Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Изучайте журналы посещений

Джеффри Рабин

Тщательный анализ посещаемости собственного Web-сайта может помочь вашей компании принять оптимальное бизнес-решение. В данной статье мы поговорим о том, как наиболее эффективно интерпретировать данные регистрационных журналов ваших Web-серверов.

Вы считаете, что хорошо знаете свой Web-сайт? Если вас интересует лишь общая численность его аудитории, то, возможно, так оно и есть. Помочь же вашему предприятию принять обоснованное коммерческое решение — например, о продолжении или прекращении продвижения того или иного продукта либо о том, как сделать сайт более привлекательными и полезным для ваших пользователей и потенциальных заказчиков, может детальный анализ регистрационного журнала вашего сайта с применением профессиональных Web-анализаторов или же с помощью сторонних организаций, специализирующихся на предоставлении таких услуг. Однако многие администраторы, и без того перегруженные информацией, испытывают значительные трудности, интерпретируя данные регистрационных журналов Web-серверов. Большинство из них просто не знают, как их использовать. И даже те, кто применяет программные анализаторы регистрационных журналов, не всегда извлекают из этого максимум пользы.

В ходе прошедшей недавно конференции, посвященной использованию результатов анализа регистрационных журналов для повышения эффективности работы Web-сайтов, около 200 менеджеров корпоративных Web-узлов подтвердили, что их серверы сконфигурированы для поддержки регистрации событий.

Примерно половина из них использует для анализа файлов журналов специальное ПО, а четверть — проводит такой анализ еженедельно и даже ежедневно. Но при этом только два менеджера сказали, что они регулярно используют результаты анализа для совершенствования своих Web-сайтов. Зачем же нужен анализ посещаемости сайта?

Такой анализ способен принести компании реальную прибыль. Некая средней величины фирма — дистрибутор электронных устройств, которая несколько месяцев анализировала свой Web-трафик, в частности, обнаружила повышенный интерес посетителей сайта к продуктам, связанным с обеспечением безопасности, таким, как смарт-карты. Компания инициировала соответствующую маркетинговую программу и в течение нескольких месяцев добилась существенного увеличения прибыли в отделе, прежде не отличавшемся активностью в продажах.

Вот как мы у себя в Сиракузском университете анализируем журналы: набираем в строке сеанса telnet одного из наших Web-серверов Apache команду tail -f /var/log/apache/access_log, отображающую в реальном времени данные о последних посещениях. Это дает массу пищи для размышлений, но, к сожалению, позволяет провести только самый примитивный анализ. Наблюдая за трафиком на сервере, мы определяем, сталкиваются ли посетители с его ошибками, по какой ссылке попали они на него и т. д. Если посетитель был переадресован к нам машиной поиска, мы увидим, какой именно машиной и какие ключевые слова при этом использовались — такая информация может оказаться очень кстати при планировании рекламной кампании или при разработке нового контента.

Однако сидеть часами у монитора и анализировать информацию с помощью команд довольно утомительно. Наилучшим вариантом, обеспечивающим в достаточной степени подробный анализ Web-трафика, является, конечно же, использование профессиональных анализаторов регистрационных журналов.

Найти иголку в стоге сена

Сайты крупных и даже некоторых небольших компаний, как правило, динамически генерируют Web-контент из содержимого БД. К сожалению, это осложняет анализ поведения посетителя сайта, поскольку в таком случае URL-ссылки могут выглядеть следующим образом: www.mydomain.com/products.aspx?productid=20, www.mydomain.com/products.aspx?productid=21 и т. д.

Большинство программ для анализа регистрационных журналов воспринимают их как ссылки на одну и ту же страницу, а именно products.aspx, и игнорируют параметры, указывающие, на какой продукт был в действительности нацелен поиск (product id=20 и product id=21). Убедитесь в том, что приобретаемое вами ПО анализа регистрационных журналов позволит вам определять указанные параметры. Анализируя строки запросов целиком, вы получите более детальные отчеты.

В популярном анализаторе WebTrends компании NetIQ опция URL Parameter Analysis раздела Advanced Feature Administration позволяет детально углубиться в анализ содержимого ссылок на динамические страницы. Если вы укажете имя страницы (products.aspx) и имя параметра (productid), то программа сформирует раздел отчета, из которого вы узнаете, сколько посетителей вашего сайта интересовались тем или иным конкретным продуктом. При желании вы получите и другую полезную информацию — например, о самых посещаемых и наименее посещаемых страницах. Устанавливая параметры, вы можете воспользоваться файлом трансляции (translation file) для корреляции продуктов и их идентификаторов.

Однако в WebTrends не учитываются параметры при анализе маршрутов. Детальная информация, касающаяся указанных параметров, приводится только в соответствующем разделе отчета. Было бы, однако, полезно проанализировать точки входа, выхода, да и весь маршрут посетителя именно с учетом параметров.

Анализируя маршруты движения посетителей по вашему сайту, вы можете обнаружить, что некоторые визитеры не всегда заходят на него с начальной страницы (home page) и покидают его после того, как находят интересующую их информацию. Они могут подчас выбирать “окольные пути”, минуя коммерчески важный, с вашей точки зрения, контент, в частности анонсы распродаж.

Возможно, вам придется модифицировать сайт, чтобы изменить в свою пользу поведение его посетителей. Допустим, что некая справочная служба вдруг стала получать больше запросов, чем ее штат способен обработать. Проанализировав маршруты, которыми пользовались посетители для нахождения формы запроса, администраторы Web-сайта переместили ссылку “Задайте вопрос” на менее посещаемую страницу. Количество вопросов сразу уменьшилось; после доукомплектования штата администраторы вернули ссылку на прежнее место.

Большая часть ПО анализа регистрационных журналов включает типовую форму отчета о маршрутах. В своей практике анализа журналов я обычно для точек входа использую правило “пяти процентов”: если свыше 5% посетителей Web-сайта попадают на нужную им страницу, например, со страницы “Продукты”, последней следует назначить ту же степень приоритета, какая была назначена начальной странице. Это значит, что ее также можно наполнять динамическим контентом, рекламой и анонсами. Аналогичное правило применимо и к точкам выхода — для того, чтобы удержать посетителей на сайте и предложить им поискать дополнительную информацию или сделать еще какую-нибудь покупку.

Реальность такова, что большинство посетителей сайта задерживаются на конкретной странице всего на несколько минут и редко что-либо покупают. Проанализируйте точки выхода, чтобы определить, где именно посетители покидают сайт. Если окажется, что они, например, уходят со страницы с перечнем продуктов без ссылок на их описания, вполне возможно, что вы сможете удержать их, изменив архитектуру сайта или улучшив контент — возможно, содержимое выходной страницы слишком длинное либо, наоборот, чересчур короткое, а то и попросту скучное. Могут попадаться недействующие ссылки или картинки большого размера, которые долго загружаются. Возможно, для определения причин ухода визитеров с конкретной страницы стоит проанализировать весь сайт с точки зрения удобства пользования им, но это очень дорогая процедура, и она занимает много времени.

Положительным моментом здесь является то, что, выполнив коррекцию сайта, вы можете практически сразу увидеть результаты своей работы в изменении поведения его посетителей. ПО WebTrends анализирует параметры и маршруты по отдельности. Для того чтобы результаты анализа страниц входа/выхода были полезными, нужно активизировать опцию включения в отчет полных URL-строк. Мы делали это, изменяя устанавливаемую по умолчанию опцию усечения URL для ASP-расширений таким образом, чтобы в отчете отображалась вся строка запроса.

В этом случае анализ маршрутов, включая отчеты о точках входа/выхода, будет иметь более детальный характер, а это поможет вам принять оптимальное решение по модификации сайта. Иногда все же WebTrends отказывается транслировать некоторые строки запросов, в частности www.mydomain.com/roster.asp?playerid=1253&sport=189&roster=143.

Что в корзине?

По-настоящему полезный отчет даст вам возможность узнать, от покупки какого товара отказался тот или иной посетитель. Разумеется, было бы неплохо также знать, заменил ли он не понравившийся ему товар другим, но об этом легче сказать, чем сделать. Большинство приложений, относящихся к категории “виртуальная тележка покупателя” используют cookie-маркеры, поэтому для анализатора журналов весьма трудно, если вообще не невозможно отследить каждый продукт, помещенный в “тележку” или извлеченный из нее.

ПО WebTrends фиксирует суммарное количество добавлений и извлечений товара, благо необходимая для этого информация присутствует в стандартном файле журнала (в виде строк вроде remove_products.asp). Но эта информация едва ли пригодится, если неизвестны детали относительно конкретного удаленного из тележки продукта. Преодолеть этот недостаток можно, добавив к строке запроса идентификатор продукта (например, www.mydomain.com/remove_product.asp?productid=20), и он автоматически попадет в журнал.

Вы также вольны написать фрагмент кода, чтобы фиксировать в БД каждый случай добавления или извлечения товара в отдельности, а затем можно написать программу, детально определяющую, какие продукты наиболее часто удаляются из “корзины” или заменяются другими. Или, если вы используете более “продвинутое” ПО анализа журналов, вроде G2 фирмы Datanautics, можно предпринять углубленный поиск с целью корреляции данных журнала и БД продуктов. ПО G2 Universal Collector даже интегрируется с БД CRM, и при этом получаются детальные отчеты о поведении посетителей вашего сайта.

Сообщения об ошибках

Очень важно заблаговременно выявлять ошибки и проблемы, с которыми могут столкнуться посетители вашего сайта. Чаще всего они получают сообщение об ошибке вида Error 404 File Not Found. Данное сообщение появляется по трем причинам: во-первых, пользователь, находясь на другом сайте (в частности, на странице результатов поиска) выбирает ссылку на несуществующую страницу (внешняя ссылка); во-вторых, пользователь отыскивает ссылку на вашем сайте (внутренняя ссылка), тоже ведущую в никуда. Наконец, в-третьих, он попросту вводит ошибочный адрес страницы.

Безусловно, все внутренние ссылки должны быть самым тщательным образом выверены, однако и внешние ссылки не следует оставлять без внимания. Некоторые анализаторы не только подсчитывают общее число ошибок, но и указывают, какую именно страницу затребовал пользователь, получивший в ответ вышеописанное сообщение, и каким файлом (внутренним или внешним) оно было вызвано.

Внешние ошибки характерны для сайтов, подвергшихся перепроектированию, включая изменение их Web-архитектуры, структуры директорий и именования файлов. В результате число внешних сайтов, ссылающихся на несуществующие страницы вашего сайта, может исчисляться тысячами. Такая ситуация напоминает перемещение популярной торговой точки на другое место без уведомления постоянных покупателей о новом адресе. К сожалению, не существует способа автоматизировать процесс устранения внешних ошибок. Чтобы минимизировать их, вам придется лично вступать в контакт с менеджерами ссылающихся на вас сайтов.

С анализатором журналов вы легко обнаружите нарушенные внешние ссылки. Вам останется только разослать электронные письма с уведомлением об изменении ссылочной информации коллегам-администраторам. В большинстве случаев необходимые коррективы будут ими внесены и вы не потеряете своих клиентов. Последние же смогут по-прежнему с легкостью перемещаться от одного сайта к другому.

Регистрационный журнал вашего сайта напоминает головоломку, детали которой помогают упорядочить анализатор. От вас же зависит то, как вы сумеете использовать полученную благодаря ему информацию для развития своего бизнеса и удовлетворения потребностей клиентов..





  
1 '2005
СОДЕРЖАНИЕ

инфраструктура

• Маршрутизаторы операторского класса

• Расстояния не преграда

• Тестируем ПО управления мобильными устройствами

• Недорогая сеть Fibre Channel

• Управление сетевыми ресурсами

• Корпоративные IM-системы год спустя

информационные системы

• Быстрее не всегда значит лучше

• Инфраструктура, меняющаяся вслед за бизнесом

• Изучайте журналы посещений

сети связи

• Развитие служб передачи данных беспроводных WAN-сетей

• Тестируем УАТС TeleVantage 6 компании Artisoft

• Удвоение IP и новые бизнес-модели

кабельные системы

• Системы видеонаблюдения переводят на IP

• Управление коммутационными шнурами


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх