Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Управляем конфигурационными зависимостями

Брюс Бордман

Целесообразность хранения конфигурационных данных всех ваших систем не вызывает сомнения. Но ваши хлопоты пропадут даром, если при этом вы не предусмотрите возможность управления изменениями конфигурационных данных. Поэтому, прежде чем потратить хотя бы минуту или цент на СУБД конфигураций (Configuration-Management DataBase — CMDB), убедитесь в том, что ваши время и деньги будут израсходованы не зря.

Строго говоря, CMDB представляет собой хранилище информации о ресурсах, именуемых также конфигурационными единицами (Configuration Items — CI). В то время как БД управления ресурсами (Asset-Management Database) предназначена для финансового учета, учета принадлежности и продолжительности эксплуатации того или иного ресурса, CMDB определяет сервисную функцию каждого ИТ-ресурса. Она не только содержит серийные номера и списки владельцев ресурсов, что типично для продуктов NSM (Network and System Management) уже на протяжении многих лет, но и тщательнейшим образом документирует взаимосвязи между ИТ-ресурсами — функция, которую только начинают предлагать поставщики NSM-продуктов. Например, для работы сервера необходимо наличие таких аппаратных компонентов, как память и охлаждающие вентиляторы. Функционирование BIOS зависит от аппаратного обеспечения и ОС. Правильно сформированная CMDB документирует все эти иерархические взаимосвязи. Чем точнее она сформирована, тем надежней сервис.

CMDB охватывает не только физические ресурсы. Она также хранит данные конфигурации, топологии, приложений и почти все, что описывает тот или иной ИТ-сервис. Категоризация приложений, лицензий, средств обслуживания, программного окружения и документирование вышеперечисленного не менее важны, чем то же самое в отношении серверов, рабочих станций, коммутаторов и маршрутизаторов. И важнее всего взаимосвязи и взаимозависимости всех этих конфигурационных единиц, поскольку они определяют степень влияния и диагностическую процедуру для каждого сервиса. Понимание того, что отказ сервиса, скажем, электронной почты, стал следствием нарушенной связи, например, “падения” сервера или закрытия порта МЭ, являет собой специальное знание, каковым обладают исключительно сетевые инженеры, системные администраторы, разработчики приложений и операторы. Это знание может лежать в сфере сетевой топологии, например, каким коммутатором поддерживается данный сервер, или в сфере транзакций, например, какой распределитель нагрузки уровня приложений и какой сервер контролирует бизнес-транзакции. Знание этих взаимосвязей сокращает время поиска неисправностей. При отсутствии CMDB компания утрачивает это знание в момент увольнения его носителей.

Пилотный проект

Первым шагом на пути к созданию эффективной CMDB является выполнение пилотного проекта на базе рекомендаций ITIL (IT Infrastructure Library) в части управления конфигурациями, которые определяют четыре ключевые цели:

• Учет всех ИТ-ресурсов и их конфигураций.

• Предоставление точной информации для поддержки всех ИТ-служб.

• Предоставление базы для управления инцидентами, проблемами, изменениями и релизами.

• Верификация и корректировка конфигурационных записей.

Вполне естественно возникает желание “объять необъятное” и зарегистрировать сразу все ваши ИТ-ресурсы, но для начала это будет чересчур. Лучше сфокусируйтесь на каком-нибудь одном

ИТ-сервисе, относящихся к нему ресурсах и конфигурационных единицах. Ограничив начальный объем CMDB-проекта, вы обеспечите его лучшую управляемость.

Число атрибутов, необходимых для построения CMDB, может варьироваться от одной организации к другой. Выбирайте их столько, сколько необходимо для определения сервиса, — это и будет ваше магическое число. Например, если у вас имеется кластер, документируйте его, а не входящие в него отдельные серверы. Достаточно задокументировать кластер как конфигурационную единицу и — в дополнение к ней — то, как сконфигурирован репрезентативный сервер.

Для запуска пилотного CMDB-проекта в качестве объекта лучше выбирайте какой-нибудь важный для вашей организации ИТ-сервис, который имеет широкую поддержку, но не критичен с точки зрения прибыльности. Выбранный вами сервис не должен требовать частых модернизаций и должен быть самодостаточным. Приложения, нуждающиеся в частых обновлениях, затруднят управление проектом и увеличат вероятность возникновения ошибок.

Электронная почта обладает рядом преимуществ в качестве кандидата на пилотный проект. Прежде всего, она не требует (и не любит) частых изменений. Кроме того, под электронную почту, как правило, выделяют свои серверы, оборудование и ПО, что упрощает определение взаимосвязей в тестовом сценарии. И поскольку электронная почта представляет собой весьма зрелое приложение, то вам будет обеспечена поддержка множества людей, которые хорошо понимают суть взаимоотношений и зависимостей лежащих в ее основе конфигурационных единиц и которые смогут участвовать в их определении и соотнесении.

Этапы большого пути

Управление конфигурацией предусматривает следующие ключевые этапы: планирование, определение, управление, учет и верификация статуса. Планирование проекта включает в себя определение цели, объема, обстановки, правил и процедур, а также характеристику организационного и технического контекстов. Выбрав приложение, вы тем самым определитесь с объемом проекта, но вам еще потребуются нужные для его выполнения люди. Для разработки пилотного проекта электронной почты вам потребуются администратор службы e-mail, кто-нибудь из службы технической поддержки и из числа пользователей. Сетевой инженер и менеджеры по устранению инцидентов и контролю изменений тоже войдут в проектную команду независимо от того, какое приложение вы выберете. Ну а руководитель отдела ИТ и представитель от администрации компании придадут проекту дополнительный вес, подчеркнув своим присутствием важность обеспечения качества ИТ-обслуживания.

Определение конфигурационных единиц начинается со знакомства с тем, кто располагает информацией о каждой CI, равно как и о их взаимосвязях, и со сбора конфигурационной документации. На данном этапе также назначаются CI-идентификаторы, устанавливается порядок их нумерации и все помеченные единицы вносятся в CMDB.

Объем проекта включает в себя все относящееся к электронной почте. Вы должны зафиксировать специфические характеристики оборудования, ПО и их конфигурации, влияющие на доставку электронной почты: серверное ПО e-mail и его конфигурацию, ОС и конфигурацию сервера, скорость и конфигурацию канала связи с коммутатором, а также тот факт, является ли этот канал линией виртуальной ЛВС. Если аутентификация пользователей задействует службу справочника, вы также должны учесть специфические характеристики конфигурации данного сервиса, его аппаратного и программного обеспечения.

Управление критически важно для обеспечения работы всего процесса. В БД должны заноситься только авторизуемые и определяемые конфигурационные единицы. Кроме того, ни одна единица не может быть добавлена, изменена, заменена или удалена без надлежащей процедуры документарного учета, такой, как согласованный запрос на внесение изменений или обновление спецификации. Например, если поставщик коммутатора, подключенного к серверу e-mail, публикует уведомление об обнаруженной уязвимости, устранение которой требует обновления ПО, вы должны полностью задокументировать вносимые изменения и до их внесения указать причину, вызвавшую их, и лицо, одобрившее их.

Это подводит нас к учету статуса, т. е. регистрации текущих и ретроспективных данных о каждой конфигурационной единице. Цель данного процесса заключается в отслеживании изменений в отношении каждой единицы на протяжении ее жизненного цикла, будь то разработка, тестирование, развертывание, эксплуатация или деинсталляция. Как только запись об изменении статуса коммутатора службы e-mail попадает в CMDB, другие приложения, например технической поддержки, могут запросить ее, чтобы удостовериться в том, что изменение было согласовано и полностью реализовано.

После внесения всех данных в CMDB приходит черед их верификации. Она представляет собой череду обзоров и аудитов с целью убедиться в физическом существовании учетных единиц и их правильной регистрации в CMDB.

При хорошо отлаженном процессе управления конфигурациями CMDB становится удобным инструментом для предоставления ИТ-услуг. Выполнив пилотный проект, вы сможете взяться за другой, более масштабный и выбрать для него критически важный с точки зрения вашей организации ИТ-сервис — например, такой, как служба электронной коммерции или управления поставками. Но в любом случае не спешите покупать ПО управления конфигурациями, пока досконально не определите и не изучите этот бизнес-процесс. .





  
5 '2006
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• Управляем конфигурационными зависимостями

• «Наглядное пособие» по конвергенции

инфраструктура

• Пришло время сетевых систем хранения данных

информационные системы

• Business Intelligence: один продукт, чтобы угодить всем

• Хостируемые CRM-системы на службе заказчика

• Семь основных принципов эффективного общения

• Электронный регион в «электронном государстве»

сети связи

• Обмен сообщениями на любой вкус

• SIP на «поверке»

кабельные системы

• Экранированным медным кабелям — путевку в новую жизнь!

• Стандартизация промышленных кабельных систем

защита данных

• Снова тестируем фильтры спама

новые продукты

• Производительная безопасность от Juniper; Мультисервисная платформа «Зелакс-ММ»; Системы электропитания Actura; Серверы Mr.ROBO


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх