Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Когда деревья будут большими

А. Н. Новичков

В одном фантастическом фильме астронавт, заблудившийся в незнакомой галактике, ковыляя по пыльной пустынной планете, натыкается на пустую банку известного безалкогольного напитка. Если отбросить рекламную составляющую сюжета, то по задумке сценариста для потерявшегося в космосе человека это был верный признак возврата к жизни, того, что его цивилизация уже здесь и для него не все еще потеряно.

Наверное, что-то похожее испытывает российский турист, путешествуя по своей стране или ее ближайшему окружению, когда за тысячи километров от дома вдруг встречает знакомую вывеску продовольственного магазина, аптеки или салона связи, где он имеет шанс получить привычный ему сервис. Если взглянуть шире, стремительно распространяющиеся по стране розничные торговые сети, прививающие единую культуру ведения бизнеса, стимулируют развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктур, как корни деревьев, высаживаемых на зыбкой почве, “стягивают” нашу необъятную страну, подспудно способствуют ее экономической и культурной консолидации.

О масштабе развития розничных сетей в России я имел лишь общее представление до тех пор, пока не посетил отраслевую конференцию “Business Solutions: Retail”, посвященную ИТ-решениям для сетей розничной торговли, прошедшую на египетском курорте Шарм-Эль-Шейх в конце января.

Эта конференция свела вместе крупных потребителей ИТ-систем — разнообразные российские торговые сети — и их поставщиков — производителей аппаратных и программных решений и системных интеграторов.

Масштаб диктует условия

После презентаций и докладов, подготовленных участниками конференции, начинаешь невольно испытывать гордость за свою предметную область — телекоммуникации и ИТ: наконец-то в развитии российского бизнеса наступает этап, когда ее роль можно оценить по достоинству. Ведь сегодня речь идет уже не о каких-то удобствах управления и не о требованиях формальной отчетности перед фискальными органами или, скажем, для публичного размещения акций или выпуска облигаций. Дело в принципиальной невозможности расширения бизнеса компании без ИТ при перерастании ею определенного масштаба. Представьте себе, например, как без автоматизации можно контролировать снабжение и продажи в торговой сети, насчитывающей 5087 точек в 1221 городе в 10 странах? Именно столько салонов мобильной связи на конец 2006 г. было в компании “Евросеть”.

Конечно, феноменальный рост этой розничной сети в первую очередь обусловлен энергией ее руководителей, строгой отладкой бизнес-процессов и стандартизацией всего — от инструкций по обслуживанию клиентов до типов используемых ПК. Но авторитет ИТ-департамента в этих условиях непререкаем: он обеспечил возможность быстрого масштабирования системы управления, поддержания связности всей структуры, как бы далеко она ни простиралась. Созданная здесь организационная структура позволяла открывать до 100 магазинов в день.

Однако построение такой распределенной системы требует немалых финансовых и временных затрат. В свое время с целью поддержания корпоративного управления компания “Евросеть” начала строить собственную мультисервисную сеть IP/MPSL с обеспечением телефонии на базе технологии VoIP. В результате получилась сеть операторского уровня и федерального масштаба, а внутреннее коммуникационное подразделение розничной сети было выделено в отдельную компанию ЗАО “Электросвязь”. По заверению Андрея Володина, одного из докладчиков на конференции, бывшего руководителя по технологическому развитию компании (а ныне гендиректора фирмы CTI Communications), который стоял у истоков создания этой телекоммуникационной сети, она окупает себя уже с точки зрения внутренних корпоративных телефонных переговоров, не говоря уже о предо-ставлении услуг связи внешним клиентам и реализации проекта виртуального оператора мобильной связи (MVNO).

Среди прочих заслуг ИТ-департамента “Евросети” — создание распределенного call-центра, способного непрерывно обслуживать пользователей из всех часовых поясов России; система дистанционного обучения сотрудников; организация оперативных управленческих видеоконференций и многое другое.

О связи в связи со связью

Хорошо, когда торговая компания может построить свою собственную телекоммуникационную сеть, но это скорее исключение из правил. Для коммерсантов более привычно арендовать услуги, являющиеся непрофильными для их бизнеса. На этой проблеме заострили внимание докладчики, представлявшие двух розничных торговых операторов, каждый с более чем миллиардным оборотом (в долларах), — это торговые сети “Копейка” и “Связной”.

Как рассказал Олег Дзюба, ведущий консультант департамента ИТ компании “Копейка”, первая распределенная сеть в ней была построена, когда в фирме было всего 5 магазинов (первый универсам был открыт в 1998 г.), и представляла собой выделенные каналы со скоростью 64 Кбит/c. К середине же прошлого года в розничной сети было уже 140 магазинов, а к моменту проведения конференции — 330!

И из каждого тянется “ниточка” передачи данных в центральный офис компании, в вычислительном центре которого “перемалывается” вся эта информация с помощью ERP-системы SAP R/3. Кроме того, к корпоративной сети подключены четыре логистических центра, обеспечивающие соответствующие географические регионы, которые оказались на сегодняшний день в сфере интересов компании.

Так вот, пока сеть универсамов “Копейка” развивалась в пределах московской кольцевой автодороги, проблем со связью у нее не было: их решение брал на себя один провайдер, обеспечивавший подключение нового магазина к корпоративной сети за неделю. Но стоило компании выйти за пределы МКАД, обнаружилось, что даже в Московской области быстро и надежно организовать выделенный канал связи весьма не просто, что там говорить о других регионах.

Нечто подобное рассказал и Евгений Сизов, руководитель ИТ-управления компании “Связной”, еще одной крупной розничной сети, объединяющей 1250 салонов связи (за точность поручиться нельзя, поскольку, как вы уже поняли, число их растет день ото дня). Одним из дополнительных сервисов, оказываемых в магазинах “Связной”, является зачисление абонентами платы за услуги сотовой связи в онлайн-режиме. Однако если нет постоянного канала передачи данных — нет речи и об интерактивной оплате счетов, а это потеря клиентов...

Евгений Сизов был еще откровеннее, признав, что в географических точках, где компании интересно открывать свои магазины (а их число в 2007 г. планируется увеличить еще на 400), связи зачастую нет вообще никакой, кроме сотовой. При корпоративном стандарте “Связного” на срок запуска новой торговой точки, равный двум неделям, отсутствие телекоммуникационной инфраструктуры в российской глубинке становится ощутимым препятствием развитию их бизнеса.

Бедой ли, виной наших региональных связистов является такая неповоротливость (ведь часто задержки с подключением клиентов обусловлены не столько физическими ограничениями, сколько бюрократическими проволочками), но на помощь бизнесменам приходят коммерческие провайдеры, такие, как “Айпинэт”, оператор спутниковой связи VSAT.

Компания была создана семь лет назад и, по признанию ее генерального директора Мурада Софизаде, последние два года благодаря партнерам активно расширяет свое присутствие в регионах. Принцип построения корпоративной мультисервисной сети для клиентов “Айпинэт” такой: в Москве расположен центр управления сетью — грубо говоря, мощный маршрутизатор IP-сети, к которому посредством выделенных фиксированных каналов или через Интернет подключены центральные московские офисы географически распределенных компаний, а их филиалы и удаленные точки присутствия подсоединяются к своей корпоративной сети посредством VSAT-терминалов HughesNet (прежнее название Direcway), представленных целой гаммой маршрутизаторов, модемов и систем организации IP-телефонии. Пропускная способность прямого канала спутниковой связи у “Айпинэт” может достигать 48 Мбит/с, а обратного — 1600 Кбит/с

Помимо упомянутых выше сетей “Копейка” и “Связной”, клиентами “Айпинэт” являются “Аптечная сеть 36,6”, торговые сети “Дикси”, “М.Видео”, “Перекресток”, нефтегазовые компании, сети автозаправочных станций, банки и др. Несмотря на то что спутниковая связь — услуга не из дешевых и в общем случае дороже фиксированной наземной связи, клиенты прибегают к ней, и часто даже отнюдь не из-за отсутствия альтернативы: иметь дело с единственным провайдером намного проще и дешевле, нежели собирать в единый пул разнородные каналы от разных операторов и выделять отдельный ресурс на поддержание его в работоспособном состоянии.

А поскольку компания “Айпинэт” выступает еще и в роли интегратора решений компании Hughes Network Systems, она может построить коммуникационную сеть под ключ и затем полностью взять на аутсорсинг все услуги связи клиента, включая корпоративную телефонию, видеоконференции, сеансы обучения, многоадресную трансляцию видеоконтента и т. п.

Не торговлей единой

Несмотря на огромные обороты, бизнес розничных сетей сегодня не является высокомаржинальным, особенно в условиях ценовых войн и усиления конкуренции на рынке (например, по оценкам экспертов, торговая сеть “Ашан” в России только сейчас начала выходить на окупаемость, а чтобы “ударять по ценам” в течение нескольких лет, ей приходилось часто торговать себе в убыток).

Мало того, беспокойства ритейлерам прибавляют и совершенно неожиданные (по их мнению) конкуренты. Так, недавно рынок “мобильной” розницы вдруг начали осваивать сами операторы сотовой связи, открывая в своих представительствах салоны по продаже мобильных телефонов (у МТС их, например, сейчас уже порядка 500). В такие моменты и выясняется, насколько гибкие организационную структуру и бизнес-процессы удалось той или иной розничной сети выстроить за прошедшие годы, с тем чтобы быстро перенастроиться на оказание услуг другого типа. Если вы взглянете на сайт “Евросети”, то обнаружите предложение КПК, фотоаппаратов, ноутбуков и даже услуги фотопечати и продажи билетов на концерты. И такого рода диверсификация вида деятельности в наших торговых сетях только начало.

В качестве иллюстрации этой темы можно привести доклад г-на Володина по созданию виртуальных операторов мобильной связи в торговых сетях. По большому счету, суть этого бизнеса заключается в продаже в розницу трафика, который сотовый оператор предоставляет торговой сети по оптовой цене. Такая услуга может быть организована по разным моделям и с разной степенью обладания технической инфраструктурой со стороны виртуального оператора. Но минимум, которым он должен быть наделен, — это наличие системы продаж, биллинга (по крайней мере сопряжения с соответствующей системой сотового оператора), поддержки клиентов и организация маркетинга — собственно, почти все то, что у большинства торговых сетей уже есть. В этом бизнесе к середине прошлого года во всем мире работали порядка 260 компаний, среди которых — такой гранд розничной торговли, как Wal-Mart.

Возможно, выход на рынок MVNO со стороны той же “Евросети” (опытная зона MVNO которой уже испытывалась в прошлом году на базе сотового оператора “Смартс” в Самарской области) и будет достойным ответом на нападки, осуществляемые сотовыми операторами на бизнес торговых сетей. Но в любом случае подготовка к будущим боям за рынок новых, еще неизвестных нам услуг закладывается сейчас в виде построения гибкой и масштабируемой телекоммуникационной и вычислительной сети, позволяющей автоматизировать управление географически распределенной бизнес-структурой любой сложности..





  
3 '2007
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• Курс на адаптивные сети

• ИТ-обучение как бизнес

• Когда деревья будут большими

инфраструктура

• Успех SMASH?

• Время сетевых камер видеонаблюдения пришло

• Руководство по выживанию с помощью ИТ

сети связи

• «ИКТ-Консалтинг» ищет связь

• IP-УАТС на 100 пользователей: анализ предложений

кабельные системы

• «Интеллектуальное» управление СКС: преимущества и проблемы внедрения

защита данных

• Проблемы предотвращения вторжений на хосты

новые продукты

• Единая офисная проводка


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх