Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Автономные вычисления: представления и реальность

Майкл Биддик

Шесть лет назад сотрудник корпорации IBM Пол Хорн сформулировал новую концепцию развития информационных технологий (ИТ). Добились ли мы успехов в ее реализации или только занимались пустой болтовней?

Ваша ИТ-инфраструктура приближается к такому состоянию, в котором больше не может удовлетворять потребности бизнеса и даже перестает быть управляемой? Увы, такое случается. Сегодня, когда сложные сервис-ориентированные архитектуры (SOA) и конвергентные приложения (в том числе средства IP-телефонии) получают широкое распространение на предприятиях, ИТ-отделам последних приходится расплачиваться за попарную интеграцию слишком большого числа приложений, осуществленную с помощью “доморощенных” и незадокументированных сценариев. Это приводит к неструктурированности ИТ-процедур и росту трудозатрат, к тому же инфраструктура предоставления услуг получается негибкой, что ухудшает взаимоотношения с клиентами.

Какова же судьба грандиозных планов Пола Хорна на предмет автономных вычислений? Они вовсе не реализованы, поскольку, на словах признавая важность автоматизации работы вычислительных систем, предприятия ИТ-отрасли слишком часто выбирали для себя путь наименьшего сопротивления, решая тактические задачи и откладывая на потом трудную работу по созданию автономных самовосстанавливающихся систем.

С целью изменения сложившейся ситуации компании CA, Hewlett-Packard (HP) и Microsoft совместно с рядом более мелких производителей ПО присоединились к корпорации IBM для поиска практического решения проблем, стоящих перед ИТ-отделами организаций. Чтобы автоматизировать работу вычислительных систем своего предприятия, нужно иметь четкое представление о его бизнес-целях, ИТ-инфраструктуре, технических требованиях к ней и о существующих рабочих процессах. Такие знания даже в минимальном объеме позволят добиться значительной экономии затрат.

На самом же деле винить ИТ-отделы за то, что они работают в режиме пожарной команды, не следует. Потребности бизнеса в ИТ-услугах изменяются все быстрее, и это повышает нагрузку на бюджеты и технические средства предприятий всех масштабов. Усложнение ИТ-систем — явление не новое, но в последнее время темпы его возросли, а разработка ИТ-процессов и их реализация, что называется, вручную часто оказываются настолько трудоемкими, что делаются практически невыполнимыми, в то время как это нередко является вопросом выживания предприятия. И еще. Доступность критически важных бизнес-услуг напрямую зависит от “здоровья” ИТ-инфраструктуры, что приводит к повышению требований бизнеса к уровню ее надежности.

Реагируя на такую ситуацию, некоторые предприятия стараются оптимизировать управление сервисами и ИТ-процессами, о чем свидетельствует рост их интереса к библиотеке ITIL (IT Infrastructure Library). Используя ее, производители разрабатывают средства автоматизации процессов, помогающие существенно сократить вмешательство человека в выполнение повторяющихся и часто подверженных ошибкам процедур управления инцидентами. Но использование ITIL только часть решения проблемы автоматизации.

Определение автономной системы

В ИТ-отрасли выработался ряд критически важных требований к вычислительной системе, от выполнения которых зависит автономность работы последней. Итак, автономная система должна:

1. Оптимально выбирать необходимые для решения той или иной задачи ресурсы без вмешательства администратора и уметь динамически конфигурировать и переконфигурировать сервисы в зависимости от непрерывно меняющихся условий работы.

2. Постоянно самооптимизироваться, опять же без вмешательства администратора находя способы улучшения своей работы и повышения качества обслуживания пользователей.

3. Иметь определенные возможности самоанализа, позволяющие ей получать информацию о собственных компонентах, что нужно для оценки ее текущего состояния, производительности и тенденций использования, а также для привлечения дополнительных ресурсов с целью повышения производительности (в случае необходимости).

4. “Уметь” самовосстанавливаться, чтобы ситуации, приводящие к снижению производительности, сбои в работе (небольшие или даже катастрофические) и угрозы безопасности оказывали минимальное воздействие на работу пользователей, а также обнаруживать проблемы — в идеале до их реального проявления — и выполнять соответствующие корректирующие действия.

5. Всегда быть готовой к взаимодействию с внешним окружением, включая способность распознавать внешние системы и создавать новые правила политики по работе с ними, базироваться на открытых стандартах.

Практический подход

Для успешной реализации любого проекта в области автономных вычислений очень важно реалистично определить его цели на самом раннем этапе. С особой тщательностью подойдите к определению уровня операционной зрелости вашего предприятия (рис. 1). Прежде чем приступить к реализации самоуправляющейся автономной системы, надо организовать сбор информации о конфигурации сети и серверов, обслуживании клиентов, а также о внешних и внутренних договорах SLA (Service-Level Agreement).

Если ваше предприятие находится на уровне “Хаос” или “Реагирование”, вы получите наибольшую отдачу от внедрения базовых средств мониторинга работы ИТ-среды и управления ею и от разработки формальных процедур управления инцидентами, изменениями и конфигурированием. Использование таких продуктов, как OpsForce компании iConclude, Integration Server фирмы Opalis и AMP компании RealOps, поможет предприятиям, стремящимся выйти на уровень “Упреждение” или “Сервисный”, добиться ряда целей, а именно:

• Автоматизации деловых и производственных процессов с использованием службы поддержки (ser-vice desk) и приложений для мониторинга работы системы с целью уменьшения числа влияющих на обслуживание пользователей сбоев в ее работе и сокращения среднего времени ее восстановления.

• Разработки ориентированной на обслуживание ИТ-стратегии, которая должна осуществляться в подразделениях предприятия и одной из составляющих которой должно быть формирование упорядоченной структуры рабочих процессов.

• Исключения выполняемых вручную и потому подверженных ошибкам часто повторяющихся операций за счет использования средств автоматизации рабочих процессов и визуального управления ими.

• Применения заранее описанных процедур решения распространенных проблем в работе сети или приложений.

• Реализации основанных на стандартах точек интеграции ИТ-среды с критически важными системами (такими, как системы ввода заказов, предоставления доступа к ресурсам, билинга и мониторинга), а также разработки автоматизированных процессов обмена данными между этими системами.

Инструменты для работы

Большинство компаний-производителей, работающих в области автономных вычислений, ориентируются на крупные предприятия, работа которых сильно зависит от ИТ и которые обычно находятся между уровнями “Реагирование” и “Упреждение”. Эти предприятия развернули у себя дорогостоящие средства управления сетью и приложениями, но их ИТ-подразделения по-прежнему вручную выполняют процедуры, связанные с управлением инцидентами, конфигурированием и изменениями, вносимыми в ИТ-среду. При указанном положении дел часто требуется потратить несколько минут или даже часов, чтобы определить, как то или иное изменение или событие сказывается на обслуживании клиентов, и приоритизировать задачи исходя из принятых уровней обслуживания и потребностей бизнеса.

Сотрудникам таких предприятий идея автономных вычислений может показаться фантастической, абсолютно нереализуемой, но это не так. Корпорация IBM разработала набор средств Autonomic Computing Toolkit, специально предназначенных для решения связанных с ИТ проблем, и сейчас реализует функциональные возможности автономных вычислений по всей своей линии продуктов. Компании HP и CA тоже хотят поучаствовать в этой игре. Концепция Adaptive Enterprise компании HP предполагает развертывание инфраструктуры приложений с акцентом на интеграцию Web-сервисов и взаимодействие их с другими продуктами HP, использующимися на предприятии. Компания CA предлагает продукты Unicenter Enterprise Job Management, реализующие планирование выполнения рабочих процессов в среде любых приложений. Для управления бизнес-процессами компания Microsoft выпустила семейство приложений Microsoft Dynamics. Они призваны помочь специалистам предприятий принимать оптимальные решения на основе системной информации.

Компаниям, которые еще не готовы приобретать крупномасштабные решения, небольшие фирмы — производители ПО, которые появились в последние два года, предлагают продукты, предназначенные для решения повседневно возникающих проблем в их операционных центрах. Например, ПО компаний iConclude, Opalis и RealOps помогает решать широкий круг проблем в работе приложений и оптимизировать выполнение функций управления сетью и обеспечения информационной безопасности.

Для всех крупномасштабных решений в области автономных вычислений характерно то, что они создают цельную интегрированную ИТ-среду, позволяющую собирать информацию из всех доступных источников. В основу приложений более низкого уровня положены схожие архитектурные концепции. Поскольку эти средства нацелены на то, чтобы справляться с проблемами, они, как правило, образуют “промежуточный слой” между ПО мониторинга и ИТ-инфраструктурой. Все они реализуются на основе имеющихся у предприятия средств мониторинга и приложений службы поддержки, поэтому мало чем могут помочь предприятиям, находящимся на уровне “Реагирование” и стремящимся подняться на следующий уровень.

После того как ИТ-отдел определил необходимые рабочие процессы, приложения начинают выполнять процедуры, установленные для каждого возможного инцидента, информируя ИТ-специалистов о его возникновении. Среди подлежащих автоматизации процедур могут быть создание новых заявок на устранение претензий клиентов, выполнение заранее определенных тестов с целью поиска неполадок и осуществление, когда это возможно, действий по их устранению (рис. 2).

Предназначенные для автоматизации работы вычислительных систем приложения могут снизить расходы на оплату труда обслуживающего персонала, сократить число ошибок в его работе и уменьшить время исполнения ИТ-процедур. И что еще более важно, они способствуют движению организации к целостному (общекорпоративному) взгляду на свои бизнес-процессы. Например, онлайновые инструментальные панели, отображающие ключевые параметры таких процессов, дают возможность в режиме реального времени контролировать каче-ство обслуживания клиентов.

В ближайшие несколько лет ожидается появление на рынке большого числа новых решений в области автономных вычислений, и мы прогнозируем, что крупные производители ПО, работающие в этой области, будут покупать небольшие инновационные компании.

Определенно стоит переходить к автономным вычислениям. Руководители ИТ-подразделений, которые сумеют реализовать соответствующие инициативы, станут творцами перемен в своих организациях. Концепция автономных вычислений довольно полная и основательная, и ее воплощение в жизнь окажет огромное положительное влияние на работу ИТ-отдела предприятия и его бизнес в целом, поскольку позволит сотрудникам предприятия сосредоточить усилия на своих ключевых задачах, составляющих основу бизнеса..





  
4 '2007
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• Неудовлетворенность клиентов гарантирована

• Новому поколению бизнеса посвящается

инфраструктура

• iSCSI против Fibre Channel

• Автономные вычисления: представления и реальность

• Серверы российского производства

информационные системы

• 12 особенностей работы call-центров, о которых должно знать руководство

• IP-технология в call-центрах

• Детектор данных

кабельные системы

• От волокна до кросса

• Выбираем кабельный хомут

• Оптические кабельные системы для критически важных приложений

сети связи

• Городские сети Wi-Fi

• Корпоративные сети WAN: новый баланс сил

защита данных

• Контроль доступа к сети: интрига завязывается

новые продукты

• Новые тестеры MultiLAN


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх