Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Электронные социальные карты

И. Л. Бачило, С. В. Петровский, Н. Р. Маслова

Статья подготовлена на основе исходных материалов и проекта концепции правового обеспечения формирования и использования личных электронных социальных карт в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре1.

Проект концепции разработан по заказу Правительства ХМАО в Институте государства и права РАН для внедрения личных именных пластиковых электронных социальных карт (далее ЛЭСК), выданных гражданам на добровольной основе и содержащих электронную и визуальную информацию для использования ее в сфере реализации социальных гарантий и льгот, а также для безналичных расчетов. Целью введения ЛЭСК является упорядочение, повышение качества обслуживания и сокращение потерь времени при предоставлении гарантий и льгот гражданам. Кроме того, применение единых реестров льготных категорий граждан в сочетании с ЛЭСК позволит повысить эффективность планирования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, контроля за их целевым использованием, исключить случаи неправомерного назначения льгот гражданам. Как показывает опыт других регионов, экономический эффект только от исключения случаев неправомерного назначения льгот гражданам может составить ежегодно от 7 до 40 млн р в зависимости от количества муниципальных образований, участвующих в работе системы ЛЭСК.

В концепции ЛЭСК предусмотрены разработка и ведение Регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, Реестра социальных льгот и гарантий, формирование содержания ЛЭСК и их программно-техническая реализация, создание правовых и организационных условий для правильного назначения социальных льгот, а также разработка форм правовой защиты интересов граждан в процессе применения ЛЭСК. Кроме того, в концепции отражены подготовка и принятие нормативных и правовых актов о создании и использовании автоматизированной информационной системы (АИС) адресной социальной защиты населения, включающей возможности персонального учета, назначения и предоставления льгот с использованием ЛЭСК.

Полную версию данной статьи смотрите во 2-ом номере журнала за 2005 год.

Правовая основа

Административная реформа, затрагивающая все стороны деятельности государства, наряду с наращиванием потенциала национальной информационной инфраструктуры позволяет по-новому решать проблему обеспечения социальных гарантий граждан России. Одной из приоритетных задач при этом является упорядочение правовой основы и реализации социальных гарантий в части предоставления льгот.

К настоящему времени рядом субъектов РФ накоплен опыт работы в этой области, а также получены результаты проведения экспериментов по совершенствованию системы оказания социальной помощи гражданам с учетом классификации видов социальных гарантий и категорий населения. Имеется также опыт разработки и использования различных видов пластиковых электронных карт в процессе выплат таких льгот.

На данный момент федеральное законодательство в области регулирования социальных гарантий в целом насчитывает более сотни нормативных актов, включая и федеральные законы. В соответствии с Федеральным законом о замене натуральных льгот денежными компенсациями этот состав законодательных актов подлежит инвентаризации. Такая работа необходима в целях формирования Единого классификатора социальных гарантий в Российской Федерации с учетом изменений в законодательстве и предстоящей практики реализации социальных гарантий, осуществляемых на уровне федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Создание Единого классификатора социальных гарантий в целом важно потому, что только на фоне всего их перечня возможно обоснованно сформировать и перечни льгот и компенсаций по каждой из групп социальных гарантий с учетом категорий населения, которые в соответствии с законом могут ими пользоваться. Это важно и в связи с тем, что необходимо установить и обеспечить порядок реализации льгот и денежных компенсаций при разграничении обязанностей в этой области на уровнях деятельности федеральных, региональных органов государственной власти, а так- же муниципальных органов.

В рамках данной работы необходимо также создание и ведение в электронной форме Реестра социальных гарантий субъекта РФ для обеспечения учета различных видов и форм социальной помощи.

Наряду с Реестром льгот необходимо учитывать персональный состав льготников региона путем создания и ведения специального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Он также представляет собой электронный документ, содержащий перечень лиц, пользующихся определенными видами социальных гарантий и защиты. Данный перечень должен быть структурирован с учетом тех видов и форм социальной помощи, которые предусмотрены Реестром социальных гарантий округа. При этом должен соблюдаться ряд принципов, в том числе: обеспечение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий и равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания и его ориентация на индивидуальные потребности граждан; приоритет мер по социальной адаптации; ответственность за правонарушения.

Указанные принципы должны быть положены в основу создания и ведения автоматизированной информационной системы “Социальные гарантии населения” (АИС “Социальные гарантии”). Центральной частью этой системы будет являться база нормативных правовых актов по проблеме социальных гарантий и льгот. Также в эту информационную систему войдут реестр социальных гарантий населения, регистр лиц, имеющих право на их получение, а также персональные дела лиц, пользующихся социальными услугами.

Применение информационных технологий в сфере реализации социальных гарантий и льгот призвано повысить эффективность финансового планирования и контроля, исключить случаи неправомерного назначения льгот гражданам, улучшить обслуживание и сократить потерю времени при назначении и предоставлении им гарантий и льгот.

Решение данных социально-экономических задач достигается за счет возможности быстрого получения необходимой информации о гражданине при оформлении документов путем запроса данных из единой АИС, включающей БД льготников, минуя традиционную процедуру обращений в различные органы и сбора справок. Кроме того, ускорение обслуживания льготных категорий граждан обеспечивается применением электронных пластиковых карт.

Назначение и формы социальных карт

ЛЭСК может использоваться в виде идентификационного, расчетно-платежного или комбинированного средства. Как идентификационное средство, она представляет собой электронный аналог удостоверения, дающего право на льготы, и содержит данные о гражданине и предоставленных ему льготах. Личная электронная социальная карта в качестве расчетно-платежного средства позволяет гражданину распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете, путем безналичной оплаты товаров и услуг либо получения наличных денежных средств. Такой вариант карты применяется в Москве.

Решение о реализации в рамках ЛЭСК конкретных идентификационных, расчетно-платежных или комбинированных средств должно приниматься на основании технико-экономического анализа эффективности внедрения единой электронной карты или нескольких карт, предназначенных для применения в различных ситуациях (банковские операции, оплата проезда в транспорте, идентификация в системе медицинского страхования и т. д.). При этом необходимо учитывать существенные организационно-технические различия ЛЭСК в банковской и иных сферах применения, наличие апробированной инфраструктуры обслуживания банковских расчетных карт. Помимо этого, для определения оптимальной функциональности ЛЭСК возможно использование результатов экспериментальной эксплуатации системы.

В настоящее время ЛЭСК используются с целью идентификации граждан при назначении им льгот, предусмотренных законодательством; осуществления безналичных расчетов при оказании адресной социальной помощи; взаиморасчетов граждан с организациями при реализации льгот и гарантий, в том числе на транспорте, в аптеках, организациях торговли и бытового обслуживания. Кроме того, социальные карты (их кредитно-расчетные функции) могут применяться для безналичных расчетов по заработной плате в бюджетной сфере, пенсиям, расчетам граждан с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и т. д.

Каждый из перечисленных вариантов требует тщательной проработки процедур использования карты и соответствующих обязательств участников их создания и внедрения. В целом процесс формирования и применения ЛЭСК требует модернизации порядка взаимодействия всех субъектов в сфере назначения и предоставления льгот. Это касается граждан, органов социального обеспечения, расчетно-кредитных организаций, организаций, обеспечивающих предоставление льгот.

Первая группа правовых и организационных условий взаимодействия участников процесса обеспечения социальных льгот связана с оформлением права гражданина на льготы. Эта группа отношений информационного характера реализуется в рамках Административного регламента в части “Социальные гарантии” в подразделе “Электронные процедуры информационного обеспечения социальных гарантий региона”.

Оформление прав гражданина на льготы должно проводиться на основе принципа “одного окна” для взаимодействия всех органов, включенных в процесс сбора и предоставления информации о нем. Гражданин представляет заявление о выдаче ЛЭСК в орган социальной защиты населения. На основании этого заявления орган социальной защиты запрашивает в учреждениях и органах местного самоуправления (органы здравоохранения, военкоматы, ЖЭК и и т. п.) данные о гражданине. Данные запрашиваются также из региональной подсистемы Государственного регистра населения РФ.

При выдаче ЛЭСК информация о гражданине заносится в Регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В память выдаваемой гражданину ЛЭСК заносятся шифры назначенных ему льгот в соответствии с Реестром социальных льгот.

АИС “Социальные гарантии” содержит персональные данные гражданина, включая личный код по социальному регистру, данные паспорта или заменяющего его документа, номер пенсионного страхового свидетельства, номер и дату выданной ему ЛЭСК, конверта с паролем (ПИН-кодом) и др. В АИС также включаются данные о дате включения гражданина в Регистр и о причине его исключения из оного.

На основе всей информации в память ЛЭСК вносятся сведения о гражданине и назначенных ему льготах. Копия указанных сведений хранится в базе данных АИС “Социальные гарантии” региональной информационной системы.

Центры информирования граждан об устанавливаемом порядке реализации их прав, оформления ЛЭСК или об иных формах получения льгот должны работать бесперебойно, а информация — предоставляться в установленных формах и с комментариями, доступными для понимания граждан, и включать описание порядка и преимуществ применения ЛЭСК, порядок получения карты, юридические консультации.

На основе мониторинга реального предоставления льгот, обращений граждан и организаций органы социальной защиты должны вести учет и анализ угроз и рисков в области социального обеспечения граждан региона. Здесь необходимо отражать статистику и характер судебных споров в области социальных гарантий и льгот для выработки наиболее эффективных нормативных актов в данной области и коррекции законодательства.

Формы защиты прав граждан при применении ЛЭСК

Правовая защита интересов граждан в процессе применения ЛЭСК и иных форм кредитно-расчетных карт может осуществляться как путем обращения гражданина к уполномоченным государственным органам (юрисдикционная форма), так и непосредственно действиями граждан по восстановлению своих нарушенных прав и законных интересов (неюрисдикционная форма).

Юрисдикционная форма правовой защиты интересов гражданина в процессе применения ЛЭСК и иных форм кредитно-расчетных карт реализуется через обращение гражданина с исковым заявлением в суд общей юрисдикции. Данная форма защиты применяется при нарушении банком или иным участником системы обслуживания карт норм, установленных в банковском законодательстве, договоре или положении об использовании карты. Кроме того, гражданин может защищать свои права путем обращения с жалобой в орган исполнительной власти, выдавший ему ЛЭСК, либо в правоохранительные органы.

Правовая защита интересов гражданина в неюрисдикционной форме может осуществляться посредством своевременного извещения банка или иной организации, выпускающей карту, о фактах утраты карты или ее идентификационного номера, а также о случаях списания денежных средств с карточного счета без ведома его владельца. На основании соответствующего заявления гражданина банк или иная организация, выпускающая карту, принимают меры для предотвращения незаконного использования ЛЭСК (вывод карты из оборота или замена ее идентификационного номера).

Как показал анализ нормативно-правового обеспечения информатизации социальной сферы, необходимо разработать и на уровне субъекта Федерации принять ряд нормативно-правовых актов по вопросу применения ЛЭСК, включая концепцию и закон о ЛЭСК, постановления губернатора о реестре социальных льгот и гарантий и регистре лиц, имеющих право на получение льгот. Губернатором также должно быть издано распоряжение о создании АИС “Социальные гарантии населения” с планом мероприятий по внедрению инфраструктуры обслуживания ЛЭСК и информационно-консультативных пунктов для граждан. Кроме того, необходимо разработать инструкции и рекомендации по применению ЛЭСК и порядку правовой защиты интересов граждан.

В целом для реального обеспечения соблюдения прав граждан в ходе реформы, а также с целью выработки программ по ее совершенствованию с учетом опыта проводимых изменений внедрение системы ЛЭСК требует проведения инвентаризации действующей нормативно-правовой базы как на федеральном уровне, так и на уровне законодательства субъектов РФ и местного самоуправления.





  
2 '2005
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• Поддержка от производителя за разумную цену

• Рождение контакт-центра

инфраструктура

• Тестируем продукты управления сетевыми ресурсами

• Тестируем консольные серверы

• Сеть «золотого» стандарта

• Совершенная сеть. Попытка номер 2

• Когда оборудование выходит из строя

информационные системы

• Системы записи вызовов для call-центров

• Электронные социальные карты

сети связи

• Тестируем SIP-УАТС компании Interactive Intelligence

• Выбираем оборудование для видеотрансляций

кабельные системы

• Прогресс в области UTP-кабелей

• Огнезадерживающие средства развиваются

защита данных

• Восстановление систем после атак

новые продукты

• CompactLAN — СКС для малого бизнеса; Экранированная кабельная система EuroLAN; Extreme вырастила «тополя»


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх