Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Тематический план
Отдел рекламы
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Электронные услуги в небе и на земле

В. В. Гуров

Какой продукт идеально подходит для электронной коммерции? Во-первых, торговая марка его поставщика должна быть легкоузнаваемой и пользоваться доверием покупателей. Во-вторых, такой продукт должен иметь минимальные габариты, чтобы по возможности при хранении занимать как можно меньше места. Ну и, самое главное, он должен доставляться покупателю электронным образом.

Всеми этими качествами обладает электронный авиабилет (e-ticket). Он представляет собой электронный аналог бумажного билета. Информация, которая обычно печатается на последнем, сохраняется в центральной БД под уникальным идентификационным номером, и все, что нужно для приобретения электронного билета, — это Web-браузер и кредитная карта. Заплатившему за электронный билет пассажиру не нужно получать его на руки и беспокоиться о том, чтобы он не потерялся.

Так как все данные о путешествии владельца электронного билета хранятся в глобальной электронной системе бронирования, он может даже непосредственно перед вылетом внести изменения в маршрут, не предоставляя авиакомпании никакой бумажной документации, благодаря чему убыстряется связанный с оформлением поездки процесс. Авиакомпания же, со своей стороны, экономит деньги за счет сокращения расходов на печатание бумажных билетов и их обработку.

Одной из первых таких авиакомпаний, внедрившей в 1997 г. технологию e-ticket, стала British Airways (ВА), заключившая с фирмой IBM контракт на создание инфраструктуры электронной коммерции. С ее помощью ВА намеревалась улучшить обслуживание клиентов и установить более тесные взаимоотношения с ними, предоставив им возможность прямого взаимодействия с авиакомпанией с использованием современных цифровых коммуникаций и средств персонализации.

ЭК-инфраструктура ВА построена на базе связующего ПО IBM MQSeries, системы Web-публикаций Lotus Domino, средства разработки приложений Visual Age for Java и ОС IBM Transaction Processing Facility Operating System. Киоски для самостоятельной регистрации пассажиров спроектированы на основе оборудования IBM PC 350 и оснащены устройствами считывания магнитных и смарт-карт, принтерами и чувствительными экранами, выполненными с применением технологии поверхностных акустических волн.

В настоящее время система электронных билетов действует на 140 маршрутах, в том числе на всех рейсах BA по Великобритании, на рейсах между Великобританией и США, Японией, ЮАР, Австралией и рядом городов Европы, включая Москву, а также на рейсах некоторых авиакомпаний — партнеров ВА. Следом за нею и остальные авиакомпании стали переходить на данную технологию. В частности, United Airlines, пытаясь приучить к ней своих клиентов, летом 2002 г. начала взимать дополнительно по

20 долл. за каждый купленный бумажный билет, а в середине прошлого года American Airlines на все внутренние рейсы решила продавать только электронные билеты. Для удобства пассажиров обе авиакомпании объединили свои БД, в результате чего от 65 до 73% их пассажиров стали пользоваться электронными билетами.

Быстрота обслуживания “на земле и в воздухе” является одним из наиболее важных требований, предъявляемых авиапутешественниками к авиаперевозчику. BA первая предложила своим пассажирам регистрацию через Интернет. Такая система позволяет избежать очередей в аэропорту и зарегистрироваться на рейс за сутки до вылета не выходя из дома или офиса. При онлайновой регистрации клиенты сами выбирают место в салоне самолета и меню, предлагаемое во время полета, а в некоторых аэропортах путешественникам предоставляется возможность быстрее, чем обычно, сдать багаж у специальных стоек. Позже данная услуга ВА стала доступна и владельцам WAP-телефонов.

В 2001 г. был открыт обновленный Web-сайт British Airways (http://www.ba.com), обеспечивающий доступ к таким данным, как расписание рейсов, специальные предложения, советы путешественникам и т. д. Сайт позволяет пассажирам самостоятельно осуществлять бронирование билетов в режиме online. Популярность этой услуги среди туристов растет быстрыми темпами — уже более 40% билетов они приобретают через Интернет, а во время четырехдневной распродажи в начале августа 2003 г. был зарегистрирован своеобразный рекорд: 11,5 тыс. онлайновых бронирований в день. Прибыль от них тогда составила 1,4 млн фт. ст.

В России те, кто пользуется услугами BA, могут зарегистрироваться на рейс как через Интернет, так и через киоски для самостоятельной регистрации, расположенные в аэропорту Домодедово. В киосках менее чем за минуту можно выбрать на дисплее подходящее место в салоне самолета, получить посадочный талон, после чего сразу пройти в зону эмиграционного контроля. К сожалению, воспользоваться этими киосками могут только те пассажиры ВА, которые приобрели билеты с магнитной полосой или электронные билеты за пределами нашей страны. И те и другие в России пока не продаются. Что ж, нам, как обычно, придется подождать до лучших времен, в то время как половина пассажиров ВА по всему свету уже пользуется “киосками самообслуживания”.

Согласно статистике, 75% путешествующих бизнесменов, уезжая куда-либо, не хотят отрываться от де-ла и поэтому берут с собой ноутбуки. В феврале прошлого года авиакомпания British Airways, стремясь к тому, чтобы ее клиенты могли пользоваться Интернет-услугами даже во время полета, начала испытания системы Connexion by Boeing на самолетах Boeing 747-400. Эта система обеспечивает пассажирам широкополосный доступ к Сети, а также возможность отправлять электронную почту. Connexion by Boeing также позволяет в цифровом режиме транслировать во время полета прямые теле- и радиопередачи. Систему можно инсталлировать на борту практически любого современного самолета, и в настоящее время она получает все более широкое распространение (в начале года стало известно о том, что, помимо самолетов, она будет устанавливаться и на морских судах). Помимо ВА, ее внедряют у себя такие авиакомпании, как Lufthansa, Japan Airlines и SAS. Самолеты, на борту которых предоставляется услуга Connexion, оснащаются бортовыми серверами, маршрутизаторами и антеннами с фазированной решеткой для связи с наземными центрами через спутники.

Трехмесячные испытания системы в ВА прошли успешно и получили положительные отзывы пассажиров. Сейчас авиакомпания рассматривает возможность установки Connexion by Boeing на самолетах, осуществляющих рейсы продолжительностью более пяти часов. Стоимость услуги, предоставляемой на протяжении всего полета (разумеется, за исключением взлета и посадки), по словам представителя ВА в России Ирены Йованович, не превышает 20 фт. ст. Главным же побудительным мотивом ВА для более интенсивного использования электронных услуг, как это ни парадоксально, является экономия денежных средств. По словам Ирены Йованович, к марту 2005 г. она составит не менее 100 млн фт. ст..





  
3 '2004
СОДЕРЖАНИЕ

электронная Россия

• ИКТ-форум на Неве

бизнес

• Электронные услуги в небе и на земле

инфраструктура

• Об ИБП накануне реформы электроэнергетики

• Разнообразие точек доступа

• ПО управления настольными системами поможет избежать стрессов

информационные системы

• Руководство по выживанию с помощью ИТ

сети связи

• Хостинг УАТС: больше функций, меньше капитальных затрат

кабельные системы

• Зачем нужны UTP-кабели категории выше 6?

защита данных

• Кто вы такой?

• Защищенная информационная система органов власти

новые продукты

• Конфигурируемые коммутаторы компании Allied Telesyn


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2005 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх