Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

УАТС как услуга

Джон Джейншигг

Услуги хостинга IP-УАТС, или IP Centrex, набирают обороты. К каким же изменениям приведет этот процесс на телекоммуникационном рынке и как поведут себя основные производители УАТС.

Протокол IP является “нелокализованным” по своей природе. С момента появления IP-УАТС в середине 90-х годов было очевидно, что одними только ими дело не ограничится. Если вы можете обслуживать IP-телефоны, подключив их локально к оборудованию (серверам и шлюзам), которое установлено в вашем офисе, то ничто не мешает вам обслуживать их и с помощью удаленного оборудования, размещенного, например, на узле сервис-провайдера.

Однако до сих пор нелокализованный характер протокола IP обсуждался главным образом с точ-ки зрения минимизации (а не полного исключения) инвестиций в коммутационное оборудование, устанавливаемое в помещении клиента (Customer Premises Equipment — CPE), а также с целью увеличения дальности действия систем УАТС, которые и сегодня преимущественно используются лишь в пределах офисных комплексов и производственных зданий. Вы можете купить IP-УАТС для своего центрального офиса и через управляемые виртуальные частные сети (VPN) подключить к ней телефоны филиалов или же через защищенное Интернет-соединение VPN — программные телефоны, скажем на ноутбуках, из любого места, где есть доступ в Интернет.

Полную версию данной статьи смотрите во 2-ом номере журнала за 2004 год.

Столь большое внимание к CPE-центрической модели учрежденческой телефонии объясняется многими факторами, в том числе пристрастиями обширной категории покупателей и особенностями бизнес-моделей ведущих производителей УАТС. Еще совсем недавно данные различных тестов и многочисленные примеры из жизни свидетельствовали о том, что, хотя технология VoIP готова к повсеместному внедрению в управляемых ЛВС, эффективность ее использования в территориально распределенных инфраструктурах далеко не одинакова. Поэтому сложилось мнение, что время распределенных решений с размещением основного узла у сервис-провайдера (хостинга) пока еще не пришло.

Сегодня такая точка зрения уже не соответствует действительности. Все большая доступность полосы пропускания, постоянные усовершенствования технологий VPN, QoS и сетевого управления вкупе с развитием кодеков, цифровых процессоров (DSP) и других базовых элементов позволили не только повысить качество обслуживания пользователей по “непредсказуемым” сетевым каналам, но и провести недорогую модернизацию сети, сделав эти каналы более “предсказуемыми”.

Это, в свою очередь, открывает широкие возможности для хостинга систем учрежденческой IP-телефонии, когда вы покупаете не IP-УАТС, а соответствующие услуги у сервис-провайдера. При этом существенно сокращаются ваши расходы на оборудование, а возможно, и на модернизацию сети, которая может потребоваться с целью обеспечения нормального качества обслуживания пользователей.

Рынок готов

Хостинг УАТС, или услуги IP Centrex, является сегодня объективной реальностью. В США такие компании, как PingTone и GoBeam, уже предоставляют корпоративным клиентам услуги IP-телефонии и обмена сообщениями. Операторам связи, Интернет-провайдерам и поставщикам прикладных услуг (ASP) на рынке предлагается целый ряд хост-платформ для предоставления сервисов IP-УАТС. Многие крупные операторы связи либо открыто, либо (в большинстве случаев) негласно уже опробовали такие платформы, а некоторые даже начали коммерческое развертывание соответствующих услуг.

А собственно, что мешает использовать сервисы типа IP Centrex? На сегодня внедрение хост-платформ IP-УАТС уже не требует основательной перестройки телекоммуникационной инфраструктуры. Операторы дальней связи хорошо овладели премудростями технологии VoIP. Телефонные компании имеют все необходимое для предоставления сервиса DSL и других услуг широкополосной связи, а пользователи их служб Centrex вполне “созрели” для перехода на IP-сервисы. Поставщики услуг кабельного ТВ развернули комбинированные оптокоаксиальные (HFC) инфраструктуры и стремительно внедряют телефонные услуги и широкополосные сервисы передачи данных. Сотовые операторы предлагают самые различные способы передачи данных. Наконец, множество пользователей уже задействуют службы мгновенного обмена сообщениями (Instant Messaging — IM) таких компаний, как Microsoft и AOL, а Microsoft, кроме того, интегрировала в свою ОС Windows XP клиенты SIP.

Учитывая столь высокий уровень готовности телекоммуникационной индустрии к предоставлению новых сервисов, следует признать хостинг IP-УАТС делом весьма перспективным. Тем более что базовая функциональность телефонии, которая на нынешнем этапе является основным двигателем услуг IP Centrex, может послужить основой для последующего предоставления дополнительных сервисов. Таким образом, на базе хост-платформ IP-УАТС можно реализовать целый ряд бизнес-моделей: начиная с базовых VoIP-сервисов, спрос на которые растет сегодня “как на дрожжах”, и широкого круга телефонных услуг бизнес-класса и кончая персонализированными и высокорентабельными услугами контакт-центров. Многие компании, начав с самой нижней ступеньки этой “лестницы”, будут торопливо взбираться по ней (возможно, перепрыгивая сразу через несколько ступенек) все выше и выше.

Конкуренция по всем направлениям

Мы привыкли к тому, что успех на телекоммуникационном рынке во многом определяется известностью торговой марки компании, и доминируют на нем преимущественно операторы связи с вековым стажем работы и столь же почтенные производители оборудования. Однако вот, на наших глазах, относительно небольшие производители УАТС сумели проникнуть на рынок телефонного оборудования, а некоторые из них даже достигли там головокружительных успехов. Теперь — очередь за поставщиками услуг хостинга УАТС и производителями соответствующих платформ.

Поставщики услуг хостинга УАТС пытаются конкурировать сразу во многих сегментах телекоммуникационного рынка. Они конкурируют с производителями CPE-оборудования УАТС, обеспечивая те же выгоды, что дают такие УАТС, но используя при этом совсем другие бизнес-модели. Они конкурируют с операторами связи по меньшей мере по двум причинам: во-первых, любой оператор связи сам — потенциальный “хост” для предоставления услуг УАТС, а во-вторых, такие услуги создают возможность для агрегирования других телекоммуникационных сервисов, таких, как междугородные и местные телефонные звонки. Кроме того, они конкурируют сразу со всеми игроками телекоммуникационного рынка за внимание со стороны каналов дистрибуции, жаждущих получать доходы не только от продаж оборудования, но и от предоставления сервиса с регулярной оплатой.

“Фирменные” услуги хостинга УАТС тоже постепенно появляются. Одним из примеров здесь являются основанные на оборудовании Cisco службы компании PingTone. Последняя построила свою собственную крупную инфраструктуру, чтобы охватить услугами как можно больше пользователей. Однако совершенно очевидно, что связь этих услуг с торговой маркой Cisco (и поддержка компанией PingTone оконечных IP-устройств Cisco, размещаемых в помещениях пользователей) способствует увеличению числа корпоративных клиентов. В ближайшем будущем крупные операторы связи, предлагая сервисы хостинга УАТС, без сомнения, начнут задействовать свои собственные торговые марки, вызывающие высокую степень доверия. Собственно, так они поступали и раньше, когда предлагали услуги Centrex, основанные на технологии коммутации каналов TDM.

Куда пойдут “гранды”

На сегодняшний день, конечно же, всех интересует вопрос: как известные крупные производители CPE-оборудования УАТС собираются реагировать на развитие услуг хостинга УАТС? Они, скорее всего, будут предлагать операторам связи и другим сервис-провайдерам свои собственные хост-платформы. Однако что это будут за платформы, остается в значительной степени загадкой. Также непонятно, каким образом производители УАТС собираются менять свои бизнес-модели и выстраивать партнерскую экосистему вокруг новых решений.

Конечно, по крайней мере, в краткосрочной перспективе базовому бизнесу таких компаний, как Avaya Communication или Nortel Networks, развитие хостинга IP-УАТС ничем не угрожает. По всей вероятности, рынок телекоммуникационного оборудования, размещаемого в помещении пользователей, как существовал, так и будет существовать, — ведь сервис Centrex отнюдь не привел к исчезновению УАТС. И даже если аутсорсинг служб УАТС станет экономически очень привлекательным, годы потребуются на то, чтобы перевести на новые рельсы все приложения, связанные сегодня с учрежденческой телефонией.

Крупные производители УАТС десятки лет совершенствовали свои системы и сегодня по праву гордятся огромными наборами их сервисных функций, разнообразными прикладными и пользовательскими интерфейсами. Сегодняшнее поколение IP-УАТС ведущих фирм неизменно сохраняет (а не отвергает) все имеющиеся наработки в области учрежденческой телефонии и, конечно же, добавляет новые функции. И этот подход, похоже, пришелся по душе конечным пользователям. Трудно представить себе, что какая-либо организация, являющаяся, например, давним приверженцем продукции Avaya, стремглав побежит к фирме X — поставщику услуг хостинга IP-УАТС.

Та же компания Avaya, в принципе, могла бы упростить процесс перехода своих клиентов на услуги хостинга УАТС. Дело в том, что сервисные возможности ее новых продуктов не привязаны к инфраструктуре, на уровне ядра систем все шире используются стандарты, а фирменные технологии “прикрываются” интерфейсами API и шлюзами. По мере своего развития телефонные системы компании, а это ни много ни мало более 700 сервисных функций, становятся все более и более похожими на оболочку из компонентов и сценариев, которые “обшивают” основанную на стандартах инфраструктуру коммутации вызовов и распределения ресурсов.

Мы думаем, что все это будет способствовать естественному переходу компаний к аутсорсингу служб УАТС. Как подсказывает нам интуиция, в будущем клиенты компаний Avaya, Cisco или Nortel, желающие постепенно перейти от эксплуатации собственной УАТС к услугам хостинга, смогут обратиться к провайдерам, инфраструктура которых, основанная на оборудовании тех же Avaya, Cisco или Nortel, будет предоставлять те же самые возможности и обеспечивать простую интеграцию с используемыми ими приложениями..





  
2 '2004
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• "Коммунальные вычисления". Вы верите в их возможность?

• Доктрины производителей

• На пути к электронному голосованию

инфраструктура

• Телефоны VoWLAN: готовность номер один

• Инженерная инфраструктура центра данных, или Решения NCPI

• Пора обзаводиться тестовым инструментарием

• iSCSI-сети хранения данных

информационные системы

• Когда применение SOAP становится неэффективным

• Программные средства технической поддержки клиентов

сети связи

• Новые IP-телефоны

• УАТС как услуга

кабельные системы

• Медиаконвертеры позволяют модернизировать сеть, не обременяя бюджет

• Соблюдайте правила установки огнезадерживающих средств

защита данных

• Вооружитесь камерами и замками

• Говоря на языке SAML


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх