Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Инфокоммуникации земли сибирской

В. В. Гуров

Организованная журналом “Сети и системы связи” для Сибирского федерального округа (СФО) 6-я региональная конференция Минсвязи ““Электронная Россия” — человеку, бизнесу, обществу” прошла 5 ноября прошлого года в г. Новосибирске.

Федеральная целевая программа “Электронная Россия” (ФЦП ЭР) разрабатывалась в 1999 г. Но в связи с быстрым развитием информационных технологий (ИТ) на сегодняшний день ряд положений, заложенных в нее четыре с лишним года назад, утратили свою актуальность. Это отметил, открывая конференцию, начальник Управления по координации ФЦП ЭР Минсвязи России О. В. Бяхов. Согласно недавно опубликованным Международным союзом электросвязи данным, Россия относится к категории стран с широкими возможностями доступа к цифровым технологиям. Правда, к этой же категории отнесены и такие страны, как Малайзия и Бразилия, поэтому такая оценка цифрового потенциала России вряд ли соответствует ее национальным амбициям.

Страны “российской” группы тратят на ИТ приблизительно 1% средств из госбюджета. Обеспечить опережающее развитие инфокоммуникационных технологий (ИКТ) можно, если инвестировать в них больше средств. Так, чтобы к 2010 г. Россия достигла уровня стран центральной Европы, таких, как Чехия, нужно, как минимум, удвоить расходы из госбюджета на ИКТ. Если же мы хотим достичь уровня, например, Франции, то эти расходы следует удвоить еще раз.

Зарубежные аналитические компании оценивают объем расходов Российского государства на ИКТ приблизительно в 800 млн долл., и это только пятая часть национального рынка ИКТ! Объем же финансирования ФЦП ЭР из федерального бюджета в 2003 г. составил 1,4 млрд р (около 45 млн долл.), что чуть больше 5% всех государственных расходов на ИКТ, констатировал О. В. Бяхов. Остальные 95% расходуются по “ведомственному” принципу, порождающему громадное количество разобщенных информационных ресурсов. Следовательно, задача заключается не только в том, чтобы навести порядок в управлении ФЦП ЭР, но и в том, чтобы интегрировать с ней все государственные программы в области ИКТ.

Каким же образом совершенствуется программа “Электронная Россия”? В сентябре 2003 г. состоялось заседание Правительства РФ, на котором Минсвязи доложило о том, как используются ИКТ в федеральных органах власти. Его итогом стало поручение министерству совместно с другими ведомствами подготовить соответствующую концепцию, которая сыграла бы организующую роль по отношению ко всем ведомственным программам информатизации, и на ее основе разработать и представить новую редакцию ФЦП ЭР. По мнению О. В. Бяхова, названная концепция должна предусматривать осуществление единой технологической политики, исключающей затраты государственных средств на разработку и выполнение дублирующих друг друга проектов, на формирование и поддержку несовместимых информационных ресурсов и т. д.

Как бы там ни было, но реализация программы “Электронная Россия” продолжается, поскольку ею предусмотрены мероприятия, носящие обязательный характер.

К числу таких мероприятий относятся создание базовой инфраструктуры сетевого доступа, формирование инфраструктуры межведомственного взаимодействия и построение единой государственной защищенной телекоммуникационной инфраструктуры.

Главной задачей Экспертного совета по ИКТ при полномочном представителе Президента РФ в СФО, отметил его председатель Ю. Л. Ершов, является оказание содействия предприятиям округа в более активном и полном участии в программах информатизации, и в первую очередь в программе “Электронная Россия”. Одна из тем, рассмотренная недавно Экспертным советом, — вопрос об информатизации здравоохранения. В связи с этим представляет интерес программа, разработанная в Красноярском крае и охватывающая не только телемедицину, но и медицинское страхование и ряд других аспектов. Основываясь на данном примере, совет предлагает во второй редакции ФЦП ЭР предусмотреть раздел комплексной информатизации медицины.

Власть науки

Для финансирования развития ИКТ хороши все законные средства. По словам заместителя губернатора Новосибирской области Г. А. Сапожникова, на ее территории действуют три закона: о науке, о поддержке инвесторов и о поддержке товаропроизводителей. Руководство области понижает кредитные ставки, готово облегчить бремя налогов и т. д. На ИТ-нужды в областном бюджете “заложены” более миллиарда рублей.

В области имеется мощная научная школа, приоритетом для которой должно быть генерирование информации, а не просто ее поиск, передача и использование. Местные ученые и специалисты создали информационную систему (ИС) для Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, геоинформационные системы (ГИС) для аграрно-промышленного сектора, позволяющие принимать управленческие решения, а также ГИС для Центра подготовки и обработки космической информации.

Новосибирская область стала одной из первых в России, где начали проводить электронные торги. На них продаются и покупаются лекарства, энергоносители и многое другое. При участии областной администрации создана Ассоциация производителей наукоемкой продукции, где работают около 2000 программистов. Запланировано развитие наукоемких производств по таким направлениям, как биотехнологии, электроника и информационные технологии, — всего на 18 тыс. рабочих мест.

Цифровая основа

Телекоммуникационная инфраструктура является технологической основой для создания информационного пространства СФО, считает генеральный директор ОАО “Сибирьтелеком” А. И. Никулин. Компания “Сибирьтелеком” формально образована 30 ноября 2002 г., когда завершился процесс объединения 11 “Электросвязей”, вошедших в нее на правах региональных филиалов. Сеть “Сибирьтелеком” обслуживает свыше 3,5 млн стационарных и свыше 400 тыс. мобильных абонентов. В структуре доходов компании увеличивается удельный вес доходов от новых услуг связи. Численность сотрудников компании достигает 50 тыс. человек.

В части реализации программы “Электронная Россия” в СФО компания “Сибирьтелеком” осуществляет подключение к сети Интернет образовательных учреждений, органов государственной власти, предоставляя им при этом весьма существенные скидки — 30% и более. Особое место в развитии телекоммуникационной инфраструктуры СФО отводится созданию мультисервисных сетей, обеспечивающих передачу с высокой скоростью любых видов трафика. Фрагменты таких сетей на базе технологии АТМ уже построены в Новосибирской, Иркутской и Кемеровской областях. Ведется строительство мультисервисных сетей в Алтайском и Красноярском краях, Томской области.

Строительство мультисервисных сетей осуществляется одновременно с созданием широкополосных сетей доступа, в том числе к Интернет. Благодаря своей универсальности мультисервисные сети повсеместно становятся основой для реализации различных направлений программы “Электронная Россия”. На базе этих сетей компания “Сибирьтелеком” реализовала ряд проектов в области электронного образования, телемедицины, электронной коммерции и решает задачи информатизации органов государственной власти и построения корпоративных решений любой сложности.

Продолжается создание и развитие сетей интерактивного кабельного телевидения. Положительный опыт создания мультисервисных сетей на базе сетей кабельного телевидения планируется распространить и на другие регионы округа. В перспективе сети интерактивного кабельного телевидения способны решить важнейшую задачу по обеспечению массового внедрения ИКТ среди населения путем интеграции всевозможных видов телекоммуникационных сервисов.

Важное место в бизнесе компании “Сибирьтелеком” занимает создание сети центров хранения и обработки данных, где будут аккумулироваться региональные информационные ресурсы и появится возможность пользоваться ими через создаваемые мультисервисные сети и сети доступа. Такие центры строятся региональными филиалами компании, которые обеспечивают быстрый и недорогой доступ к ним. Основная роль здесь отводится управлению контентом.

Еще одно важнейшее направление деятельности компании “Сибирьтелеком” — развитие услуг интеллектуальной сети, что позволит активно вовлекать в общественные информационные процессы широкие слои населения, которые в достаточной мере не обладают компьютерной техникой. Благодаря развитию интеллектуальных услуг на базе ТфОП любой владелец телефонного аппарата получит доступ к обширным информационным ресурсам. С помощью интеллектуальной сети в перспективе могут быть автоматизированы многие государственные услуги для населения. По словам А. И. Никулина, инвестиционный план ОАО “Сибирьтелеком” на 2004 г. сформирован с учетом развития этих перспективных направлений.

Информационные системы и услуги

Сегодня при оценке эффективности использования сети Интернет для организации госзакупок уже можно не апеллировать к зарубежному опыту, считает заместитель руководителя комитета по информационным ресурсам департамента информации администрации Новосибирской области А. В. Привродский. Среди тех регионов России, которые широко используют преимущества ИКТ, Новосибирская область занимает лидирующую позицию по электронным закупкам. По оценкам экспертов Microsoft, здешний опыт в данной сфере деятельности еще в большей степени положителен, чем даже в США и Великобритании. Сейчас областная администрация располагает собственной информационной системой на базе интрасети с большим количеством рабочих мест и единым выходом в Интернет. Функционирует Интернет-портал с интегрированной электронной торговой площадкой. В системе насчитывается 28 уникальных БД, а средний дневной объем используемой информации превышает 20 Гбайт.

С 2002 г. ведется работа над проектом “Алтайский краевой информационно-сервисный портал”, сообщил заместитель начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края В. В. Деревнин. Реализация этого проекта позволит не только избежать дублирования при разработке отдельных информационных служб и подсистем, но и оптимально использовать бюджетные средства. Функциональность создаваемого портала отвечает задачам совершенствования системы государственного и местного самоуправления и обеспечивает интеграцию с порталом Правительства РФ. В проекте соблюдены требования государственных стандартов, систем классификации и кодирования.

Принятая в 2002 г. “Комплексная программа формирования единого информационного пространства Томской области” охватывает поддержку ИТ деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных организаций. Созданная с этой целью система “ТомскИнформРесурс” представляет собой совместный проект Центра автоматизированных информационных ресурсов Томской области (ЦАИР ТО) и Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), сообщил директор центра Ю. П. Ехлаков. Данная система служит для регистрации баз и банков данных, формируемых и эксплуатируемых на территории региона; для сертификации средств и систем в сфере информатизации и разработки технологии объединения гетерогенных баз данных в единое информационное пространство. На сегодня в системе содержится порядка 40 тыс. документов. Через Web-интерфейс к ней ежедневно обращаются в среднем около 200 клиентов из 23 организаций, включая удаленные сельские администрации.

Начальник управления развития информатизации и телекоммуникаций администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа С. В. Бородин предлагает осуществлять интеграцию ИКТ с экономикой регионов с малой плотностью населения, рассматривая при этом каждый населенный пункт как самостоятельное муниципальное образование (МО). Для разработки эскизного проекта ИС МО на базе ПО фирмы Oracle администрация округа заключила договор с ВНИИПВТИ. С целью оптимизации бизнес-процессов в рамках “северного завоза” предполагается использовать систему электронных торгов. При этом, учитывая перспективу вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), представляется целесообразным опираться на товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Геоинформационные системы (ГИС) призваны обеспечивать организации сведениями, необходимыми для принятия управленческих решений. Практически любую информацию по тем или иным атрибутам можно “привязать” к территории, считает заместитель директора центра “Сибгеоинформ” В. И. Ляльков. Разрабатываемая с участием центра ГИС будет способна отображать на цифровых картах различного рода данные, позволит моделировать разнообразные процессы и решать задачи прогнозирования. В перечне информационных блоков ГИС содержатся такие тематические разделы, как народонаселение, социальная сфера, промышленность, сельское хозяйство и производство продовольствия, энергетика, минерально-сырьевые ресурсы и экология. Система поддерживает единый формат данных, предусмотрена их защита от несанкционированного доступа.

Таможня готовится дать “добро”

Ускорение процесса таможенного оформления, обеспечение прозрачности и предсказуемости действий таможенных органов для участников ВЭД и создание эффективных процедур разрешения споров между ними, по мнению заместителя начальника Сибирского таможенного управления ГТК России Ю. В. Есина, являются необходимыми условиями вступления России в ВТО.

Совершенствование таможенного администрирования возможно только с использованием ИКТ. Информатизация и комплексная автоматизация таможенной деятельности требует развитой инфраструктуры. После вступления в силу нового Таможенного кодекса срок таможенного оформления груза сократился с десяти до трех рабочих дней с момента подачи документов. Следствие этого — ужесточение требований к ведомственным телекоммуникационным системам.

Специфика работы таможенных учреждений обусловлена регулярным решением повторяющихся задач, что требует обработки значительных объемов информации. Так, Сибирское таможенное управление контролирует деятельность двух десятков таможенных постов и пунктов пропуска. Основной объем информационного обмена составляют грузовые таможенные декларации. Их количество может достигать десятки и даже сотни тысяч документов в месяц. Автоматизация обработки основных потоков информации позволит прежде всего сократить срок досмотра транспортных средств и грузов и повысить его качество, ускорить взымание таможенных платежей, сократить общий срок таможенного оформления товаров, уменьшить ущерб вследствие снижения числа нарушений таможенных правил и улучшения работы таможенной службы за счет оперативного, регулярного и своевременного обеспечения всех звеньев таможенной системы необходимой информацией.

В рамках программы развития ведомственной сети ГТК России осуществляется модернизация сетевой инфраструктуры Сибирского таможенного управления с подключением к ней ранее не охваченных ею узлов. В настоящее время работать через мультисервисную сеть стало как само управление, так и таможни Восточно-Сибирского региона. На следующем этапе ее развития планируется подключение к мультисервисной сети всех органов Сибирского таможенного управления, расположенных в приграничных районах, где, собственно, и инициируются процедуры таможенного оформления и контроля.

Отраслевые приложения

Согласно опубликованной в США статистике, ошибки в действиях медицинского персонала ежегодно приводят к смерти 98 тыс. пациентов. Как проинформировал участников конференции главный врач медсанчасти № 168 г. Новосибирска Г. З. Рот, в России пока нет централизованной системы сбора информации о допущенных медицинским персоналом ошибках, но тем не менее исследования, которые проводились в Иркутской областной клинической больнице, показали, что недостаток знаний у врачей относительно совместимости лекарств значительно снижает безопасность пациентов и эффективность лечения. Исключение применения несовместимых лекарств только в одной этой больнице могло бы сэкономить до полумиллиона рублей за год.

Решение проблемы, по мнению Т. З. Рота заключается в использовании в больницах клинической информационной системы (КИС). Стоимость внедрения КИС в любой больнице не превысит 4—6% ее годового бюджета, а срок окупаемости составит 1,5—2 года. Такая система уже используется в некоторых больницах Сибири. Она включает в себя ряд механизмов поддержки врачебных решений, позволяет снизить число ошибочных назначений препаратов, оптимизировать диагностику и лечение. В результате существенно повышаются не только качество и эффективность лечения, но и его безопасность.

Если измеренные лабораторные показатели выходят за границы возрастной нормы, то встроенные в КИС механизмы поддержки врачебных решений сигнализируют об этом лечащему врачу и предупреждают его о несовместимости назначаемых препаратов, наличии у пациента противопоказаний, напоминают о существовании стандартного протокола лечения и обследования, необходимости своевременного выполнения элементов лечебно-диагностического процесса, а также облегчают администрации больницы контроль за обследованием и лечением пациентов. Интеграция КИС с медицинскими экспертными системами позволяет использовать более сложные и специализированные механизмы поддержки врачебных решений.

Единая ИС здравоохранения и обязательного медицинского страхования (ОМС) в настоящее время внедряется в Красноярском крае. Как сообщил директор Института вычислительного моделирования Сибирского отделения РАН В. В. Шайдуров, данная система создавалась на протяжении трех лет и одновременно с этим формировалось ее необходимое нормативно-правовое и методическое обеспечение. Архитектура системы охватывает медучреждения всех уровней, начиная от поликлиник и стационаров и кончая центральными районными больницами и страховыми организациями. На краевом уровне функционируют медицинские информационно-аналитические центры. Система апробирована Федеральным фондом ОМС и Минздравом РФ и готова к тиражированию.

Современная промышленность требует мощного информационного обеспечения. Интернет-портал “Промышленная Сибирь” призван создать условия для эффективного управления промышленностью, выработки инновационной, инвестиционной и маркетинговой политики. Как сообщил руководитель проекта Е. В. Бургонов, он объединил в себе коммуникации и технические средства в составе мощного серверного комплекса и целевой контент в виде Интернет-ресурсов “Промышленная Сибирь”, “Большая промышленная ярмарка Сибири”, “Промышленность Омского региона”, “V Международная выставка военной техники, технологий и вооружения сухопутных войск” и многое другое. Поддерживаются электронные магазины, в том числе магазин стандартов, где можно приобрести ТУ, ГОСТы, РД и прочие нормативные документы, в том числе зарубежные. На сегодня посещаемость портала уже превысила 3 тыс. обращений в день. Вся промышленная номенклатура представлена в общей БД, в которой использован общероссийский классификатор продукции — ОКП.

В настоящее время в налоговых органах Алтайского края работают 3 тыс. человек. Территория края насчитывает 77 административно-территориальных образований, при этом в штате каждой районной инспекции должен быть специалист, владеющий приемами администрирования БД. В ближайшие полтора года, сообщил заместитель руководителя Управления МНС РФ по Алтайскому краю В. М. Самотохин, должен быть полностью подготовлен переход на электронный документооборот между государством и налогоплательщиками. Процесс модернизации налоговой службы сопровождается внедрением “бесконтактных” способов работы с налогоплательщиками на стадии приема документов от них на электронных носителях и по защищенной электронной почте. В связи с этим МНС требует, чтобы каждый сотрудник налоговых органов прошел аттестацию на знание компьютерной техники. Для решения этой задачи предусмотрена подготовка так называемых учителей-репликаторов, которые будут помогать внедрять системы электронной обработки данных и обучать налоговиков работе с ними.

Кадры для “Электронной России”

Развитие кадрового потенциала в области ИКТ должно стать важнейшим приоритетом ФЦП “Электронная Россия”, считает ректор Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики В. П. Бакалов. По его мнению, в СФО недостает специалистов в сфере ИКТ. Как показывает статистика, только 15% ИТ-специалистов имеют высшее образование по данному профилю. В экономически развитых странах Европы и в США такое образование имеют более 30% ИТ-специалистов, а в Японии — более 40%.

В СФО потребность в дипломированных ИТ-специалистах оценивается примерно в 10—15 тыс. человек в год, в том числе с высшим образованием их нужно около 5 тыс. Главная причина дефицита кадров в сфере ИКТ — неблагоприятные социально-экономические условия. Вследствие этого, например, в академических институтах СФО из примерно 6 тыс. специалистов остались работать только 12%, остальные разъехались. Другая причина заключается в том, что на сетях еще действует очень много (до 70%) устаревшего оборудования, для обслуживания которого требуются менее квалифицированные кадры. Если за рубежом один работник обслуживает в среднем до 600 линий связи, то в СФО эта цифра не превышает 70 линий.

В связи с этим, считает В. П. Бакалов, необходимо разработать концепцию подготовки кадров в сфере ИКТ.

В рамках этой концепции должны быть проработаны “модель специалиста”, направления и уровни подготовки, требования к системе подготовки, а также методическое, правовое, материально-техническое и ресурсное обеспечение в системе подготовки кадров, определены и обоснованы потребности в ИТ-специалистах по различным уровням и сферам деятельности.

Управление знаниями начало активно развиваться с середины 90-х годов XX века, проинформировал аудиторию директор Кибернетического центра Томского политехнического университета В. З. Ямпольский. Сегодня знания рассматриваются как основной источник конкурентных преимуществ, и поэтому в наиболее крупных компаниях предусмотрена должность главного управляющего корпоративными знаниями (Chief knowledge officer). У высокотехнологичных компаний так называемые нематериальные активы (интеллектуальный капитал) оцениваются в миллиарды долларов.

В частности, доля нематериальных активов компании IBM составляет 77%, а компании Microsoft — 99%. Таким образом, “интеллектуальные” компании развитых стран движутся “налегке”, т. е. стараются освобождаться от менее прочных во времени материальных активов. Основными дисциплинами и компонентами, относящимися к управлению знаниями, считаются организационное управление, корпоративная культура, профессиональное обучение и повышение квалификации, информационные технологии.

Обследовав более сотни американских фирм, компания Delphi Group обнаружила, что в среднем на бумаге зафиксировано 26% корпоративной информации, на электронных носителях — 20%, на других носителях — 12%. В связи с этим был сделан вывод, что оставшиеся 42% находятся в головах специалистов. В российских же организациях, вследствие отсутствия корпоративных информационных систем, последняя цифра, по оценке В. З. Ямпольского, достигает 85%, что усложняет, а подчас и делает невозможным управление нематериальными активами. Для решения этой проблемы Кибернетический центр Томского политехнического университета разработал систему управления интеллектуальной собственностью компании, а также программу обучения на звание “Магистр управления знаниями”.

Организация “Сибакадемсофт” была создана более двух лет назад как некоммерческое партнерство (НП), объединяющее полтора десятка ИТ-компаний Сибирского региона. Одно из направлений ее деятельности — подготовка сертифицированных специалистов по ИКТ для реализации ФЦП ЭР НП

“Сибакадемсофт” в Сибири, сообщил участникам конференции представитель НП “Сибакадемсофт” В. В. Городилов. Сертифицированное обучение складывается из нескольких компонентов: программ подготовки, тренинга и тестирования, осуществляемых сертифицированными учебными центрами. Основу программ сертифицированного обучения составляют различные курсы, ориентированные на разные целевые группы. К ним прилагаются методики проверки полученных знаний. В принципе каждый желающий имеет право сдать экзамен на сертификат, но в процессе обучения на курсах и прохождения проверочных тестов слушатель получает именно те знания, которые необходимы сертифицированному инженеру, способному решать любую задачу в рамках своей специальности. По мнению В. В. Городилова, одним из интересных возможных направлений сертифицированного обучения является введение курсов в программы вузов.

Подготовка ИТ-специалистов высшей квалификации в СФО, в частности в Новосибирском государственном университете (НГУ) имеет давнюю предысторию, отметил в заключение директор ИСИ СО РАН А. Г. Марчук. Прежде в НГУ на механико-математическом и физическом факультетах подготавливали примерно 200 программистов в год. После организации факультета информационных технологий выпуск ИТ-специалистов предполагается увеличить до 250 человек в год.





  
1 '2004
СОДЕРЖАНИЕ

электронная Россия

• Инфокоммуникации земли сибирской

бизнес

• Закон "О связи" принят. Что дальше?

• Open Source на рабочем столе

инфраструктура

• Развитие БЛВС

• Тестируем инфраструктурное оборудование для БЛВС

информационные системы

• Второй фронт

• Так ли прост SNMPv3

• Как не попасться на уловки фирм-производителей

сети связи

• Азы телефонии для менеджеров ИТ

• IP-телефония: в поисках приложений

• SBC на границе

кабельные системы

• Средства управления коммутационными шнурами

• Оговаривайте тестирование шнуров

защита данных

• Тестируем системы предотвращения вторжений уровня сети

новые продукты

• 64-битовый сервер Depo Iron 6000R1S


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх