Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Система R/3: структура и перспективы развития

А. Н. Новичков

Несмотря на неблагоприятные обстоятельства для развития производства в нашей стране, уже появились отечественные производители, которые ведут свои дела вполне успешно, а следовательно, располагают определенными денежными средствами для инвестиций в свое производство. Одним из приоритетных направлений инвестиций многие предприятия считают создание собственной комплексной информационной системы. Это означает отход от локальной автоматизации отдельных подразделений и охват единой информационной системой управления финансами, производством, материальными запасами, кадрами и т. д.

При этом на руководителя предприятия ложится бремя выбора системы, которая имела бы требуемую функциональность, была бы достаточно гибкой, масштабируемой. Немаловажно, чтобы она была проверена в результате многочисленных внедрений на аналогичных предприятиях.

Среди прочих критериев выбора надо назвать еще один. Дело в том, что жизненный цикл производственных информационных систем составляет 10—15 лет. Это предполагает дополнительные требования к системе, поскольку сегодня среднее время обновления информационных технологий, в частности программных разработок и аппаратных решений, гораздо меньше указанного срока. Следовательно, выбираемая система должна отвечать еще и такому критерию, как возможность безболезненной "регенерации", т. е. постепенной частичной замены отдельных ее элементов, блоков, модулей. Реализации такого подхода способствует выбор клиент-серверной архитектуры системы и объектного подхода к разработке программного обеспечения.

В принципе к выполнению данных требований уже "подтянулись" практически все поставщики информационных систем такого класса. В этой статье мы рассмотрим одну из подобных систем, а именно R/3.

Несколько слов о производителе

Система R/3 — продукт немецкой фирмы SAP AG, которая уже 25 лет занимается разработкой прикладных программных систем. На сегодняшний день в фирме работает свыше 9 тыс. человек, из них более 2 тыс. — разработчики.

Широкой известности фирмы способствовала разработка системы R/2, предназначенной для больших ЭВМ, а с началом распространения в мире клиент-серверной архитектуры фирма представила на рынок систему R/3.

R/3 — весьма популярная платформа информатизации предприятий, общее число ее инсталляций уже превысило 9 тыс. Особенно широкое распространение система получила в США. Причиной этого явления считается то обстоятельство, что свое клиент-серверное решение фирма предложила как раз в то время (1992 г.), когда предприятия США были охвачены идеей реинжиниринга бизнес-процессов, сопровождавшегося переходом с мейнфрэймов на системы с архитектурой клиент-сервер, а рынок таких систем тогда еще активно формировался. Известная в мире бизнеса аксиома — оказаться в нужном месте в нужное время — еще раз получила наглядное подтверждение, хотя конечно же большое значение при распространении системы имеет и репутация фирмы как старого производителя специализированных информационных систем.

Система R/3

Информационная система R/3 охватывает широкий спектр производственной деятельности предприятия. В общей сложности в нее включено более десяти функциональных модулей. Все они обозначаются с помощью двухбуквенной аббревиатуры, например, модуль финансовой бухгалтерии называется FI, модуль управления персоналом — HR, а модуль управления материальными потоками — ММ. Связь между ними осуществляется с помощью фирменного интерфейса взаимодействия приложений ALE (Application Link Enabling).

Модульная структура продукта позволяет размещать различные модули на удаленных подразделениях одного предприятия. Например, в головном офисе предприятия могут работать модули FI и HR; удаленные склады будут обслуживать модули MM, SD (сбыта), а модули PP (производственное планирование и управление) и CO (контроллинга1) могут располагаться непосредственно на заводе. При этом интерфейс ALE обеспечивает удаленное взаимодействие между модулями. Кстати, при помощи ALE также осуществляется связь между модулями систем R/2 и R/3 (например, в случае перехода на последнюю или при взаимодействии между различными предприятиями).

Интересен подход компании к разработке информационной системы. Все функциональные модули созданы с помощью фирменного инструментария ABAP/4 (Advanced Business Application Programming), который представляет собой средство разработки специализированных приложений класса 4GL. SAP поставляет его в комплекте с основными функциональными модулями или в качестве самостоятельного продукта. На рис. 1 представлена обобщенная структура бизнес-приложений системы, где в виде пустых ячеек изображены модули, которые могут быть разработаны клиентом под свои задачи с помощью ABAP/4.

Помимо функциональных модулей, в R/3 предусмотрены так называемые информационные системы, например для логистики2 (LIS) или финансов (FIS). Это дополнительное аналитическое программное обеспечение, предназначенное специально для высшего звена управления предприятием, которое позволяет получать в обобщенном виде информацию из одного или нескольких функциональных модулей.

В рамках общего описания архитектуры R/3 важно отметить и репозитарий — хранилище информации о структуре системы, в котором содержатся объекты моделей данных, программы на ABAP/4, описания экранных форм и таблиц баз данных, а также сопроводительная документация. Особую роль играет удобство использования репозитария для корпоративных разработчиков, отвечающих за сопровождение системы и выполняющих ее регулярную доработку.

Классическая архитектура системы R/3 (версия 3.0) содержит три уровня (рис. 2): представления, приложений и баз данных. Уровень представления — это клиентские места, где выполняются операции по вводу информации и происходит интерпретирование результатов, полученных от приложений. Клиенты R/3 поддерживают практически все известные программные платформы: Windows 3.x, Windows 95, Windows NT, MacOS, OSF/Motif и OS/2. Второй уровень представлен серверами приложений. Изначально это были обычные Unix-платформы, но в настоящее время, помимо них, система поддерживает AS/400 и Windows NT. В качестве уровня баз данных продукт предполагает использование таких СУБД, как IBM DB/2, Informix Online, Microsoft SQL Server, Oracle и Adabas D фирмы Software AG. И клиентские части, и серверы приложений могут осуществлять доступ к серверам баз данных через интерфейсы Open SQL или Native SQL.

Фирма проводит гибкую политику в отношении поставки своей системы. Клиенты могут заключить договор на поставку как отдельного модуля, так и целого комплекса.

Надо заметить, что немалую долю капиталовложений предприятий при внедрении систем класса R/3 приходится на оплату консультаций и обучение персонала. Фирма SAP уже давно предоставляет право консалтинга, обучения и внедрения своих систем фирмам-партнерам, специализирующимся в этой области, в том числе и российским.

Отражение Интернет в зеркале R/3

Отдельного разговора заслуживает политика фирмы в отношении новых веяний в современном информационном мире — это использование в корпоративных целях технологий Интернет, или так называемые интрасети. В основе этого подхода лежит достаточно простой довод: почему бы графический интерфейс взаимодействия с Интернет, столь полюбившийся пользователям во всем мире, не использовать для производственных целей?

Фирма не замедлила воспользоваться технологическими новшествами и, уже начиная с версии 3.1, которая активно тестируется с конца прошлого года, обещает поставлять вместе с продуктом более 100 специальных программных интерфейсов BAPI (Business API) для создания приложений, способных работать с R/3 через Интернет (об анонсе этой версии мы уже писали в первом номере нашего журнала за 1997 г.).

Нововведения затронули и архитектуру системы. Теперь она в общем случае будет представлена четырьмя уровнями (рис. 3). Новый "слой", обозначенный на рисунке как "Интернет", отвечает за предоставление Web-клиенту информации из R/3 по протоколу HTTP, а также за безопасность передачи данных и взаимодействия корпоративной системы со Всемирной Сетью. В рамках новой технологии фирма предполагает три основные модели использования службы Web: клиент—бизнес, бизнес—бизнес и собственно интрасеть (взаимодействие в рамках одного предприятия).

Первая модель предполагает применение Web-браузеров обычными пользователями Интернет для взаимодействия с фирмами, в которых используется система R/3. Это те случаи, когда клиент хочет сделать через Интернет покупку какого-либо товара или заказать определенный вид услуг. Здесь очень эффективными являются интерактивные возможности работы пользователя с удаленной системой, предоставляемые средствами BAPI. Так, например, покупатель может заказать у поставщика определенную конфигурацию данного продукта, причем сделать это исходя из реальных запасов комплектующих элементов.

Вторая модель (бизнес—бизнес) предназначена для взаимодействия партнеров, т. е. двух фирм, имеющих устойчивые производственные отношения, когда с помощью традиционных для Интернет средств можно получить такую информацию, как поступление на расчетный счет партнера перечисленных денег или справка об остатках материалов на складах поставщика. Естественно, что все эти операции производятся на основе услуг, предоставляемых системой R/3, которая установлена у партнеров.

Третья модель взаимодействия пользователя с системой R/3 подразумевает доступ сотрудников предприятия к его информационным ресурсам через тот же Web-браузер. С его помощью можно оперативно получить информацию о сотрудниках предприятия, найти их координаты (телефон, адрес электронной почты), получить текущую отчетность или отыскать требуемые бланки.

В заключение хочется сказать немного о русификации продукта. Российская версия системы входит в базовую поставку, т. е. данная проблема решена самой фирмой-изготовителем. Таким образом, в российском варианте R/3 локализован пользовательский интерфейс, имеется документация на русском языке, а также выполнены определенные предварительные настройки системы, в которых отражена специфика ведения бухгалтерского учета в нашей стране


распечатать статью




  
4 '1997
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Lucent открывает для сетей врата ада

локальные сети

• Серверы с процессорами Pentium Pro

• Телекоммуникационные системы: электромагнитные помехи и электромагнитная совместимость

• Сетевые операционные системы

• Самая легкая в мире оптимизация сервера

• Оборудование и ПО: проблема выбора фирмы-поставщика

корпоративные сети

• Как снять синдром технологического "похмелья"

• Развитие систем электронных сообщений

услуги сетей связи

• Учрежденческие системы внутренней связи

• Построение транспортных сетей на основе Синхронной Цифровой Иерархии

• Инверсное мультиплексирование линий ISDN

• Управляемые модемные шасси

интернет и интрасети

• СУБД-технологии для российских Web-узлов

• Настройка DNS: внутренние и внешние серверы

• Система R/3: структура и перспективы развития

• 32-разрядные пакеты программ TCP/IP

защита данных

• ИБП для серверных комнат

• "Керберос": деталь в головоломке сетевой безопасности

новые продукты

• Модуль VoicePlus для коммутаторов ForeRunner, Сетевой анализатор — это все, чего я хочу; Symmetra: масштабируемость и надежность; NetEye 200 — компактная фотокамера с Web-сервером;

только на сервере

• Доступ к информации по протоколу LDAP

• Война браузеров, или Почему Microsoft победит Netscape



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх