Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

E-learning в бизнесе: потребности, возможности, перспективы

И. О. Морозов

Развитие технологий оказывает непосредственное влияние на все сферы нашей жизни. Обучение является одним из тех ярких примеров человеческой деятельности, где эффективно сочетаются традиционные подходы и инновационные решения. Сегодня все большую популярность приобретают технологии электронного обучения (e-learning), т. е. обучения с полным или частичным использованием электронных средств. Острая нехватка времени вынуждает нас использовать для получения новых знаний любую свободную минуту: перерыв на работе, вечерние часы, выходные и праздничные дни, поэтому люди все чаще обращаются к “нетрадиционным” педагогическим методам, приобретая учебные программы на базе CD-ROM, научно-популярные видеофильмы, осваивая принципы электронного обучения через Интернет.

Дистанционное обучение — это образовательный процесс, при котором преподаватель и обучаемый разделены временем, расстоянием или и тем и другим. На практике наиболее распространены три вида систем дистанционного обучения: синхронные, асинхронные и смешанные.

В синхронных системах обучаемые и преподаватели участвуют в учебном процессе одновременно. К таким системам относятся интерактивное ТВ, компьютерные телеконференции, дистанционное обучение под руководством инструктора.

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам относятся курсы на основе печатных материалов, физических электронных носителей (CD, аудио/видеокассеты), электронной почты, а также Интернет/интранет-системы. Смешанные системы используют элементы как синхронного, так и асинхронного типов обучения.

Дистанционное обучение на предприятиях сегодня является одной из наиболее перспективных форм образования, подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации. Преподаватели, особенно из академической среды, пока довольно скептически смотрят на дистанционное обучение, считая, что без личного общения преподавателя со слушателем учебный процесс построить невозможно. Специалисты же ИТ-компаний, чьи интересы лежат в сфере дистанционного обучения, настойчиво уверяют, что эта форма со временем вытеснит все традиционные механизмы. Истина же где-то посередине.

Электронные методы обучения хороши тогда, когда речь идет о получении дополнительного образования. В идеале необходимо пройти базовую программу в вузе и в дальнейшем пополнять базу знаний, используя модель электронного обучения, или посещать курсы по интересующей учащегося тематике, в которых сочетаются очные и дистанционные педагогические методы. Использование комбинированной формы обучения, когда часть материала слушатель усваивает самостоятельно, с помощью дистанционных курсов, а практические работы и освоение сложного теоретического материала происходит под руководством преподавателя/инструктора, зачастую бывает наиболее продуктивным.

В связи с тем что использование дистанционных технологий уже стало насущной необходимо-стью как для образовательных структур, так и для российских потребителей, в декабре 2002 г. Министерством образования была утверждена “Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ”, а в январе 2003 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании” и Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Таким образом, дистанционные технологии, согласно внесенным изменениям и дополнениям, получили юридическое признание.

Дистанционное обучение особенно актуально в тех случаях, когда стоит задача обучения большого числа сотрудников — сотен и тысяч человек, когда предприятие имеет территориально распределенную структуру, на нем часто происходят организационные изменения или же когда руководству требуется свести к минимуму рабочее время, затрачиваемое на обучение. Системы электронного обучения позволяют организациям сокращать прямые и организационные издержки на образование, повышать однородность профессионального уровня, предоставляют новые возможности для аттестации сотрудников, накопления и передачи опыта и знаний компании, способствуют развитию и укреплению корпоративной культуры.

Создание системы электронного обучения следует рассматривать в комплексе, акцентируя внимание на всех ключевых его компонентах: информационном наполнении, технологиях, сервисах (рис. 1).

Информационное наполнение электронного курса обучения

Для того чтобы электронное обучение было эффективным, нужно учитывать такие факторы, как мотивация обучаемого, методика подачи изучаемого материала и структура курса.

Вопрос мотивации к обучению частично решается предметным наполнением курса, которое во многом характеризует его качество. Немотивированный человек практически никогда не осилит полный курс. Вторая составляющая мотивации — организационная — лежит вне контекста курса. Хороший курс не дает человеку скучать и не вызывает у него отторжения. Есть специальные методические техники — например, материал не должен быть для обучаемого изначально знакомым и простым. Идея такова: до начала обучения человек сдает тест и в зависимости от его результата строится личная программа, исключающая пункты, которые он уже знает, и усиливающая внимание на тех моментах, в которых обучаемый пока слаб. При этом полная программа курса всегда доступна и при необходимости обучаемый может обратиться к разделам, которые были исключены. Можно пройти курс несколько раз, используя модель замкнутого цикла: оценка знаний — обучение — оценка знаний — скорректированный курс — оценка знаний и т. д. Цикл может повторяться столько раз, сколько необходимо для полного усвоения учебного материала (рис. 2).

Второй важный момент связан с построением самого курса, и ошибки здесь часто ведут к провалам в использовании дистанционной формы обучения. В классическом варианте неудачного построения курса лекции преподавателей просто предоставляются ученикам в виде электронных конспектов. Хороший дистанционный курс структурирован особым образом — в нем ученику не приходится самостоятельно извлекать необходимые знания из общего слабо и формально структурированного потока.

Для эффективной организации дистанционного обучения важно определить понятие “объект обучения”. Объект обучения представляет собой законченную мысль из общей концепции, подлежащей изучению, — словом, некую единицу знания, минимальный его блок. Элементарные блоки знаний объединяются и структурируются; учебный курс можно представить в виде куба, где единица знаний представлена небольшим “кирпичиком”. На ее изучение должно тратиться совсем мало времени — несколько минут. Такие небольшие фрагменты могут объединяться в блоки — уроки. По времени урок должен длиться больше 45—50 мин, а в конце должен подводить локальный итог и давать оценку усвоения знаний, содержащихся в данном учебном блоке. Несколько уроков могут объединяться в темы, а темы — в сам курс.

Любой процесс обучения включает три обязательных элемента: задача (цель) обучения, содержание курса и оценка полученных знаний. Если не сформулирована цель обучения и не произведена финальная проверка знаний, смысл обучения теряется. К сожалению, большинство дистанционных курсов грешат отсутствием целеполагания на каждом из этапов обучения. Через последовательность прохождения понятных концепций и их постоянную оценку учащийся, во-первых, не теряет интереса к обучению и, во-вторых, эффективно усваивает курс.

Для российских компаний традиционно интерес представляет разработка заказных курсов для обучения сотрудников по собственным программам, продуктам и технологиям. Заказная разработка курсов необходима при реализации программ профессиональной подготовки сотрудников компаний с целью развития их базовых и специальных знаний при внедрении ПО или новых бизнес-технологий, при обучении по специфичной тематике или для получения курса, максимально адаптированного под реальные условия работы заказчика. Приведем некоторые примеры курсов, которые обычно требуют заказной разработки:

• обучение работе с оригинальными настройками типового ПО,

• правила (регламенты) взаимодействия подразделений внутри компании,

• изучение должностных инструкций для разных групп сотрудников,

• обучение приемам работы с технологическим оборудованием,

• обучение работе со специализированными программными продуктами внутреннего использования,

• управление проектами с учетом специфики организации.

Технологии

Технологическая платформа электронного обучения включает в себя несколько основных компонентов. Прежде всего это программные системы для обеспечения самого процесса обучения. К ним относятся системы организации так называемого виртуального класса (virtual classroom) и системы управления обучением (Learning Management Systems — LMS). Виртуальные классы — это простой перенос традиционной модели обучения в классе в электронную сетевую среду. Системы управления обучением выполняют две основные функции: поиск по каталогу программы обучения и управление обучением в организации.

Первая функция обеспечивает студентам выбор нужной учебной программы и поддержку самостоятельного обучения. Здесь же предоставляются средства для группировки курсов или обучающих модулей, которые позволят студенту сформировать индивидуальную программу для приобретения необходимой квалификации.

Вторая функция предназначена для менеджеров учебных программ и преподавателей, т. е. для тех, кто руководит процессом обучения, составляет расписание курсов, планирует работу инструкторов и решает административные задачи.

В данной сфере очень важны стандарты: стандарты технологий, которые используются для создания программных продуктов электронного обучения; стандарты самого процесса обучения и стандарты, позволяющие использовать информационное наполнение учебных курсов разных производителей в рамках одной системы обучения. Многие крупные компании, включая IBM, активно участвуют в организациях по стандартизации процессов электронного обучения, результатом деятельности которых стал набор стандартов SCORM (Sharable Content Object Reference Model). Благодаря данным стандартам можно использовать типовую модель автоматизации электронного обучения (рис. 3).

В качестве технологической платформы автоматизации электронного обучения в настоящее время наиболее популярны продукты компаний IBM (Lotus Workplace Collaborative Learning) и Microsoft (Microsoft Learning Gateway). Эти решения настраиваются и адаптируются к потребностям заказчика, предоставляют разные варианты коммуникаций и возможности контроля успеваемости для заинтересованных сторон. Наряду с использованием готовых компонентов возможно добавление уникальных функций, не реализованных в стандартных решениях.

Сервисы

Услуги по созданию систем дистанционного обучения учебных заведений включают в себя разработку концепции и создание инфраструктуры обучения, разработку учебных программ и систем тестирования, а также оценку эффективности обучения.

Современные технологии электронного обучения позволяют реализовать интерактивное обслуживание в круглосуточном режиме в течение всего года и адаптировать системы обучения для организаций любого масштаба. Однако реализация проектов дистанционного обучения по-прежнему связана с определенными трудностями. Это обусловлено тем, что оно основано на активном использовании ИТ. На практике мы сталкиваемся с одним из двух сценариев:

• Информационные технологии доминируют при реализации проекта обучения. На передний план выходят такие вопросы, как создание ИТ-инфраструктуры, выбор системы LMS и покупка соответствующих лицензий, разработка портальных решений и т. д. Как правило, инициатива в таких проектах принадлежит подразделениям организации, отвечающим за ИТ.

• Вопросы, связанные с ИТ, игнорируются на ранних этапах проекта внедрения электронного обучения, что приводит к затруднениям на более поздних его этапах. Как правило, инициатива в таких проектах принадлежит подразделениям организации, отвечающим за управление персоналом или его обучение.

Очевидно, ни один из приведенных сценариев не обеспечит успеха дела, поскольку любой подобный проект является комбинацией образовательных и информационных технологий. В термине “электронное обучение” главным все-таки является слово “обучение”. Непонимание этого является причиной неудач ряда проектов e-learning. Принятие этой точки зрения ставит многое “на свои места”. Например, очевидно, что не технологии должны определять задачи обучения, а задачи обучения формируют требования к технологиям. Отсюда лидерство в таких проектах неизбежно должно принадлежать руководителям кадровой службы; корпоративным университетам и другим структурам, отвечающим в организациях за обучение и развитие персонала.

Нередко, для того чтобы построить систему обучения, предприятия прибегают к услугам консультантов. Консалтинг в сфере обучения обычно включает в себя разработку концепции обучения, учебных программ, тестирование персонала и оценку эффективно-сти обучения.

Важно отметить, что технологические изменения, связанные с внедрением электронного обучения, должны сопровождаться организационными переменами. Фундаментальные изменения потребуются не только в области технических систем, но и в вопросах организации работы и учебы. Как и для реализации любого серьезного изменения на предприятии, внедрению нового процесса обучения требуется соответствующее управление. Фактически речь идет о процессе управления изменениями со всеми необходимыми атрибутами: надо во всех деталях продумать проект введения новой учебной программы, его этапы и завершение.

Перспективы электронного обучения в России

И все-таки, несмотря на актуальность, популярность и эффективность автоматизации обучения, дистанционная его форма ни в коем случае не является альтернативой очной. В крупных организациях обычно используются оба их вида. Между точками “очное обучение” и “дистанционное обучение” лежит довольно обширная область смешанных решений.

Сейчас западный рынок дистанционного обучения развит лучше, чем российский. Это касается практически всех направлений, по которым в данный момент ведется активная работа, включая и создание корпоративных систем дистанционного обучения на основе программно-аппаратных комплексов, и предоставление возможности обучения на сервере провайдера услуг, и перевод существующих курсов в онлайн-формат.

В России с некоторым запаздыванием все западные тенденции повторяются. Поэтому нас неизбежно ждут очень высокие темпы роста дистанционного обучения. По прогнозам “Академии АйТи”, эффективное комбинирование традиционных видов образования и новейших разработок в сфере ИТ позволит рынку дистанционного обучения к 2008 г. занять не менее 30% общего объема обучения, а в некоторых отраслях — до 75%.

Учитывая потребности и возможности нашей страны, можно с уверенностью говорить о том, что России вполне по силам выйти в лидеры по объемам электронного обучения благодаря сочетанию огромного спроса на альтернативные способы обучения и возможности перенять наиболее удачный опыт иностранных компаний, тем более что для его восприятия есть все условия — готовность предприятий, наличие поставщиков и уровень развития рынка ИТ-образования в целом.

Об авторе
Морозов Игорь Олегович,
ректор “Академии АйТи”
Телефон: (495) 127-9010
E-mail: academy@it.ru


Тут www.crmm.ru лучшие видео курсы по управлению персоналом.




  
4 '2006
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• Коммуникации — это не только IP-пакеты

• E-learning в бизнесе: потребности, возможности, перспективы

инфраструктура

• Российские серверы

• Рынок iSCSI-сетей SAN готов к стремительному подъему

• DDNS своевременно обновит имена

сети связи

• IMS и новые услуги связи

• Системы широкополосного доступа для NGN

кабельные системы

• Как спасти ЦОД от перегрева

• Системы управления СКС на российском рынке

• Высокоскоростным оптическим сетям — высокоуровневое тестирование

защита данных

• Тестируем средства защиты от шпионского ПО

новые продукты

• HiPath 4000. Теперь с протоколом SIP и шифрованием; Промышленные компьютеры от Ampro Computers; Системы учета трафика «АЛС и ТЕК»


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх