Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Мобильные IM-сервисы преодолевают барьеры

Питер Рисеви

Возможно, у мобильных IM-сервисов и неважная репутация, но отделы ИТ, которые пренебрегут ими, сочтя новшеством чисто потребительского назначения, рискуют упустить из виду серьезный инструмент для повышения производительности труда.

Учитывая повсеместное распространение мобильных телефонов — в одном только 2006 г. их по всему миру было продано около миллиарда (данные Strategy Analytics) — и тот факт, что все больше «белых воротничков» уже не могут обходиться без службы мгновенных сообщений (Instant Messaging — IM) на своих настольных системах, можно подумать, что мобильные IM-сервисы станут следующим «грандиозным прорывом» в корпоративных коммуникациях. Но не тут-то было, если судить по некоторым исследованиям. Так, аналитическая группа Radicati сообщает всего лишь о 2,3 млн корпоративных учетных записей мобильных IM-сервисов в США в сравнении с 62 млн пользователей IM-сервисов настольных систем. И, согласно ее же прогнозам, к 2010 г. лишь 10% корпоративных учетных записей IM станут мобильными.

Нас это не радует. Это слишком ценная технология, чтобы оставлять ее на откуп тинейджерам. Использование IM-сервисов может сделать некоторые неэффективные виды коммуникаций, включая голосовую почту и автоответчики, такими же ненужными, как и проводные телефоны. Некоторые операторы связи уже разрабатывают проекты унифицированных коммуникаций. Относительно же молодежи можно сказать следующее: когда исследовательская компания Forrester Research спрашивала 4548 учащихся в возрасте от 12 до 21 года о том, что стоит первым номером в их списке необходимых для мобильного телефона средств, то IM лидировал почти с двойным отрывом от мобильной электронной почты. А ведь эти молодые люди — ваши будущие сотрудники.

Резонные возражения

Существуют ли препятствия развертыванию мобильных IM-сервисов в организациях? Да, существуют. Переговорив с ведущими поставщиками, в том числе с компаниями AOL и IBM, мы выявили те негативные моменты, которые мешают широкому их использованию в корпоративной среде. Ведущие поставщики и операторы сосредоточили свои усилия на потребительском рынке, тогда как корпоративные пользователи обоснованно предвидят сложности в обеспечении безопасности мобильных IM-коммуникаций и управлении ими. Однако есть способы, позволяющие организациям справиться с реальными проблемами безопасности и управления и при этом соблюсти требования законодательства.

Целесообразно было бы сначала проработать по-возможности основные вопросы, связанные с развертыванием мобильных IM-сервисов, а само развертывание отложить на год-два: к тому времени ситуация благодаря сотовым операторам должна значительно улучшиться. Операторы сотовой связи намерены обеспечить хостинг обширного набора разнообразных IM-сервисов корпоративного класса, примерно так же как сейчас они предлагают системы беспроводной электронной почты для бизнеса.

В более долгосрочной перспективе операторы планируют развернуть комплексные мультимедийные IP-инфраструктуры (IP Multimedia Subsystem — IMS). IMS позволит комбинировать коммуникационные сеансы, включая в них IM-сообщения, передачу голоса и видео, а также реализовать доступ к информации о местонахождении пользователя. Теперь от операторов зависит, предоставят ли они IMS-интерфейсы с целью предложить предприятиям расширенные сервисы, которые позволят корпоративным пользователям плавно переходить от IM к VoIP или к интерактивным видеосеансам. Все компании, с представителями которых мы беседовали, заявили, что рассматривают варианты внедрения IMS, но ни одна не поделилась конкретными планами на эту тему, так что до 2008 г. мы вряд ли увидим IM-сервисы на базе IMS.

Под другим именем

Зададимся обманчиво простыми вопросами: что такое мобильные IM-сервисы и можно ли отнести к ним службу коротких сообщений (Short Message Service — SMS)? Ведь SMS для сотовых сетей — это тоже передача сообщений на мобильные устройства. И все же служба SMS не является мобильной IM-службой, поскольку у нее отсутствуют ключевые атрибуты IM, а именно информация о присутствии собеседника, списки собеседников (buddy lists) и ориентация сеанса (session orientation).

Современные системы беспроводной электронной почты обеспечивают передачу e-mail-сообщений в режиме, близком к реальному времени, а пользователи этих систем часто вступают в оживленную переписку, очень напоминающую мгновенный обмен сообщениями, но тем не менее и это не мобильная IM-служба. Как и в случае с SMS, электронная почта не предоставляет информацию о статусе присутствия принимающей стороны (адресата) и от нее не ждут, что адресат увидит сообщение немедленно.

Сейчас можно назвать три основных подхода, реализующихся при организации мобильного обмена мгновенными сообщениями — это, во-первых, расширение IM-сервисов потребительского класса, таких, как AOL IM, Google Talk, MSN Messenger и Yahoo Messenger для мобильных устройств; во-вторых, расширение корпоративных IM-систем, например компаний Microsoft и IBM, для мобильных устройств, в-третьих, предложения хостинга таких сервисов от операторов мобильной связи. Появились также шлюзы, базирующиеся на промежуточном ПО компании Research In Motion (RIM). К гибридным методам, в частности «IM поверх SMS», следует относиться с осторожностью.

Хостинг IM-служб, осуществляемый операторами мобильной связи, получил распространение в Европе и Азии. В США же провайдеры сами пока не предлагают IM-сервисы, предпочитая продвигать и обеспечивать сторонние сервисы, например AIM и Yahoo, которые уже хорошо укоренились на рынках США.

В самой распространенной архитектуре обеспечения мобильных IM-сервисов, используемой сейчас большинством сотовых операторов, на телефон (handset) устанавливается клиент, который поддерживает связь со шлюзом, находящимся в сети оператора связи. Этот шлюз играет роль посредника для Интернет-сервисов AOL IM, Yahoo Messenger, MSN Messenger и Google Talk. Он предоставляется провайдерами IM-сервисов, а коммуникации между клиентом и шлюзом базируются на механизме IMPS, предложенном группой Open Mobile Alliance. Стандарт IMPS (Instant Messaging and Presence Service) описывает IM-протоколы, оптимизированные для беспроводных сетей. Такой подход позволяет мобильному пользователю подсоединиться к IM-сервису, увидеть, кто из собеседников (buddies) в тот или иной момент присутствует в сети, а затем посылать им и принимать от них IM-сообщения.

Для простых потребителей это именно то, что нужно. С точки же зрения предприятий и организаций, такая реализация имеет серьезные ограничения.

Полную версию данной статьи смотрите в 13-ом номере журнала за 2007 год.





  
13 '2007
СОДЕРЖАНИЕ

инфраструктура

• Контрольно-измерительные системы для сетей Ethernet/IP

• «Энергетическая конституция», или об актуальности строительства мини-ТЭС

• ИБП для ЦОДов: системы нового поколения или маркетинг «чистой воды»

• WANтастика!

бизнес

• К новому опыту пользования телекоммуникациями

информационные системы

• Чем меньше call-центр, тем больше проблем

• Формула доброй воли

• Мобильные IM-сервисы преодолевают барьеры

сети связи

• Из TDM в IP без «разрушений»

• Телекоммуникации для объектов коммерческой недвижимости

кабельные системы

• От категории 5e к классу F: демистификация кабельных спецификаций

• Говорим «претерминированные решения», подразумеваем «быстрая инсталляция»

защита данных

• Управление идентификацией: настала пора для гибких решений

• SecureSphere обеспечит всестороннюю защиту данных


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх