Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Определяя приоритеты в сфере ИКТ

В. В. Гуров

Заключительная конференция Минсвязи “”Электронная Россия” — человеку, бизнесу, обществу”, организованная редакцией журнала “Сети и системы связи”, прошла в Москве 26 ноября прошедшего года. (Все данные, указания должностей и названия организаций, приведенные в статье, относятся к реалиям ноября 2003 г. — Прим. ред.)

Всего в 2003 г. проведено семь конференций — по числу федеральных округов, — в ходе которых обсуждались вопросы, связанные с развитием инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в российских регионах. Как отметил министр РФ по связи и информатизации Л. Д. Рейман, состоявшийся диалог был полезен для всех его участников и его результаты позволят более четко определить основные направления федеральной политики в области региональной информатизации.

Формирование концепции

В ходе корректировки Федеральной целевой программы “Электронная Россия” (ФЦП ЭР) выяснилось, что главной проблемой, мешающей ее эффективной реализации, в том числе и в регионах, помимо неполного финансирования, является недостаточное развитие нормативно-правовой базы в области информатизации. Отсутствие единых технологических стандартов и форматов предоставления и размещения данных в информационных системах государственных учреждений, отметил министр, не позволяет организовать эффективное взаимодействие последних (90% всех государственных информационных ресурсов носят узковедомственный характер).

Проанализировав региональные программы и проблемы информатизации, Минсвязи предложило разработать и рассмотреть на заседании Правительства РФ в III квартале 2004 г. концепцию региональной информатизации на период до 2010 г. В настоящее время уже готов проект концепции развития законодательства РФ в области ИКТ, содержащий перечень более чем из 60 нормативно-правовых документов.

Многие государственные информационные системы (ИС) в настоящее время, считает министр, уязвимы, если рассматривать их с точки зрения возможного несанкционированного доступа. Недостаточное внимание к этому вопросу — реальная угроза национальной безопасности России. В рамках корректировки ФЦП ЭР были подготовлены предложения по дальнейшему развитию инфокоммуникационных систем специального назначения, разработана концепция использования ИКТ в органах государственной власти, в которой вопросы информационной безопасности рассматриваются как первоочередные; на сайте www.it-gov.ru проходит ее обсуждение.

Анализ расходов на информатизацию в регионах выявил недостатки как в использовании средств федерального бюджета, так и в финансировании проектов со стороны субъектов РФ, констатировал Л. Д. Рейман. Размеры региональных бюджетов (за исключением Москвы) на развитие ИКТ колеблются от 1 млн до 350 млн р. в год. В результате во многих регионах полный комплекс мероприятий ФЦП ЭР не реализуется, что приводит к “цифровому неравенству”. Решением этой проблемы может стать привлечение внебюджетных средств. Так, развитие информационного потенциала Республики Карелия ведется в соответствии с документами и договорами, подписанными между нею и Финляндией, и осуществляется за счет программы технической помощи Европейской Комиссии ТАСИС. Минсвязи намерено активно сотрудничать с международными организациями в этом направлении.

Важной является проблема эффективного использования уже созданных ИС. Здесь необходим обмен опытом, и Минсвязи предлагает создать банк доступных для анализа успешных ИТ-решений. С этой целью в текущем году предстоит сформировать необходимую законодательную базу в области прав интеллектуальной собственности.

Концепция использования ИКТ в деятельности федеральных органов государственной власти призвана способствовать разработке мер, направленных на создание общего информационного пространства и защищенной информационной среды, которые обеспечивали бы доступность и удобство услуг, оказываемых государством гражданам и организациям, считает начальник управления по координации ФЦП “Электронная Россия” Минсвязи России О. В. Бяхов. Он отметил, что для каждой из функций государственной власти будут определены приоритеты, на их основе планируется скорректировать действующие ведомственные программы и проекты по информатизации и разработать новые. По его мнению, в этом году должен заработать Совет по вопросам региональной информатизации, так как все полтора месяца обсуждения концепции использования ИТ в деятельности федеральных органов власти были отмечены большой активностью со стороны представителей органов власти субъектов РФ.

На сегодня ФЦП ЭР, констатировал докладчик, нуждается в изменении формулировок целей, плана мероприятий и в интеграции с другими программами. При этом создание интегрированной телекоммуникационной сети специального назначения для органов власти абсолютно необходимое мероприятие, считает он, поскольку фрагментация сетей на местном и ведомственных уровнях приводит к тому, что проблема защищенного обмена информацией становится труднорешаемой.

Для того чтобы сформировать банк типовых ИТ-решений, О. В. Бяхов предложил проекты сети пунктов коллективного доступа в Интернет на базе почтовых отделений, государственного регистра населения, информационно-маркетинговых центров, портала органа власти, инфраструктуры территориального сегмента телемедицинской сети и территориальной информационной системы. Далее, говоря о выработке единого стандарта управления жизненным циклом ИС, он, в частности, сказал, что применение ПО с открытым кодом (Open Source Software), с одной стороны, позволит снизить затраты на внедрение ИТ-решений, а с другой — приведет к тому, что последующие операционные затраты на их поддержку окажутся весьма существенными.

Внедрение ИКТ в регионах

По итогам конкурса “Лучший регион в сфере инфокоммуникационных технологий”, который провела компания “Росбизнесконсалтинг” были отмечены Москва, Московская, Ярославская, Калужская и Смоленская области, сообщил участникам конференции заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе (ЦФО) И. В. Зубков. В ряде регионов ЦФО уже функционируют электронные торговые и информационные системы, созданные в рамках программы “Электронная Россия”. Например, в настоящее время идет интенсивное становление Всероссийского биржевого рынка зерна — успешная реализация этого проекта должна способствовать эффективному проведению государственной политики в данном сегменте рынка и увеличению налоговых поступлений за счет легализации торговли зерном. Стартовой площадкой для внедрения проекта стала Тамбовская область, где был запущен Интернет-ресурс “Тамбовское зерно”.

Рассматривая рынок телекоммуникационных услуг Дальневосточного федерального округа (ДФО), заместитель полномочного представителя Президента РФ в ДФО А. С. Дроздов отметил увеличение объема предоставляемых услуг связи в денежном выражении, констатировав, однако, факт снижения индекса их производства практически во всех регионах, за исключением Приморского края. Причину этого он видит в росте тарифов на предоставляемые услуги, вследствие чего жители округа реже стали пользоваться междугородной связью, почтовой службой вообще и т. д. Уровень телефонизации населения в среднем по округу сейчас составляет 23%. В сфере передачи данных и телематических служб, в том числе предо-ставления доступа к информационным ресурсам Интернет, услуги на территории округа оказывают более 130 операторов, из которых больше половины находится в Приморье.

В прошлом году была инициирована целевая программа “Электронное Приморье”, общая сумма ее финансирования на данный момент составила 195 млн р., сообщил вице-губернатор Приморского края Н. А. Королев. Программа разработана на базе ФЦП ЭР и является составной частью стратегии развития Приморского края до 2010 г. Ее приоритеты — совершенствование системы государственного управления, повышение эффективности функционирования экономики и формирование информационного общества. Программой предусмотрено создание единой корпоративной сети органов местного самоуправления и обеспечение ее взаимодействия с корпоративными сетями федеральных органов власти.

Программа “Электронная Москва”, подчеркнул заместитель мэра, руководитель Департамента экономической политики и развития Правительства Москвы Ю. В. Росляк, разрабатывалась как часть ФЦП ЭР и призвана обеспечить взаимную интеграцию существующих информационных ресурсов и внедрение автоматизированных систем (АС) в деятельность органов управления, городской администрации, бизнеса и повседневную жизнь населения столицы. Для реализации “Электронной Москвы” сформирован совет конструкторов отдельных систем, подлежащих разработке и внедрению на территории города. В Москве на базе ВОЛС создана магистральная транспортная сеть, протяженность которой на сегодня составляет порядка 12 тыс. км, формируются сети доступа. В едином реестре информационных ресурсов и систем Москвы зарегистрировано 133 информационные системы и 463 информационных ресурса. Созданы БД электронного кадастра земельных ресурсов, градостроительного кадастра, АС “Загс”, социального обеспечения и т. д. Полтора с лишним года назад начал реализовываться проект “Социальная карта москвича”, и на сегодня таких карт выдано уже более миллиона.

Электронное правительство

Во всех муниципальных образованиях Чувашской Республики созданы интегрированные муниципальные информационные системы, сообщил участникам конференции председатель Государственного комитета Чувашской Республики по связи и информатизации Д. А. Назипов. Строительство “электронного правительства” началось снизу, с муниципалитетов, а в конце 2003 г. в республике была введена в действие система информационного обеспечения на базе технологии БЛВС 802.11b, позволяющей осуществлять доступ к информационным ресурсам и сервисам непосредственно в ходе проведения заседаний кабинета министров. Кроме того, в республиканской сети организована трансляция этих заседаний и других мероприятий. Осуществляется развертывание общественных центров доступа граждан к информационным ресурсам и сервисам по всем 26 муниципалитетам.

Правительство Санкт-Петербурга осуществляет комплексную политику по формированию единого информационного пространства региона — это совершенствование нормативно-правовой базы, построение инфокоммуникационной инфраструктуры, создание и консолидация региональных информационных ресурсов, отметил в своем выступлении председатель комитета по информатизации и связи администрации города А. В. Спиридонов. С целью повышения эффективности управления городом создается интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов власти Санкт-Петербурга. Своевременная, целенаправленная и научно обоснованная поддержка процессов выработки и принятия решений, по его мнению, должна помочь их руководителям в вопросах комплексной оценки состояния сфер жизнедеятельности и их отдельных аспектов. Система решает целый ряд задач, включая мониторинг и ретроспективный анализ информации по различным направлениям социально-экономического развития города. Она создается поэтапно, последовательно охватывая все сферы жизнедеятельности региона: экономику, демографию, социальные вопросы, производство и потребление товаров и услуг, здравоохранение, образование и пр. Система состоит из четырех базовых подсистем: сбора, обработки и хранения информации; анализа и прогнозирования; формирования информационно-аналитических материалов; представления информации.

Рассказывая о реализации мероприятий ФЦП ЭР на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), председатель Комитета по информационным ресурсам ХМАО Н. Р. Маслова упомянула региональный закон об информационных ресурсах, положивший начало формированию нормативно-правовой базы развития информатизации в округе. Под эгидой указанного комитета разработан ряд программных решений и продуктов, ведется реестр информационных ресурсов, осуществляется мониторинг процессов информатизации региона и муниципальных образований. Все это помогает формировать единое информационное пространство региона и строить базовую инфраструктуру ИС территориального управления.

В мае 2003 г., доложил собравшимся представитель Минсвязи Республики Татарстан Р. Х. Гаязов, ведущий республиканский оператор связи ОАО “Таттелеком” завершил строительство мультисервисной сети передачи данных Республики Татарстан (СПДРТ). Сеть реализована на базе технологии MPLS и охватывает все райцентры и города республики. На ее основе, в частности, строится наложенная образовательная сеть, к которой в течение трех-четырех лет будут подключены все школы республики. Ряд организаций уже оценили возможности СПДРТ, среди них управления МНС и Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан, “КамАЗ”, “Татэнерго”, Сберегательный банк Татарстана и др. Работает официальный Интернет-портал Республики Татарстан, недавно открыт доступ к новому информационному порталу “Недвижимость Татарстана”. Стратегической же целью руководства республики является создание эффективной информационной системы управления, функционирующей в реальном масштабе времени, базирующейся на едином комплексе защищенных программных средств и интегрированной с федеральной системой управления — ЕГСУПД РФ.

Комплексная программа формирования единого информационного пространства Томской области, сообщил директор областного центра автоматизации информационных ресурсов Ю. П. Ехлаков, была инициирована в 2001 г. Программой предусмотрено развитие телекоммуникационной сети и подключение к ней организаций — участниц программы, имеющих свои информационные ресурсы, либо находящихся в процессе их создания. На сегодня в областном реестре насчитывается 34 БД, поддерживаемые 11 организациями. Главным критерием для помещения в реестр являются актуальность и корректность информационного ресурса.

В Самарской области создаются автоматизированные информационные системы мониторинга и управления территорией (СМИУТ), сообщил начальник отдела системного территориального кадастра департамента экономического развития и инвестиций администрации области В. С. Белов.

СМИУТ представляет собой расширяемую сетевую среду, со структурированными информационными массивами и средствами поиска. К настоящему времени реализованы территориальная автоматизированная информационная система и автоматизированная информационная система мониторинга, анализа и прогнозирования регионального топливно-энергетического баланса. Системный территориальный кадастр Самарской области и портал администрации обеспечивают интерфейс “единого окна” в процессе подготовки и принятия единых управленческих решений.

ИКТ и общество

На общественных инициативах в сфере ИКТ в северо-западных регионах России остановился в своем докладе директор информационно-аналитического центра администрации Новгородской области П. Ф. Иванов. Одна из этих инициатив, название которой говорит само за себя, — Партнерство для развития информационного общества в России (ПРИОР). Практика ПРИОР показала, что привлечение общественности к обсуждению процессов информатизации (в частности, вынесение на суд жителей города программы “Электронный Санкт-Петербург”) дает конкретные положительные результаты.

О проекте региональной сети электронных центров и пунктов деловой и правовой информации участникам конференции рассказал начальник управления информатики и телекоммуникаций администрации Смоленской области П. М. Лопашинов. Основные цели проекта — создание в области инфраструктуры информационной поддержки малого и среднего бизнеса, организация взаимодействия государственных структур и структур делового сектора, удовлетворение информационных потребностей населения. Проект разработан в соответствии с мероприятием № 50 ФЦП ЭР и является продолжением областной целевой программы “Правовая информатизация Смоленской области”. Сейчас сеть включает в себя свыше 200 центров и пунктов, они расположены в библиотеках, школах, вузах и других учебных заведениях, а также в органах местного самоуправления и госучреждениях.

Населению области через эти центры и пункты доступна не только нормативно-правовая информация — в них хранятся и регулярно обновляются свыше 600 тыс. документов из 140 источников. Это федеральные, областные, муниципальные нормативные правовые акты, правовые БД “Референт”, “Гарант”, “Кодекс”, “Консультант-плюс”, социально-экономические показатели развития Смоленской области, информационно-аналитические материалы, данные об истории и культуре Смоленщины, текущие материалы СМИ, театральные афиши и пр. На 2004 г. запланировано создание делового Интернет-портала.

Целью проекта “Виртуальный мир Русского музея”, о котором собравшимся рассказала его ведущий научный сотрудник Л. А. Разжигаева, является представление национального историко-культурного и архитектурного наследия с помощью последних достижений информационных технологий и технологий виртуальной реальности. Участники конференции совершили виртуальную экскурсию по Михайловскому дворцу, его Академическим залам, где представлены работы Брюллова, Кипренского и других художников.

На сегодняшний день в России насчитывается около 65 наукоградов, на территории которых находится множество НИИ, КБ, вузов и предприятий. Городскую компьютерную сеть в качестве основы единой информационной среды наукограда представил председатель секции по информатизации городского научно-технического совета г. Обнинска Ю. Р. Кофтан. Сеть связана еще с четырьмя наукоградами, и в ней предусмотрены пункты публичного доступа, а также поддержка электронного документооборота.

Завершением конференции стала презентация атласа “Приволжский федеральный округ”, разработанного по заданию полномочного представителя Президента РФ в ПФО. Атлас выполнен как в полиграфическом, так и в электронном варианте. Тематически он разделен на три раздела: “Природа и ресурсы”, “Население” и “Экономика”. В последнем разделе приведены тематические карты: “Общеэкономическая”, “Внешнеэкономические связи”, “Банковская система”, “Агропромышленный комплекс”, “Здравоохранение”, “Образование”. В электронной версии атласа имеются встроенные средства обработки информации.





  
4 '2004
СОДЕРЖАНИЕ

электронная Россия

• Определяя приоритеты в сфере ИКТ

бизнес

• О бизнесе и бизнесе системной интеграции

инфраструктура

• Паразитный трафик в крупной коммутируемой сети, или К вопросу о необходимости сегментации

• «Тонкие» клиенты как они есть

• Тестируем средства управления настольными системами

• Шлюзы VoIP: выбор велик

• Методы определения топологии сети на уровне 2

• Решения NCPI: простой конструктор или интеграторское искусство?

информационные системы

• Формирование эффективной стратегии сall-центра

сети связи

• Контакт-центры на базе IP

кабельные системы

• Все взаимосвязано

• Сетевое управление на физическом уровне

защита данных

• Тестируем антивирусное ПО

новые продукты

• Голосовые шлюзы AudioCodes, Модульная серверная система от R-Style Computers


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх