Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Какой вариант HTML "реальнее"?

Ларри Аронсон

Ежедневно сотни новичков службы WWW, желающие поделиться своими знаниями, искусством и впечатлениями, начинают изучать язык HTML (HyperText Markup Language).

HTML - не совсем язык, это скорее код разметки страниц с гипертекстовыми связями и картинками. Более того, результат зависит от интерпретирующего код приложения. Начинающим издателям Web приходится постоянно экспериментировать с HTML-редакторами и конвертерами, которые, как кажется, не поспевают за этим изменчивым языком.

На первый взгляд он может показаться воплощением той самой неразберихи, для устранения которой и был изначально предназначен, однако на самом деле все не так уж и плохо. Ниже следует руководство с разъяснениями текущих изменений HTML и советами, как создать Web-страницу с учетом многочисленных уровней и диалектов.

Становление HTML

Программисты Web-страниц сейчас переходят со второй версии HTML на третью, а начинали они с HTML уровня 0. Потребители первых Web-страниц просматривали их на текстовых терминалах с помощью программ просмотра www и lynx для среды Unix. Тогда Всемирная паутина еще не была особенно популярной, а гипертекст был всего лишь приятным нововведением. В 1993 г. большинство пользователей предпочитало доступ к информации с помощью ресурса gopher, а не WWW. Потом в NCSA была создана графическая программа просмотра под названием Mosaic. Ее популярности способствовали бесплатные версии для платформ Unix, Windows и Macintosh.

HTML 1, на котором были основаны первые версии программы Mosaic, отличался от уровня 0 всего лишь поддержкой встроенной графики. Но каков результат! Страницы превратились в гиперсвязанные мультимедийные публикации. И в одно мгновение все захотели иметь собственный узел WWW. Взрыв популярности Всемирной паутины стимулировал создание новых программ просмотра и выдвижение новых требований.

Для разработки стандарта HTML 2 была сформирована рабочая группа. Ее усилия были направлены на обобщение практического опыта и на формулирование определения типа документов, соответствующего Стандартному обобщенному языку разметки (Standard Generalized Markup Language - SGML). Это - набор управляющих кодов и меток (ярлычков), позволяющий перемещать документы между различными компьютерными системами. HTML (подмножество SGML) дополнен новыми функциями, такими как заполняемые формы и сценарии.

Войны программ просмотра

Сегодня HTML 2 - официальный стандарт Internet для Web-страниц. Mosaic уже далеко не самая лучшая программа просмотра. Возглавляемая Джимом Кларком (Jim Clark), бывшим руководителем компании Silicon Graphics, и Марком Андриссеном (Marс Andreessen), лидером команды создателей знаменитой программы Mosaic, фирма Netscape Communications (http://www.netscape/com) создала программу просмотра Netscape Navigator, которая существенно быстрее и проще, чем Mosaic. Первая бесплатная бета-версия была выпущена в октябре 1994 г., за неделю до окончательного утверждения стандарта HTML 2.

Продукт распознавал коды расширенного набора команд HTML. Поскольку программы просмотра устойчивы в отношении ошибок, можно было создавать Web-страницы в расчете на расширения Netscape, не опасаясь нарушить работу других программ просмотра. Путешественники WWW с помощью Netscape Navigator увидели более красочные страницы, чем их друзья, все еще использовавшие Mosaic. А разработчики фирмы Netscape поддерживали всеобщее возбуждение, добавляя все новые расширения к каждой следующей бета-версии. От 50 до 75 % энтузиастов Всемирной паутины работали с Netscape Navigator, тем самым укрепляя его позиции на рынке и помогая внедрению встроенных в продукт новшеств языка HTML.

Казалось, ситуация была выигрышной почти для всех. Кроме, пожалуй, Дейва Реггета (Dave Raggett), Хекона Ли (Hakon W. Lie) и других участников Консорциума WWW, разрабатывающих стандарт HTML 3. Расширения Netscape не соответствовали этому зарождающемуся стандарту. Сторонники фирмы Netscape сомневались в необходимости стандартов вообще, провозглашая, что рынок все расставит по своим местам. Создателям же Web-страниц приходилось разрабатывать разные версии: для Mosaic только с использованием HTML 2 и для Netscape Navigator с использованием расширений фирмы Netscape.

К счастью, сражения между различными программами просмотра продолжались недолго. Весной 1995 г. фирма Netscape Communications заявила, что ее продукты будут полностью поддерживать стандарт HTML 3, и согласилась участвовать в его разработке. Netscape обязалась согласовывать собственную версию HTML со стандартом по мере его разработки. Предполагается, что создатели других программ просмотра также будут встраивать в свои продукты новые функции, и HTML 3 станет реальностью еще до того, как утвердится сам стандарт. Пробная программа просмотра для платформы Unix, созданная Консорциумом WWW с использованием стандарта HTML 3, появилась летом 1995 г. под названием Arena.

Пока соблюдается перемирие. Расширенная версия Netscape широко применяется, но важные вопросы остаются без ответа. Какие расширения Netscape попадут в официальную версию HTML 3? Какие дополнения HTML 3 отразятся на практике? И, самое главное, какой же вариант HTML следует теперь использовать для разработки Web-страниц?

Расширения Netscape

Документ с расширениями Netscape расположен по адресу http://home.netscape.com/assist/net_sites/html_extensions.html. Самые главные и наиболее спорные изменения пришлись на картинки и выравнивание текста. Netscape Navigator распознает такие значения атрибута ALIGN, как left и right, в дополнение к top, middle и bottom версии языка HTML 2. К метке разрыва строки добавлен атрибут CLEAR, чтобы отмечать место, где остановить обтекание картинки текстом. Ему можно присвоить значения left, right или оба сразу, например: <BR CLEAR="left">.

Изображения с обтекающим их текстом являются значительным улучшением к Web-страницам, но они сильно отличаются от простых встроенных изображений. Программы просмотра обрабатывают встроенные изображения как одиночные текстовые символы. Внутрилинейное изображение объединено вместе с текстом в параграфе. Но если вы укажете параметр ALIGN="left" или ALIGN="right", то изображение будет привязано уже не к определенному месту в тексте, а к блоку, содержащему абзацы, заголовки и другие изображения.

При разработке HTML 3 была признана необходимость введения нового объекта. Появилась новая метка - рисунок: <FIGURE> ... </FIGURE> с атрибутами SRC и ALIGN такими же, как у метки IMAGE. Содержащийся в документе текст и другие элементы обтекают рисунок в соответствии со значением атрибута ALIGN. Рисунки могут содержать подзаголовки и указания адреса, куда направлять комментарии :

<FIGURE SRC="W3C.gif"

ALIGN=left>

<CAPTION> The World-Wide Web Consortium </CAPTION>

The Consortium promotes the Web by producing specifications and reference software.

<CREDIT> www.w3.org

</CREDIT> </FIGURE>.

Следующий пример иллюстрирует формирование мигающей отцентрированной фразы COOL TRICKS с увеличенными буквами C и T:

<CENTER>

<BLINK>

<FONT SIZE=+2>C</FONT>OOL<FONT SIZE=+2>T</FONT>RICKS

</BLINK>

</CENTER>.

Эти новые, введенные Netscape метки применять не рекомендуем. Особенно раздражающее многих мигание (BLINK). Чтобы выровнять элементы страницы по центру в духе версии HTML 3, добавьте атрибут ALIGN к меткам заголовка или параграфа:

<H1 ALIGN="center"> Welcome<BR>to my<BR>Homepage</H1>.

Маловероятно, что метки CENTER и FONT попадут в версию HTML 3, в которой уже есть метки SMALL и LARGE для указания размеров шрифта и даже более мощные инструменты для управления форматированием - таблицы стилей (см. ниже).

Установка фона

В HTML 3 цвет фона страницы задают с помощью значений RGB атрибута BGCOLOR метки BODY:

<BODY BGCOLOR ="#rrggbb">,

где интенсивности красного, зеленого и синего цветов задаются шестнадцатиричными цифрами. Netscape помимо атрибута фона страницы использует еще и атрибуты цвета текстовых элементов. Например:

<BODY BGCOLOR="#000060"

TEXT="#B0B0B0"

LINK="#FFFF00"

ALINK="#FF0000"

VLINK="#006000">.

На странице с такими значениями атрибутов фон будет темно-синим, основной текст - светло-серым. Гипертекстовые ссылки будут желтыми, а при попадании на них указателя - ярко-красными. Ссылки, которые уже просмотрены, становятся темно-зелеными.

Кроме этого, Netscape добавила параметр:

<BODY BACKGROUND="url">,

где "url" - имя графического файла в формате GIF, используемого в качестве обоев.

Эти расширения Netscape, вероятно, будут включены в HTML 3, так что можете применять их без опасений.

Кроме того, фирма Netscape добавила много новых атрибутов к уже существующим меткам языка HTML 2, которые скорее всего также войдут в HTML 3. В их числе:

<HR SIZE=pixels Width=percent>

для горизонтальных линеек различной длины и ширины и

указатель значков списков

<UL TYPE="object">,

где "object" - круг, диск или квадрат.

Тяни-толкай

Еще одно важное нововведение Netscape - динамические документы. Существуют две разновидности: поставляемые сервером (server-push) и автоматически запрашиваемые клиентом (client-pull). В поставляемых сервером документах часть страницы (как правило, изображения) периодически обновляется самим сервером. Управляемые клиентом документы дают указание программе просмотра загрузить следующий ресурс URL по прошествии определенного времени. Загруженный документ может, в свою очередь, сделать запрос следующего URL и т. д.

Поставка документов сервером (продолжение концепций CGI) не включает новых элементов HTML. Однако для ее работы необходимо постоянное соединение между сервером и программой просмотра, а это потребляет значительную часть полосы пропускания и ресурсов сервера. Автоматическое обновление страницы задается с помощью специального элемента HTML, который ставится в заголовок документа и выглядит примерно так:

<META HTTP-EQUIV="Refresh" CONTENT="n; URL=url">.

Обратите внимание, что параметр CONTENT состоит из двух частей, разделенных точкой с запятой и пробелом. Число "n" показывает через сколько секунд можно загружать следующую страницу, а "url" - ее адрес.

Статус динамических документов по отношению к HTML 3 пока не определен. С одной стороны, поскольку их поддерживает только Netscape, то разработчикам приходится создавать отдельные Web-страницы, предназначенные для Netscape Navigator и других программ просмотра. С другой стороны, ни серверная поставка, ни автоматический запрос документов не нарушают канонов HTML 3, поэтому нет причин отказываться от них.

Вполне возможно, что серверную поставку документов вскоре заменит конкурирующая технология - HotJava фирмы Sun Microsystems. Улучшенная программа просмотра распознает метку аплета <APP SRC="url">, определяющую исходный файл на языке Java. Программа просмотра загружает, интерпретирует и запускает приложение на компьютере пользователя, применяя страницу Web в качестве интерфейса. Эта простая и мощная концепция получила в последнее время широкую поддержку. Netscape Communications купила лицензию на программу просмотра HotJava и готовит адаптированную под Java программу просмотра Navigator for Windows 95 и других платформ. Более подробную информацию можно получить на сервере: http://java.sun.com.

Что нового в стандарте HTML 3

В HTML 3 много нового, но еще больше находится в стадии разработки. Самые последние изменения варианта HTML 3 можно найти по адресу: http://www.w3.org/hypertext/ WWW/MarkUp/html3/CoverPage.html. Если вы работаете в среде Unix и хотите попробовать новые возможности HTML 3, загрузите тестовую программу просмотра Arena Консорциума WWW по адресу http://www.w3.org/ hypertext/WWW/Arena.

Возможно, самым радикальным изменениям в HTML 3 подверглись метки параграфов, которые теперь превратились в контейнеры (containers), принимающие атрибуты. В HTML 2 метка <P> была разделителем, не имела атрибутов и просто разделяла сплошной текст на два параграфа. В HTML 3 выражение <P> ... </P> отделяет часть текста от других элементов страницы, поэтому параграфы в HTML 3 могут быть вложенными.

Тройка атрибутов - ALIGN, LANG и ID - может быть добавлена к меткам параграфов и большинству других структурных элементов HTML 3. Атрибут ALIGN может принимать значения left, center и right. Параметр LANG указывает набор символов для текста внутри элемента, заменяющий Latin 1 (ISO 8859/1), который используется по умолчанию. Атрибут ID выполняет те же функции, что и ключ якоря у атрибута NAME. Он помечает элемент как возможный объект гипертекстовой связи. Вот пример связи в кодах HTML 2:

<H2> <A NAME="ch9"> Chapter 5. The Empire Strikes Back</A></H2>.

Та же самая связь в кодах HTML 3 выглядит так:

<H2 ID="ch9"> Chapter 5. The Empire Strikes Back</H2>.

В HTML 3 замечательно реализованы таблицы. В Netscape Navigator, Mosaic и некоторых других программах просмотра можно и сейчас с помощью табличных средств создавать страницы различного вида: электронные таблицы, многоколонные тексты, каталоги и другие. Ячейки таблиц могут содержать другие элементы HTML, включая вложенные таблицы.

Команды формирования таблиц в Netscape и HTML 3 схожи, за исключением небольших различий в атрибутах выравнивания и разбивки. Netscape позволяет задавать ширину обрамления и тень таблицы, HTML 3 - только рамку.

Еще один новый элемент HTML 3 - рисунок (FIGURE), упоминавшийся ранее. Он имеет встроенную функциональность типа карты изображения (imagemap), полученную снабжением закладок в тексте рисунка атрибутом SHAPE (форма). Значения этого атрибута - набор пиксельных координат, определяющих многоугольные области внутри рисунка. Когда программа просмотра улавливает нажатие мыши в подобной области, она устанавливает связь по соответствующему адресу HREF URL.

В HTML 3 множество других новых элементов. Метки SUB и SUP форматируют текст как подстрочный и надстрочный. BOX, OVER и UNDER формируют простые математические выражения с числителями и знаменателями. DFN определяет образец слова или фразы. PERSON выделяет имена людей, как в газетных колонках светской хроники. Цитатная метка Q добавляется к тексту, который заключается в кавычки. В отличие от метки BLOCKQUOTE (блок цитаты), который в HTML 3 сокращен-таки до BQ, метка Q не вставляет в текст символов разрыва параграфа.

Метка BANNER (заголовок) обозначает текст, который остается на месте, в то время как остальной текст документа проходит по экрану. BANNER удобен для показа кнопок управления, которые должны оставаться на экране, или рекламных объявлений в нижней части экрана.

Элемент NOTE позволяет авторам делать сноски, заметки и аннотации. Атрибут ROLE определяет конкретный тип сносок, например:

<NOTE ROLE="foot"> </NOTE>.

Место расположения сносок определяется программой просмотра.

Возможны и другие варианты сносок. Arena, например, заключает текст, помеченный атрибутом ROLE="warn", в рамку с предостерегающей пиктограммой, а текст с атрибутом ROLE="tip" - в рамку с пиктограммой руки с поднятым пальцем.

Версия HTML 3 способна управлять оформлением страниц с помощью таблиц стилей, которые разрабатываются до сих пор. По адресу http://www.w3.org/hypertext/WWW/Arena/style.html можно получить образцы документов с более подробным описанием. Нижеследующий пример показывает, как отцентрировать заголовки третьего уровня и вывести знаки красным цветом:

<STYLE notation=experimental>

h3: align = center

h3: color.text = #900000

</STYLE>.

Метка стиля задается в заголовке документа. Отметим, что экспериментальная реализация команд, относящихся к стилям, не совместима с программами просмотра HTML 2.

Что впереди?

Переход от HTML 2 к HTML 3 - не единственное событие, происходящее сейчас во Всемирной паутине. Программы просмотра осваивают новые технологии. Помимо HotJava стоит упомянуть Acrobat фирмы Adobe, RealAudio и MacroMind Director.

Acrobat - развивающийся стандарт переносимых документов (PDF), реализованный пока только в виде обособленной программы чтения, в ближайшем будущем будет встроен и в программы просмотра. Сейчас фирма Adobe добавляет к формату PDF возможность указывать ссылку URL (подробнее: http://www.adobe.com/ Acrobat/Acrobat0.html).

Технология RealAudio тоже может скоро появиться в программах просмотра. RealAudio включается через несколько секунд после активизации ссылки и действует до разрыва соединения с WWW. Качество звука невысокое, но его вполне хватает для приложений, работающих с голосом (http://www.realaudio.com).

Еще один кандидат - MacroMind Director. Пользователи хвалят его мощный макроязык LINGO для создания "оживленных" презентаций и их показа. Появление программ просмотра, понимающих LINGO, намного облегчит создание Web-страниц с анимацией.

Ну, и, конечно, нельзя забывать и язык моделирования виртуальной реальности (Virtual Reality Modeling Language - VRML), представляющий собой открытый, переносимый формат объемной графики. Программа просмотра, совместимая с VRML и взаимодействующая с объемными графическими файлами, позволит путешествовать по виртуальным мирам. Информацию о VRML можно получить по адресу: http://www.ncsa.uiuc.edu/ General/VRML/VRMLHome.html.

HTML 3 совместим снизу вверх с HTML 2, т.е. переделывать Web-страницы придется только при желании включить в них новые функции. Точно так же страницы, предназначенные для Netscape, будут читаться и следующими версиями Netscape Navigator и других программ просмотра. И, конечно, HTML не остановится на уровне 3. Век персонального интерактивного издательского дела только начинается.


распечатать статью




  
4 '1996
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Всемирная либеральная революция в электросвязи

услуги сетей связи

• Система сигнализации № 7

• CTI: TAPI или TSAPI?

• Стандарт DECT: новые возможности для операторов сетей связи

• Широковещательные системы передачи данных домашним ПК

• Эволюция GSM

интернет и интрасети

• Мир TCP/IP. Традиционные приложения (часть 1)

• Какой вариант HTML "реальнее"?

• Южная Московская Опорная Сеть

• ПК для всего мира

• Как украсить страницу Web

• Планирование узла Web

корпоративные сети

• Тестирование модемов V.34

• Многопротокольная маршрутизация в сетях АТМ

• Маршрутизация в сетях АТМ. Кто победит?

• Удаленный доступ по TCP/IP

• Средства удаленного доступа

локальные сети

• Сетевые принтеры

• Стековые концентраторы

• Законы энтропии и сеть

• Системная политика - ключ к эффективному управлению

• Применение профилей пользователей в Windows 95

защита данных

• Размышления об электронных платежах

• Чувство безопасности

• "Скорпион" защищает сеть

новые продукты

• Недорогой маршрутизатор Vgate фирмы RND, Lotus Notes версии 4.0, Компьютеры UltraSPARC, Коммутаторы IGX фирмы StrataCom, Bay Networks всерьез берется за АТМ, Вперед по дороге АТМ



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх