Журнал о компьютерных сетях и телекоммуникационных технологиях
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК:
    Домой
 
   
АРХИВ ЖУРНАЛА
   

2008: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
2007: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2006: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2005: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2004: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2003: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2002: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2001: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
2000: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1999: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1998: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1997: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1996: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Rambler's Top100

  

На пути к IP-трансформации

В. В. Гуров

Пресловутый бум «дот-комов» остался в прошлом, однако Интернет продолжает демонстрировать все новые возможности для ведения бизнеса в телекоммуникационной сети. На прошедшем в начале октября с. г. в подмосковном пансионате «Ватутинки» V Международном симпозиуме «Время широкополосной трансформации» была в очередной раз высказана мысль, что IP-технология делает сеть более открытой. Выступивший на нем вице-президент компании Alcatel-Lucent по странам СНГ Александр Тихонов отметил обострение конкуренции в области телекоммуникаций: западные компании-операторы вынуждены «биться» за абонентов, а их пакетированные услуги последних уже не могут удивить.

Абонентам нужно не просто подключение к Сети, а предоставление персонализированных услуг. Это обстоятельство и взяли на вооружение компании, которые все чаще именуются «предприятиями web 2.0», — по названию ставшей весьма популярной концепции создания Интернет-сайтов. Между ними и компаниями-операторами связи сегодня наметилось своего рода противостояние, напоминающее имевшее место в свое время между «дот-комами» и «предприятиями из кирпича и цемента». Бизнес-модель web 2.0 основана на «монетизации» абонентских сессий. Предметом продажи может быть реклама, услуги поиска информации и вообще любые сервисы, какие только можно реализовать на Интернет-портале. Для привлечения внимания пользователей компании web 2.0 не стесняются прибегать (зачастую бесплатно для себя!) к традиционным голосовым и неголосовым услугам, которые на сегодняшний день предоставляют только операторы фиксированной и мобильной связи.

Компании web 2.0 захватывают рынок устрашающими темпами. Так, благодаря глубокому проникновению широкополосного доступа (ШПД) число пользователей социальной сети LinkedIn увеличивается на 130 тыс. человек в неделю. Эти сети становятся столь популярными вследствие изменения стиля жизни абонентов — их перехода к «сетевому стилю». Люди делают карьеру в Интернете, зарабатывают здесь деньги, развлекаются, знакомятся и т. д.

Ну а что же происходит с традиционными голосовыми и неголосовыми услугами связи? Исследование, проведенное компанией Alcatel-Lucent, которая опросила ряд европейских операторов, показало, что хотя «предел эластичности» рынка этих услуг еще не достигнут, но он уже близок: увеличение объема передаваемого трафика не приводит к пропорциональному увеличению доходов оператора. Данный факт должен стать отправной точкой для выработки им новой бизнес-модели, которую можно будет противопоставить бизнес-модели компаний web 2.0. (они ведь тоже не хотят стать новыми «дот-комами»!)

Кто такие Telco 2.0

Какие же бизнес-модели операторы могут противопоставить компаниям web 2.0? Перспектива строительства новой «широкополосной» экономики предвещает размывание границ специализации и демократизацию процессов создания и потребления услуг в сфере телекоммуникаций. В новых условиях успех будет зависеть от поисков и формирования новых источников дохода в имеющихся базовых активах оператора. Таково вкратце изложенное на симпозиуме содержание концепции, которую предлагается именовать «Концепцией Telco 2.0».

Данная концепция подразумевает как трансформацию операторских сетей на основе технологий ШПД, так и разработку новых бизнес-моделей. Как показало вышеупомянутое исследование, 20% Интернет-провайдеров устраивает роль «битовых трубопроводов». Другие 25%, помимо этого, хотят предоставлять услуги операторского класса, которые, как уже отмечалось выше, не являются новинкой для западноевропейской публики. Остальные же 55% Интернет-провайдеров твердо уверены, что необходимо внедрять новые бизнес-модели.

Есть ли примеры реализации таких бизнес-моделей на сегодняшний день? Досконально изучив своих абонентов (возраст, пол, местонахождение), оператор может, например, реализовать управление контентом на основе их идентификации. Анализируя «историю просмотра» фильмов, немецкая компания Arcor — оператор IPTV — в конце концов научилась делать анонсы новинок с непосредственной ориентацией их на каждого конкретного абонента, таким образом, осуществив персонализацию своих услуг.

Пример воплощения другой бизнес-модели основан на монетизации постоянного подключения пользователей мобильной связи. Располагая детальной информацией об абонентской базе, компания-оператор может заняться целевой (адресной) рекламой. На сегодня рынок электронной рекламы достиг объема в 33 млрд долл. и значительная часть ее исходит от компаний web 2.0. Этот объем ежегодно увеличивается на 20% и, как ожидается, к 2012 г. достигнет примерно 80 млрд долл. Целевая реклама оценивается рекламодателями в пять раз дороже, чем обычная безадресная реклама. И возможность адресовать рекламу становится тем самым конкурентным преимуществом перед компаниями web 2.0, которым обладают хорошо изучившие своих абонентов операторы.

Традиционные операторы, как правило, имеют обширную абонентскую базу, включающую миллионы, а подчас и десятки миллионов человек. Их бренды всем известны и поэтому ценятся чрезвычайно высоко. Это позволяет оператору использовать несущий его логотип Интернет-портал как площадку для подключения к Сети предприятий, которые могут не только размещать на портале оператора свою рекламу, но и осуществлять свои бизнес-процессы. Так, компания-оператор Вritish Тelecom предоставила компаниям малого и среднего бизнеса возможность рекламировать и продавать свои услуги. Другая компания-оператор — Vodafone — позволила своим абонентам использовать их мобильные устройства для проведения с их помощью небольших платежей — до 10 фт. ст. — без кредитных карточек и без наличных. Все это, с одной стороны, приносит оператору дополнительный доход, а с другой — помогает удержать его абонентскую базу.

От слов — к делу

А как же обстоят дела с IP-трансформацией в России? Как известно, будучи одним из наиболее активных участников организации WiMAX Forum, компания Alcatel-Lucent ведет разработку стандартов WiMAX. Таким образом, не вызывает сомнения то, что она сделала ставку на данную технологию.

Год назад специалисты компании «Синтерра» разработали бизнес-модель на развертывание сетей mini-WiMAX в российских городах с населением менее 100 тыс. жителей. Протестировав оборудование 802.16е (мобильный WiMAX) от разных производителей, оператор выбрал решение Alcatel-Lucent. Чтобы развернуть сеть mini-WiMAX на базе одной станции, нужна антенна, обеспечивающая покрытие по всем направлениям, и решение Alcatel-Lucent на тот момент лучше всех подходило для этого. Что же касается местной технической поддержки, то ее тогда не смог предоставить ни один производитель. Но как бы там ни было, в настоящее время вот уже около 20 мини-сетей построены и проходят тестовую эксплуатацию, а в декабре с. г. ожидается их официальная приемка. Всего же «Синтерра» планирует построить не менее 500 сетей — и столько же новых партнеров появится у нее.

Помимо изначального отсутствия техподдержки, другим препятствием стала изначально высокая стоимость абонентского оборудования. Станционное оборудование стоит порядка 1 млн р. Многие потенциальные партнеры «Синтерры» имели на его приобретение деньги, но, выяснив, сколько стоит абонентское оборудование, теряли всякое желание строить сеть. Зато сейчас появились абонентские комплекты по цене 100 долл.

В зону ответственности партнера попадает и организация канала от базовой станции до узла связи «Синтерры». Прокладывать или арендовать наземный кабель всегда было делом достаточно трудным в России, поэтому совместно с компанией «Глобал-Телепорт» — 100% дочкой «Синтерры» — было предложено решение по организации спутниковых каналов VSAT. Такое комбинированное решение — VSAT–WiMAX — позволяет в короткие сроки построить и сдать в эксплуатацию сеть. Даже притом, что пропускная способность спутниковой станции не превышает 2 Мбит/с (при пропускной способности станции WiMAX 20 Мбит/c), инсталлировав данное решение, уже можно подключать первых абонентов и начать получать от них доход, параллельно строя широкополосный наземный канал. Как утверждает руководство «Синтерры» сегодня, заплатив 920 тыс. р., любой местный оператор может, потратив три месяца, получить полностью готовую к эксплуатации сеть mini-WiMAX.

Распространение ШПД, в том числе и на основе технологии WiMAX, в конце концов приведет к появлению у абонента, помимо ПК, и других сетевых устройств — таких, как игровые и ТВ-приставки, VoIP-телефоны, КПК с поддержкой Wi-Fi, IP-видеокамеры и т. д. Всем этим хозяйством домашней сети абонента нужно управлять. Возможность осуществлять такое управление централизованно может стать серьезным конкурентным преимуществом оператора.

Контролировать качество обслуживания в домашних сетях абонентов позволяет сетевой анализатор 5580, а менеджер домашней сети 5530 от Alcatel-Lucent по протоколам TR-069, TR-111 и SNMP (в меньшей степени) способен управлять не только шлюзами доступа, но и всеми компьютерами и устройствами, находящимися в домашней сети. При этом функции управления могут быть разделены: абонент из «личного кабинета» контролирует свою сеть, в свою очередь, оператор call-центра, располагая простейшим интерфейсом системы управления, способен разобраться в проблемах абонента и, наконец, администратор операторского центра будет создавать политики, управлять устройствами и внедрять новые услуги.

Основное преимущество такой системы — возможность поддерживать в рабочем состоянии все устройства, которые имеются в домашней сети, начиная от абонентских DSL-модемов и кончая пока не нашедшими широкого применения в нашей стране станциями FemtoCell для развертывания сети 3G в локальных зонах покрытия.

Связанный по протоколу IP со всеми DSLAM-устройствами операторской сети сетевой анализатор получает от них статистику измерений, например, в целях контроля производительности и оценки качества линий доступа. Ведь, прежде чем начать предоставлять какую-либо услугу по медной паре, последнюю нужно еще протестировать на предмет пригодности для этого. Полученные результаты дают оператору представление о гарантированных параметрах качества, с которыми он мог бы предоставлять ту или иную услугу. Кроме того, система может «выдать» оператору рекомендации по оптимизации DSL-сети.

Компании web 2.0 сами по себе никогда не обеспечат своим пользователям надежность обслуживания с пресловутыми «пятью девятками». Зато это могут сделать операторы, опираясь на современные телекоммуникационные продукты и решения..

  
12 '2008
СОДЕРЖАНИЕ

бизнес

• В фокусе BBWF — видео и реклама

• Четыре основных тренда развития рынка телекоммуникаций России

инфраструктура

• Ввод в эксплуатацию и диагностика сетей VoIP

• FTTx: выбор технологии

• Универсальная сеть. Какой она будет?

• ЦОДы нового поколения

• Консорциум Green Grid и повышение энергетической эффективности ЦОДов

информационные системы

• Большая бизнес-аналитика от «большой четверки»

сети связи

• На пути к IP-трансформации

• До свидания, фиксированный WiMAX, — здравствуй, мобильный?

кабельные системы

• Кабельная проводка для систем IP-видеонаблюдения

защита данных

• Не упускать из виду

• Безопасности много не бывает

новые продукты

• «Магические» лотки OBO Bettermann: GR- и RKS-Magic; Новое решение для конференц-связи по IP; Новая система беспроводной оптической связи от MRV


• Калейдоскоп


Реклама: Горящие туры официальный сайт поиск тура.
 Copyright © 1996-2008 ООО "Сети и Системы Связи". вверх