Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Мир выбирает технологию TETRA

В. И. Шельгов

Мое знакомство с технологией TETRA началось в декабре 1996 г. в Бонне (ФРГ), где компания Motorola провела конференцию, на которой представила журналистам и сотрудникам служб общественной безопасности европейских стран свою первую TETRA-систему Dimetra. На конференции обсуждался и единственный реализованный проект на базе этой технологии — опытная зона TETRA на острове Джерси.

С тех пор рынок решений TETRA существенно изменился и продолжает развиваться быстрыми темпами. По данным ассоциации TETRA MoU на декабрь 2004 г., в 70 странах мира заключены 622 контракта на поставку средств TETRA (из них 30 подписаны в России). По сравнению с сентябрем 2003 г., когда насчитывалось 325 контрактов в 55 странах, число контрактов увеличилось примерно на 90%, а число стран, в которые поставляется оборудование TETRA, — на 27%. В мире основными пользователями систем TETRA являются службы общественной безопасности и транспортные предприятия; на их долю приходится 39 и 24% контрактов соответственно. Аналитики TETRA MoU отмечают значительный рост числа контрактов, заключенных службами общественной безопасности и предприятиями нефтегазового сектора. Последнее обстоятельство объясняется появлением на рынке взрывобезопасных терминалов TETRA.

На сегодняшний день в пяти европейских странах (Бельгия, Великобритания, Исландия, Нидерланды и Финляндия) развернуты общенациональные сети TETRA, основными пользователями которых являются службы общественной безопасности этих стран. Еще в двух странах Европы (Австрии и Швеции) планируется создание таких сетей. В семи азиатских странах заключены 24 контракта на поставку систем и терминалов TETRA для предприятий транспортного сектора.

Разумеется, рост числа TETRA-контрактов был бы невозможен без развития производства оборудования стандарта TETRA. По данным TETRA MoU, в 2000 г. в мире насчитывалось пять основных производителей оборудования этого стандарта, теперь же их стало 17. В основном это европейские предприятия (исключение составляют компании Motorola и Zetron). В ближайшие годы ожидается заметный рост числа производителей, поскольку производство оборудования TETRA осваивают фирмы из Индии, Китая, России и Южной Кореи.

Технология TETRA становится все более востребованной в мире. Согласно отчету исследовательской фирмы IMS Research, в денежном выражении объем рынка трансиверов TETRA увеличится с 400 млн (в 2004 г.) до 1,3 млрд долл. (в 2008 г.), а в количественном выражении за этот же период он вырастет с 8 тыс. до 26 тыс. трансиверов. Что же касается рынка терминалов TETRA, то, по оценкам специалистов той же фирмы, в 2003 г. их было продано 251,1 тыс. штук, а по прогнозу на 2008 г. объем их продаж составит около 1,1 млн штук. Специалисты IMS Research прогнозируют увеличение числа пользователей сетей TETRA во всем мире с 405 тыс. человек в 2003 г. до примерно 2,5 млн в 2008 г.

Рост популярности технологии TETRA обусловлен ее достоинствами, к которым относятся открытость стандарта TETRA (что способствует росту числа производителей и выпуску ими совместимого оборудования), высокая спектральная эффективность (четыре канала связи на одной 25-кГц несущей), возможность передачи речи и данных (на базе систем TETRA можно реализовывать различные приложения с функциями передачи данных), обеспечение прямой связи между абонентскими терминалами без использования базовой станции (режим DMO) и широкий набор функций информационной безопасности. В этой статье мы рассмотрим ряд проектов сетей TETRA, выполненных на основе оборудования стандарта TETRA трех ведущих производителей.

Motorola

На данный момент компанией Motorola заключены около 190 контрактов на поставку оборудования TETRA в 52 страны мира; заказчикам отгружены уже более 300 тыс. абонентских терминалов TETRA.

Из проектов систем TETRA на базе оборудования этой компании прежде всего хочется выделить две сети связи, развернутые в Греции и хорошо зарекомендовавшие себя в дни проведения прошлогодних летних Олимпийских игр в Афинах. Работа этих сетей стала наглядным примером совместимости оборудования разных производителей.

Первая сеть TETRA (коммерческая) была запущена в эксплуатацию в марте 2001 г. с целью предоставления услуг профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР) службам афинского аэропорта и потребителям в прилегающем к нему регионе Аттика. К Олимпиаде ее зона действия была существенно расширена посредством установки 60 новых базовых станций (БС). В дни проведения игр к 15 тыс. постоянных абонентов этой сети добавилось много новых пользователей. Это телевизионные операторы, члены спортивных делегаций и около 8 тыс. волонтеров, помогавших решать разного рода организационные вопросы (например, связанные с перевозкой и организацией питания людей). За время Олимпиады абоненты данной системы сделали около 12 млн вызовов. Они использовали терминалы компаний Motorola и Sepura.

Специально для служб общественной безопасности и других правительственных организаций Греции (включая противопожарные подразделения и береговую охрану) к Олимпиаде в Афинах техническими специалистами компаний Motorola и Siemens всего за 10 мес. была построена вторая (выделенная) сеть TETRA (на базе оборудования Motorola Dimetra IP) с повышенным уровнем защиты информации. В состав этой сети вошли 100 БС модели EBTS. За период проведения Олимпиады ее пользователи (примерно 17 тыс. человек) сделали около 2,5 млн вызовов с помощью TETRA-терминалов THR880 и TRM880 фирмы Nokia, а также двухрежимных автомобильных TETRA/VHF-терминалов CM9000 компании Cleartone. Последние работали не только по стандарту TETRA, но и как аналоговые

УКВ-радиостанции, что позволяло представителям служб общественной безопасности наряду с новой сетью продолжать использовать и свою старую аналоговую радиосеть. Терминалы компании Cleartone также обеспечивали функциональность DMO-шлюза и ретранслятора между абонентскими радиостанциями, что расширяло зону действия средств TETRA. Для управления действиями пользователей сети установили интегрированную диспетчерскую и коммуникационную систему VCS 3020MCC компании Frequentis. Таким образом, на прошедшей летней Олимпиаде были продемонстрированы не только новые спортивные достижения, но и надежная работа систем TETRA при значительных нагрузках, широкие возможности применения этих систем (включая отслеживание перемещения многочисленного автомобильного транспорта), а также совместная работа в одной сети продуктов разных производителей (Motorola, Nokia, Cleartone и Frequentis). После Олимпиады новая сеть TETRA продолжает использоваться службами общественной безопасности Греции.

Пожалуй, самым масштабным в мире с точки зрения длины охватываемых железнодорожных путей является проект сети TETRA, реализуемый в настоящее время на острове Тайвань. Тайваньская железнодорожная администрация (TRA) управляет сетью дорог общей протяженностью 1130 км, по которым ежедневно перевозится около 500 тыс. пассажиров. Используемая TRA (для диспетчерского управления) аналоговая система радиосвязи безнадежно устарела, потребовалась новая цифровая сеть с интеграцией голоса и данных. В качестве основы такой сети была выбрана TETRA-система Dimetra IP компании Motorola. В рамках контракта на строительство сети, которое должно завершиться к концу текущего года, предполагается поставить два зоновых контроллера названной системы, 150 БС, 39 операторских консолей, 5400 портативных терминалов MTP700; на поездах, служебных автомобилях и стационарных объектах планируется задействовать около 1300 терминалов MTM700. Создаваемая инфраструктура TETRA должна обслуживать пути и территорию 201 железнодорожной станции и использоваться для управления всей текущей работой железных дорог. Для этого ее интегрируют с компьютерной диспетчерской системой, которая позволит, например, осуществлять вызов поездной бригады по номеру поезда.

Стоит отметить, что, помимо системы Dimetra IP, компания Motorola производит и ориентированную на небольшие сети систему Compact TETRA. Эту систему, получившую широкое распространение в мире, применяют и в нашей стране. На ее основе построены сети TETRA для Русской православной церкви (на о. Валаам), Ленинградской АЭС и Черепетской ГРЭС (Тульская область).

OTE

Итальянская фирма OTE заключила более 60 TETRA-контрактов в 25 странах мира. В общей сложности этими контрактами предусматривается поставка более 650 БС, 50 систем управления сетью, 65 узлов коммутации и управления (далее будем называть их просто коммутаторами) и 25 тыс. терминалов (портативных, автомобильных и стационарных).

Одним из самых интересных проектов на базе оборудования этой фирмы является проект сети для Северо-восточной линии сингапурского метро, открытой в июне 2003 г. Как сказано в материалах фирмы OTE, эта подземная линия протяженностью 20 км (с 16 станциями) стала первым в мире полностью автоматизированным тяжелым метро. Курсирующими по ней поездами управляет исключительно автоматика, машинисты в головных вагонах отсутствуют.

Для голосовой связи с персоналом метрополитена и удаленного контроля за движением поездов была развернута TETRA-система ELETTRA фирмы OTE. С целью повышения надежности работы этой системы в ней зарезервированы все критически важные компоненты, включая каналы связи между коммутатором и БС. (Впрочем, если все же связь с коммутатором будет разорвана, БС сможет функционировать в автономном режиме, предоставляя большинство услуг сети TETRA.)

Развернутая система имеет один коммутатор и 17 БС (на две несущие каждая). Кроме того, в рамках контракта на строительство этой сети ее заказчику — Сингапурскому управлению наземным транспортом — были поставлены средства сетевого и диспетчерского управления, 500 портативных терминалов Puma T и 58 мобильных терминалов VS 2000. Последние установили на поездах и через интерфейс PEI подключили к их интегрированным системам управления (Train Integrated Management System — TIMS), обеспечивающим надлежащее функционирование оборудования на борту поезда. Связь между TIMS каждого поезда и интегрированной системой диспетчерского контроля (Integrated Supervisory Control System — ISCS) метрополитена осуществляется по сети TETRA.

Удаленный мониторинг работы бортовых систем поездов реализован посредством передачи коротких сообщений SDS от их TIMS в адрес ISCS. Кроме того, созданная система управления доставляет диспетчерам экстренные сообщения от пассажиров поездов с использованием SDS или голосовых вызовов. Команды управления и данные для системы информирования пассажиров передаются на поезда тоже с помощью SDS или по коммутируемым каналам. Для объявлений пассажирам поездов применяются SDS и голосовые вызовы. Диспетчер также осуществляет голосовую связь с другими сотрудниками метрополитена. Данный проект красноречиво свидетельствует о том, что система TETRA является не только средством голосовой связи, но и надежной платформой для передачи разного рода данных, включая телеметрическую информацию.

Функции передачи голоса и данных широко применяются и в сети TETRA, построенной в 2001 г. (на базе оборудования ELETTRA) для хорватской электрической компании Hrvatska Elektroprivreda (HEP) в Славонии. Сеть состоит из одного коммутатора, 15 БС и примерно тысячи терминалов, которые использует персонал HEP. Специалисты компании применяют службу SDS для удаленных мониторинга и диагностики энергетического оборудования, голосовую связь — для управления работой ремонтно-восстановительных бригад и других подразделений компании, а сервис передачи данных по коммутируемым каналам — для загрузки файлов.

В нашей стране на базе оборудования фирмы OTE строятся сети TETRA для компаний “ФСК ЕЭС” (в регионе Средняя Волга), “Транснефть” (в Самарской области), “Сахалинская энергетическая инвестиционная компания”, разворачивается сеть TETRA и для ФСО России. В общей сложности в этих сетях будут задействованы 11 коммутаторов и 117 БС. Построена сеть, обеспечивающая радиопокрытие нефтепровода Ярославль—Приморск компании “Транснефть”; в составе этой сети функционируют один коммутатор и 21 БС.

Rohde & Schwarz Bick Mobilfunk

Немецкая компания Rohde & Schwarz Bick Mobilfunk специализируется на выпуске инфраструктурного оборудования для сетей TETRA — коммутаторы, БС, мини-системы и средства управления. Согласно перечню TETRA-проектов, присланному мне из российского представительства компании, на базе ее оборудования Accessnet-T построены около 40 сетей в 20 странах мира. Заказчикам этих сетей поставлены более 20 коммутаторов, около 200 БС и примерно 15 мини-систем.

Среди TETRA-проектов стоит отметить проект под названием “Западно-ливийский газопровод”, в рамках которого построена сеть TETRA, охватывающая газопровод протяженностью 1300 км. Он проходит от южных районов Ливии до побережья Средиземного моря. Эта сеть, состоящая из двух коммутаторов, 23 БС, систем сетевого управления и диспетчерских систем, установленных в разных районах страны, является наглядным примером эффективного использования средств TETRA для охраны и мониторинга работы удаленных объектов. Помимо выполнения обычных функций голосовой связи и передачи данных, сеть применяется для трансляции ТВ-изображения с видеокамер охранных систем, развернутых для защиты работающих без обслуживающего персонала установок от несанкционированного доступа к ним, хищения и диверсий. Кроме того, она используется для беспроводного управления оборудованием инфраструктуры газопровода посредством системы SCADA и для определения местоположения транспортных средств (с использованием географической информационной системы).

Хорошим примером работы сети TETRA в рамках системы управления наземным пассажирским транспортом стал проект такой системы, реализованный фирмой Siemens TTS для “Вюрцбургской трамвайной компании” (г. Вюрцбург, Германия). В состав системы вошла сеть TETRA, состоящая из коммутатора со встроенной БС и четырех других БС. Она обеспечивает голосовую связь и передачу данных во всех районах, обслуживаемых компанией.

Новая система управления предоставляет пассажирам полезную информацию. Так, данные о времени прибытия и отправления трамваев обновляются в реальном масштабе времени. Бортовой компьютер каждого трамвая передает в систему управления информацию о его местонахождении, которая затем по сети TETRA пересылается на информационные табло Smartinfo на трамвайных остановках. В самых важных пунктах пересадки установлены 20 таких табло. Для управленческого персонала компании и водителей трамваев пользоваться терминалами TETRA оказалось не сложнее, чем обычными сотовыми телефонами, ведь, как и последние, TETRA-терминалы работают в дуплексном режиме.

В нашей стране на базе оборудования компании Rohde & Schwarz Bick Mobilfunk построены девять сетей. В общей сложности в них задействованы восемь коммутаторов, 44 БС и четыре мини-системы.

***

На прошедшей в конце 2004 г. выставке “Ведомственные и корпоративные сети связи — 2004” я спросил у представителей российской компании “Информтехника и связь”, которая демонстрировала свою систему “МиниКом-TETRA”, о планах компании по выпуску оборудования TETRA на долгосрочную перспективу. Мне ответили, что присутствие компании на рынке этого оборудования будет зависеть от судьбы самой технологии TETRA, ведь нельзя же исключить того, что со временем появится какая-либо новая технология, которая окажется во многих отношениях лучше, чем TETRA, и которая вытеснит последнюю с рынка.

Руководители ассоциации TETRA MoU, которой недавно исполнилось 10 лет, уверены в том, что и в ближайшее десятилетие технология TETRA будет продолжать играть важную роль в деятельности силовых структур и в работе разного рода предприятий и организаций. Дело в том, что в налаживание производства и развертывание систем TETRA вложены значительные денежные средства, которые нужно окупить. Кроме того, TETRA — это гибкая и развивающаяся технология. Разрабатываются спецификации TETRA Release 2, предусматривающие значительное повышение скорости передачи данных и другие усовершенствования данной технологии. И еще. Надежность и эффективность работы систем TETRA доказаны на практике, а для пользователей средств ПМР это имеет большое значение..





  
6 '2005
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• Аутсорсинг разработки ПО: опасения и выгоды

• Импортируем Java-код

инфраструктура

• Выбор коммутатора сети SAN

• Разберемся в стандартах на беспроводные сети

• Недорогие IP-системы хранения данных

• Пять слагаемых успеха PoE

информационные системы

• Изучаем передовой ИТ-опыт

• Перспективы развития технологий для call-центров

• Повышение отказоустойчивости сетевых приложений реального времени

сети связи

• IP-услуги в России

• Мир выбирает технологию TETRA

• Распределенная архитектура опорной сети мобильной связи

• Чистые каналы

• FMC и IMS — будущее телекоммуникаций?

кабельные системы

• Защита от воздействия молнии

• Маркирование кабельных систем — дело полезное

защита данных

• Тестируем системы предотвращения вторжений уровня сети

новые продукты

• Кабельные лотки «Эвантэр»; Кабельная система EuroLAN 6; ИБП Powerware 9390 компании Eaton; Новые четырехпроцессорные серверы компании R-Style Computers; Axxmetro — для SDH и Ethernet


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх