Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

BPEL4People: человеческий фактор

Эрик Р. Пизковски

Спецификация языка исполнения бизнес-процессов BPEL имеет один большой недостаток: в ней не затрагиваются вопросы взаимодействия с пользователями. Ожидается, что расширенный вариант спецификации исправит это.

Находящийся на выходе стандарт языка исполнения бизнес-процессов для веб-служб WS-BPEL 2.0 фокусируется на организации совместной работы множества веб-сервисов. Однако в спецификации стандарта не делаются различия между сервисами, предоставляемыми приложениями, и другими взаимодействиями — взаимодействиями с людьми.

Признание концепции взаимодействия с человеком в ходе бизнес-процесса представляет собой фундаментальный сдвиг в определении самого понятия бизнес-процесса и управления им. В предлагаемом расширении спецификации BPEL 2.0 — BPEL4People (дословно «BPEL для людей») — описывается, как в рамках существующих стандартов BPEL поддерживать «человеческие действия».

BPEL4People позволит взаимно координировать состояние процессов и задач таким образом, что один процесс или задача может предписывать завершение другого процесса или задачи или по меньшей мере запрашивать разрешение на такое завершение. Традиционные или фирменные подходы (например, подход, демонстрируемый продуктом BPEL Process Manager компании Oracle), в которых используется концепция службы администрирования задач, не предусматривают вышеописанную функцию.

Существует явная необходимость в стандартизации взаимодействия с людьми в рамках BPEL. В потенциале BPEL4People является решением проблемы, но на данный момент этой спецификации еще нет, есть только протокол о намерениях в виде «белых страниц», и до конкретного его принятия еще очень далеко. Чтобы спецификация BPEL4People стала открытой спецификацией, она должна быть передана в Организацию по продвижению стандартов в области структурированной информации OASIS с целью утверждения Техническим комитетом по BPEL.

Основы BPEL

31 января с. г. спецификации WS-BPEL 2.0 был присвоен статус «Спецификация Комитета». Следующим этапом разработки стандарта станет окончательное утверждение его техническим комитетом по BPEL организации OASIS. После этого мы будем иметь открытый, конкретный и точный BPEL-стандарт. Затем можно будет сосредоточиться на видах деятельности, оставшихся за рамками стандарта WS-BPEL 2.0.

Технический комитет по BPEL организации OASIS сознательно исключил вопросы взаимодействия с людьми из своей повестки дня, сосредоточившись на совершенствовании и уточнении спецификации в ее существующих рамках. Попытка решить вопросы взаимодействия означала бы, что публикация окончательного варианта и так уже сильно запоздавшей спецификации WS-BPEL была бы отложена. Чтобы заполнить образовавшийся пробел, компании IBM и SAP обратились к вопросу взаимодействия с людьми в своем совместном документе («белых страницах») по BPEL4People. Теперь, когда стандарт WS-BPEL 2.0 близок к завершению, ожидается, что Технический комитет по BPEL организации OASIS займется разработкой стандартов, относящихся к взаимодействию с людьми.

Несмотря на то что спецификация BPEL4People представлена сейчас только упомянутыми «белыми страницами», в ней заложен большой потенциал, что наверняка превратит ее в настоящую спецификацию организации OASIS. Однако не следует ожидать, что поставщики сразу же бросятся внедрять это расширение в свои продукты.

Взаимодействия с людьми при исполнении бизнес-процессов простираются от самых простых действий, таких, как утверждение того или иного решения пользователем, до самых сложных взаимодействий, требующих от пользователя введения данных. Примером первого рода может служить процесс формирования заявки на создание нового банковского счета. Например, существует требование, что до открытия счета заявка должна быть утверждена контролером или администратором (или и тем и другим). При этом контролер может утверждать заявку до направления ее администратору, но возможен вариант, когда оба эти пользователя согласуют заявку параллельно. Более сложным является процесс, требующий от пользователей ввода данных или корректировки состояния текущих процессов. При этом речь может идти об инициировании, приостановке процесса или разрешении нештатных ситуаций. Может оказаться, что подобные взаимодействия окажутся тем фактором, который будет определять успешность или неуспешность исполнения процесса.

Ясно, что взаимодействия бизнес-процессов с людьми могут сильно усложнить первые. Большинство систем управле-ния бизнес-процессами (Busi-ness Process Management — BPM) привязывают выполнение задач к должностным обязанностям (ролям) пользователей, а роли — к пользователям. Обычно это делается посредством службы администрирования задач, которая может предоставлять веб-интерфейс участникам процесса, позволяющий им просматривать, запрашивать и исполнять назначенные для контроля задачи. Стандарта, описывающего, как должны были бы осуществляться взаимодействия с людьми в различных BPM-системах, не существует.

Вместе с народом

Конечно, целесообразно, чтобы платформой для стандартизации взаимодействий с людьми стал BPEL. Хотя стандартом BPEL 2.0 это взаимодействие не охвачено напрямую, он вполне адекватен с точки зрения тех рабочих процедур, которые исполняются людьми.

Разработчики, предлагающие BPEL-продукты, компенсируют отсутствие поддержки «ручных» процедур предоставлением асинхронных сервисов поддерживаемых BPEL. При таком подходе выполняемые людьми «ручные» задачи, принимают форму сервисов, которыми BPEL-механизм может управлять стандартным образом.

В «белые страницы» спецификации BPEL4People введены два важных дополнительных компонента: «человеческая деятельность» и «связи с людьми». Под первым из них понимают базовые операции, выполняемые людьми, — в отличие от тех, которые выполняются программным обеспечением. Связи с людьми отображают привязку задач к должностям, которая во время исполнения преобразуется в привязку их к конкретным пользователям и группам пользователей. Как показано на диаграмме, BPEL4People «прогнозирует» направления взаимодействия бизнес-процессов и «человеческих» задач. При этом исполнитель, реализующий деятельность человека, определяется связями с людьми из различных групп, участвующих в исполнении данного процесса.

В стандарте BPEL4People деятельность людей представле-на в виде задач — некоторые элементарные единицы рабо-ты, выполняемые человеком. При этом выполнение задач может быть описано поэтапно — так, чтобы в перечне каждая задача представлялась одной строкой — кратким описанием, а после выбора задачи пользователем появлялось бы ее более подробное описание. Задачам можно назначать приоритеты, предельные сроки исполнения и свойства, относящиеся к пользовательскому интерфейсу. Назначенные пользователю задачи входят в «рабочий» список, атрибут «приоритет» которого задает порядок выполнения пользователем данной задачи. Время, прошедшее до того момента, когда пользователь выставляет заявку на прекращение или действительно прекращает выполнение задачи, может рассматриваться в качестве срока ее выполнения. Если срок истек, а задача не выполнена, то пользователь может вмешаться в процесс и решить, какое действие следует предпринять.

Стандарт BPEL4People предполагает, что ручные задачи являются первостепенными процессными компонентами и что сами процессы и задачи могут координировать свои состояния таким образом, что один процесс или задача может запрашивать завершение другого процесса или задачи. Если процесс специфицирует деятельность людей, то совершенно ясно, что предполагается участие в нем человека.

Окажут ли поставщики поддержку стандарту BPEL4People, пока неясно. Если компания Oracle выказала свою лояльность стандарту, а компании IBM и SAP являются твердыми его сторонниками, то совсем непонятно, последуют ли за ними другие участники отрасли. В стандарте BPEL4People рассматривается только подход к взаимодействию с людьми, он не устанавливает синтаксиса для описания деятельности людей, но если результатом работы над ним будет спецификация, то должен будет появиться и детализированный синтаксис.

Отрасль нуждается в стандартном подходе к реализации задач, выполняемых людьми. BPEL обещает сделать бизнес-процессы переносимыми, но наличие в них точек, требующих вмешательства людей, может свести такую возможность к нулю. В ситуации, когда стандарт BPEL 2.0 почти завершен, все усилия и внимание должны быть переориентированы на BPEL4People..


Услуги для компаний - компьютерное обслуживание, IT аутсорсинг




  
14 '2007
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• Как делили «последнюю милю»

• ЦОД «в комплексе»

инфраструктура

• NAC: и больше и лучше

• Администрирование в движении

• Стандарт NEA

• Будущее DVR в свете внедрения IP-систем видеонаблюдения

сети связи

• «Многоликие» фиксированные беспроводные системы

• Что такое конвергентная сеть и как к ней перейти?

информационные системы

• Ключевые параметры для управления call-центром

• BPEL4People: человеческий фактор

• Изменения в стеке Windows повышают производительность сети

защита данных

• В поисках совершенства

электронная коммерция

• Эффективность ЦОДов: все дело в метриках

• Оптоволокно меняет облик внешних кабельных инфраструктур


• Калейдоскоп



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх