Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

CDMA: сказка становится былью

Билл Фреза

Многие, в том числе и я, говорили, что такое невозможно. Похоже, мы оказались не правы. Спустя десять лет после своего появления технология множественного доступа с кодовым разделением каналов — CDMA (Code Division Multiple Access), изначально предназначенная для повышения пропускной способности аналоговых сотовых систем связи, наконец-то пробилась на передовые рубежи беспроводной связи.

Хотя основным ее конкурентом является лидирующая на этом рынке технология множественного доступа с временным разделением каналов — TDMA (Time Division Multiple Access), которую в настоящее время используют свыше 50 миллионов абонентов во всем мире, она продолжает завоевывать рынок. И даже самые отъявленные скептики вынуждены признать за ней право на жизнь.

Словесные бои закончились, началась борьба за потребителя, исход которой пока не определен. Однако независимо от итога этой борьбы творческая энергия фирмы QUALCOMM — неутомимого "первопроходца" из Сан-Диего, постоянно опровергающего непрекращающуюся критику в свой адрес, — запомнится нам надолго. На фоне рекламной шумихи вокруг успешных запусков системы тот факт, что самые многообещающие проекты внедрения CDMA никогда не осуществлялись, как правило, не принимается во внимание. В итоге из этого все-таки получилось что-то, и это "что-то", надо признать, не развалилось при первом же запуске. Теперь QUALCOMM и ее многочисленные партнеры должны продемонстрировать достаточные преимущества технологии CDMA перед своими конкурентами, чтобы окупились весьма немалые инвестиции, вложенные в ее развитие.

Вот уже несколько лет мы пристально следим за ситуацией вокруг CDMA (см. "CDMA. По пути обманутых надежд" // CиCC, 7/96, c. 90). Поэтому не реализованные на сегодняшний день заявления QUALCOMM по поводу пропускной способности и до странности близкие отношения между аналитиками фирмы и ее инвесторами, которые помогли QUALCOMM и ее партнерам сколотить капитал, исчисляемый миллиардами, дали мне весьма обширный материал для размышлений. Это также вызвало весьма оживленные дебаты во многих отраслевых изданиях и в руководимом мною интерактивном форуме, где страстные защитники CDMA нападали на меня со всех сторон и пытались заставить отказаться от своих слов (что я, собственно говоря, сейчас и делаю в отношении некоторых своих высказываний).

По правде сказать, теперь, когда аргументами в спорах служат не только рассуждения о сомнительных технических претензиях, но и анализ реальных коммерческих решений, CDMA стала выглядеть намного более привлекательной. И, хотя большинство экспертов единодушно в том, что по сравнению с аналоговыми системами CDMA обеспечивает не 10—20-кратное увеличение пропускной способности, как утверждает фирма QUALCOMM, а 8—10-кратное, тот факт, что компания, как всегда, слегка преувеличила возможности своей технологии, видимо, мало кого волнует: CDMA обеспечивает большую пропускную способность, чем TDMA, и этим оправдывает ожидания крупных сетевых операторов. Кроме того, выяснилось следующее: из-за необходимости выполнять утомительные процедуры согласования мощности, установка и настройка CDMA-систем — дело существенно более сложное. Однако операторы понимают, что дополнительные усилия, которые придется приложить в начале процесса внедрения, впоследствии будут скомпенсированы более низкими эксплуатационными расходами. Наиболее же важные для пользователей характеристики — качество звука и срок службы батарей оказались просто превосходными, особенно после отказа от применения низкокачественных вокодеров первого поколения с пропускной способностью 8 Кбит/с. Ведь именно потребительские свойства, а также экономический потенциал и расторопность операторов в конечном счете определяют победителя в этой схватке.

Обретая почву

Какое-то время ситуация с внедрением CDMA была довольно грустной — попытки телекоммуникационных компаний использовать CDMA-каналы поверх уже существующих аналоговых систем увязли в "болоте" бесчисленных отсрочек пусков, технических сбоев и несовершенства изделий первого поколения. Калифорнийский оператор — компания AirTouch предприняла довольно смелый шаг — она объявила о своем намерении предоставлять цифровую связь наиболее крупным потребителям. В предложенном ею плане предполагался перевод на CDMA от 10 до 15% всего оплачиваемого времени. Учитывая быстрый рост количества абонентов, использующих аналоговую связь, во много раз превышающий убогие темпы перехода на цифровую связь, каждый расценит это как неприкрытую попытку фирмы сделать "хорошую мину при плохой игре". Скорее всего, AirTouch просто хотела сохранить в качестве ставки на будущее свои 170 млн долл., вложенных в CDMA, а также около пяти тысяч своих цифровых абонентов.

Точно так же эту технологию удалось протащить на рынок еще одному оператору — фирме Bell Atlantic NYNEX Mobile. В начале 1997 г. она ввела в действие цифровую связь в четырех городах. А так называемую коммерческую CDMA-систему в г. Трентоне (штат Нью-Джерси), в испытаниях которой я участвую вот уже почти год, долго расхваливали как первый успех CDMA в США. Однако эта система все еще не годится для полноценного использования. И хотя качество передачи голоса с помощью вокодера с пропускной способностью 13 Кбит/с в центре зоны охвата остается великолепным, недостаточная надежность работы на границах между аналоговыми и цифровыми областями приводит к трудностям с дозвоном и к многочисленным срывам соединения.

На сегодня AirTouch, Bell Atlantic, US West и некоторые другие операторы сотовой связи собираются перевести на CDMA лишь несколько тысяч своих абонентов. Если бы история внедрения CDMA на этом заканчивалась, на ней можно было бы поставить крест как на полностью провалившейся затее. Но появились два обстоятельства, дающие ей шанс выжить: первое связано с интересом к цифровой связи богатых промышленников из Южной Кореи, второе — с появлением в США услуг персональной связи — PCS (Personal Communications Services).

Добро пожаловать, Корея Инкорпорейтед!

Своим лидирующим положением в мировой сотовой связи технология TDMA обязана прежде всего европейцам, которые утвердили основанный на этой технологии стандарт GSM в качестве общеевропейского. С тех пор GSM был принят более чем в ста странах, и это способствовало продвижению TDMA на рынке. В то же время телекоммуникационные "короли" из Южной Кореи, работающие в тесном контакте с крупнейшими южнокорейскими фирмами — производителями изделий электроники, уверены, что финансирование CDMA точно так же поможет им выйти на стремительно расширяющийся международный рынок связи. В свое время, утвердив CDMA в качестве единственного цифрового стандарта и одновременно с помощью всевозможных ограничений "перекрывая кислород" аналоговым технологиям, этим фирмам удалось создать в своей стране полностью контролируемый рынок с укоренившимися на нем весьма посредственными CDMA-системами первого поколения. И, несмотря на часто возникавшие поначалу в этих системах проблемы с качеством и надежностью в Южной Корее было продано свыше одного миллиона CDMA-телефонов, что составило более 90% мирового рынка. В ближайшие годы ожидается попытка таких фирм, как Samsung, LG, Hyundai, Maxon и им подобных, вырваться из своей ниши на мировой рынок.

В тяжелые для QUALCOMM времена фирмам из Южной Кореи также приходилось несладко, но с появлением PrimeCo Personal Communications — самой яркой звезды на "небосклоне" CDMA — счастье начало улыбаться и им. PrimeCo — это совместное предприятие, объединяющее AirTouch, Bell Atlantic, NYNEX и US West, т. е. компании, "отличавшиеся" попыткой встраивать CDMA в свои старые аналоговые сотовые системы. Однако в отличие от них объединенная PrimeCo не пытается модернизировать аналоговые системы — как оказалось, CDMA годится для этих целей весьма условно, — а решила начать свою деятельность с "чистого листа". Заплатив 1,1 млн долл. за PCS-частоты в 16 городах США, она заявила о "захвате" к концу 1996 года всех 16 рынков, причем исключительно благодаря использованию цифровой технологии. К досаде скептиков, PrimeCo действительно удалось осуществить этот самый широкомасштабный одновременный пуск за всю историю беспроводной связи. Предварительные результаты этого проекта пока неизвестны, тем не менее к тому времени, когда данная статья увидит свет, PrimeCo надеется преодолеть рубеж в 100 000 абонентов.

К Sprint PCS — совместному предприятию фирмы Sprint с операторами кабельной связи Tele-Communications, Cox Communications и Comcast — судьба была не так благосклонна. Пообещав к середине 1996 г. ввести от 15 до 20 CDMA-систем, ей удалось только лишь к декабрю этого же года с грехом пополам запустить всего девять из них. По мнению Sprint PCS, основная вина за невыполнение обязательства лежит на главном поставщике — фирме Northern Telecom. Хотя Sprint PCS и заявляет, что к концу лета текущего года будут введены в действие все 65 систем, лично я в это верю с трудом. Для потребителей же такое промедление имеет свои прелести: чем позднее Sprint PCS придет на рынок, тем к более агрессивной ценовой политике ей придется прибегать в конкурентной борьбе, т. е. снижать цены. Первым признаком этого стало объявление фирмы о своем тарифе за одну минуту разговора в Питтсбурге в размере 5 центов. Ну что ж, да здравствует война цен!

Волны будущего

Однако самое одиозное "творение" на нынешнем рынке CDMA-систем, несомненно, принадлежит Алану Сэлмаси — "камикадзе" в области PCS. В то время как другие операторы относились ко всем обещаниям QUALCOMM с чувством здорового юмора, Сэлмаси создал компанию под названием NextWave Telecom, в основу бизнес-плана которой были положены эти прожекты. Заплатив огромную сумму, равную 4,7 млрд долл., за права на использование частот, что позволило NextWave создать общенациональную сеть, и взвинтив цены на PCS-спектр до немыслимых значений, она теперь хвастается, что может обойти всех конкурентов, продавая эфирное время другим компаниям, например таким, как MCI, только "крупным оптом" и при этом не неся расходов за маркетинг, продажу и поддержку пользователей. Несомненно, свою миссию Сэлмаси выполнил с честью, "застолбив" PSC-спектр от потенциально претендующих на него TDMA-операторов. Однако побочные эффекты от такой неумеренности могут быть весьма значительными. Ничто, кроме этой "фабрики оплачиваемых минут", не ускорит превращения PCS в товар с прямой зависимостью потребления от цены при условии, что NextWave действительно решит проблемы финансирования и создаст сеть. Если NextWave доживет до следующего выхода нашей ежегодной рубрики, посвященной CDMA, на что я горячо надеюсь, тогда более занимательной темы для этой рубрики будет трудно найти


распечатать статью




  
7 '1997
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Microsoft и сыр

локальные сети

• Коммутаторы Ethernet и Fast Ethernet. Сделай правильный выбор

• Как Кристофер Робин модернизировал свое предприятие

• Масштабируемость сервера

корпоративные сети

• Лучшие продукты 1997 года

услуги сетей связи

• Оптические абонентские сети - уже сегодня

• CDMA: сказка становится былью

• Технология ADSL

интернет и интрасети

• Меняю ваучер на компьютер с доступом в Интернет

• Групповое ПО: миграция в Интернет

• Если TCP упрямится

• Прикладные программные интерфейсы для Web

защита данных

• ИБП для централизованных систем питания

• "Спасательное" ПО, или Как удержаться на плаву

новые продукты

• Коммутатор ForeRunnerLE 155 фирмы FORE Systems, Универсальный сетевой анализатор PrismLite

только на сервере

• Вокруг сетевого компьютера

• Интернет в вопросах и ответах

• Рецепты для корпоративных пользователей Интернет



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх