Журнал о компьютерных сетях и телекоммуникационных технологиях
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК:
    Домой
 
   
АРХИВ ЖУРНАЛА
   

2008: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
2007: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2006: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2005: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2004: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2003: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2002: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2001: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2000: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1999: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1998: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1997: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1996: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Rambler's Top100

  

Корпоративные системы пространственного позиционирования

Марианна Колбасук Макги

Навигационные данные, получаемые с помощью мобильных устройств, все чаще используются в корпоративных бизнес-системах. Похоже, что и вам пора уделить внимание сервису пространственного позиционирования (Location Based Service — LBS). В повседневной жизни предприятий все чаще ощущается потребность в определении местонахождения мобильных пользователей, и те компании, которые приступят сегодня к внедрению LBS, смогут получить значительное преимущество в использовании технологий, которые, всего через несколько лет станут стандартом для мобильных телефонов.

Вот вам несколько живых примеров. Менеджеры по закупкам 3 тыс. универмагов Wal-Mart в США получают в настоящее время на свои мобильные телефоны привязанные к их географическому расположению сообщения — например, с известиями о том, что в их направлении движется циклон, несущий сильное похолодание, которое может вызвать ажиотажный спрос на средства борьбы с гололедом.

А клиенты сети ресторанов Papa John,s могут отслеживать доставку своей пиццы прямо на электронной карте города на сайте TrackMyPizza.com, использующего данные с сотовых телефонов с GPS-функциональностью, которые возят с собой разносчики пиццы. В свою очередь, в скором времени часть абонентов американского оператора Sprint будет получать на свои сотовые телефоны сообщения, предупреждающие о таких чрезвычайных обстоятельствах, как быстро распространяющиеся пожары, — конечно, если только они находятся в зоне риска.

Внедрение сервисов LBS только-только начинается. Однако эта тенденция, подогреваемая энергичными усилиями молодых компаний и ажиотажной скупкой крупными производителями более мелких фирм (процесс возглавила компания Nokia, приобретшая прошлой осенью за 8 млрд долл. производителя цифровых карт Navteq), весьма быстро растет. Сотовые телефоны и другие устройства начинают поддерживать сервисы, основанные на навигационных данных, благодаря более дешевым GPS-модулям в мобильных телефонах, возможностям построения карт передвижения мобильных пользователей, возможностям мобильного контекстного поиска и т. п.

Согласно оценкам компании InStat, в прошлом году было продано 153 млн сотовых телефонов с интегрированной функцией GPS, и это число к 2011 г. возрастет до 590 млн. Новое применение находят сегодня и альтернативные системе GPS технологии, такие, как определение местонахождения мобильного телефона по координатам базовых станций методом триангуляции. Все это дает ИТ-подразделениям коммерческих компаний весьма удачную возможность возглавить движение за использование нового типа информации о местонахождении пользователей мобильных устройств с целью повышения объемов продаж и эффективности работы служащих.

Первопроходцы

Большинство охваченных этой тенденцией компаний полагаются в настоящее время на поставщиков ПО (многие из которых являются совсем новыми фирмами), специализирующихся в области предоставления сервисов LBS.

Это как раз то, чем занимаются в данный момент корпорация Wal-Mart с компанией WeatherBug, владеющей 8 тыс. станциями отслеживания погоды и обслуживающей школы и другие учреждения повышенной социальной значимости. Ее служба предупреждения об опасных погодных условиях, анонсированная в прошлом году, сочетает в себе информацию о погоде с данными компании ESRI — давним поставщиком геоинформационного ПО — которую можно отправлять на поддерживающие стандарт GPS мобильные телефоны и устройства Sprint.

Сеть магазинов Wal-Mart также участвует в этой программе. Прошлым летом она протестировала доставку сообщений в 40 своих универмагах и за прошедшее с тех пор время распространила этот опыт на 3 тыс. магазинов. Еще одним клиентом WeatherBug является округ Бровард, штат Флорида, который использует ее службу доставки сообщений для уведомления директоров средних школ, учителей на экскурсиях и спортивных инструкторов о приближении к школьной группе опасного циклона.

Аналогичный механизм задействуется и в упомянутой выше сети ресторанов Papa John,s, только здесь уже информация от водителей, развозящих пиццу, передается на единый веб-сервер Track-MyPizza. Вам может показаться несерьезной технология, используемая только ради того, чтобы знать, что ваша пицца не заблудилась где-то в пути. Однако, по мнению аналитиков, такой сервис в ресторанах-магазинах Papa John,s принес свои бизнес-плоды в первые же 2 мес после развертывания онлайновой системы: число заказов увеличилось в два раза.

Онлайновые заказы экономят время на ответы по телефону, а веб-клиенты тратят на каждый заказ в среднем на 2 долл. больше, поскольку могут просмотреть полное меню. За предыдущие 60 дней до момента нашего общения с менеджерами ресторана на веб-сайт TrackMyPizza в целях отслеживания своей пиццы заходило около 18 % всех клиентов по доставке пиццы на дом. В планах компании расширить сервис, которому всего 2 мес, для оптимизации развоза продукции.

Сервис TrackMyPizza — типичный пример усилий молодых компаний в области LBS. В настоящее время компания исследует возможности применения своей технологии позиционирования для других повседневных и социальных нужд пользователей, — это, например, отслеживание маршрутов школьных автобусов или приближения природных стихий, типа наводнений или пожаров, хотя для подобных сервисов могут потребоваться другие бизнес-схемы реализации. Примеры практического использования компаниями сервиса LBS должны вдохновлять менеджеров ИТ на размышление о том, какое применение этой технологии будет для них наиболее разумным.

Крупные поставщики мобильных технологий отдают на откуп молодым компаниям далеко не все LBS-сервисы и приложения. Так, купив фирму Navteq, компания Nokia обещает интегрировать в свои мобильные устройства поддержку стандарта GPS, что обеспечит пользователям доступ к новым сервисам и откроет перед ними новые перспективы.

Несмотря на то что Nokia вложила в LBS 8 млрд долл., о своих планах она говорит лишь в весьма общих чертах. Компания собирается разработать открытую платформу, позволяющую третьим фирмам создавать LBS-приложения для мобильных телефонов Nokia.

Эта технология будет способствовать появлению в отдаленном будущем основанной на навигационных данных службы маркетинга, которая, например, позволит передавать по специальным каналам трафик реального времени, содержащий рекламную информацию, максимально приближенную по содержанию к текущему местонахождению абонента. В случае, если мобильное устройство оснащено музыкальными и видеовозможностями, на него может быть передан соответствующий аудио- или видеоконтент с описанием, например, музыкального диска или билета на концерт, которые можно приобрести в располагающейся по пути торговой точке.

С тех пор как компания Re-search In Motion (RIM) начала предоставлять поддерживающие стандарт GPS смартфоны Black-Berry, она также стала проявлять повышенный интерес к LBS-сервисам. В свою очередь, производители навигационных устройств Garmin и TomTom участвовали в упорной аукционной борьбе за право приобретения поставщика средств создания цифровых навигационных карт компании Tele Atlas, победителем в которой стала фирма TomTom, заплатившая за Tele Atlas 4,2 млрд долл.

Как отмечают эксперты RIM, сами по себе данные о местонахождении людей имеют мало ценности, если только за ними не стоит какая-либо дополнительная информация и нет привязки к внешним данным, таким, как прогноз погоды или городской трафик. В то же время все большее число партнеров RIM создают приложения навигации типа «от поворота до поворота» (turn-by-turn) и интегрируют их с различными социальным сетями.

Самая большая жалоба со стороны абонентов на LBS-сервисы RIM носит технический характер и заключается в интенсивном расходе энергии батарей в процессе работы с системой GPS. Кроме того, использующие насыщенную графику навигационные карты требуют смартфонов с более яркими и энергоемкими экранами.

Реальность такова, что, если в этом движимом потребителями мире сервисы GPS будут применяться для доставки афиш ближайшего кинотеатра и отслеживания пиццы, то ИТ-подразделения все большего числа компаний начнут ощущать на себе давление со стороны бизнес-руководства начать предоставлять аналогичный сервис, но уже в корпоративных интересах.

Интеграция с унаследованными системами

Ощущая на себе это давление, подразделение Truckload транспортной компании Con-way в прошлом году затратило 6 млн долл. на инсталляцию оборудования GPS, которое помогает ему не только отслеживать свои грузовики, но и отдавать водителям распоряжения. До развертывания оборудования GPS водители Con-way Truckload получали маршрутную информацию либо в рукописном виде, либо по телефону.

В настоящее время около 70% грузовиков Con-way оснащены установленными на приборную панель навигационными системами GPS компании Qualcomm. Эти системы предоставляют навигационную информацию и дают водителям возможность прослушивать предназначенные им текстовые инструкции. Двунаправленные средства обмена сообщениями также позволяют водителю грузовика получать уведомления о необходимости дополнительной загрузки или выгрузки или, например, о перекрытии нужного шоссе.

Все это означает, что компания Con-way должна управлять сегодня новым потоком данных. Информация о местонахождении грузовиков поступает в вычислительный центр в виде плоских файлов. Поэтому, чтобы интегрировать их в унаследованную систему управления транспортными средствами компании, ее программистам пришлось разработать свои собственные интерфейсы. Эта система способна отображать на карте местонахождение транспортного средства, определять, насколько далеко оно находится от пункта назначения, и оценивать, успевает ли грузовик прибыть туда в заданное время. В случае опаздывания транспорта система генерирует автоматические уведомления и инструкции с новыми параметрами движения грузовика.

Планирующим добавлять к своим бизнес-процессам данные о местонахождении своих служащих компаниям следует быть готовыми к тому, что, подобно Con-way, им придется интегрировать их с другими приложениями. По мнению представителей консалтинговой фирмы J. Gold Associates, сейчас на рынке еще нет развитых корпоративных приложений, готовых к использованию LBS. Например, для торговых агентов, находящихся в разъездах, было бы полезно дистанционно синхронизировать свои КПК с данными системы CRM, относящимися к текущему региону, но сегодня практически никто из поставщиков этих систем такой функции не поддерживает.

Страхи «старшего брата»

На пути внедрения LBS-сервисов, компании неминуемо столкнутся с разного рода препятствиями. Большинство сегодняшних сотовых телефонов (и даже смартфонов, включая iPhone компании Apple) пока не поддерживают технологию GPS. Правда, существуют и другие способы получения информации о местонахождении мобильных устройств (см. «Не GPS единым...»). Основная масса корпоративных приложений все еще не способны использовать навигационные данные, да и отсутствие касающихся этих данных стандартов также усложняет развертывание таких сервисов, если только компания не ужесточает контроль за типами используемых ее сотрудниками мобильных устройств. Сделать же это не так просто даже в случае со служащими компаний, не говоря уже о попытке «запеленговать» с помощью сервиса позиционирования других владельцев мобильных устройств.

Кроме того, не следует недооценивать такой фактор, как подозрение, которое будут испытывать служащие по отношению к любой реализации GPS. Прошлой осенью в Нью-Йорке таксисты объявили забастовку против обязательного оснащения автомобилей системами GPS, назвав это вмешательством в их личную жизнь, несмотря на многократные заверения соответствующих инстанций в том, что никто не собирается за ними следить.

В фирме Con-way беспокоились о том, что водители грузовиков тоже будут подозревать руководство в намерениях следить за ними, однако все их сомнения быстро развеялись, поскольку эта система давала им очень много преимуществ. Например, благодаря ей водителю нет необходимости часто использовать свой сотовый телефон, как это обычно происходит. Кроме того, она позволила поднять эффективность труда офисных работников, теперь один менеджер способен отслеживать не 40, а 80 водителей.

Компания Con-way использует коммуникационную систему на базе спутниковой связи, а в перспективе хочет перейти на сотовую связь. Однако это будут, скорее всего, не сотовые телефоны, а встроенные в приборную панель устройства, поскольку, как говорят представители проекта, компании необходимо знать, где находится автомобиль с грузом, а не его водитель.

Теперь, когда компании «подбираются» к простым абонентам, используя информацию о их местонахождении, проблемы защиты информации о их частной жизни становятся даже еще более острыми, чем для служащих компаний. Много лет в сообществе сотовых операторов США периодически обсуждалась идея о купоне, отправляемом на мобильный телефон водителю, когда тот проезжает мимо предприятия быстрого питания. Идея, кстати, так и не получила широкого распространения. Целена-правленная LBS-реклама реального времени может превратиться из фактора раздражения людей в фактор, вызывающий у них фобию.

Как говорят аналитики, сотовые телефоны являются сугубо персональными устройствами связи, и, чтобы осознать степень интимности этого персонифицированного потока данных, разработчикам бизнес-стратегий мобильных технологий следует представить себе, что каждый раз, когда они отправляют на сотовый телефон рекламное сообщение, они прикасаются к бедру человека, на котором он закреплен.

Тем не менее, по всей вероятности, скоро неизбежен добровольный обмен потребителями чувства анонимности своего местонахождения на что-либо полезное, будь то более эффективный поиск информации посредством поисковой системы, возможность «случайно столкнуться» с кем-либо из поблизости находящихся знакомых людей или даже пресловутое получение того самого купона.

В конце концов, вряд ли тайна частной жизни станет препятствием на пути развертывания сервисов LBS. Так считают и специалисты из компании FindWhere, которая не так давно приобрела платформу Livecontacts, позволяющую абонентам посредством сотового телефона предоставлять для публичного доступа в соответствующей социальной сети свои навигационные данные и свой медиаконтент.

Потребительское соединение

К числу компаний, пытающихся понять, как можно связать на мобильных устройствах данные о местонахождении с рекламной информацией о продуктах, относятся и Google с Microsoft. Эта функция дает им удачный шанс предоставлять при поиске больше локализованной контекстной рекламной информации. Сегодня это практически совсем еще не освоенный рынок. Однако никакой более или менее прогрессивной бизнес-модели на этот счет пока не существует.

Не так давно компания Google для своего сервиса Google Maps выпустила функцию My Location, не использующую технологию GPS. Это весьма полезная для мобильных устройств возможность, поскольку в прошлом году GPS-функциональностью были оснащены лишь около 15% проданных сотовых телефонов. Для определения местонахождения пользователей сотовых телефонов на карте эта функция использует информацию от ближайших базовых станций. Благодаря своей инициативе Google подготавливает почву для потенциально новых сервисов, связанных с поиском информации в Интернете или с участием в социальных сетях. К тому же в отличие от технологии GPS эту функцию служащие могут использовать внутри помещений.

С октября 2007 г. сервис Live Search компании Microsoft пополнился бета-версией ориентированного на устройства BlackBerry инструментального средства, позволяющего людям с GPS-телефонами в качестве дополнительного параметра поиска использовать свои данные о местонахождении. Эта базовая функциональность позволяет, например, осуществлять поиск ресторана или списка киносеансов, с учетом навигационных данных пользователя смартфона.

Однако ни один из продуктов этих компаний не нашел пока сколько-нибудь широкого применения на потребительском рынке. И хотя одной из причин этого является отсутствие точной навигационной информации на мобильных устройствах, не поддерживающих технологию GPS, компании все же собираются предоставлять больше сервисов, даже если информация о местонахождении не будет такой точной, как в GPS.

Сколько же должно пройти времени, чтобы мобильные телефоны с поддержкой GPS получили повсеместное распространение? Представители компании Symbian считают, что подавляющее число потребительских сотовых телефонов начнет поддерживать сервисы LBS уже в течение 3–5 ближайших лет.

Вспомните, как мало времени потребовалось фотокамере для того, чтобы пройти путь от дополнительной возможности в телефонах премиум-класса до стандартной функциональности самого обычного сотового телефона. А пока подготовьте свою компанию к внедрению сервисов LBS..

  
10 '2008
СОДЕРЖАНИЕ

инфраструктура

• Отвод тепла в ЦОДе: проекты

• Решения для надежного долговременного хранения данных

• БЛВС удаленных офисов

информационные системы

• Не спешите мигрировать на Vista

• В поисках "приборной панели" для ИТ-директора

• Корпоративные системы пространственного позиционирования

сети связи

• Поддержка разных технологий доступа к IMS-сети

кабельные системы

• Заземление в вопросах и ответах

• СКС: "горячие" применения и системы управления

защита данных

• Контроль физического доступа шагает в ногу с IP-конвергенцией

• Зашифруйте данные - и в путь!

новые продукты

• "Мистраль-телеком" - кондиционеры для базовых станций; Шкафы "Энеогомеры"


• Калейдоскоп


Реклама:
 Copyright © 1996-2008 ООО "Сети и Системы Связи". вверх