Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Несколько слов о любви... и заметки о создании пейджинговой системы

А. А. Соловьев

Да, я люблю пейджер и рекомендую вам полюбить этого маленького и элегантного друга с возможностями радиоприемника и интеллектуальной записной книжки, часов-будильника и, частично, телефона, а также многими другими. Но чтобы россияне смогли в полной мере насладиться этой любовью и дружбой, нужна соответствующая инфраструктура — сеть пейджинговых компаний. В России число таких компаний (и их абонентов) в десятки раз меньше, чем в ряде развитых стран. Об эффективности пейджинговых систем и основных задачах, возникающих при их создании у инвесторов и будущих владельцев пейджинговых компаний, и хотелось бы поговорить в настоящей статье.

Пейджинг — это прибыльно и перспективно

Эксперты утверждают, что коммерческая деятельность в области телекоммуникаций является наиболее прибыльной и перспективной. Однако немногие знают, что и в этой области существует сфера, где отдача от вложенных инвестиций происходит максимально быстро, а прибыль наиболее существенна. Это — пейджинг.

Давайте посчитаем вместе1. На диаграммах (рис. 1) приведены оценки объема и структуры основных затрат на создание пейджинговых систем (с использованием отечественного программно-аппаратного обеспечения и пейджеров зарубежного производства), рассчитанных на обслуживание 300, 1 тыс. и 5 тыс. абонентов. Использование оборудования пейджинг-центра западных фирм увеличит стоимость соответствующего сегмента затрат (затраты на оборудование + стоимость ПО) в 2—5 раз. На диаграммах отчетливо выделяется своей “грандиозностью” сегмент затрат на пейджеры. Однако при запуске системы в эксплуатацию эти затраты практически сразу же погашаются продажей пейджеров, а получение с их владельцев абонентской платы за 3—4 месяца позволяет полностью окупить вложенные средства.

Есть и другая, можно сказать, международная, оценка коммерческой эффективности пейджинга: он рентабелен при месячной абонентской плате свыше 10—12 дол., а для очень крупных пейджинговых компаний — даже свыше 3 дол. [1]. Сейчас в России абонентская плата колеблется в пределах от 20 до 60 дол.

Развитые страны уже пережили пейджинговый бум, однако и у них ежегодный прирост числа абонентов составляет (и прогнозируется) не ниже 20—30% [2,3]. Количество владельцев пейджеров в этих странах уже сейчас составляет от 1,2 до 9% общей численности населения [4]. По этим показателям рынок пейджинга в России находится вообще в зачаточном состоянии. На сегодня в России чуть более 150 тыс. [3] счастливчиков-владельцев пейджеров (0,1% населения) при числе работающих пейджинговых центров не более 200. По нашим оценкам, в ближайшие 5 лет стране “грозит” ежегодный 50—80-процентный прирост числа абонентов (рис. 2, 3).

Большой потенциал таят в себе пока еще мало развитые в России (но уже заявившие о себе) большие национальные пейджинговые сети с единой частотой и роумингом по всей стране. Пока вообще не существуют (или их крайне мало) ведомственные пейджинговые системы, очень нужные МВД, Министерству обороны, ФСБ, транспортной службе, организациям гражданской обороны. Аналогичным образом складывается и ситуация с локальными пейджинговыми системами, рассчитанными на работу в пределах одного или группы зданий, на территории крупных предприятий, вдоль транспортных магистралей и др.

Общий порядок создания пейджинговой системы

В официальных изданиях Министерства связи РФ подробно изложены основные положения по взаимодействию компании — будущего оператора связи с госструктурами, здесь же мы только перечислим основные вопросы, возникающие при создании пейджинговой системы, и этапы их решения.

1. Получение разрешения Главного Управления (ГУ) Госсвязьнадзора на использование частоты (вопрос о выборе номинала частоты будет освещен ниже).

2. Разработка Рабочего проекта системы связи. Проектировщик (специализированная организация) должен иметь соответствующую лицензию. Следует отметить, что существует достаточное количество организаций, имеющих лицензию и готовых хоть за пару недель подготовить проект, однако наиболее “живой” и эффективный проект чаще всего получается у разработчиков и поставщиков пейджинговых систем и оборудования.

3. Получение в ГУ Госсвязьнадзора лицензии на вид деятельности в области связи с оказанием услуг персонального радиовызова.

4. Строительство объекта связи, включая закупку программно-аппаратного обеспечения. Чаще всего основные трудности связаны с размещением базовой станции и антенны.

5. Экспертиза системы связи местными органами Госсвязьнадзора.

6. Сдача объекта в эксплуатацию комиссии заказчика с участием надзорных органов.

7. Получение у местного органа Госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию пейджинговой системы.

И только-то! На первый взгляд, пакет задач неподъемен. Действительно, в Москву и несколько других крупных городов уже сейчас сложно (но все-таки возможно) пробиться, однако, учитывая, что в России немало других городов и что процесс решения перечисленных задач достаточно отработан, можно смело браться за дело.

По нашим оценкам, полный временной цикл запуска пейджинговой системы, в зависимости от энергичности и некоторых других качеств заказчика, составляет от 3 до 10 месяцев.

Выбор основных параметров системы

Мы не будем останавливаться на тонкостях выбора пейджинговой системы (обычно этому посвящается несколько толстых томов Рабочего проекта). Наша задача — обратить внимание на принципиально важные характеристики, которые определяют функциональную эффективность и надежность (а значит, коммерческую эффективность и конкурентоспособность) будущей пейджинговой системы. Мы также не будем рассматривать вопросы анализа и выбора протокола пейджинговых сообщений. По нашему мнению, в ближайшие годы в России будет использоваться преимущественно POCSAG — достаточно эффективный, простой и экономически выгодный в реализации протокол.

Высота подвеса передающей антенны

В основном именно этот фактор определяет размер рабочей зоны. Для оценочного расчета предлагаем использовать формулу R=4,18ЗH, где

R — радиус рабочей зоны, км; Н — высота подвеса, м (рис. 4). Формула хорошо “работает” на равнинной местности, когда высота подвеса не менее чем в 4—8 раз превышает среднюю высоту застройки в рабочей зоне. Идеальным местом размещения антенны является городская телевышка.

Если для размещения антенны трудно найти место необходимой высоты, то пейджинговая система строится с использованием нескольких передатчиков (базовая станция и ретрансляторы). Подробнее о вариантах расширения рабочей зоны мы уже писали [5].

Мощность излучения передатчика

Мощность передатчика должна соответствовать высоте подвеса антенны (повышать мощность передатчика сверх определенного уровня неэффективно и дорого). Предлагаем оценочную формулу для расчета мощности передатчика (Р, Вт), приведенной ко входу антенны: где a — коэффициент, учитывающий высоту застройки и степень пересеченности рельефа местности (0,25<a<1); А — коэффициент усиления антенны, дБ (рис. 5).

Рабочая частота

Вопрос выбора рабочей частоты имеет два аспекта:

· качество распространения сигнала;

· возможность роуминга с другими городами.

В РФ для пейджинга в основном используются два диапазона радиочастот — около 160 и 450 МГц. Существенным преимуществом первого диапазона являются более низкие требования к уровню мощности базового передатчика, достоинствами второго — более высокая проницаемость сигнала в помещения и подвалы зданий, пониженный уровень шума.

С точки зрения перспектив использования роуминга, безусловно, пока выигрывает диапазон 160 МГц как наиболее распространенный в России. На частотах 157,9250; 159,025; 159,050; 160,0375 МГц работают уже десятки компаний-операторов, объединенных в ассоциации или просто связанных двусторонними соглашениями. Для более обоснованного выбора частоты предлагаем читателю график распределения частот некоторых ведущих московских компаний-операторов (рис. 6).

Структура пейджинг-центра

Структура пейджинг-центра определяется, в первую очередь, числом абонентов, которых он будет обслуживать. Опыт эксплуатации систем показывает, что один оператор пейджинга (одно автоматизированное рабочее место) может обслуживать около 250—300 абонентов. Этот подход делит все многообразие пейджинговых систем на две группы:

· микросистемы, как правило, однокомпьютерные;

· сетевые системы, имеющие расширенные функциональные возможности как по числу обслуживаемых абонентов, так и по сервисным функциям (рис. 8).

Получить наглядное представление об основном функциональном назначении элементов сетевой пейджинговой системы позволяет рис. 8. Следует отметить лишь ключевую роль специального элемента — пейджинг-терминала PL-POCSAG. Это программно-аппаратное устройство обеспечивает формирование модулирующего сигнала (в соответствии с форматом POCSAG), и управление передатчиком.

Основными поставщиками пейджинговых систем и оборудования являются зарубежные компании Motorola, Glenayre, Zetron и отечественные “Пейдж-Линк Технология”, “Информационная индустрия” и КСС.

В следующих материалах серии статей о пейджинге мы планируем рассказать о составе и характеристиках основных элементов и подсистем пейджинг-центра, а также дать рекомендации по их выбору и эксплуатации.


распечатать статью




  
8 '1996
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Вся сеть в кармане

локальные сети

• Выбор сетевой операционной системы

• Недорогие серверы

• В любви и согласии... со своим делом

корпоративные сети

• Блокнотные компьютеры

• Клиентское ПО протокола DHCP

• Разные решения одной проблемы

• I-PNNI — интегрированный протокол маршрутизации

• Незаконченная картина RMON

услуги сетей связи

• Терминология сетей Синхронной Цифровой Иерархии

• Несколько слов о любви... и заметки о создании пейджинговой системы

• Компьютерная телефония. Пути развития

• Беспроводная передача данных: CDPD

• Блюзы говорящих модемов

интернет и интрасети

• Серверы Internet под ключ

• Семь смертных грехов Web

• Стройте Intranet!

• Радио по запросу

• Давайте познакомимся

• Программирование Web-сервера: последний рубеж

приложения клиент-сервер

• Информационные системы для крупных индустриальных объектов

• Intranet и Lotus Notes: новый взгляд

защита данных

• Дебаты о шифровании

• Протокол PPP и безопасность

новые продукты

• Маршрутизаторы 7200 фирмы Cisco, FTP Software поднимает ставки в игре TCP/IP, Оптимизаторы MAXcess, Kraftway выпускает новый сервер

только на сервере

• Обзор Web-браузеров

• Методика интерпретации результатов измерения производительности адаптеров Fast Ethernet



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх