Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


  

ИКТ-форум на Неве

В. В. Гуров

Редакция журнала “Сети и системы связи” 13 ноября 2003 г. провела в Северо-Западном федеральном округе последнюю в серии региональных конференций Минсвязи “”Электронная Россия” — человеку, бизнесу, обществу”.

Одним из крупнейших потребителей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является государство, отметил, открывая конференцию, первый заместитель министра РФ по связи и информатизации А. В. Коротков. Субъекты РФ для поддержки самоуправления создают свои собственные ИКТ-системы, привлекая инвестиции с целью формирования инфраструктуры и информационных ресурсов. За первые два года реализации программы “Электронная Россия” выработалось четкое представление о том, как должны развиваться информационные технологии в Российской Федерации. Выяснилось, что программа нуждается в серьезной модернизации, поэтому была разработана общая концепция использования ИТ, согласно которой предстоит усовершенствовать координацию ФЦП ЭР и все усилия в этой области сконцентрировать на решении крупномасштабных задач, таких, как создание государственного регистра населения.

Стратегия информатизации

В субъектах РФ Северо-Западного федерального округа (СЗФО) ведется разработка региональных программ, направленных на внедрение ИКТ в различные сферы деятельности: социальную, образования, медицины и здравоохранения, сообщил заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Е. И. Макаров. Уже подготовлены и выполняются комплексные программы “Электронная Карелия”, “Электронный Санкт-Петербург”, недавно поступила информация об утверждении программы “электронизации” Ленинградской области. Администрация Псковской области приняла решение разработать программу информатизации органов областной исполнительной власти. Для обеспечения координации поименованных программ с ФЦП “Электронная Россия” аппарат полномочного представителя Президента РФ в СЗФО совместно с Партнерством для развития информационного общества на Северо-Западе России (ПРИОР СЗ) формируют базу данных региональных и межрегиональных программ в области информатизации и развития технологий информационного общества.

По мнению Е. И. Макарова, сегодня есть все условия для выработки в СЗФО межрегиональной стратегии, в соответствии с которой должны развиваться технологии информационного общества. Идея подготовки такого документа выдвинута на 2-й межрегиональной конференции ПРИОР СЗ в феврале 2003 г.

К настоящему времени выработаны проекты требований, предъявляемых к подготовке основных разделов межрегиональной стратегии и ключевым индикаторам развития технологий информационного общества.

Основные направления модернизации программы “Электронная Россия” участникам конференции изложил начальник управления по координации ФЦП ЭР Минсвязи России О. В. Бяхов. В его выступлении речь прежде всего шла о преодолении так называемой “лоскутной информатизации”, когда львиная доля ИТ-бюджета страны выделяется на финансирование плохо скоординированных, дублирующих друг друга проектов. Опять же под модернизацией ФЦП ЭР, заметил он, ни в коем случае нельзя подразумевать хоть малейшую приостановку ее реализации. В связи с этим продолжается развитие инфраструктур доступа и межведомственного взаимодействия. Так, сейчас функционирует уже более 3 тыс. пунктов коллективного доступа в Интернет.

Согласно ФЦП ЭР, к 2010 г. больше половины из 42 тыс. почтовых отделений РФ будет иметь пункты коллективного доступа в Интернет. Инфраструктура межведомственного взаимодействия должна базироваться на технологии виртуальных частных сетей. При этом, по мнению О. В. Бяхова, не следует увлекаться мощными мультимедийными приложениями. Необходимо обеспечить функционирование базовых инфокоммуникационных услуг и доступ к информации при минимальных требованиях к ширине канала передачи данных. Говоря о представленной на рассмотрение Правительства РФ концепции использования ИКТ в России, докладчик отметил, что в ней присутствуют такие положения, как единая технологическая политика и организация управления, единые механизмы финансирования и организации государственных закупок в сфере ИКТ. Результатом использования ИКТ должны стать повышение эффективности деятельности государства, экономия бюджета, упрощение процессов взаимодействия и повышение прозрачности и информационной открытости государства. Так вот, при единой организации государственных закупок масштаб экономии оценивается десятками процентов.

В течение 2004 г. должны быть достигнуты договоренности с основными поставщиками ИКТ-решений, которые позволят каждому государственному заказчику получать специальные цены на типовые ИКТ-решения и продукты. Таким образом, государственные расходы в этой сфере будут оптимизированы.

Инфокоммуникационные активы

Северо-Западный федеральный округ — один из крупнейших индустриальных регионов России. Его площадь составляет около 10% всей территории РФ, население округа более 14 млн человек. 82% из них (основная часть) проживает в городах. Телефонная плотность в СЗФО, сообщил заместитель генерального директора, директор по оперативному управлению и развитию бизнеса ОАО “Северо-западный Телеком” И. В. Кравчук, исчисляется цифрами в пределах от 18 до 40%; естественно, самый высокий процент — в Санкт-Петербурге.

В СЗФО доступны практически все, какие только существуют, виды ИКТ-услуг; они предоставляются как традиционными, так и альтернативными операторами, что обуславливает высокий уровень конкуренции в округе. Растет число регистрируемых лицензий в сегменте наиболее динамично развивающихся услуг — это междугородная и международная связь, IP-телефония, передача данных.

“Северо-западный Телеком” стоит в ряду крупнейших телекоммуникационных операторов в РФ. Образован в 2002 г. в результате объединения девяти региональных операторов фиксированной связи. Тогда протяженность магистральных каналов объединенной компании составляла около 2 тыс. км, а внутризоновых — более 2 млн.

Компания “Северо-западный Телеком” входит в число немногих, предоставляющих услугу доступа в Интернет в кредит с возможностью аренды оборудования. Компания сознательно идет на это, чтобы максимально упростить для пользователей процедуры подключения к Сети и расчета за данную услугу.

Все филиалы компании выполнили значительный объем работ по организации доступа к сети Интернет административных, социальных служб, школ, в том числе и сельских квартир. Санкт-Петербургский ее филиал принимает участие в целевой программе “Городская телемедицинская сеть Санкт-Петербурга” со сроком окончания уже в этом году.

В наступившем году в рамках программы “Электронная Россия” компания “Северо-западный Телеком” продолжит подключать бюджетные организации к компьютерным сетям. При создании узлов подключения она станет выполнять функции субподрядчика, в то время как функции генерального подрядчика будут возложены на компанию “РТКомм.РУ”, победителя конкурса на проведение работ по данному мероприятию. “РТКомм.РУ” совместно с “Северо-западным Телекомом” осуществят проектные, строительно-монтажные, пусконаладочные работы, работы по организации каналов связи и подключению организаций к сетям передачи данных (СПД). В рамках ФЦП ЭР к СПД в СЗФО должны быть подключены почтовые отделения, медицинские учреждения, законодательные органы, паспортно-визовые службы, контрольно-счетные органы, Госатомнадзор, Министерство природных ресурсов, Генпрокуратура, Минобразования. Подсоединение указанных объектов к транспортным СПД позволит значительно повысить уровень информатизации региона, сделать деятельность властных структур более прозрачной, обеспечить внедрение целого ряда новых услуг для населения. Так, используя СПД в почтовой связи, предполагается внедрить некоторые новые услуги, в том числе электронные платежи, гибридную почту, доступ в Интернет, электронное декларирование, подписку на печатные периодические издания, удостоверяющие центры.

Наш партнер, сайт квартира78.ру, аренда квартир в Петербурге на выгодных устовиях.

ИКТ по городам и весям

Процесс информатизации Псковской области, что называется, “пошел” с внедрения в 1993 г. системы ГАС-“Выборы”, затем началось строительство единой информационно-транспортной сети, отметил в своем выступлении заместитель губернатора области А. П. Салтыков. Сейчас на Псковщине работают 16 операторов, предоставляющих населению, предприятиям и организациям области различные ИКТ-услуги. Региональная информационная система на сегодняшний день включает в себя областные сети передачи данных Сбербанка, управлений Федерального казначейства, налоговой службы. В области ведутся работы по созданию региональной сети для управления здравоохранением; в почтовых отделениях создано 44 пункта доступа в Интернет; эксплуатируется 15 наземных станций космической связи для приема программ телевидения и радиовещания (планируется установить еще 8 таких станций).

Директор аналитического центра администрации Новгородской области П. Ф. Иванов считает информатизацию инструментом, позволяющим решать конкретные задачи там, где можно продемонстрировать экономический эффект. Другой принцип, которым руководствуется администрация области при внедрении ИКТ, — обеспечение коммуникативности между обществом и властью, гарантия ее информационной прозрачности и доступности. Введение принципа “одного окна” в Новгороде уже лет пять назад позволило получить четырехкратную отдачу на рубль вложенных средств.

Программой “Электронный Санкт-Петербург”, сообщил заместитель председателя комитета по информатизации и связи администрации города С. Н. Жданов, предусмотрено на базе мультисервисной сети развернуть автоматизированные системы (АС) информационного взаимодействия, единую дежурную службу, организовать информационно-аналитическое обеспечение, электронное делопроизводство и документооборот, создать государственный регистр населения. На данный момент все эти проекты завершены и началась опытная эксплуатация соответствующих АС. С 2002 г. ведется работа над системой поддержки принятия решений органами государственной власти. Система позволит подготавливать различные информационно-аналитические материалы, и с ее помощью уже полностью реализована имитационная модель экономического развития города. Автоматизированная система органов власти Санкт-Петербурга интегрирует более 15 подсистем и БД, позволяя территориальным управлениям и администрации получать необходимые данные в еди-ном формате.

Процесс информатизации Ленинградской области, отметил технический директор ГУП “Природопользование” В. Н. Анохин, начинался с разработки общесистемного проекта. В 2003 г. была принята целевая региональная программа, в основу которой положены задачи информатизации органов власти и управления.

В это же время принята программа “Электронная Ленинградская область”, — в ней отражены базовые направления, изложенные в программе “Электронная Россия”. Общая сумма финансирования по обеим программам превысила полмиллиарда рублей. По оценке докладчика, 80% проблем граждан находятся в плоскости их взаимоотношений с органами местного самоуправления. Эти проблемы возникают при оформлении документов на землю, недвижимость и т. п. Типовая информационная система муниципального образования, как правило, включает в себя блоки управления недвижимостью, управления социально-экономическим развитием территории, градостроительства и архитектуры и т. д. Главной проблемой, препятствующей ее эффективной эксплуатации, является отсутствие нормативных документов федерального уровня, регламентирующих информационный обмен.

Как сообщил начальник управления по связи и информатизации областной администрации А. П. Бавула, в органах государственной власти Калининградской области функционирует большое число информационных систем. Они пока работают независимо друг от друга, и между ними нет строго регламентированного взаимодействия по формированию информационных ресурсов, в результате, в частности, становится “правилом” многократно повторяющийся ввод одних и тех же данных. Решить эту проблему призвана Территориальная информационная система (ТИС). Проектирование ТИС Калининградской области осуществляется НИИ “Восход”, и к настоящему времени завершается разработка ее концепции.

Заплати налоги через Сеть

Министерство РФ по налогам и сборам (http://www.nalog.ru) активно привлекает налогоплательщиков к сдаче налоговой отчетности по электронным каналам связи с применением технологии электронной цифровой подписи, проинформировал участников конференции заместитель руководителя Управления МНС России по Санкт-Петербургу И. Н. Задворный. Такая система в городе функционирует уже три года. Сначала (в экспериментальном варианте) она обслуживала ограниченное число налогоплательщиков — всего около 60 юридических лиц в двух районах. Сейчас ею охвачено уже порядка 1000 налогоплательщиков.

Как работает данная система?

В процесс ее функционирования вовлечен ряд участников. Во-первых, это налогоплательщик (им может быть индивидуальный предприниматель), у которого имеется ПК, модем для выхода в телефонную сеть, ПО для формирования налоговой и бухгалтерской отчетности с поддержкой шифрования и электронной цифровой подписи (ЭЦП); во-вторых, не зависящий от налоговых органов сервис-провайдер. Его задача — обеспечить обмен информацией между налогоплательщиком и налоговым органом; в-третьих, удостоверяющий центр, функции которого определены действующим законодательством об ЭЦП. И наконец, в-четвертых, сам налоговый орган, принимающий и обрабатывающий поступающую от налогоплательщика информацию.

Система позволяет гарантировать юридическую значимость направляемых в налоговые органы в электронной форме документов без предоставления их на бумажных носителях, передавать по каналам свя-зи отчетность не только по федеральным, но и по местным налогам, а также вести факсимильную переписку. Пользователю при этом всегда доступны действующие формы отчетности, которые, как известно, часто изменяются. Теперь налогоплательщик уже не должен следить за этим — у него автоматически обновляются все формы отчетности, а их предыдущие версии сохраняются в архиве, позволяя вносить в новые электронные документы уточнения по прошлым отчетным периодам.

“Электронное правительство”

Сертифицировать государственные органы на соответствие требованиям качества по аналогии с промышленными предприятиями предложил начальник Управления информационных ресурсов и технологий Департамента экономики правительства Вологодской области А. М. Полянский. Внедрение типовых проектов в любой отрасли деятельности требует унификации бизнес-процессов на уровне базовых правил и процедур. Проблема создания “электронного правительства”, по мнению г-на Полянского, осложняется тем, что каждое ведомство традиционно использует свой собственный, непохожий на другие “бизнес-лексикон”, что препятствует межведомственному информационному обмену. В то же время при реализации идеи электронного правительства необходимо выстраивать сквозные бизнес-процессы в различных уровнях и ветвях власти, а также в организациях, а описания предметных областей должны строиться на согласованных терминологии и стандартах.

Изучение функций, выполняемых администрацией Вологодской области, позволило выделить базовые классы бизнес-процессов, такие, как выработка стратегии и комплексных программ развития региона и контроль их выполнения; нормативное регулирование и контроль выполнения законодательства; бюджетный процесс; оперативное отраслевое регулирование; учет и регистрация ресурсов региона; управление областной собственностью; диалог с обществом. Дальнейшее их разукрупнение позволит построить модель, обеспечивающую единый подход к созданию описаний функций органов власти и управления. Используя этот подход, можно создать библиотеку “передового опыта” организации бизнес-процессов в рамках всего государственного аппарата.

Процесс таможенного контроля и оформления грузов практически немыслим без информационной поддержки, считает заместитель начальника информационно-технической службы Северо-Западного таможенного управления ГТК России Е. Ю. Тимофеева.

В 2002 г. ГТК принял концепцию информатизации таможенных органов регионального уровня. В соответствии с ней создается единая ИС, которая будет обеспечивать удаленным доступом пользователей, желающих продекларировать грузы. Декларация в ИС передается в электронном виде заверенная электронной подписью. После обработки информация пересылается на соответствующий таможенный пост. Системы электронного декларирования уже действуют в Москве и Поволжье — таким образом, по мнению г-жи Тимофеевой, создан юридический прецедент. В данной системе предусмотрена не только подача грузовой таможенной декларации в электронном виде, но и ее полная обработка, а это, в свою очередь, требует мощных информационной поддержки и взаимодействия с другими государственными контролирующими органами.

Муниципальную информационную систему для подготовки и принятия решений органами местного самоуправления в г. Сосновый Бор (http://www.sbor.ru) стали создавать более семи лет назад, рассказал начальник информационно-аналитического центра городской администрации М. П. Кукушкин. Тогда была построена корпоративная сеть передачи данных. Она объединила ИС служб администрации, ЖКХ, здравоохранения, суда, прокуратуры, военкомата, управления недвижимостью, БТИ, управления юстиции, регистрационной палаты и налоговых органов, позволив тем самым вплотную подойти к созданию единой системы муниципальных информационных ресурсов. На сегодня в городе имеется целый ряд информационных ресурсов: во-первых, регистр населения, который функционирует уже пять лет и постоянно обновляется; во-вторых, регистр субъектов хозяйственной деятельности, вплоть до индивидуальных предпринимателей; в-третьих, финансово-бюджетный ресурс, обеспечивающий ежедневную отчетность по приходу и расходованию бюджетных средств; в-четвертых, БД нормативно-правовых документов и в-пятых, реестр недвижимости — он находится еще на стадии формирования.

Строим информационное общество

“Виртуальный мир Русского музея” — так называется проект, предложенный вниманию участников конференции ведущим научным сотрудником отдела новейших электронных технологий Государственного Русского музея Л. А. Разжигаевой. Целью данного проекта является представление историко-культурного и архитектурного наследия с помощью последних достижений ИТ и технологий “виртуальной реальности”. Работу над проектом поддерживает Министерство промышленности, науки и технологий РФ. В проекте используются уникальные технологические разработки специалистов из различных организаций России. Информационное же его наполнение создается на базе научных, образовательных и методических разработок ведущих специалистов Государственного Русского музея.

В рамках проекта предполагается создание в городах России и зарубежных стран одноименных информационно-образовательных центров, которые практически станут филиалами музея. Их посетители смогут совершать “виртуальные путешествия” по самым разным сценариям. Презентация проекта уже состоялась в Париже.

Идею проекта “Открытый Петербург — прозрачное правительство” как инструмента борьбы с коррупцией с помощью ИКТ обрисовал участникам конференции руководитель инициативной группы проекта Г. Э. Фриндунбеков. Прототипом проекта послужила разработанная в Южной Корее в конце 1999 г. программа “Открытый Сеул”, благодаря внедрению которой граждане поименованного в названии программы города получили возможность, зайдя на сайт правительства города, отслеживать и контролировать прохождение своих заявок, жалоб и предложений. Результатом внедрения такой программы стал рост доверия к органам власти и более оперативное решение актуальных проблем — без телефонных звонков и личных переговоров. Так, уже к 2001 г. более чем в два раза уменьшилось число случаев проявления нерасторопности городскими чиновниками. Эта система была одобрена ООН и Всемирным банком, правительство же Южной Кореи рекомендовало внедрить ее на общенациональном уровне.

Основные направления разработки системы мониторинга СЗФО изложил в своем докладе представитель Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН В. В. Попович. В данной разработке поставлено несколько целей. Первая из них — создание системы автоматизированного сбора и обработки объективной и полной информации обо всех значимых событиях, происходящих в пределах СЗФО. Вторая — выявление и прогнозирование основных социально-экономических проблем. Третья — информирование населения о деятельности аппарата полномочного представителя Президента РФ. Четвертая — моделирование и прогнозирование развития различных ситуаций по региону. На сегодняшний день сформирована система организационно-технических мероприятий по реализации автоматизированной системы мониторинга; разработан ряд действующих прототипов — в частности, вариант диспетчерского пункта при полномочном представителе Президента РФ, а также прототипы автоматизированных рабочих мест федерального инспектора и общественной приемной.

О партнерстве для развития информационного общества на Северо-Западе России как базе для подготовки и реализации межрегиональных программ информатизации рассказал в заключение собравшимся сопредседатель координационного совета “ПРИОР Северо-Запад”, директор междисциплинарного центра Санкт-Петербургского государственного университета Н. В. Борисов. На общероссийском уровне Партнерство было создано в 2001 г., и с самого начала оно не ставило перед собой задачи концентрировать свою деятельность в центре, в Москве — основной его целью было развитие региональной системы и обеспечение координации между региональными партнерами. В рамках этого Партнерства выработались свои технологии управления — координационный совет, наблюдательный совет и экспертные советы по направлениям. 31 октября 2002 г. по инициативе 17 организаций была проведена учредительная конференция Партнерства по развитию информационного общества на Северо-Западе России.

В ПРИОР сейчас входят более 70 организаций — органы власти и научно-образовательные сообщества, коммерческие и правительственные организации. Партнерство сотрудничает с аппаратом полномочного представителя Президента в СЗФО, “Ассоциацией Северо-Запад”, советом по информатизации при губернаторе Санкт-Петербурга и рабочей группой по подготовке региональной целевой программы “Электронный Санкт-Петербург”.





  
3 '2004
СОДЕРЖАНИЕ

электронная Россия

• ИКТ-форум на Неве

бизнес

• Электронные услуги в небе и на земле

инфраструктура

• Об ИБП накануне реформы электроэнергетики

• Разнообразие точек доступа

• ПО управления настольными системами поможет избежать стрессов

информационные системы

• Руководство по выживанию с помощью ИТ

сети связи

• Хостинг УАТС: больше функций, меньше капитальных затрат

кабельные системы

• Зачем нужны UTP-кабели категории выше 6?

защита данных

• Кто вы такой?

• Защищенная информационная система органов власти

новые продукты

• Конфигурируемые коммутаторы компании Allied Telesyn


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх