Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Инвестиционный аспект проекта “Тетрарус”

В. В. Дегтярев, А. В. Марцинковская

Конференция “Построение единой федеральной сети подвижной радиосвязи стандарта TETRA”, прошедшая 29 апреля 2004 г., показала полное единство взглядов ее участников (представителей федеральных министерств и ведомств, крупных отраслевых компаний, научно-исследовательских институтов, фирм —производителей оборудования) по техническим и организационным вопросам реализации проекта “Тетрарус”. В то же время участники конференции так и не пришли к согласию относительно механизмов финансирования данного проекта, в том числе привлечения средств из бюджетных и внебюджетных источников, а значит, необходимо уделить особое внимание его инвестиционному аспекту.

Проект “Тетрарус” и межсетевое взаимодействие

Прежде чем анализировать этот аспект, скажем несколько слов о том, что же собой представляет сам проект “Тетрарус”. Предполагается, что при его реализации будет обеспечена возможность организационно-технического объединения ведомственных и корпоративных сетей профессиональной мобильной радиосвязи, создаваемых на основе унифицированного оборудования стандарта TETRA, с целью удовлетворения потребностей органов государственного управления всех уровней, силовых ведомств, крупных транспортных и сырьевых корпораций в услугах этих сетей. В проекте “Тетрарус” также предусмотрены обеспечение интеграции сетей TETRA в единое информационное пространство России, стимулирование освоения отечественными производителями серийного выпуска оборудования (стандарта TETRA) и специализированных программных продуктов для этих сетей.

Теперь рассмотрим предполагаемую схему организации межсетевого взаимодействия в рамках проекта “Тетрарус” (см. рисунок) с точки зрения объединения средств ведомств и крупных компаний, определения объема финансирования для каждого участника проекта и его экономической эффективности. Межсетевое, а фактически и межведомственное взаимодействие может обеспечивать единый оператор, владеющий техническими средствами межсетевой коммутации. Кроме того, этот “оператор операторов” свяжет удаленные фрагменты ведомственных и корпоративных сетей. За работу указанных сетей будут отвечать соответствующие службы ведомств и корпораций. Свои сети они, как и прежде, будут строить на собственные и/или заемные средства.

Отраслевая экономическая эффективность мобильной радиосвязи

“Тетрарус” — широкомасштабный проект, для финансирования которого предполагается использовать не только ведомственные и бюджетные средства, но и частные инвестиции. Следовательно, проект нуждается во всестороннем экономическом обосновании ведомственных и корпоративных сетей и самого межведомственного взаимодействия, а так- же должен быть “подготовлен” для финансирования частными инвесторами.

Технико-экономическое обоснование создания ведомственных и корпоративных систем технологической мобильной радиосвязи уже проводилось для ряда министерств и крупных компаний (в частности, для МПС, РАО “ЕЭС России” и др.) Проведенные при этом исследования показали, что отраслевая экономическая эффективность вышеназванных систем, как правило, выражается в ресурсосбережении за счет снижения эксплуатационных расходов, оптимизации технологических процессов и совершенствования систем информатизации и управления.

При определении отраслевой экономической эффективности в первую очередь устанавливались функциональные зависимости между характеристиками систем радиосвязи и параметрами технологического процесса, характерного для рассматриваемой отрасли, затем вырабатывалась методика оценки экономической эффективности внедрения систем радиосвязи.

В настоящее время разработаны частные методики по оценке экономического эффекта от внедрения различных технологических подсистем (например, для железнодорожного транспорта). После того как будет определен вклад от каждой подсистемы инфраструктуры радиосвязи, можно рассчитать суммарный экономический результат от внедрения всей инфраструктуры.

Экономическая эффективность межведомственного взаимодействия

Если методики определения отраслевой экономической эффективности систем радиосвязи уже детально изучены, то вопрос оценки экономической эффективности межведомственного взаимодействия остается в большой степени открытым, поскольку является довольно новым. Как же определить экономическую эффективность участия ведомств и корпораций в проекте “Тетрарус”? В первую очередь в результате выполнения проекта они получат возможность снизить расходы на создание и обслуживание собственных сетей за счет совместного строительства новых телекоммуникационных инфраструктур и использования уже существующих ведомственных и корпоративных сетей. Экономия при этом может достигнуть 40%.

Кроме того, применение единого стандарта будет способствовать снижению затрат на элементы сетей за счет организации их производства в нашей стране и за счет скидок поставщиков (до 30%) благодаря масштабности и гарантированности закупок, а также поможет значительно сократить сроки строительства сетей и обеспечить высокие показатели их живучести и коэффициента готовности в результате их взаимного резервирования.

Одним из самых инвестиционно привлекательных и в то же время противоречивых аспектов проекта “Тетрарус” является создание единого оператора — телекоммуникационной компании, которая должна обеспечиваться трафиком ведущих отраслей и предприятий страны. Ее инвесторами станут заинтересованные ведомства и корпорации — участники проекта. Возникают два вопроса: в каких долях они могли бы финансировать создание единого оператора и каков будет доход от инвестиций в проект “Тетрарус”?

Для выработки концепции финансового участия ведомств и крупных компаний в данном проекте очень важно, чтобы их затраты на строительство сетей профессиональной мобильной радиосвязи были структурированы одинаково. Это позволит сделать условия вхождения в проект прозрачными. Иными словами, участникам проекта нужно предоставить возможность знать, на что тратятся вложенные ими средства и на какую отдачу от них они вправе рассчитывать.

Объединение ресурсов российских ведомств и корпораций, обеспечение их организационного взаимодействия и определение доли каждого участника проекта “Тетрарус” в его финансировании можно осуществлять по следующему сценарию:

• разработать перечень критериев оценки степени межсетевого взаимодействия (это делается с учетом предполагаемой величины трафика в сети участника проекта, объема его капиталовложений в собственную сеть, числа абонентов, базовых станций и терминалов в ней, годового оборота участника по отрасли и других критериев);

• присвоить весовые коэффициенты каждому участнику;

• рассчитать экономическую эффективность межведомственного взаимодействия для каждого участника и инвестиционную эффективность его вложений;

• оценить общий доход каждого участника от реализации проекта;

• рассчитать требуемый объем инвестиций от каждого участника.

Анализом сценариев взаимодействия ведомств и корпораций в рамках проекта “Тетрарус” и вопросов их финансового участия в нем будет заниматься специально созданная межведомственная экспертная комиссия, в состав которой должны войти представители заинтересованных ведомств и корпораций. Необходимо отметить, что на услуги единого оператора необходимо разработать дифференцированную тарифную сетку и перечень услуг для участников проекта и сторонних пользователей.

Бюджетная эффективность и влияние на народное хозяйство

Говоря об эффективности участия ведомств и корпораций в проекте “Тетрарус”, необходимо уделить внимание и его бюджетной эффективности, а также влиянию проекта на экономику страны в целом.

Доход государства в связи с реализацией проекта “Тетрарус” будет заключаться в увеличении налоговых сборов и иных налоговых поступлений и рентных платежей в бюджет от российских и иностранных предприятий и фирм — участников проекта “Тетрарус”. Кроме того, в бюджет поступят таможенные пошлины и акцизы, налоги с физических лиц (работников вышеназванных предприятий и фирм), доходы от лицензирования, тендеров на строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом, эффект от импортозамещения.

Реализация проекта даст и большой социальный эффект — это повышение качества услуг, предоставляемых транспортным комплексом, и расширение их перечня; более стабильная работы ведомств; создание новых рабочих мест для высококвалифицированного инженерного и рабочего персонала, связанное с организацией серийного производства и внедрением высокотехнологичного оборудования; увеличение числа рабочих мест за счет роста объема транспортных операций и расширения производства высокотехнологичных компонентов.

Ожидается и значительный политический эффект. Речь идет о повышении уровня мобилизационной готовности транспортного комплекса (что очень важно в случае возникновения чрезвычайных ситуаций), обороноспособности страны, о поддержании необходимого уровня готовности ведомств к работе в чрезвычайных ситуациях, более полной технологической интеграции с мировым сообществом.

Можно говорить и об экологическом эффекте, который будет заключаться в улучшении экологической обстановки за счет уменьшения риска возникновения экологических катастроф и сокращения размера наносимого ими ущерба. Достигнуть этого можно путем непрерывного мониторинга работы транспорта и предприятий энергетической сферы, ускорения ликвидации последствий катастроф, улучшения качества принимаемых при этом решений и расширения возможностей оперативного взаимодействия органов государственного управления с местными органами власти.

Инвестиционной привлекательности проекта “Тетрарус” будут способствовать значительные экономические эффекты, получаемых благодаря применению уже существующих телекоммуникационных сетей, более эффективному использованию частотного ресурса РФ и созданию национальной инфраструктуры профессиональной мобильной радиосвязи TETRA, освоению серийного выпуска высокотехнологичного оборудования и программных продуктов для сетей TETRA.

Об авторах

Дегтярев Валерий Викторович,
канд. экон. наук, канд. техн. наук,
координатор проекта “Тетрарус”
Телефон: (095) 980-0664
E-mail: degt@proftelecom.ru

Марцинковская Анна Владимировна,
канд. экон. наук, финансовый директор
ЗАО “Профессиональные телекоммуникации”
Телефон: (095) 500-3090
E-mail: m.anna@proftelecom.ru





  
9 '2004
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• Инвестиционный аспект проекта «Тетрарус»

• Успехи и проблемы ИКТ-индустрии

инфраструктура

• PCI Express ускорит работу сервера

• Коммутаторы контента

• Холодное решение «горячих» проблем

• Стандарты WPA и 802.11i

информационные системы

• Сила портала

• Современные средства управления персоналом в call-центре

сети связи

• Информационно-аналитические операторские центры

• IP поднимает интерес к видеоконференц-связи

• Новые возможности развития WMAN

кабельные системы

• Рождение универсального конвертера

• Коаксиальный кабель не уходит в прошлое

защита данных

• Последний рубеж обороны

• Броня для сервера

новые продукты

• Мобильный IP-телефон от Zyxel; Решения STROM telecom для сетей мобильной связи; Универсальная система доступа HYTAS; Надежный Comet; Коммуникации по электросети


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх