Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Перспективы проекта "Тетрарус"

В. И. Шельгов

Интервью с руководителем Департамента электросвязи Минсвязи России Виктором Юрьевичем Квицинским

Виктор Юрьевич, наша беседа проходит в преддверии международной конференции «Построение единой федеральной сети подвижной радиосвязи стандарта TETRA». Для чего она созывается?

Конференция задумана как научно-практическая. На ней будут обсуждаться вопросы, связанные с внедрением стандарта TETRA на территории Российской Федерации (РФ). И поскольку этих вопросов довольно много, то и круг потенциальных участников конференции, заинтересованных в их обсуждении, весьма широк. Кроме того, в задачу конференции входит выявление проблем, нуждающихся в дальнейшей проработке на уровне как Министерства связи, так и рабочей группы проекта «Тетрарус». Проводить ее планируется ежегодно.

Известно, что решением Государственной комиссии по электросвязи (ГКЭС) № 57 от 2 июля 2003 г. стандарт TETRA рекомендован для создания сетей профессиональной транкинговой связи в России. Означает ли это, что ему официально присвоен статус федерального стандарта транкинговой связи?

Хороший вопрос. Постараюсь ответить на него подробно, так как он включает в себя несколько аспектов. Как вы знаете, цифровой транкинговый стандарт TETRA, предусматривающий функционирование соответствующих систем в разных частотных диапазонах, разработан Европейским институтом стандартов электросвязи (ETSI). Он предназначен для удовлетворения потребностей государственных органов и крупных предприятий в услугах профессиональной подвижной радиосвязи. Мы внимательно относимся к рекомендациям ETSI. На уровне Министерства связи прорабатывался вопрос о возможности применения этого стандарта в нашей стране, и было принято решение о создании на территории РФ федеральной сети подвижной радиосвязи стандарта TETRA (сокращенное название системного проекта этой сети — «Тетрарус»). Речь идет о Приказе Министра связи РФ № 62 от 6 июля 2002 г., в котором, в частности, говорится о возможности применения технологии TETRA в России и необходимости проведения подготовительных работ для обсуждения связанных с этим вопросов в ГКЭС (являющейся межведомственным органом). В июле 2003 г. состоялось заседание ГКЭС, на нем и было принято Решение (№ 57) «считать перспективным использование в России стандарта TETRA и его модификаций для создания сетей профессиональной транкинговой радиосвязи в целях обеспечения связью органов государственного управления всех уровней, обороны, безопасности, охраны правопорядка, потребностей ведомств и крупных корпораций». Во исполнение Приказа № 62 и Решения ГКЭС № 57 и в соответствии с Приказом Министра связи РФ № 161 от 31 декабря 2003 г. была организована рабочая группа по координации проекта «Тетрарус», призванная обеспечить создание на территории РФ федеральной сети TETRA. В состав этой группы вошли представители министерств Связи и Транспорта, силовых ведомств (МЧС, ФСБ, ФСО, МВД, МО), научных организаций, крупных корпораций.

Проект «Тетрарус» предназначен для согласования усилий и консолидации ресурсов (людских, финансовых и технологических) российских ведомств и крупных корпораций в целях создания единой системы транкинговой связи на территории РФ. Первые расчеты, проведенные в рамках проекта «Тетрарус», доказывают, что такой подход обеспечит существенную экономию расходования средств федерального бюджета. Достижению экономии будет способствовать применение оптимизированных технических и организационных решений по проекту «Тетрарус».

О статусе стандрта TETRA можно сказать то, что он принят в качестве федерального на уровне технического задания на вышеуказанный проект. Окончательное же правовое утверждение этого стандарта возможно только после проведения определенных научных расчетов, запланированных в рамках разработки системного проекта «Тетрарус».

Каковы основные задачи системного проекта «Тетрарус» и этапы создания федеральной сети TETRA?

В ходе разработки проекта «Тетрарус» предполагается сформулировать принципы финансирования данного проекта и управления им, предложить сценарии взаимодействия ведомств в рамках проекта и меры по налаживанию отечественного производства оборудования стандарта TETRA, решить вопросы частотного обеспечения взаимоувязанных сетей TETRA и определить единый план нумерации для них, разработать технические решения по созданию взаимоувязанных сетей TETRA, рассмотреть системно-сетевые вопросы объединения этих сетей в единую федеральную сеть, проработать вопросы обеспечения информационной безопасности сети «Тетрарус». Последняя будет представлять собой единую инфраструктуру, состоящую из взаимоувязанных фрагментов, построенных разными ведомствами и корпорациями на основе общих для всей сети технологических принципов и с учетом специфических для каждого ведомства или каждой корпорации требований к предоставлению услуг профессиональной подвижной радиосвязи.

Можно выделить следующие этапы создания сети «Тетрарус». Сначала, конечно же, нужно разработать ее системный проект (время выполнения этого этапа — с января по декабрь 2004 г.). В него должны быть включены предложения по распределению частотного ресурса и плану нумерации, а также по порядку строительства и получению разрешительных документов на сети TETRA. В ходе разработки проекта планируется провести маркетинговые исследования рынка услуг TETRA. Результатом первого этапа также станет принятие нормативных документов, стимулирующих развитие российского рынка услуг профессиональной мобильной радиосвязи. Стоимость разработки системного проекта — 10 млн р.

На втором этапе (2004—2006 гг.) будет осуществлено строительство опытных зон и взаимоувязанных сетей TETRA отдельными ведомствами и сырьевыми корпорациями на единых технологических принципах. И наконец, на третьем этапе предполагается предоставление услуг TETRA ведомственными операторами на основе технологии выделенных подсетей TETRA и диспетчерских подсистем.

Виктор Юрьевич, вы сказали о предоставлении услуг связи ведомственными операторами. Означает ли это, что у федеральной сети «Тетрарус» не будет единого государственного или коммерческого оператора, который отвечал бы за ее работу в целом и за предоставление услуг на ее основе?

Нет, в концепции проекта «Тетрарус» предусмотрено наличие единого оператора, отвечающего за целостность и работу всей федеральной сети. Вместе с тем у многих ведомств и корпораций уже существуют сети с хорошо организованными эксплуатационными службами. В крупных корпорациях имеются операторские компании, предоставляющие услуги связи подразделениям этих корпораций. Не использовать такой потенциал нецелесообразно. Ведь в данных службах и компаниях хорошо осведомлены о специфических требованиях своих ведомств и корпораций к предоставлению услуг профессиональной подвижной связи и умеют удовлетворять их. Не следует единому оператору вмешиваться во внутриведомственные или внутрикорпоративные отношения, связанные с потреблением или предоставлением услуг связи. Диспетчерские системы конкретных ведомств или корпораций и оптимизированные для их обслуживания подсети TETRA останутся в зоне ответственности ведомственных или корпоративных служб или операторов.

Учитывая специфику работы ряда ведомств, можно предположить, что в единой федеральной сети появятся открытая и закрытая части. Единый оператор будет отвечать за открытую часть сети TETRA на всей территории РФ и выполнять роль своего рода оператора для операторов, обеспечивая взаимодействие сетей разных операторов или фрагментов сети одного ведомства, расположенных в разных районах РФ. Кроме того, этот оператор будет заниматься координацией реализуемых в нашей стране проектов TETRA в части осуществления единой технической политики. Такой подход обеспечит создание взаимоувязанных сетей TETRA на всей территории России (с междугородным и международным роумингом) и дальнейшее развитие российского рынка услуг профессиональной подвижной радиосвязи и рынка оборудования TETRA, а также сделает проекты TETRA в нашей стране инвестиционно привлекательными.

Этот оператор будет государственным предприятием или коммерческой компанией?

На мой взгляд, единый оператор не должен быть государственным предприятием, поскольку он отвечает за открытую часть сети и может иметь собственных клиентов любой категории, включая отдельных подписчиков на услуги транкинговой связи и корпоративных пользователей.

Какова стоимость федеральной сети «Тетрарус»?

В соответствии с обычной процедурой выполнения масштабных проектов стоимость сети «Тетрарус» может быть определена только по результатам выполнения системного проекта. Но уже сегодня можно сказать, что экономическая эффективность проекта сети «Тетрарус» в целом будет зависеть от экономической эффективности проектов сетей TETRA отдельных ведомств, а также темпов развития рынка услуг TETRA в России. К тому же при создании ведомственных сетей надо учитывать дополнительные положительные результаты, как-то: повышение эффективности технологических процессов, сокращение числа аварий и сохранение жизни людей.

Как вы оцениваете перспективы развития производства средств TETRA в России?

В РФ в настоящее время около 98% оборудования для сетей TETRA закупается у зарубежных компаний. В целях качественного изменения такой ситуации, обеспечения безопасности сетей TETRA, разработки диспетчерских подсистем, адаптированных под потребности отдельных служб и ведомств, в рамках проекта «Тетрарус» были разработаны «Предложения по организации совместного производства оборудования TETRA на территории России» для обсуждения на российско-итальянской межправительственной встрече в ноябре 2003 г. В настоящее время мы ведем переговоры о создании совместных предприятий со всеми основными производителями систем TETRA. На этих предприятиях предполагается выпускать как системное, так и терминальное оборудование. Хотя в России уже есть компании, способные производить оборудование TETRA, делать ставку только на отечественных производителей еще преждевременно. Опять же нецелесообразно самим «изобретать велосипед», если можно использовать потенциал зарубежных компаний, имеющих опытных разработчиков. Поэтому-то и встал вопрос о создании на территории РФ совместных предприятий, они должны будут поставлять на российский рынок современное и конкурентоспособное оборудование, разработанное за рубежом, но доведенное «до кондиции» в России (с учетом технических условий, выработанных в рамках проекта «Тетрарус»). К сожалению, прямо сейчас мы не можем дать команду на развертывание производства, поскольку еще не определен тот частотный ресурс, который будет использоваться в сети «Тетрарус».

Разработка ПО для отечественных систем TETRA должна осуществляться преимущественно российскими компаниями в соответствии с технологическими требованиями российских ведомств и отраслей. Предполагается создавать ПО для работы с базами данных, программы сетевого управления, диспетчерские центры.

Работы по обеспечению информационной безопасности российских сетей TETRA (разработка и оценка профилей защиты, реализация алгоритмов шифрования в соответствии с ГОСТ 28147—89) должны проводиться российскими предприятиями, имеющими лицензии на проведение подобных работ, на территории России с привлечением специализированных российских институтов.

В нашей стране целесообразно выпускать и оборудование межсетевого взаимодействия (в виде автономных шлюзов). Это позволит заказчикам быть независимыми от поставщиков оборудования и добиваться скидок на него.

Для функционирования в разных регионах России абонентское оборудование TETRA долж-но поддерживать два-три диапазона частот (в общей полосе от 300 до 430 или 470 МГц), поскольку выделение одного-двух диапазонов по всей территории России сегодня не представляется возможным.

Расскажите о проблеме распределения частотного ресурса для строительства сетей в рамках проекта «Тетрарус».

Вопросы частотного распределения довольно сложны для России. Наша страна относится к первому району частного распределения (определенному Регламентом радиосвязи МСЭ), но исторически сложившееся в ней использование частот не вполне совпадает с европейским. И это касается не только систем TETRA. Поэтому в проекте «Тетрарус» очень большое внимание уделено моделированию и планированию распределения частотного ресурса.

Для обеспечения международного роуминга мы заинтересованы в том, чтобы хотя бы частично диапазоны рабочих частот российских и зарубежных сетей TETRA совпадали. У некоторых ведомств в европейских странах имеются филиалы либо структурные подразделения, нуждающиеся в услугах транкинговой связи. Оборудовать их устройствами, работающими в иных диапазонах, чем те, которые разрешены в Европе, невозможно. Есть ведомства и корпорации с большими разветвленными инфраструктурами, которые должны сопрягаться с инфраструктурами их дочерних или совместных предприятий, находящихся за рубежом, либо зарубежных партнеров. Необходимо, например, чтобы машинисты локомотивов в пути могли пользоваться транкинговой связью как до границы РФ, так и после ее пересечения.

С целью оптимального использования доступного (для профессиональной радиосвязи) в России частотного ресурса, включая диапазон 300 МГц, в котором работают аналоговые транкинговые системы, и сопряжения с зарубежными сетями сеть «Тетрарус» предполагается строить многодиапазонной с многодиапазонными терминалами. Это не означает, что администрация связи РФ отказалась от идеи «расчистки» частотных диапазонов с целью выделить некую единую для всех подсетей (или сквозную) полосу частот. Основная задача проекта «Тетрарус» в отношении частотного распределения — показать возможность использования сквозного диапазона. Пусть он будет не настолько широким, чтобы в нем могло работать множество терминалов одновременно, но такой диапазон необходим для России.

Окончательное решение по использованию диапазона 300 МГц может быть принято только на основании результатов расчетов, которые будут проводиться в ходе работ над системным проектом «Тетрарус». Я считаю, что диапазон 300 МГц целесообразно использовать для цифровизации аналоговых транкинговых сетей.

Расскажите о результатах функционирования опытной зоны TETRA, развернутой в соответствии с решением ГКЭС № 57 в Санкт-Петербурге.

Основными целями создания этой опытной зоны TETRA были: тестирование оборудования TETRA в условиях крупного российского города, отработка вопросов межведомственного и межсетевого взаимодействия и решение отдельных проблем с внедрением сетей TETRA в рамках реализации проекта «Тетрарус». Испытания опытной зоны показали очень хорошие результаты в плане интеграции технических решений разных производителей и реализации специфических требований разных ведомств, участвующих в проекте «Тетрарус». Руководители более 20 ведомств ознакомились с функциональными возможностями оборудования TETRA и приняли решение о строительстве собственных сетей TETRA и об участии в реализации проекта «Тетрарус».

Как вы относитесь к возможности применения других цифровых транкинговых стандартов на территории РФ?

Началу работ над проектом «Тетрарус» предшествовал сравнительный анализ разных цифровых транкинговых стандартов. У нас есть расчеты, показывающие, что выбранная технология (TETRA) является оптимальной как с точки зрения эффективности использования радиочастотного ресурса, который существенно ограничен и является государственным достоянием, так и в плане возможности постепенного перехода от аналоговых транкинговых сетей к цифровым. Среди российских специалистов дискуссии о достоинствах и недостатках разных цифровых транкинговых стандартов активно велись примерно два-три года назад и к настоящему моменту практически прекратились. Те же, кто сейчас (в прессе) пытается развернуть подобные дискуссии, либо удовлетворяют собственные амбиции, либо считают, что для их ведомств или предприятий единственным возможным является только путь технологического развития, которого они придерживаются в настоящее время. Проводя аналогию с продажей новой недвижимости на этапе закладки фундамента здания, хочу сказать, что «входной билет» в федеральную сеть на ранних стадиях ее создания стоит существенно дешевле, чем после окончания ее строительства.

Я считаю, что в федеральной сети подвижной радиосвязи цифровой транкинговый стандарт должен быть только один. Для строительства собственных сетей, не присоединенных к единой федеральной сети, предприятия и организации могут использовать другие технологии и стандарты, которые разрешено применять на территории РФ.

Спасибо за беседу.





  
5 '2004
СОДЕРЖАНИЕ

инфраструктура

• Оптимизация маршрутов в Интернет

• Выбирая лучший маршрут

• Linux заслуживает доверия

информационные системы

• Системы записи и протоколирования вызовов для контакт-центров

• Когда ПО дешевле грязи

• Взаимоотношения с клиентами: пересмотр концепции

сети связи

• Перспективы проекта "Тетрарус"

• Новое в технологии TETRA

• Оборудование TETRA на российском рынке

• IP-телефония в режиме P2P

• Лучшие продукты года в области конвергенции

• Какой должна быть УАТС

кабельные системы

• Очищайте оптические разъемы

• Разъемы Ethernet на промышленных предприятиях


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх