Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Инфраструктура, меняющаяся вслед за бизнесом

А. Н. Новичков

Компания Hewlett-Packard провела в Мадриде ставшую уже традиционной осеннюю конференцию HP Software Universe, посвященную своим программным продуктам. Помимо известных торговых марок — OpenView, OpenCall и TeMIP, она выделила ряд новых направлений и представила яркие новинки.

Считать деньги с помощью информационных технологий — задача вполне естественная, для этого последние, собственно, и предназначались. Считать, сколько потратить денег на ИТ, — современная тенденция, особенно когда выясняется, что много денег на ИТ не бывает. Считать же сколько денег ИТ приносят, и сколько из-за них можно потерять — настоящий вызов времени. Все силы аналитиков и ведущих поставщиков систем автоматизации брошены на то, чтобы снабдить каждый сеанс связи или транзакцию параметрами и счетчиками, “наклеить ценники” и в конце концов обосновать рентабельность информационной системы.

Современный бизнес уже давно не является статической сущностью. мы видим, как быстро один брэнд сменяет другой, как компания, еще недавно известная своим “железным” оборудованием, вдруг выходит на рынок с софтверным продуктом и наоборот. Если смотреть на мировую экономику шире — эти процессы происходят во всех отраслях, куда ни бросишь взгляд. Что далеко ходить, у самой HP разработка, выставленная на конференции как хит сезона — HP OpenView Automation Manager, не что иное, как результат интеграции в семейство OpenView продуктов только что приобретенных компаний Novadigm и Consera.

Именно поэтому бизнесу уже недостаточно, чтобы под каждую задачу раз и навсегда выделялось приложение с жестко закрепленной за ним вычислительной и коммуникационной базой. HP предлагает бизнесу самому “переключать” конфигурации информационной системы для своих нужд, чему способствует реализуемый ею подход виртуализации вычислительных ресурсов. Business-triggered automation (информационная система, конфигурируемая бизнесом) — так назвали в HP новую парадигму интеллектуальной автоматизации предприятия, призванную обеспечить непрерывную трансформацию бизнеса как единственно возможную форму его существования в современном мире.

Полную версию данной статьи смотрите в 1-ом номере журнала за 2005 год.

Хит сезона

Представленный как последнее достижение HP программный комплекс Automation Manager позволяет графически отражать все бизнес-процессы на информационную инфраструктуру предприятия, т. е. определять, от каких аппаратных, программных или сетевых компонентов зависит сервис, обеспечивающий заданный бизнес-процесс. Сразу же надо оговориться: как и в прежние времена, Hewlett-Packard в своих разработках не замахивается на то, чтобы описывать или определять бизнес-процессы в той или иной прикладной отрасли (например, в управлении финансами или промышленном производстве). В то же время предлагаемый ею подход может применяться для любых прикладных сервисов, будь то ERP-система, телекоммуникационное приложение или ПО системного/сетевого управления.

В ходе реализации Automation Manager компания активно сотрудничала со своими партнерами, задающими тон в развитии информационных и телекоммуникационных технологий — это Microsoft, Oracle, BEA Systems, Siemens. Благодаря такому сотрудничеству и удалось удачно реализовать те самые взаимосвязи, которые определяют зависимость элементов ИТ и самого бизнеса.

Как известно, в области построения корпоративной информационной системы HP исповедует так называемый сервисный подход, т. е. все бизнес-процессы здесь предоставляются в виде сервисов, организованных в древовидную структуру. Последняя является основой для программных пакетов семейства OpenView, таких, как Service Desk, Operations и Business Process Insight. Таким образом, дерево сервисов представляет собой инфраструктуру данных, позволяющую интегрировать все услуги в единый комплекс. Это своего рода модель виртуализации ресурсов информационной системы (вне зависимости от реального места их расположения). Благодаря такому подходу администраторы, ответственные за работу информационной сети, могут видеть в едином интерфейсе телекоммуникационные и ИТ-приложения, серверы и сети, что позволяет осуществлять непрерывную поддержку бизнес-процессов.

Интересно, что продукт Automation Manager не единственный в своем роде. Предлагаемая HP сервисная модель обеспечения работы информационной системы позволила партнерам HP создать уже, как минимум, три решения подобного класса на базе семейства продуктов OpenView (в частности, одно из них, имеющее расширенную функциональность для телекоммуникационных предприятий, предлагается компанией Tibco Software).

Однако, как стало ясно из объяснений представителей HP, по глубине своей проработки они пока уступают ПО Automation Manager.

Drill-down, или Что там внутри

Если же сравнивать рассматриваемую систему с конкурирующими приложениями других известных поставщиков, то ключевым отличием является возможность автоматизированного установления связи между бизнес-процессами и технологическими системами, отвечающими за предоставление того или иного информационного или телекоммуникационного сервиса.

Надо сказать, что Automation Manager — это уже не концепция, а вполне реальный программный продукт, который можно “пощупать руками”.

Благодаря графическому интерфейсу визуализации установления связей между биз-нес-процессами и ИТ-компонентами становится наглядной идея оперативно конфигурируемой информационной системы. На конференции работа Automation Manager в несколько игровой, постановочной форме была представлена на суд более чем двух тысяч зрителей — участников форума.

Начав с прорисовки бизнес-процессов некоего условного предприятия, докладчик последовательно, с самого верхнего уровня, “выстроил” иерархию связей различных информационных объектов и технологических элементов и продемонстрировал ряд реальных операций, таких, как считывание только что заполненной бумажной анкеты или телеголосование зрителей со своих мобильных телефонов. Надо отдать должное организаторам: это была в какой то мере рискованная (с учетом массы неопределенностей, вносимых на скорую руку собранной конфигурацией оборудования, и задействованием телефонной сети общего пользования) и тем не менее с блеском выполненная демонстрация. В созданной на глазах зрителей информационной системе осуществляемые транзакции тут же наглядно отражались в ее графическом интерфейсе.

Идея представить пользователю в едином интерфейсе бизнес-процессы и их технологическую “подложку” витает в воздухе уже давно. Но до появления Automation Manager реально воплотить в жизнь этот подход удавалось лишь частично. Одни производители достигли успехов в визуальном построении и отображении бизнес-процессов, другие — в построении аналогичных интерфейсов и информационных связей для приложений и систем, но реализовать интеграцию технологического и бизнес-“слоев” если и удавалось, то лишь путем долгих и кропотливых “ручных доводок”. В условиях же динамично меняющихся бизнес-процессов такой подход вряд ли будет эффективным.

По сути, компанией HP предложен новый язык общения между менеджерами бизнес- и ИТ-подразделений. Это достигнуто благодаря простоте представления бизнес-процессов (схема специально разрабатывалась для ее чтения неспециалистами в области ИТ), упрощенные тексты в окнах сообщений, а также индикации, помимо технических параметров работы различных подсистем, их стоимостного выражения (скажем, в случае предполагаемого простоя из-за неисправности того или иного сервера либо канала связи вы сразу можете увидеть, во что это выльется для бюджета предприятия).

HP OpenView Automation Manager позволяет осуществлять мониторинг и управление приложениями в реальном масштабе времени. Поскольку в качестве связующей среды в продукте используется программная шина компании BEA Systems, имеющей обширное сообщество партнеров, то соответствующие адаптеры, разрабатываемые независимыми разработчиками, можно найти для большинства приложений.

При отражении бизнес-процессов здесь применяется та же мнемоника, что и в технологических/топологических картах других продуктов семейства OpenView. В случае возникновения критических событий пиктограммы соответствующих бизнес-процессов меняют цвет в зависимости от их текущего состояния, а для выяснения причин тех или иных событий можно совершить процедуру углубления в проблему (drill-down) по аналогии с тем, как это производится в традиционных развитых пакетах сетевого и системного управления.

Таким образом, “верхняя часть” модели, отображаемая приложением, адресована бизнес-менеджерам и директору информационной службы. с более же глубокими “слоями” работают технические аналитики, трактующие их текущее состояние и занимающиеся устранением возникших неполадок.

Мост между бизнесом и ИТ

Конечно, будет несколько самонадеянно заявить, что данная разработка адресована российским потребителям. Приняв во внимание новизну продукта, можно сказать, что и в западных компаниях, где методологии ITIL и ITSM уже давно стали стандартами де-факто, сделано лишь несколько пробных внедрений.

И тем не менее там, где автоматизация у нас будет осуществляться, что называется, с “чистого листа”, новый подход окажется вполне к месту. Надо сказать, что даже на тех российских предприятиях, где автоматизация бизнеса уже проведена, рост эффективности наблюдается далеко не всегда, и это оказывается особенно досадным, когда на приобретение и внедрение новейших систем тратятся сотни тысяч долларов. Часто руководители лишь задним числом понимают, что построенной информационной системой тоже надо уметь эффективно управлять.

В традиционной схеме поддержки информационной системы предприятия с использованием продукта OpenView Service Desk все элементы

ИТ-инфраструктуры ранжируются в соответствии с их важностью, а также прописывается порядок решения возникающих проблем. Но этот подход адресуется к технологической стороне работы информационной системы и лишь косвенно учитывает экономические риски возможных отказов. В то же время бывают ситуации, когда небольшой сбой, опосредованно влияющий, например, на работу бухгалтерского приложения, может повлечь за собой потери для предприятия гораздо большие, нежели выход из строя магистрального сетевого устройства.

Отражение работы ИТ-инфраструктуры на бизнес-процессы позволяет находить те элементы, которые наиболее значимы по стоимости потерь для всего предприятия. С помощью этой же технологии можно выявить узкие места в ИТ-инфраструктуре, т. е. те элементы, в которые следует вкладывать деньги в первую очередь.

В продукте предусмотрен механизм автоматизации перераспределения ресурсов информационной системы (технология, приобретенная вместе с компанией Consera). Иначе говоря, если в определенной ее части возникают проблемы, связанные с выходом за критические пороги времени обслуживания, сетевых задержек, использования дискового пространства, система позволяет осуществить переконфигурирование вычислительной или телекоммуникационной инфраструктуры и переключить часть нагрузки на высвободившиеся ресурсы.

Например, в случае пиковой нагрузки на портал предприятия во время массового обращения клиентов с помощью системы можно оперативно выявить наметившиеся задержки в обслуживании, подключить дополнительные серверы и расширить полосу пропускания для обслуживания соответствующей подсистемы. Другая грань оперативного отражения состояния бизнес-процессов — это возможность заблаговременно оповестить бизнес-клиента о выявленных отклонениях или сбоях, что часто бывает не менее важным, чем само обеспечение непрерывного обслуживания. Заметим, что все эти превентивные действия теперь могут инициироваться не столько технологическим персоналом (который чаще всего занят рутинными операциями), сколько менеджерами, имеющими доступ к бизнес-“слою” интерфейса приложения.

Телекоммуникационный крен

Как минимум, треть конференции, выставки и обучающих сессий были посвящены телекоммуникационному направлению (а если учесть продукты, ориентированные на провайдеров сетевых услуг, то и добрая половина). В этом году, как никогда, HP акцентировала свое внимание на нуждах операторов связи. Это базовый инструментарий для создания разнообразных телекоммуникационных услуг на базе семейства продуктов HP Open Call, а также ПО HP OpenView TeMIP (приобретенное в свое время вместе с компанией Compaq), ориентированное на управление разнородными телекоммуникационными сетями и обеспечение бизнеса связи.

Однако в отношении программных продуктов HP для телекоммуникационных операторов надо отметить несколько особенностей. В силу традиционной сложности телекоммуникационных проектов решения из “портфеля” HP OpenView OSS (куда, в частности, входит и группа продуктов TeMIP) продаются, как прави-ло, в рамках более общего набора услуг и продуктов под торговой маркой Integrated Service Management (ISM), включающего в себя программное и аппаратное обеспечение, услуги консалтинга и интеграции сервисов, а также возможность привлечения сети партнеров, специализирующихся на интеграции решений OSS/BSS нового поколения.

Кроме того, поскольку сегодня в технологической инфраструктуре бизнеса операторов связи уже невозможно отделить чисто коммуникационные системы от вычислительных, то и для управления оборудованием операторов активно используются ранее известные больше в области управления ИТ- или Интернет-системами продукты семейства HP OpenView: Operations, Network Node Manager (NNM), Internet Services, Performance Insight, Service Desk и др.

Судя по всему, Россию вскоре тоже ожидают крупные проекты по внедрению систем OSS/BSS (собственно, часть операторов уже активно приступили к комплексной автоматизации своих сетей). Первыми ощутив на себе условия острой конкурентной борьбы, российские телекоммуникационные операторы должны почувствовать необходимость быстрой адаптации, способности к переменам как в организационной структуре, так и в структу-ре предоставляемых потребителю услуг. Для обеспечения этого им трудно будет обойтись без комплексных средств автоматизации, охватывающих технологическую часть их бизнеса и всю его управленческую надстройку..





  
1 '2005
СОДЕРЖАНИЕ

инфраструктура

• Маршрутизаторы операторского класса

• Расстояния не преграда

• Тестируем ПО управления мобильными устройствами

• Недорогая сеть Fibre Channel

• Управление сетевыми ресурсами

• Корпоративные IM-системы год спустя

информационные системы

• Быстрее не всегда значит лучше

• Инфраструктура, меняющаяся вслед за бизнесом

• Изучайте журналы посещений

сети связи

• Развитие служб передачи данных беспроводных WAN-сетей

• Тестируем УАТС TeleVantage 6 компании Artisoft

• Удвоение IP и новые бизнес-модели

кабельные системы

• Системы видеонаблюдения переводят на IP

• Управление коммутационными шнурами


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх