Журнал о компьютерных сетях и телекоммуникационных технологиях
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК:
    Домой
 
   
АРХИВ ЖУРНАЛА
   

2008: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
2007: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2006: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2005: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2004: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2003: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2002: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2001: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2000: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1999: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1998: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1997: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1996: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Rambler's Top100

  

Переосмысление концепции мобильных приложений

Питер Рисеви, Арт Уитман

Мы находимся на пороге революции мобильных приложений. Это главный вывод, который можно сделать по результатам нашего исследования данной проблемы. Вопрос в том, готовы ли вы сами к переводу вашего предприятия на «мобильные» рельсы?

Мы не склонны злоупотреблять термином «революция». Но когда речь идет об отрасли, для которой исторически характерно постепенное развитие, иначе теперешнюю ситуацию не описать. Несколько мощных сил действуют сейчас в направлении резкого расширения возможностей «мобильных» работников иметь доступ к любой информации в любое время и в любом месте. Компании, вставшие на этот путь, теперь смогут работать совершенно по-новому.

В то же время эта новая ситуация становится настоящим вызовом для ИТ-служб предприятий: им необходимо перейти от использования мобильной компьютеризации как тактического решения к рассмотрению ее в качестве стратегического направления развития. Два из трех необходимых для этого элементов быстро развиваются и скоро станут реальностью. Во-первых, это новейшие сети третьего поколения (3G), создаваемые операторами связи. Такие сети будут иметь уровень надежности и полосу пропускания, достаточные для обеспечения функционирования критически важных приложений. И во-вторых, это множество ноутбуков и устройств карманного формата, которые либо уже соединены с 3G-сетями, либо могут быть подключены к ним в ближайшее время.

Чего не хватает, так это широкого выбора «готовых» приложений, а также механизмов, позволяющих легко создавать мобильные версии существующих корпоративных приложений. Это подтверждается результатами нашего исследования: если мобильные технологии одобряют 70% компаний-респондентов, то только 17% из них предпринимают в этом направлении стратегические инициативы в масштабах компаний в целом.

Так что если перспективность мобильных приложений является неоспоримой, то нельзя отрицать и наличие серьезных препятствий на данном пути — это сложность их разработки и тот факт, что операторам связи необходимо решить проблему предо-ставления сервисов по сетям третьего поколения. Успешное развитие на втором направлении облегчит продвижение и по первому. Однако, пока предоставление высокоскоростных мобильных сервисов еще не стало определяющим фактором развития данного рынка, разработка мобильных приложений сейчас — задачка не для слабонервных.

Высокоскоростные мобильные сервисы операторов связи планируется предоставлять в соответствии с архитектурой IMS (IP Multimedia Subsystem). Современные сети в основном доставляют информацию в виде пакетов данных или сообщений. Но ряд операторов, такие, как AT&T, Sprint и Verizon, закладывают фундамент для более сложных видов коммуникаций. Находящаяся сейчас в процессе создания архитектура IMS базируется на протоколе SIP (Session Initiation Protocol). Она поддерживает динамическое «смешение» нескольких разных коммуникационных составляющих, в том числе традиционную телефонию с коммутацией каналов, телефонию с коммутацией пакетов (VoIP), видео-конференц-связь, передачу информации о местонахождении пользователя и обмен сообщениями.

На первом этапе операторы связи, по-видимому, будут использовать IMS только для своих сервисов, таких, как потоковое видео и прямая радиосвязь по сотовой сети, но при этом они также откроют IMS-интерфейсы и для сторонних приложений. Результатом станут гораздо более богатые мультимедийно-ориентированные приложения, способные захватить воображение потенциальных потребителей и стать еще одним фактором повышения эффективности работы предприятий. Представьте себе приложение на настольном ПК в главном офисе компании, которое отображает на географической карте местоположение того или иного мобильного сотрудника и из которого можно инициировать сеанс мультимедийной связи с этим сотрудником одним щелчком мыши на его пиктограмме.

Имея современные 3G-сети, мощные ноутбуки и наладонные устройства, мы в принципе располагаем всем необходимым для того, чтобы мобильные работники в любом месте могли получать требующиеся им данные. Однако нынешние приложения рассчитаны на постоянное соединение с высокоскоростными сетями, имеющими малую задержку передачи. Их исполнение в среде с беспроводными каналами связи очень часто приводит к недовольству пользователей. Все это грозит провалом идеи применять для мобильных целей имеющиеся сейчас приложения для настольных ПК.

Кроме того, сети устаревших типов, например такие, как GPRS, слишком медленные (их реальная пропускная способность не превышает нескольких десятков килобитов в секунду) и отличаются слишком большой задержкой (порядка сотен миллисекунд). Работа с беспроводными сотовыми сетями второго поколения (2G) со всеми их недостатками часто делает необходимым применение связующего ПО, что может потребовать переделки существующего приложения или разработки заказного приложения с использованием специфических программных интерфейсов данного связующего ПО. В результате мы получаем дорогостоящее и трудоемкое в развертывании приложение.

Есть три фактора, способные изменить к лучшему описанную ситуацию. Во-первых, сети третьего поколения работают намного быстрее своих предшественников. Во-вторых, связующее ПО для беспроводных сетей стало более совершенным и часто его можно развертывать, не внося никаких изменений в приложения. В-третьих, и это важнее всего, разработчики приложений и фирмы, предоставляющие ПО в форме услуги, начали наконец поставлять версии своих корпоративных приложений, напрямую поддерживающие мобильные устройства. Фактическое исключение связующего ПО из стека приложений для мобильных устройств сильно упрощает задачу ИТ-служб. В ряде случаев вам все еще может понадобиться некое связующее ПО для обеспечения информационной безопасности, администрирования или организации переноса приложений с устройства на устройство, но тенденция к отказу от него все усиливается.

Это не означает, что шлюзам сторонних разработчиков пришел конец. Некоторые организации всегда будут готовы идти на дополнительные затраты ради повышения эффективности работы своих сетей, возможности работать с более широким набором внешних устройств, повышения информационной безопасности и лучших условий конфигурирования и администрирования ресурсов. Но указанная тенденция говорит о том, что у ИТ-служб появляется более легкий вариант первоначального развертывания мобильных приложений. Одной из целей нашего опроса было выявить, в какой мере основные поставщики программных приложений закладывают в них поддержку мобильных систем.

Ситуация улучшается, однако все еще существует несколько серьезных факторов, которые будут сдерживать развертывание мобильных приложений. Наличие множества мобильных платформ, определенные недостатки беспроводных сетей и проблемы интеграции выливаются в сложности для ИТ-менеджеров и руководителей организаций-потребителей. И именно эти сложности, больше чем что-либо другое, тормозят широкое распространение оптимизированных мобильных приложений.

Характеристики приложений

Оптимизированное мобильное приложение должно создаваться с учетом ограничений, накладываемых мобильными устройствами (особенно это касается наладонных устройств) и имеющимися беспроводными сетями. Особенно важен пользовательский интерфейс для смартфонов, поскольку набирать текст на их клавиатурах трудно, а экраны имеют небольшие размеры. Габариты, типы операций и способы взаимодействия пользователя с миниатюрными устройствами сильно отличаются от того, что характерно для более крупных ноутбуков. Поэтому хорошо разработанное мобильное приложение требует от пользователя ввода только абсолютно необходимой информации и обращается к сети только за теми данными, без которых нельзя обойтись.

Работа приложения на мобильном устройстве должна радикальным образом отличаться от работы его на настольном ПК. Например, если в последнем случае приложения могут без ограничений использовать полосу пропускания для периодического обращения к серверам за информацией, то в беспроводной среде более эффективно — с точки зрения как загрузки сети, так и экономии электропитания — доставлять данные в мобильную систему только тогда, когда появляется новая информация.

Наиболее яркий пример — современные беспроводные системы электронной почты, принудительно и в режиме реального времени вводящие сообщения в мобильные устройства. Но данная концепция вполне примени-ма и в отношении любой динамической информации, в получении которой нуждаются мобильные сотрудники. Пока же эта «принудительная» модель широко используется только в почтовых системах. Другие мобильные приложения и связующее ПО обычно работают по принципу регулярного обращения к серверам.

Фундаментальные различия между мобильными устройствами и настольными ПК существуют и в вопросе информационной безопасности. Люди постоянно теряют мобильные телефоны, и, учитывая огромные объемы памяти, которыми располагают последние, а также то, что с помощью телефона возможен доступ к конфиденциальным данным, это является серьезной проблемой для ИТ-служб. Так что надо ответить на важный вопрос, располагает ли ваше приложение встроенными функциями обеспечения безопасности, или вам придется использовать для этого отдельную систему.

К числу возможностей, на которые следует обращать внимание при принятии решений, относятся: шифрование данных в самом устройстве и при их передаче, аутентификация пользователя (в том числе и по истечении заданного периода времени нахождения устройства в неактивном состоянии) и дистанционная блокировка доступа к данным в устройстве или полное их уничтожение в случае его утери. Отметим, что технология виртуальных частных сетей VPN обеспечивает безопасность данных при их передаче, но в общем случае не защищает их в самом устройстве. Сейчас все чаще мобильные приложения наделяются встроенными средствами защиты информации.

Предприятия, предпочитающие разрабатывать приложения самостоятельно, могут воспользоваться разными подходами к архитектуре мобильного приложения. Простейший из них базируется на концепции службы коротких сообщений SMS (Short Message Service). Операторы сотовой связи предлагают также шлюзы, которые — в соответствии с контрактными соглашениями дают возможность пропускать сообщения через ваше приложение более управляемым образом с применением четко описанного интерфейса. Достоинством данного подхода является то, что такая система может работать практически на любом сотовом телефоне.

У приложений, базирующихся на браузерном подходе, более совершенный пользовательский интерфейс. Использование мобильного браузера для того или иного приложения довольно простое решение — правда, только тогда, когда при построении приложения были учтены размеры экрана мобильного устройства и приложение предусматривает сведение к минимуму подлежащих отображению данных. В 3G-сетях браузерные операции осуществляются практически мгновенно. Но в более медленных 2,5G-системах эти операции выполняются не так быстро, и пользователям часто приходится ждать обновления экрана десятки секунд. Подобно SMS-системам, преимущество браузерного подхода заключается в возможности поддерживать большой набор мобильных устройств вне зависимости от применяемых в них ОС.

Если говорить о решениях на базе клиентских программ, то наибольшее распространение с точки зрения поддерживаемых мобильных устройств получили клиентские программы на языке Java. В одном из общепринятых Java-решений используется версия J2ME (Java 2 Micro Edition) в сочетании со спецификациями, которые полностью определяют среду исполнения мобильного приложения в мобильных системах. Подход J2ME с большим успехом применяется в приложениях «бытового» назначения, но становится все более привлекательным и для корпоративных приложений. Еще одно базирующееся на Java решение это RCP (Rich Client Platform), разработанное на основе платформы Eclipse одноименной организации Eclipse Foundation. В общем случае производительность при Java-подходе гораздо выше, чем в случае браузерного решения, но на некоторых мобильных устройствах сама по себе Java-среда является медленной.

Наиболее эффективными можно назвать те мобильные приложения, которые разработаны для функционирования в «родной» среде. Они могут пользоваться всеми достоинствами платформ, на которые рассчитаны, а дополнительная служебная нагрузка при этом минимальна. Однако разработка таких приложений требует большого опыта. Освоение всех требуемых средств разработки и отладки — это почти подвиг. Именно поэтому разработчики приложений нередко идут по пути ориентации только на одну мобильную платформу, в США это среда Windows Mobile, а в Европе — Symbian..

  
5 '2008
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• Операционный контроль эффективности call-центра

• «Зеленый» CeBIT

инфраструктура

• Тестируем оборудование для БЛВС малых и средних предприятий

• Унифицированные коммуникации — что, зачем, когда?

• Нерешительные покупатели услуг широкополосной мобильной связи

информационные системы

• Как овладеть мастерством обработки электронной почты

• SOA: что дальше?

• Социальные сети становятся все более популярными

• Новая медиаэкосистема: сопротивление бесполезно

• Переосмысление концепции мобильных приложений

кабельные системы

• Кабельная система для сетевого видео

• Оптические соединения — это то, что нужно в ЦОДе

• Пожаробезопасные кабельные системы для ЦОДов

защита данных

• Виртуальные машины и виртуальные страхи

• Mozilla предупреждает пользователей об опасных сайтах

новые продукты

• Маршрутизирующий коммутатор от MRV Communications


• Калейдоскоп


Реклама: Разработка нового сайта создание сайта.
 Copyright © 1996-2008 ООО "Сети и Системы Связи". вверх