Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Управление сетевыми ресурсами

Дон Маквитти

Если у вас все еще нет стратегии управления сетевыми ресурсами, то сегодня наступил самый подходящий момент взять инициативу в свои руки. Более тщательный контроль над аппаратными и программными средствами позволит вам сэкономить часть расходов на ИТ.

По мере того как ИТ-специали-сты становятся все более осведомленными в вопросах бухгалтерии, все более ценными становятся и их знания о том, какими сетевыми ресурсами они владеют и где те размещаются. Установите системы управления сетевыми ресурсами, позволяющие выполнять инвентаризацию сетевого оборудования и ПО, управлять арендой и лицензиями на программные пакеты, отслеживать предельные сроки эксплуатации и замену систем. Если в последний раз вы рассматривали пакеты управления сетевыми ресурсами несколько лет назад, то, вероятно, будете приятно удивлены произошедшими в этой области переменами. Значительно усовершенствованные возможности автообнаружения оборудования и ПО разгрузили сетевых администраторов, взяв на себя основную массу связанных с инвентаризацией рутинных операций; а улучшенные функции отслеживания ПО позволят некоторым организациям ускорить окупаемость ИТ-инвестиций благодаря перерасчету числа лицензий там, где их было приобретено слишком много или, наоборот, слишком мало.

Не так давно мы опросили наших читателей по электронной почте на предмет того, какие возможности, с их точки зрения, являются обязательными для пакетов управления ресурсами. Результаты опроса показали, что к таковым относятся контроль за соблюдением лицензионных соглашений и более эффективное использование ресурсов — например, за счет их перепрофилирования. Что же является основным барьером на пути широкого распространения средств управления ресурсами? Это большие затраты, связанные с вводом в систему всех необходимых данных, плюс заоблачные цены на эти продукты. Относительно затрат на ввод данных можно констатировать: такие инструментальные средства управления ресурсами, как автообнаружение оборудования и программ, стали настолько зрелыми, что опасения, касающиеся высокой трудоемкости работы с ними, являются абсолютно беспочвенными. Для того огромного числа наших респондентов (57%), которые для контроля своих ресурсов по-прежнему пользуются электронными таблицами, эти слова должны звучать, словно райская музыка.

Полную версию данной статьи смотрите в 1-ом номере журнала за 2005 год.

О высокой цене средств управления ресурсами можно сказать одно: каждый цент стоимости победителя нашего тестирования — продукта Asset Manager компании LANDesk — оправдан, к тому же мы надеемся, что и на все другие продукты цены будут постепенно снижаться. Это следует хотя бы из того, что на рынке продуктов управления ресурсами существует сильнейшая конкуренция. Производители предоставляют развитую систему скидок на свои программные пакеты, а в ответ на стремление все большего числа малых организаций использовать эти пакеты для снижения ИТ-затрат модернизируют свои продукты, с тем чтобы еще больше удовле-творять требования пользователей. Некоторые небольшие, но весьма активные фирмы-новички поставляют на рынок на удивление хорошие продукты, вполне способные соперничать с продуктами крупных производителей, хотя последние модернизировали свои пакеты, сделав их более дружественными к пользователю и более ориентированными на организационные структуры своих клиентов.

Кроме того, недовольные имеющимися у них пакетами управления ресурсами пользователи смогут безболезненно переходить на другие продукты. Мы подозреваем, что эта категория пользователей довольно многочисленна: лишь 19% опрошенных нами респондентов сослались на качество продукта как на основную причину того, что они остаются верны своей текущей стратегии управления ресурсами.

Некоторые важные подробности

Во всех продуктах управления ресурсами используется единая методология развертывания: они могут автоматически обнаруживать все устройства и программные пакеты без исключения, однако в полной мере “управляемыми” считаются только те компьютеры и устройства, на которых развернуты агенты. Хорошей новостью является тот факт, что набор возможностей большинства систем управления ресурсами, предоставляемый для управляемых устройств, намного богаче, чем для неуправляемых. Плохая же новость состоит в том, что многие ключевые ресурсы ИТ, включая принтеры, маршрутизаторы и коммутаторы, не поддерживают работу агентов. Кроме того, по-прежнему слабой остается поддержка ОС Linux, что связано с особенностями ее внутренних средств защиты.

Еще один положительный момент: все производители, с которыми нам довелось побеседовать, сказали, что они взимают плату лишь за управляемые устройства. Чем больше машин с инсталлированными агентами у вас имеется, тем больший объем информации вы с них получаете и, следовательно, тем больше вы должны платить. Если вы хотите просто сосчитать имеющиеся у вас устройства, это можно сделать без развертывания агентов на системы. В случае же, когда вам нужно знать обо всех изменениях в оборудовании и о том, какое ПО инсталлируется и деинсталлируется, вам придется, смирившись с необходимостью, развернуть агенты пакета управления ресурсами на все системы без исключения.

Долгосрочное планирование

Побывав на предприятиях, мы совсем не удивились одному из полученных нами результатов опроса: самые большие нарекания в адрес реализаций управления ресурсами были связаны с необходимостью постоянного обновления их баз данных. Так что будьте, пожалуйста, терпимыми к нам, когда мы говорим о таких, казалось бы, очевидных вещах: любая система управления ресурсами, какой бы функционально богатой и мощной она ни была, не существует сама по себе. Весьма важно иметь план действий на будущее, на тот период, когда спадет накал страстей, связанных с внедрением такой системы. Если вы, например, решили заняться проектом управления документами, но вам при этом приказали оставить в покое все текущие процессы, чтобы не мешать поступлению новых документов, это свидетельствует о том, что для успешного управления ресурсами вам не хватает хорошо скоординированного плана работ. Ниже приводится ряд вопросов, которые вы всегда должны держать в голове:

• Когда информация о новых системах будет вводиться в базу данных ресурсов?

• Как будут отслеживаться требующие замены оборудование или машины, информация о которых отсутствует в базе данных?

• Как лучше реализовать политику управления программными продуктами — автоматически, с помощью систем управления ресурсами или просто путем рассылки уведомлений? Есть еще один вариант: возложить распространение ПО и реализацию правил системной политики на пакеты управления настольными системами. Ваш пакет управления ресурсами будет лишь следить за изменениями в оборудовании и развернутом ПО.

• Как часто и посредством каких механизмов вы будете обновлять свои системы учета использования ресурсов?

Протестированные нами пакеты могут упростить принятие этих критически важных решений, однако вы должны разработать план и неотступно следовать ему. Весьма полезным средством планирования является методология ITIL (IT Infrastructure Library). Мы ожидаем что в ближайшее время вокруг ITIL в сообществе производителей средств управления ресурсами должна развернуться широкая дискуссия. При этом нужно постараться из массы откровенно рекламной информации выудить для себя рациональные идеи.

Методология ITIL, определяющая правила организации автоматизированной технической поддержки (helpdesk), доставки приложений, регистрации сообщений о выявленных проблемах и других подобных процессов, ориентирована на оказание помощи предприятиям в управлении сервисами, предоставляемыми конечным пользователям, их измерении и контроле. Однако следует помнить о том, что, хотя ваш производитель, возможно, и поддерживает ITIL, он не сможет предоставить вам “решение” ITIL. Точнее говоря, чтобы гарантировать надежный возврат инвестиций, в процесс управления ресурсами должны быть вовлечены все сотрудники ИТ-подразделения. ITIL и есть то самое средство, в котором вы найдете оптимальные приемы организации работы и соответствующие руководящие указания. ПО же управления ресурсами в лучшем случае упростит вам реализацию методологии ITIL.

Преимущества систем управления ресурсами

Могли бы вы, не задумываясь, сказать, какую сумму составили общие амортизационные отчисления вашего ИТ-подразделения за 2004 г.? Сколько лицензий имеется у вас на какое-нибудь конкретное ПО? Сколько копий этого ПО у вас развернуто? Есть ли у вас специальная запись базы данных с информацией о том, с какими машинами у вас возникают постоянные проблемы, которые можно было устранить до того, как назреет потребность в их замене? Хотя, чтобы ответить на последний вопрос, некоторые производители вынуждают своих клиентов покупать их системы helpdesk, работающие поверх их пакетов управления ресурсами. Отслеживание проблем выполняют большинство пакетов корпоративного класса, даже если ваше ПО автоматизированной технической поддержки является продуктом другого производителя. Некоторые производители ПО управления ресурсами предлагают собственные интерфейсы для систем helpdesk или же продают ПО управления ресурсами, интегрированное с такими системами, которое позволяет отслеживать, какие отделы используют большое количество высокозатратного оборудования и сколько времени персонал ИТ тратит на обслуживание этого оборудования.

Можете ли вы автоматически определить, что кто-нибудь из пользователей подключил новую машину к сети? Можете ли вы автоматически выполнить инвентаризацию аппаратного обеспечения и ПО этой машины после ее обнаружения? Да, можете, при условии, что у вас имеется система управления ресурсами. Если число имеющихся у вас лицензий на какое-нибудь дорогое приложение завышено на целых 200 копий, то ваш пакет управления ресурсами может окупиться за считанные недели его эксплуатации. И если вы знаете, сколько лицензий у вас имеется на данное ПО, то все проте-стированные нами пакеты сгенерируют отчет, содержащий информацию о том, сколько копий этого ПО у вас развернуто. Большинство пакетов также определят, как часто эти копии используются. Исключение приложений с низким уровнем использования сэкономит вам приличную сумму денег.

И наконец, способность пакетов управления ресурсами осуществлять мониторинг устанавливаемого на управляемые машины ПО позволяет находить на жестких дисках файлы, запрещенные к использованию правилами корпоративной политики, такие, как игры или файлы изображений определенного типа. Продукты одних производителей позволяют автоматически удалять такие файлы с дисков, тогда как другие считают, что решение об удалении этих файлов должны принимать сетевые администраторы.

Единственной запутанной частью процесса конфигурирования системы управления ресурсами является автообнаружение оборудования и ПО. Самые лучшие системы используют для этого обычный протокол TCP или предоставляют другие подобные функции, обеспечивающие определение типов подключенных к сети машин. Они выполняют полезную работу, однако занимают значительную долю полосы пропускания каналов связи или слишком медленны. Продукты некоторых производителей позволят вам запрашивать информацию с серверов службы справочника, однако этот процесс весьма проблематичен. Чтобы связаться с серверами службы справочника, размещенными в других, нежели сервер управления ресурсами, подсетях, нам пришлось сделать несколько попыток. А ведь редко какая организация хранит информацию обо всех своих ресурсах на сервере ADS.

В целом было бы неплохо, если бы возможности автообнаружения в следующие пять лет развивались такими же темпами, как и в прошедшей пятилетке. В настоящее время вы можете получить список машин, установленных на них ОС и подключенных к ним устройств, не устанавливая агенты, — весьма полезная для инвентаризации ресурсов возможность, однако нам хотелось бы большего: чтобы можно было автоматически обнаруживать серверы ADS и LDAP во всех подсетях, подключаться к ним посредством предоставляемой нами идентификационной информации и объединять данные ping-ответа непосредственно с данными нашего справочника. Возможно, в один прекрасный день эти наши мечты и осуществятся. Сегодня же, чтобы ввести эти данные в систему управления ресурсами, нам приходится затрачивать очень много сил. К счастью, за исключением случаев слияния и приобретения фирм, эти затраты являются единовременными. Кроме того, данная работа обходится сейчас гораздо дешевле, чем пять лет назад, — по крайней мере, сегодня вам уже не нужно вводить данные о каждой системе вручную..





  
1 '2005
СОДЕРЖАНИЕ

инфраструктура

• Маршрутизаторы операторского класса

• Расстояния не преграда

• Тестируем ПО управления мобильными устройствами

• Недорогая сеть Fibre Channel

• Управление сетевыми ресурсами

• Корпоративные IM-системы год спустя

информационные системы

• Быстрее не всегда значит лучше

• Инфраструктура, меняющаяся вслед за бизнесом

• Изучайте журналы посещений

сети связи

• Развитие служб передачи данных беспроводных WAN-сетей

• Тестируем УАТС TeleVantage 6 компании Artisoft

• Удвоение IP и новые бизнес-модели

кабельные системы

• Системы видеонаблюдения переводят на IP

• Управление коммутационными шнурами


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх