Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Наше мобильное будущее?

В. И. Шельгов

Весной этого года крупнейшие российские сотовые операторы — «Вымпелком», МТС и «Мегафон» победили в конкурсе на право получения лицензий на оказание услуг сотовой связи третьего поколения (3G). И хотя сети 3G в нашей стране еще не построены, очень хочется побольше узнать о том, какими могут быть услуги, предоставляемые с помощью этих сетей, и какие сервисы реально востребованы жителями западноевропейских стран, где сети 3G уже вовсю функционируют в течение ряда лет. Эта и другие темы обсуждались в начале сентября с. г. в ходе встречи журналистов ведущих российских телекоммуникационных изданий с Жоржем Пересом, директором подразделения 3 Power итальянского оператора 3 Italia, входящего в концерн Hutchison Whampoa. Встреча была организована компанией Ericsson, на основе оборудования которой построены вся базовая сеть (core network) и половина сети радиодоступа UMTS этого оператора. Архитектура базовой сети соответствует стандарту 3GPP R4. В ней функции коммутации соединений выполняет решение Mobile Softswitch компании Ericsson, а домен коммутации пакетов реализован на базе узлов SGSN и GGSN этой же компании. В рамках контракта на оказание управляемых услуг Ericsson администрирует и обслуживает данную сетевую инфраструктуру.

Фирма 3 Italia выиграла тендер на получение лицензии UMTS в Италии в 2000 г. и начала пре-доставлять услуги связи в этом стандарте в 2003 г. При выходе на рынок она проводила широкомасштабную маркетинговую кампанию, продавала мобильные телефоны со скидками или даже вообще предоставляла их бесплатно при заключении контракта на обслуживание (субсидирование покупки определенных моделей терминалов сохраняется и в настоящее время). Сегодня 3 Italia является лидером итальянского рынка услуг 3G с абонентской базой около 8 млн человек. Среди них особенно популярны различные Интернет- и видеосервисы. Так, один из сервисов дает возможность абонентам размещать свои видеоролики в базе данных, доступной и другим пользователям сети. И когда кто-либо из них просматривает чей-то хранящийся в базе видеоролик, владелец (автор) последнего получает за это деньги. Таким образом, каждый абонент может стать своего рода контент-провайдером и даже заработать на этом какую-то сумму. Разумеется, оператор контролирует размещаемый абонентами контент с целью не допустить публикации сцен насилия, порнографии и других запрещенных материалов. Предлагаются также услуги «видео по требованию» и загрузки видеофильмов (в компании имеется обширная фильмотека).

Стоит отметить, что услуга видеотелефонной связи оказалась не такой уж востребованной, как предполагалось ранее. Спрос на нее растет, но не быстро — примерно со скоростью увеличения абонентской базы сети. Сам г-н Перес пользуется этой услугой по 2–3 мин в день для общения со своими внуками. Сейчас специалисты компании внедряют новый видеосервис, суть которого состоит в следующем: в доме абонента устанавливается камера видеонаблюдения с детектором движения; при обнаружении движущегося объекта она инициирует три видеозвонка: в полицию, абоненту (хозяину дома) и его другу или родственнику. Видеоинформация записывается. Во время видеозвонка полицейский или абонент может масштабировать изображение, пользуясь трансфокатором этой камеры. По мнению г-на Переса, данный сервис должен значительно увеличить число видеозвонков. Кроме того, он считает, что со временем видеотелефонная связь будет больше востребована бизнес-клиентами.

В Италии показатель ARPU (Average Revenue Per User), относящийся к голосовым услугам, неуклонно снижается и в настоящее время составляет 18–20 евро (имеют место небольшие колебания по месяцам); прогнозируется дальнейшее уменьшение его до 8 евро. В компании же 3 Italia показатель ARPU от предоставления всех видов услуг составляет 30–36 евро, и в скором времени он должен возрасти до 40 евро. Таким образом, сейчас в доходах оператора доли голосовых и неголосовых услуг примерно равны, но имеется ярко выраженная тенденция к превалированию последних. По мнению г-на Пе-реса, в будущем услуги голосовой связи станут вообще бесплатными. Основные же доходы операторы станут получать от всевозможных Интернет-сервисов, мобильного телевидения, информационных порталов и «скачивания» контента.

После приобретения в 2005 г. национальной лицензии и статуса оператора цифрового ТВ компания 3 Italia в июне 2006 г. в дополнение к услугам 3G стала оказывать еще и услугу цифрового мобильного ТВ по технологии DVB-H, которая обеспечивает более высокое качество изображения, чем потоковые IP-ТВ-сервисы, предоставляемые по сети 3G. Однако не зависящая от последней инфраструктура DVB-H не является интерактивной, поэтому все свои диалоговые сервисы оператор реализует на базе сети 3G.

Пользователи услуги мобильного ТВ компании 3 Italia имеют возможность смотреть программы Mediaset, Rai, Sky, два ТВ-канала ее собственного производства — La3 Live и La3 Sport, основные спортивные состязания, информационные и развлекательные передачи. По состоянию дел на 22 августа с. г. на эту услугу подписалось около 719 тыс. человек. Самыми популярными являются передачи футбольных матчей (итальянцы завзятые болельщики) и реалити-шоу типа «Большого брата». Такого рода шоу хорошо подходят для мобильного ТВ, поскольку события в них развиваются, как правило, медленно, а значит, можно просматривать их лишь эпизодически и при этом оставаться в курсе происходящего.

Большую роль в обслуживании абонентов сети 3G этого оператора играет технология HSDPA (High Speed Downlink Packet Access), запущенная в коммерческую эксплуатацию в апреле 2006 г. и обеспечивающая скорость передачи данных абоненту до 7,2 Мбит/с. В настоящее время эта технология доступна на 86% площади радиопокрытия сети 3G оператора 3 Italia, а в 2008 г. предполагается распространить ее на всю эту территорию. Сейчас почти все продаваемые в Италии новые терминалы 3G поддерживают технологию HSDPA.

В середине июля с. г. компании 3 Italia и Ericsson представили на рынке технологию HSUPA (High Speed Uplink Packet Access), которая уменьшает различие между скоростями передачи данных по восходящему и нисходящему каналам. На первоначальном этапе внедрения в сеть оператора 3 Italia эта технология позволит абонентам передавать данные на скорости до 1,4 Мбит/с, а впоследствии, после модернизации сети, максимальная скорость передачи будет увеличена до 5,76 Мбит/с. Указанная технология окажется полезной, например, при работе вышеописанного сервиса размещения видеороликов абонентов в общедоступной базе данных.

Стоит отметить, что фирма 3 Italia — отнюдь не единственный клиент компании Ericsson, внедряющий у себя передовые радиотехнологии. В общей сложности по состоянию дел на середину июля с. г. Ericsson поставила инфраструктурные решения для 57 сетей HSxPA из 118 таких сетей, действующих во всем мире.

Как выяснилось в ходе встречи, UMTS-роуминг в Европе пока не развит. Компания 3 Italia не имеет соглашений по такому роумингу ни с одним другим оператором в других европейских странах, поскольку сети UMTS еще недостаточно широко распространены. Но через два-три года ситуация должна существенно измениться. Впрочем, абоненты сети 3 Italia могут пользоваться услугами 3G в сетях других операторов концерна Hutchison Whampoa, развернутых в других странах (например, в Великобритании).

В заключение скажу, что руководство компании 3 Italia не планирует использовать технологии WiMax и Wi-Fi. По словам г-на Переса, в Италии с их помощью еще никто не заработал много денег..





  
10 '2007
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• На родине Web

инфраструктура

• «Многоликое» монтажное оборудование

• Проектирование ЦОДа

• VoIP-системы громкого оповещения

• Правда о надежности устройств хранения данных

• C помощью iFind мы найдем друг друга без проблем

сети связи

• Наше мобильное будущее?

информационные системы

• Перспективы BPEL

• Тяжкое бремя Vista: смиритесь с неизбежностью

• Сlick-to-call делает вызов

• Виртуальные справочники осваивают рынок

кабельные системы

• Характеристики СКС и квалификация кабельщиков очень важны для ЦОДов

• Оптоволокно для внутриобъектовых систем

защита данных

• Интервью журнала NWC с руководителем компании Imperva Шломо Крамером

• Speermint: стандартизированный протокол SIP-пиринга

• Во всем виноват браузер

• Сертификация сайтов не решает проблему безопасности

новые продукты

• Кабельные стяжки для пищевой промышленности; Эстетичное управление шнурами; Новые ИБП для дома и офиса; Шлюз для передачи сотового трафика через DSL; О мечте парковщика


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх