Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Всемирная либеральная революция в электросвязи

Татьяна Кокарева

Призрак бродит по Европе, призрак либерализма. Он постучит в двери большинства стран Европейского Союза 1 января 1998 г. К этому сроку рынки услуг связи, десятилетиями считавшиеся естественными монополиями, должны быть полностью открыты для иностранных (читай, американских) конкурентов. Национальные операторы связи ждут этого события как судного дня. Под зонтиком государственного протекционизма они превратились в застывших бюрократических монстров. Бодрящий дождь перемен наконец расшевелит их.

По мнению Ника Липписа, президента фирмы Strategic Networks Consulting, рынок телекоммуникаций долгие годы представлял собой частный клуб, члены которого в узком кругу решали, какое оборудование покупать, какие услуги и по какой цене предоставлять. Доминирующие операторы связи могли позволить себе роскошь приобретать коммутационное и каналообразующее оборудование за многие миллионы долларов со сроком окупаемости до 20 лет. Это оборудование уже установлено и на его полную амортизацию потребуется много времени, что, конечно, мешает традиционным операторам приступить к полномасштабной модернизации своих сетей.

Сейчас на этот рынок рвутся новые игроки, обеспечивающие гораздо более короткие сроки разработки нового оборудования и, что самое главное, его окупаемости. Они предлагают самые современные решения для новых операторов связи, не связанных по рукам и ногам унаследованной базой установленного оборудования.

В последние полгода-год самым популярным словом, обозначающим грядущие перемены, стало слово "революция". Выставка Telecom'95 в Женеве проходила под лозунгом "Октябрьская революция". В апреле этого года в Монте-Карло состоялась конференция "Перестройка PTT: Манифест телекоммуникационной революции". Объекты для наступления революционеров от электросвязи весьма знакомые: почта, телефон, телеграф, т. е. то, что за рубежом скрывается под аббревиатурой PTT.

Общественное мнение неоднозначно относится к идее либерализации национальных рынков. С одной стороны, обострение конкуренции предвещает повышение качества услуг и снижение цен. С другой стороны, оно неизбежно приведет к сокращению рабочих мест, что очень не нравится профсоюзам. Прошлой осенью Франция была потрясена маcсовыми стачками против либерализации.

Великобритания - колыбель либеральной революции в электросвязи - начала демонополизацию своего рынка еще в 1984 г. С тех пор компания British Telecom сократила 100 тыс. рабочих мест. И это еще не предел. По оценкам исследовательской фирмы Merill Lynch, приведенным в журнале Wall Street Journal Europe, для обслуживания 10 тыс. линий British Telecom требуются 49 человек, тогда как компании Ameritech - всего 27. После высадки американского десанта Европе придется нелегко.

Однако оставим на минуту предгрозовую Европу и перенесемся за море-океан, где гроза уже разразилась.

В начале этого года Конгресc США принял, а президент Клинтон 21 февраля подписал Закон о связи. Этот закон не обновлялся с 1934 г. Согласно новому законодательному акту, рынки услуг дальней и местной связи, а также кабельного телевидения будут открыты для конкуренции. До этого момента дальнюю связь в основном контролировали корпорации AT&T, MCI, Sprint и LDDS WorldCom. Местные телефонные компании не имели права вторгаться на этот рынок. В то же время операторы дальней связи не могли предоставлять услуги местной связи. Теперь эти барьеры сняты и объявлены новые более справедливые правила игры.

Согласно законам диалектики, которые сильнее законов юридических, всякое движение есть единство и борьба противоположностей. Либерализация предполагает свободную конкуренцию, которая зачахнет и остановится без своей противоположности - жесткого государственного регулирования в области тарифной политики, лицензирования и подсоединения сетей.

Доминирующий оператор связи имеет массу возможностей, чтобы не пустить на свое поле новых игроков. Например, он может запросить непомерно высокую плату за подсоединение сети нового оператора к своей сети, обслуживающей основную массу населения. Без такого подсоединения деятельность нового оператора практически бессмысленна. Никто не будет покупать телефон, с которого можно позвонить всего сотне абонентов.

Журнал Communications International сообщает, что подобным оружием воспользовалась, например, компания Telecom New Zeland, отказавшая компании Clear Communications в подсоединении к своей сети на справедливой основе. Невмешательство правительства Новой Зеландии, по идеологическим соображениям не считающего нужным регулировать телекоммуникационный рынок, фактически привела к его монополизации.

Еще один важный вопрос, нуждающийся в регулировании, - сохранение телефонных номеров при переходе клиента к новому поставщику услуг связи. Без сохранения номеров корпорации могут на некоторое время остаться отрезанными от своих заказчиков и партнеров.

Какую плату считать справедливой за перенос номеров и за передачу трафика чужих сетей через свою сеть? Без наличия полномочного регулирующего органа эти вопросы решить невозможно.

Во всем мире при получении лицензии, как правило, оговариваются сроки предоставления услуг. Получение лицензии в целях последующей перепродажи или для замораживания рынка расценивается как преступление против общества. Рассмотрим гипотетический пример. Оператор наземной фиксированной связи через подставную компанию получает лицензию на развертывание сотовой сети. На самом деле он хочет сохранить монопольное положение на местном рынке. Он не собирается предоставлять услуги подвижной связи, его задача - занять лицензию, чтобы больше никто не смог предоставить альтернативные услуги. Борьба с подобными приемами - еще одна обязанность национальных регулирующих организаций.

Вмешательство арбитра, возможно, и не потребуется, если оператор связи будет чувствовать, что в любую секунду может прозвучать свисток, останавливающий нечестную игру.

Процесс либерализации глобального телекоммуникационного рынка будет протекать как единство и борьба еще двух противоположностей: разделений и слияний.

Для повышения конкурентоспособности крупные компании будут делиться на самостоятельные подразделения. Самый яркий пример здесь - добровольное разделение компании AT&T на три независимые компании. Собственно AT&T будет заниматься исключительно предоставлением услуг связи. Подразделение Global Information Solutions вернет себе имя NCR и как прежде будет производить компьютерное оборудование. И наконец, третья компания - Lucent Technologies (известная ранее как Bell Laboratories) будет производить телекоммуникационное оборудование.

Тесная зависимость от AT&T мешала сотрудничеству Bell Laboratories с конкурирующими операторами связи. Дело дошло до того, что компании Bell Atlantic и DSC Communications предъявили AT&T иск на 3.5 млрд. дол., обвиняя последнюю в том, что ее подразделение Bell Laboratories в свое время привязало Bell Atlantic к своей закрытой платформе коммутационных станций, что мешает Bell Atlantic приобретать несовместимое оборудование альтернативных поставщиков, в частности, DSC. В ответ представители Lucent Technologies возражают, что Bell Atlantic и другие местные телефонные компании уже давно вышли из состава AT&T и никто не мешал им приобретать другое оборудование.

Наряду с разделениями мы станем свидетелями огромного числа слияний и альянсов. Под многими альянсами будут скрываться картельные соглашения, организуемые в целях сохранения монопольных цен. Зачем конкурировать и страдать от войны цен, не лучше ли до начала боя договориться о "справедливом" разделе призового фонда?

Антимонопольным комитетам предстоит здесь нелегкая работа по отделению злаков от плевел. Ведь альянсы несут с собой и немало выгод для потребителей. Самое главное - альянсы обеспечивают больший спектр услуг от одного поставщика. Благодаря этому корпорации могут рассчитывать на большие скидки и, кроме того, могут сократить штаты департаментов телекоммуникаций. В прежних условиях для работы с каждым поставщиком услуг нередко выделялся отдельный менеджер.

Один из самых известных и важных для России глобальных альянсов - Global One - совместное предприятие, объединяющее международные подразделения компаний Sprint, Deutsche Telekom и France Telecom. Сейчас Global One имеет 2500 сотрудников в 50 странах мира и предоставляет услуги глобальной связи для 2000 многонациональных корпораций, потративших в 1995 г. на эти цели 500 млн. дол. К 2000 г. Global One собирается достичь оборота в 5 млрд. дол.

Суммарный объем операций по слияниям и приобретениям в области телекоммуникаций только в Европе составил за 1995 г. более 20 млрд. дол. В США размах слияний еще шире. Чего стоит одно приобретение компанией US West оператора кабельного телевидения Continental Cablevision за 10,8 млрд. дол.

Россия, как и весь остальной мир, не остается в стороне от либерализации рынка телекоммуникаций. Огромное значение имеет федеральный Закон о связи, принятый Государственной Думой 20 января 1995 г. и подписанный президентом Б.Н. Ельциным 16 февраля 1995 г. (на год раньше американского). Этот закон определяет правовую основу деятельности в области связи в России; полномочия органов государственной власти по регулированию функционирования и развития отрасли связи; права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся ее результатами.

Кроме того, Правительство РФ Постановлением N 878 от 4 сентября 1995 г. утвердило представленную Министерством связи РФ программу демонополизации отрасли связи.

По словам В.Б. Булгака, федерального министра связи, "сегодня свыше тысячи предприятий имеют лицензии Министерства на предоставление услуг электросвязи. Это почти в 10 раз больше, чем было в 1992 г. Вновь созданные предприятия уже ввели за последние два года в эксплуатацию около 140 тыс. номеров АТС, развернули системы радиотелефонной связи и персонального радиовызова в объемах 100 тыс. и 150 тыс. абонентов соответственно".

Однако эти же цифры говорят, что в среднем на одно новое предприятие приходится всего 140 линий фиксированной связи и 100-150 абонентов подвижной связи. По-видимому, большая часть лицензиатов пока даже не приступила к развертыванию сетей связи, а ждет более благоприятного момента.

В этом номере нашего журнала Билл Алдерсон и Скот Хогдал обсуждают теорию, согласно которой взмах крыльев бабочки в Бразилии может вызвать непредсказуемую цепь событий и в конечном итоге привести к урагану в Техасе. Реформы в области электросвязи в Европе и США - это не полет бабочки, а мощные землетрясения и извержения вулканов. Глобальное потепление телекоммуникационного климата не может не повлиять на погоду и у нас.

По оценкам газеты Financial Times странам Восточной Европы, включая СНГ, потребуется около 200 млрд. дол. для того, чтобы увеличить среднюю телефонную плотность с 15 до 35 линий на 100 человек. Зарубежные производители оборудования и операторы связи вряд ли пропустят этот лакомый кусок, особенно в условиях обострения конкуренции на своих домашних рынках.

Юрий Гиттик, менеджер по развитию бизнеса в Центральной и Восточной Европе компании RAD Data Communications, отмечает "рост конкуренции между традиционными телекоммуникационными компаниями и альтернативными поставщиками телекоммуникационных услуг на базе сетей энергосистем, газопроводов, железных дорог и метрополитенов. Эта тенденция открывает доступ на рынок большему числу производителей оборудования. Уровень цен, качество и легкость в обращении влияют на решения о закупке оборудования в большей степени, чем исторически сложившиеся отношения между телекоммуникационными компаниями и производителями телекоммуникационных устройств".

Действительно, достаточно вспомнить проекты компаний "Макомнет", "Метроком" и "Раском", проложивших ВОЛС по туннелям метро Москвы и Санкт-Петербурга, а также вдоль Октябрьской железной дороги. АО "Газком" намерено развернуть собственную систему космической связи на базе спутников "Ямал", разрабатываемых в сотрудничестве с американской корпорацией Loral. Эта система будет работать не только в интересах газодобывающих предприятий, но и сможет предоставлять услуги другим российским и иностранным организациям.

Традиционный монопольный оператор связи во всем мире привык чувствовать себя горой, которая не идет к Магомету. В результате либерализации появятся тысячи новых агрессивных операторов связи, которые будут стучать в двери буквально каждого потенциального клиента, завлекать его более низкими ценами, повышенным качеством и разнообразием услуг. Забота о потребителях станет реальным фактором конкурентной борьбы. Сложатся новые стандарты качества обслуживания.

Заметно ускорится внедрение новейших технологий, таких как ATM, Frame Relay, SDH, HDSL, VDSL, интерактивное телевидение и т. д., которые, наконец, перерастут из пилотных или ограниченных проектов в полномасштабные коммерческие системы.

В конечном счете это скажется на проникновении современных телекоммуникационных технологий в Россию. Для нас это будет главным эффектом всемирной либеральной революции в электросвязи.


распечатать статью




  
4 '1996
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Всемирная либеральная революция в электросвязи

услуги сетей связи

• Система сигнализации № 7

• CTI: TAPI или TSAPI?

• Стандарт DECT: новые возможности для операторов сетей связи

• Широковещательные системы передачи данных домашним ПК

• Эволюция GSM

интернет и интрасети

• Мир TCP/IP. Традиционные приложения (часть 1)

• Какой вариант HTML "реальнее"?

• Южная Московская Опорная Сеть

• ПК для всего мира

• Как украсить страницу Web

• Планирование узла Web

корпоративные сети

• Тестирование модемов V.34

• Многопротокольная маршрутизация в сетях АТМ

• Маршрутизация в сетях АТМ. Кто победит?

• Удаленный доступ по TCP/IP

• Средства удаленного доступа

локальные сети

• Сетевые принтеры

• Стековые концентраторы

• Законы энтропии и сеть

• Системная политика - ключ к эффективному управлению

• Применение профилей пользователей в Windows 95

защита данных

• Размышления об электронных платежах

• Чувство безопасности

• "Скорпион" защищает сеть

новые продукты

• Недорогой маршрутизатор Vgate фирмы RND, Lotus Notes версии 4.0, Компьютеры UltraSPARC, Коммутаторы IGX фирмы StrataCom, Bay Networks всерьез берется за АТМ, Вперед по дороге АТМ



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх