Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Широкополосные услуги: стратегия и тактика внедрения

А. Н. Новичков

Наше время ознаменовано рядом многообещающих программ со звучными футуристическими названиями: “электронное правительство” и электронная коммерция, телемедицина и дистанционное обучение. Часть программ в России уже оформилась в виде конкретных проектов, но все же до ощутимых для обычных людей результатов в этих областях нам еще далеко. Одним из наиболее существенных препятствий быстрому продвижению общества по пути его информатизации является отсутствие достаточной базы широкополосных каналов, доступных как по цене, так и по простоте использования.

Возьмем то же дистанционное обучение, в основе которого лежит замечательная идея устранить барьеры расстояний и дефицита времени для всех, кто хотел бы получить образование или повысить свою квалификацию. Вот вам пример из первых рук: года четыре назад в попытках подтянуть свой английский я как-то забрел на один лондонский сайт, который практиковал в экспериментальном режиме бесплатные интерактивные уроки английского языка. Поскольку обычное обучение на этом коммерческом сайте обходилось, как минимум, в 18 британских фунтов за час, что не показалось бы дешево и иному европейскому студенту, бесплатные занятия были восприняты мной как подарок судьбы. Однако после нескольких сеансов связи с английскими преподавателями (даже при относительно высокой скорости доступа из офиса нашего журнала, которая на тот момент составляла 128 Кбит/с), я приобрел стойкое отвращение к дистанционному обучению и вынес из этого опыта хороший урок: реальные дистанционные услуги требуют качественного высокоскоростного доступа к Интернет.

И тем не менее я не теряю надежды в ближайшем будущем получить дополнительное образование через Интернет, возможно прямо из дома. В этом меня подкрепила беседа со специалистами бельгийского офиса компании Alcatel в Антверпене, которые имеют достаточно большой опыт построения массовых широкополосных сетей доступа в разных странах. На этот раз они рассказали группе российских журнали-стов о маркетинговых аспектах внедрения технологии DSL в Европе и остальном мире, а также о своих исследованиях в этой области.

Полную версию данной статьи смотрите в 7-ом номере журнала за 2004 год.

Казалось бы, у первого в мире (по итогам прошлого финансового года) поставщика оборудования связи операторского класса хватает забот с разработкой, производством и установкой своей “железной” продукции и построением решений для магистральных сетей. В то же время у компании сегодня имеется достаточно мощное интеграционное и консалтинговое подразделение, предоставляющее решения отнюдь не только от Alcatel. Как и другие крупные игроки на мировом телекоммуникационном рынке, Alcatel сейчас принимает активное участие в разнообразных некоммерческих организациях, вырабатывающих стандарты и новые подходы к построению широкополосных сетей и пре-доставлению услуг на их базе. Помимо этого, в ходе разнообразных проектов компания выступает посредником, с одной стороны, между провайдерами услуг и операторами, с другой — между поставщиками контента и провайдерами, а также ведет расширенные исследования рынка широкополосных услуг. О некоторых результатах этих исследований я и расскажу ниже.

Дело новое

И дистанционное обучение, и телемедицина — вещи безусловно важные, но, если исходить из мирового опыта, уже сегодня ясно, что сеть широкополосного доступа будет расти с другого конца. Развлечения и досуг — вот основной стимул развития такой сети в той ее части, которая будет охватывать широкие слои населения.

Что касается корпоративного бизнеса — другого мощнейшего двигателя широкополосной технологии, то и у него тоже появляются все более весомые доводы к увеличению скоростей в используемых соединениях на уровне распределительных сетей. Простой пример: все мы уже ощутили удобство, которое привнес в нашу жизнь штрихкод, хотя бы по опыту покупок в супермаркетах. Предприниматели по достоинству оценили данную технологию маркировки, на порядок ускоряющую бизнес-процессы. Однако недалек тот час, когда наступит эра RFID (Radio Frequency Identification) — дешевых радиодатчиков, встраиваемых в каждую единицу товара, аналогов штрихкода, считывание информации с которых происходит дистанционно. В Ирландии, в частности, уже запущен проект, в рамках которого с помощью таких датчиков пометят весь сельскохозяйственный скот.

Представьте себе мир бизнеса, в котором несчетное число мегабитовых потоков о движении товаров/материалов будет непрерывно стекаться для централизованного онлайнового учета из многочисленных магазинов, офисов, транспортных баз и складов. Требуемые ресурсы сетей доступа многократно возрастут, и наличие широкополосных каналов станет насущной проблемой для любого маломальского предприятия. И все же основную ставку по возврату инвестиций при построении широкополосной сети связи операторы во всем мире делают на частных пользователей (рис. 1). Образно говоря, базой широкополосной революции, как и любой другой, должны стать широкие массы, в данном случае потребителей телекоммуникационных услуг.

Асимметричный ответ

С повальным распространением в Европе мобильной телефонии операторы фиксированной связи ощущают существенный отток абонентов традиционной телефонии. Там, где введена повременная оплата, этот эффект наблюдается и у нас: соотношение пользователей мобильной и фиксированной связи стремительно меняется отнюдь не в пользу последней, причем у предприятий электросвязи остается совсем мало поводов для оптимизма, если только они не соорганизуются задействовать свой главный капитал — инфраструктуру абонентских медных пар, созданную за целое столетие развития телефонной связи.

На помощь операторам приходит технология DSL. Вряд ли для России сегодня есть достаточно убедительная статистика по компенсации потерь предприятий электросвязи за счет внедрения широкополосных услуг (в Москве, где можно говорить о какой-то истории применения ADSL, повременная оплата телефонных услуг для населения пока не введена), а вот в Эстонии у оператора Elion-Estonia падение доходов от местных переговоров с лихвой компенсируется предоставлением Интернет-услуг (доля доходов в 2003 г. от высокоскоростного доступа к Интернет составила 13% в общей прибыли компании, а за I квартал 2004-го — и все 21%), подавляющая часть которых (80%) предоставляется по линиям ADSL. Кампания по внедрению ADSL-технологии здесь началась в 2000 г., и сегодня самая демократичная абонентская плата за ADSL составляет 22 евро для канала 256 (входящий трафик)/128 (исходящий) Кбит/с (впрочем, по отношению цена/качество она вполне сравнима с передовым московским тарифом “СТРИМ” в 30 долл. за канал 1024/256, введенным Интернет-провайдером “МТУ-Интел” в феврале этого года).

Стратегии внедрения широкополосных сервисов

На данный момент идеальной средой предоставления полного спектра широкополосных услуг является технология FTTU (Fiber to the User, она же FTTP — To the Premises, она же FTTH — To the Home в зависимости от контекста), которая предполагает прокладку оптоволоконного кабеля в квартиру к каждому абоненту. Однако этот вариант развертывания широкополосной сети доступа остается пока еще относительно дорогим, и даже в Европе полномасштабное развертывание инфраструктуры FTTU — это, дело, как минимум, ближайшего десятилетия. Тем временем операторы вынуждены будут выжать максимум из еще далеко не полностью задействованного потенциала медных линий, составляющих сегодня в той же Европе основу инфраструктуры телекоммуникационной распределительной сети.

Движение к заветной цели тотального охвата аудитории технологией FTTU может осуществляться довольно плавно, по мере появления и ввода коммерческих услуг. Эта плавность обеспечивается за счет целого спектра дифференцированных по скорости (а следовательно, и по доступным сервисам) и удаленности от распределительного узла технологий DSL. Кстати, уже в III квартале этого года Alcatel планирует выпустить мультипротокольную карту для мультиплексоров DSLAM в своей платформе доступа ASAM, которая обеспечит одновременную поддержку спецификаций ADSL, ADSL2, READSL2, ADSL2+, а в обозримом будущем еще и VDSL (пока что поддержка последней будет осуществляться отдельным модулем).

Самой “дальнобойной” из перечисленных DSL-технологий является READSL2 (Reach Access DSL, рис. 2). В Европе, как Восточной, так и Западной, она способна покрыть практически все имеющиеся телефонные линии — 97% (для сравнения: в США этот коэффициент равен 62%). Наибольшими же возможностями по предоставлению широкополосных услуг среди них на сегодняшний момент располагает технология VDSL (одновременно до трех цифровых каналов VoD, IP-телефония, высокоскоростной доступ к Интернет, притом что пользователю остаются доступными все широковещательные телевизионные каналы). Для постепенного перехода к FTTU предусмотрены и разные стратегии “проникновения” технологий к конечному абоненту (рис. 3, сценарий (1) с форсированного развертывания сети VDSL и более плавный сценарий (2) с распределенными во времени инвестициями).

Надо сказать, что в наиболее амбициозном европейском проекте развертывания сети широкополосного доступа FastWeb в Италии (см.: Сети и системы связи. 2003. № 11. С. 73), который любят приводить в пример аналитики Alcatel, уже сегодня число абонентов с технологией FTTU равно числу абонентов, осуществляющих доступ посредством разнообразных линий DSL.

Когда порог преодолен

Однако, когда услуга широкополосного сервиса уже известна потребителям и провайдерами уже завоевана часть потенциальной аудитории, перед ними встают новые цели. Сегодня в Западной Европе примерно 5—15% абонентов уже имеют DSL-подключение, соблазненные теми или иными телекоммуникационными услугами. Около15—30% либо находятся в процессе подключения, либо намерены подключиться в ближайшее время и, таким образом, представляют собой надежно отвоеванный кусок потребительского рынка.

Еще порядка 20—40% абонентов — владельцы домашних компьютеров, подключающихся к Интернет посредством коммутируемого доступа. Основные их рабочие протоколы — HTTP, FTP, POP/SMTP или же системы удаленного доступа к приложениям. То есть это те, кто, возможно, не слишком заинтересован в “широкополосных развлечениях”, но не отказался бы от более высокой скорости доступа. Чтобы привлечь их в свой лагерь, DSL-провайдеры должны предложить гибкую систему тарифов одновременно с гибко регулируемой полосой пропускания.

Еще 30—60% вполне созревших для охвата клиентов — те же самые пользователи домашних ПК, только еще не имеющие подключения к Интернет. Их можно также приобщить к аудитории DSL, использующей свои компьютеры в качестве терминальных устройств для игр, просмотра потокового видео и прослушивания музыки/радио или же для бизнес-целей.

Тотальный же охват населения “бродбэндом” можно осуществить за счет обычных телезрителей благодаря использованию интерактивных приставок Set-top-box, управляемых с помощью наглядного меню и дистанционного пульта, обеспечивающих такие услуги, как VoD, Pay-per-veiw, NPVR (Network Personal Video Recorder — виртуальный видеомагнитофон), цифровое широковещание, а по большому счету и все остальные сервисы (почта, Web, интерактивные сетевые игры, видеотелефония и т. д.; кстати, благодаря широкополосным каналам Европу надеются приобщить к телевидению высокой четкости HDTV — услуге, ставшей уже вполне обыденной в США и Юго-Восточной Азии).

При использовании предложенной стратегии по мере наращивания абонентской базы будут снижаться тарифы, приближаться к нулю стоимость подключения и за счет массовости уменьшаться издержки при производстве терминального и операторского оборудования. Сегодня трудно что-либо загадывать, но похоже, что широкополосные интерактивные услуги по своей распространенности со временем имеют все шансы стать, образно говоря, новым телевидением. С точки же зрения телекоммуникационных операторов и производителей оборудования, широкополосные услуги — тот локомотив, который позволит вывести отрасль из временного застоя..





  
7 '2004
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• Эффективность работы региональных операторов

• Определены российские ИТ-лидеры

• Novell и Red Hat идут в наступление

• Широкополосные услуги: стратегия и тактика внедрения

• Allied Telesyn ставит на "тройной выигрыш"

инфраструктура

• Linux-практикум

• Red Hat побеждает благодаря RHEL 3.0

• Антенны для устройств беспроводных ЛВС

• Информационная безопасность корпоративной БЛВС

информационные системы

• Держите ваши данные синхронизированными

• Комфорт телефонного общения

сети связи

• IP-телефония и безопасность

• Ethernet на просторе

• Семь "смертных грехов" VoIP

кабельные системы

• Технологии оконцевания оптоволокна

• Проектирование систем громкоговорящего оповещения

защита данных

• Естественный отбор

• Защита от выбросов напряжения


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх