Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

По пути либерализации

А. Г. Барсков

Текущий год не раз называли годом революционных изменений на российском рынке телекоммуникаций, что связывалось с решением исторической задачи демонополизации рынка междугородной и международной (МГ/МН) связи. Действительно, первые лицензии на МГ/МН телефонную связь получены, но начало реального оказания альтернативных услуг в этом секторе рынка ожидается никак не раньше следующего года. До 1 января 2006 г. отложено и вступление в силу важнейших нормативно-правовых актов, дополняющих “Федеральный закон о связи”. Это, в частности, следующие постановления Правительства РФ за 2005 г.:

• № 161 “Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия” (28 марта);

• № 310 “Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи” (18 мая);

• № 328 “Правила оказания услуг подвижной связи” (25 мая); а также приказы министра информационных технологий и связи РФ:

• № 97 “Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования” (8 августа);

• № 98 “Об утверждении требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования” (8 августа).

Таким образом, 2005 г. становится важнейшим подготовительным периодом “революции” — периодом по доводке регулирующим органом новой нормативно-правовой базы, с одной стороны, и приведению операторами в соответствие с ней своих сетей, служб и бизнес-процессов — с другой. Обсуждению вопросов, неизбежно возникающих в ходе такого подготовительного периода, была посвящена вторая всероссийская конференция “Взаимодействие операторов связи в условиях либерализации рынка услуг междугородной и международной связи”, которая состоялась 30 сентября в рамках выставки-форума “ИнфоКом—2005”. Организатором мероприятия, которое прошло при поддержке и активном участии Министерства информационных технологий и связи РФ (Мининформсвязи), выступил журнал “Сети и системы связи”.

Лицензии получены, сети строятся

Выступая на открытии конференции, заместитель министра информационных технологий и связи РФ Б.Д. Антонюк сообщил собравшимся, что на сегодняшний день выданы девять лицензий компаниям, которые претендуют на оказание услуг МГ/МН телефонной связи. Однако он подчеркнул, что выдача лицензий не означает, что операторы сразу же начнут предоставлять услуги связи — сначала они должны построить сети дальней связи и сдать их в эксплуатацию и толь-ко после этого смогут начать легально оказывать услуги.

“Определение правил игры в вопросах взаимодействия и присоединения операторов связи может значительно повысить привлекательность рынка услуг местной связи, поскольку взаиморасчеты станут осуществляться как вверх, так и вниз, т. е. оплата будет производиться как за инициацию, так и за терминацию вызова”, — сказал г-н Антонюк.

Либерализация рынка дальней связи (читай, появление легальной конкуренции в этом сегменте рынка) должна, очевидно, привести к снижению стоимости соответствующих услуг. Однако снижение тарифов на международные соединения было зафиксировано и в 2004 г. — формально в условиях монополизма “Ростелекома”. По данным, приведенным заместителем руководителя Федеральной службы по тарифам В.М. Евдокименко, это снижение составило в среднем 2,3%. По-видимому, оно обусловлено как снижением уровня перекрестного финансирования между тарифами на местную и междугородную связь и активной (полулегальной) работой в этой области так называемых операторов IP-телефонии, так и все более активным использованием абонентами услуг сетей сотовой связи, операторы которых на отдельных направлениях предлагают даже более выгодные тарифы, чем операторы сетей фиксированной связи.

Далее, по прогнозам Федеральной службы по тарифам, темпы снижения тарифов на услуги МГ/МН телефонной связи будут только увеличиваться: в следующем году — до 7, в 2007 г. — 12,5, в 2008 г. — 16,5%. При этом, как сообщил г-н Евдокименко, предельный рост тарифов на услуги местной телефонной связи в 2006 г. составит 20,5, в 2007 г. и 2008 г. — по 15%. Нас ожидает сокращение дисбаланса в тарифах на разные типы услуг телефонной связи, что в перспективе должно привести к ликвидации практики перекрестного субсидирования, доставшейся нам в наследство еще от советских времен.

В число первоочередных мероприятий, которые надо реализовать в целях перехода на новую конфигурацию рынка услуг связи, входит введение нового порядка регулирования цен на услуги присоединения и пропуска трафика. Это планируется сделать также с 1 января 2006 г. Не менее важно введение раздельного учета доходов и расходов по видам услуг связи. Методика ведения этого учета, который будет обязательным для операторов, занимающих существенное положение на сети связи (реестр таких операторов сейчас тоже составляется), разрабатывается Мининформсвязи РФ.

Директор Департамента экономической политики и финансов Мининформсвязи РФ Любовь Тимошенко выделила несколько ключевых целей введения раздельного учета. Во-первых, это расчет себестоимости и обоснование тарифов на регулируемые услуги связи, присоединения и пропуска трафика, во-вторых, обоснование компенсационной надбавки для оператора сети местной телефонной связи, и, наконец, в-третьих, обоснование возмещения убытков, возникающих при оказании универсальных услуг связи. “Точный учет расходов по каждой части сети связи позволит обеспечить более справедливое установление тарифов для конечных потребителей, так как затраты на эксплуатацию технологической сети, не использующейся при оказании услуг связи, не будут отнесены на себестоимость оказания этих услуг”, — отметила она.

“Шлифовка” правил

Директор Департамента государственной политики в области ИКТ Мининформсвязи РФ В.А. Слизень в своем выступлении остановился на изменениях, которые будут внесены в разработанные нормативно-правовые акты. Определенное недопонимание возникало у участников рынка, например, в вопросе о том, к какой категории сетей (при реализации “правил присоединения”) относятся сети подвижной радиотелефонной связи. Теперь в постановлении № 161 будет четко указано, что такие сети относятся к сетям зоновой телефонной связи.

В том же постановлении № 161 первоначально было требование, что оператор сети фиксированной зоновой телефонной связи должен иметь точки присоединения в каждом городском поселении субъекта РФ, на территории которого функционирует его сеть. Это очень жесткое требование, которое вызывало сомнение в возможности появления альтернативных операторов зоновой связи (помимо МРК “Связьинвеста”). Теперь, как сообщил г-н Слизень, данное требование изменяется — достаточно будет иметь узлы присоединения не в каждом городском поселении, а в каждом муниципальном районе. В большинстве областей число районов значительно меньше, чем число городских поселений (как правило, 20—50 районов), следовательно, снижается уровень инвестиций, необходимых для построения сети зоновой связи.

Еще одно изменение постановления № 161 коснулось его 26-го пункта, в котором изначально было сказано, что операторы сетей передачи данных “ведут учет услуг исходя из объема переданной информации”. Однако, как известно, на очень больших скоростях — интерфейсы STM-16 (2,5 Мбит/с) и более скоростные — технически очень сложно (а зачастую и невозможно) учитывать каждый байт. Поэтому Мининформсвязи решило расширить данный пункт, разрешив операторам вести расчеты не только по объему переданного трафика, но и по ширине полосы пропускания.

В постановлении № 310 в разделе, посвященном особенностям оказания услуг местной телефонной связи, имелось указание о совместном использовании двумя операторами одной абонентской линии “для оказания различных услуг телефонной связи”. Слово “телефонной” ставило определенные барьеры на пути внедрения систем DSL, которые предназначены в первую очередь для услуг передачи данных (доступ в Интернет). Это слово будет убрано, а значит, исчезнут и препятствия к использованию DSL-технологий.

Вместе со “Связьинвестом” Мининформсвязи оценило объем устаревших местных АТС, которые не могут обеспечивать маршрутизацию на разные зоновые телефонные сети (на многих аналоговых станциях восьмое направление на групповом искании “зашито” на междугородку). Оказалось, что таких станций насчитывается примерно половина из числа всех эксплуатируемых. Поэтому, чтобы не загонять в тупик операторов (к началу 2006 г. заменить все аналоговые станции на цифровые нереально), в новом варианте постановления № 310 будет записано, что право абонента выбирать сеть зоновой телефонной связи реализуется при наличии соответствующей технической возможности.

Г-н Слизень сообщил о скором выходе приказа, в котором будут определены требования к порядку взаимодействия сетей при обеспечении права абонентов на выбор операторов МГ/МН связи. При этом все автоматические междугородные телефонные станции — АМТС (в новой терминологии — зоновый транзитный узел, или ЗТУ) — должны получить возможность маршрутизировать исходящее междугородное телефонное соединение на основе такого критерия, как категория абонентской линии (АЛ). Если абонент попросил местного оператора маршрутизировать все вызовы на определенного оператора дальней связи, то ему (абоненту) должна быть назначена определенная категория АЛ, а ЗТУ должен направить вызов в соответствующую сеть дальней связи. На аналоговых станциях не заняты, как правило, 4 или 5 категорий АЛ, на цифровых — можно организовать практически неограниченное число таких категорий.

Помимо безусловного выбора (по заданной категории АЛ), абоненту должно быть предоставлено право выбора при каждом звонке (hot choice). По словам г-на Слизеня, для этого уже установлен формат префикса (двухзначный), набираемый после “восьмерки”, и с 1 января 2006 г. начнется выдача этих префиксов операторам МГ/МН телефонной связи. Но, подчеркнул он, это будет делаться только после того, как оператор сдаст свою сеть междугородной и международной связи в эксплуатацию.

“Рояль у входа на овощную базу”?

А как оценивают свою готовность к работе в новых условиях операторы связи? Об этом на конференции рассказали представители ОАО “Связьинвест”, компаний “Межрегиональный ТранзитТелеком” (МТТ) и “Голден Телеком”. Последние две уже получили лицензии на оказание услуг МГ/МН телефонной связи и активно готовятся к работе в новом для себя качестве.

По мнению Екатерины Ерофтеевой, заместителя директора Департамента экономической и тарифной политики ОАО “Связьинвест”, компаниям этой группы необходимо провести огромную работу, чтобы полностью соответствовать новой нормативно-правовой базе. Так, в части обеспечения технической готовности “Связьинвесту” необходимо значительно умощнить имеющиеся АМТС (ЗТУ), поскольку в соответствии с новыми правилами, часть операторов, подключенных к транзитным междугородным узлам автоматической коммутации (УАК), придется перевести на АМТС. Только по предварительным оценкам, необходимо будет организовать дополнительно порядка 170 тыс. присоединений и построить (взять в аренду) линии связи протяженностью 30 тыс. км. Также потребуется модернизировать (заменить) аналоговые узлы связи общей емкостью 4 млн номеров. Такая замена необходима, в частности, для обеспечения повременного учета услуг по пропуску трафика.

И это только работа по модернизации сети! А ведь еще предстоит переоформить договорные отношения между операторами (более 1000 договоров) и провести большую работу по реализации права выбора абонентом оператора МГ/МН связи (переоформление миллионов абонентских договоров). Вывод, сделанный г-жой Ерофтеевой, неутешителен: “С 1 января полностью соответствовать всем новым нормативным требованиям не сможет ни одна сеть”. Поэтому от лица “Связьинвеста” она предложила чиновникам Мининформсвязи предусмотреть некий переходный период для введения новых правил присоединения, пропуска трафика и оказания услуг.

Гульнара Хасьянова, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности МТТ, заявила, что на сегодня компанией выполнены все требования, предъявляемые к операторам МГ/МН связи. “По крайней мере, те из них, о которых мы знаем”, — добавила она. Компания МТТ организовала четыре международных центра коммутации (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Хабаровске), восемь транзитных центров коммутации (в каждом из семи федеральных округов РФ), 37 локальных центров коммутации (до конца 2005 г. планируется довести их число до 44) и 89 региональных узлов доступа. Сеть МТТ, к которой в настоящее время подключены фрагменты сетей 142 операторов подвижной связи и 96 операторов фиксированной связи, обрабатывает свыше 5 млн вызовов в сутки. Общий объем переданного через сеть МТТ трафика в 2005 г. составит порядка 4,2 млрд мин.

Хотя, как видно, МТТ успешно решает задачи строительства сети, руководство компании все равно видит ряд серьезных проблем, стоящих на пути подготовки к началу оказания услуг МГ/МН связи. В первую очередь это отсутствие кода доступа к услугам новых операторов связи. По словам г-жи Хасьяновой, чтобы начать оказание услуг в полном объеме с 1 января 2006 г., надо уже сейчас понимать, какой будет структура префикса. Также ее беспокоит отсутствие четко сформулированного порядка организации доступа к бесплатным информационно-справочным услугам операторов МГ/МН связи, а также к дополнительным услугам, предоставляемым этими операторами. Ну, и, конечно, проблемы создает то, что пока еще не введен в действие полный комплект нормативных документов отрасли, регламентирующий порядок предоставления услуг и взаимодействия между операторами связи.

Отсутствие полного комплекта нормативных документов и однозначного толкования многих уже сформулированных пунктов волнует и П.И. Алпетяна, вице-президента “Голден Телекома”. Компания одной из первых получила лицензию на услуги МГ/МН связи и начала строительство сети дальней связи (предварительный срок ее готовности — январь-февраль следующего года). Однако, как подчеркнул г-н Алпетян, когда речь идет о строительстве сети стоимостью в миллионы долларов, надо знать все “правила игры” и быть уверенным, что их трактовка не будет меняться. “Нам не хотелось бы построить рояль у входа на овощную базу”, — метко отметил он. По его мнению, введение всего комплекса новой нормативно-правовой базы и будет означать начало процесса либерализации. При этом он сказал, что соответствовать с января всем требованиям, которые заложены в новые нормативно-правовые акты, компания “Голден Телеком” будет просто не в состоянии..





  
11 '2005
СОДЕРЖАНИЕ

инфраструктура

• Недорогие коммутаторы Ethernet

• Сетевая печать — от Windows к Linux и обратно

• Выбираем IP-телефоны

информационные системы

• Архивирование сообщений электронной почты

• Тестируем системы архивирования электронной почты

сети связи

• Реализация программы «Тетрарус»

• По пути либерализации

• Видеосвязь в трех ипостасях

кабельные системы

• Сеть 10-Gigabit Ethernet на базе медной проводки. Реально ли это?

• Кабельные лотки развиваются в соответствии с меняющимися потребностями

защита данных

• Тестируем межсетевые экраны для филиалов компаний

• Content-security силами ISP

• Устраняйте уязвимые места прежде, чем их атакуют


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх