуальный характер лицензирования порождает административные барьеры в деятельности операторов — в частности, дальней связью в России имеют право заниматься лишь очень немногие из них. Ссылаясь на опыт европейских стран, А. Н. Голомолзин заметил, что если там и не отказываются от лицензирования полностью, то по крайней мере стремятся придать ему общий, а не индивидуальный характер.

За последствия упомянутого представителем МАП тарифного дисбаланса, считает вице-президент по стратегии развития ОАО “Голден Телеком” В. Л. Блох, в итоге придется расплачиваться конечным пользователям. И хотя от регулирования пользовательских тарифов, по его мнению, рано или поздно придется отказаться, пока невозможно исключить контроль за межоператорскими тарифами. В противном случае, если эти тарифы станут, по его выражению, “заградительными”, альтернативные операторы попросту перестанут строить и развивать свои сети.

Проблемы холдинга

Чтобы выйти на уровень эффективности, который характерен для деятельности телекоммуникационных операторов Восточной Европы, компаниям холдинга “Связьинвест” необходимо инвестировать 15 млрд долл. в реорганизацию принадлежащих им сетей связи. Полноценную отдачу от этих инвестиций можно получить лишь при условии соблюдения “правил игры” всеми участниками рынка, считает заместитель генерального директора ОАО “Связьинвест” Е. В. Юрченко. Для эффективной работы нового закона

“О связи”, полагает он, необходимы подзаконные акты, которые отвечали бы на ряд дополнительных вопросов.

Так, закон говорит о необходимости получения оператором компенсации экономически обоснованных затрат и возмещения нормы прибыли от капитала, используемого при оказании услуг связи, тарифы на которые устанавливаются государством. До последнего времени государство не обеспечивало равных условий всем участникам рынка и не в полной мере учитывало проблемы распределения социальной нагрузки.

Повышение тарифов явилось подспорьем не только для компаний “Связьинвеста”, но и для всего рынка связи, включая альтернативных операторов. В результате традиционные операторы вновь оказались в худших условиях по сравнению с альтернативными. Согласно Постановлению Правительства РФ № 715 от 11 октября 2001 г., еще в прошлом году должен был осуществиться переход к регулированию тарифов на услуги электросвязи по методу предельного ценообразования. Но пока, по словам представителя “Связьинвеста”, этого не наблюдается.

Новый закон как будто бы снимает проблему получения операторами оплаты за предоставление услуг связи абонентам льготных категорий.

С 2005 г. льготников обязуют вносить плату в полном объеме с последующей компенсацией из средств бюджета соответствующего уровня. Но сначала следует разработать порядок получения такой компенсации.

Одной из острейших проблем “Связьинвеста” остается невыплата по долгам федерального бюджета за оказанные услуги связи. В позапрошлом году из задолженности федеральных министерств и ведомств, а также бюджетов всех уровней недокомпенсировано осталось порядка 2,2 млрд р. На начало прошлого года задолженность составила уже 2,5 млрд р., и на этом уровне она держится несколько лет. Компании холдинга раз в три года вынуждены “списывать” ее на убытки. Вместе с тем у большинства министерств и ведомств оплата услуг связи обозначена в бюджете не отдельной строкой, а вместе с расходами на транспорт и информатику. “Телекоммуникационная составляющая” бюджета, таким образом, “засекречивается”. Заместитель генерального директора ОАО “Связьинвест” предложил подготовить законопроект о внесении изменений в федеральный закон о бюджетной классификации с целью выделения в бюджетах министерств и ведомств отдельной строки “Оплата услуг связи”.

Введение правовых норм защиты и регистрации прав собственности на объекты связи, в том числе на линейно-кабельные сооружения, также требует дополнительных постановлений правительства. Для обеспечения защиты от несанкционированного доступа необходима еще и разработка соответствующих технических требований, заключил Е. В. Юрченко.

Во время заседания “круглого стола” было предложено на ближайшую перспективу предусмотреть разработку проектов федеральных законов о государственной политике в телекоммуникационной отрасли, об Интернет и об электронном документообороте..





  
1 '2004
СОДЕРЖАНИЕ

электронная Россия

• Инфокоммуникации земли сибирской

бизнес

• Закон "О связи" принят. Что дальше?

• Open Source на рабочем столе

инфраструктура

• Развитие БЛВС

• Тестируем инфраструктурное оборудование для БЛВС

информационные системы

• Второй фронт

• Так ли прост SNMPv3

• Как не попасться на уловки фирм-производителей

сети связи

• Азы телефонии для менеджеров ИТ

• IP-телефония: в поисках приложений

• SBC на границе

кабельные системы

• Средства управления коммутационными шнурами

• Оговаривайте тестирование шнуров

защита данных

• Тестируем системы предотвращения вторжений уровня сети

новые продукты

• 64-битовый сервер Depo Iron 6000R1S


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх