Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Активы и пассивы сетевых mass media

В. В. Гуров

С точки зрения представителей средств массовой информации (СМИ), возможности Интернет в отношении организации доступа, свободы слова и т. д. беспрецедентны. Многие СМИ рассматривают Интернет как дополнительный информационный и развлекательный ресурс.

Известно, что спрос диктует предложение, поэтому российские пользователи, ознакомившись с Web-узлами западных СМИ, теперь желают видеть Web-узлы и их российских собратьев. Вроде бы все хорошо, однако возникает вопрос: за счет каких денежных средств это можно сделать? И, наверное, не случайно, вместо восторженных панегириков в адрес возможностей Интернет участники состоявшегося 28 августа 1997 г. очередного семинара РОЦИТ на тему "Интернет и СМИ" сосредоточились на поиске источников вышеупомянутых средств1.

Согласно заранее распространенной программе семинара, на нем предполагалось обсудить две взаимосвязанные проблемы, а именно: использование Интернет в деятельности газет, радио и телевидения и ее особенности как нетрадиционного СМИ.

Павел Черкашин (ACC/ZDNet) для начала в качестве темы своего выступления предложил аудитории ответить на вопрос: а чем же, собственно, будут кормить свои семьи владельцы Интернет-издательств? Основными источниками существования СМИ в Интернет являются реклама, подписка и продажа лицензий, а также комиссионные с транзакций. На Западе львиную долю всех доходов в Интернет составляет реклама, доходы от остальных источников сравнительно невелики. Это подтверждено данными многочисленных маркетинговых исследований, выполненных различными западными фирмами, в частности Jupiter Communications. В 1996 г. доход от рекламы в Интернет во всем мире составил 343 млн долл., а по предварительным оценкам на 1997 г. эта цифра может возрасти уже до 1,1 млрд долл. (данные все той же Jupiter Communications). Российский рынок Интернет-рекламы докладчик оценил скромной цифрой 100 тыс. долл. в месяц — оборот небольшого рекламного агентства. Однако по прогнозам на ближайший год она может возрасти, как минимум, на порядок, что должно заинтересовать крупных "игроков" рекламного бизнеса.

В идеале общая схема выглядит примерно так: группа энтузиастов создает Web-узел с интересным содержимым, у него появляется и растет аудитория, а затем выстраивается очередь из рекламодателей, на деньги которых создатели сервера и развивают свой бизнес. На самом же деле все не так идеально и нередко приводит к прямо противоположным результатам, считает г-н Черкашин.

При создании в Интернет нормального рынка рекламы еще одной проблемой является статистический подсчет и изучение демографии пользователей. Здесь важно определиться с терминами "посещение", "пользовательский сеанс", "запрос страницы". В заключение своего выступления г-н Черкашин отметил, что особенность российского рынка Интернет состоит в том, что в эту "игру" еще не вступили "киты" бизнеса, которые и определят ход ее развития. Как только емкость данного рынка станет достаточно большой и они проявят к нему свой интерес, тогда и можно будет ожидать настоящего "волнения".

Слова г-на Черкашина вызвали очень горячий отклик присутствующих. Даже выступивший следом за ним Демьян Кудрявцев (NetSkate) начал свой доклад "Опыт использования современных рекламных технологий в российской Интернет" с заявления, что "традиционная реклама — не единственное средство выживания СМИ".

Помимо использования классической схемы информационного развития издательства, когда оно добивается высокой посещаемости своего Web-сервера и тем самым зарабатывает себе имя и славу, в том числе и среди рекламодателей, размещающих на нем свои графические ссылки и "вывески" (banners), необходимо активное и профессиональное применение таких технологий, как content-push и новостные дорожки (news tickers)2. С их помощью можно организовать торговлю информационными услугами в Интернет в обмен на рекламные сделки. Смысл этого процесса заключается в том, что пользователь, получающий интересующую его информацию в рамках такой сделки, "платит" за нее чтением рекламных сообщений, т. е. предоставление информационных услуг осуществляется не за деньги, а путем привлечения пользователя к участию в крупных рекламных компаниях.

Г-н Кудрявцев, проанализировав опыт использования современных рекламных технологий на российском рынке Интернет, сравнил его сегодняшнее состояние с затишьем перед бурей. По его мнению, сейчас "многие вещи уже стали понятными, однако пока не достигнуты некоторые количественные показатели". Тем не менее, согласно его оценке, только у компании NetSkate ежемесячный оборот в области рекламы составляет 75 тыс. долл. "Лучше терпеть рекламу, чем платить за содержание (информацию. — Прим. ред.)", — заметил докладчик.

Информация не продается

Подводя итог рекламной теме в Интернет, Алексей Захаров ("Триумвират") в докладе "СМИ в Интернет. Стратегия продаж информации" предупредил, что в случае повышения платы за доступ в Интернет по коммутируемым линиям (в связи с введением повременной оплаты услуг МГТС) число потенциальных потребителей рекламы станет небольшим. Он также считает, что на Западе уже мало кто "раскошеливается" на собственный Web-сервер с выделенным каналом. Практически все западные СМИ пользуются услугами Web-аутсорсинга. Большинство же российских поставщиков Интернет-услуг еще не могут обеспечить требуемый уровень безопасности своих серверов при размещении на них информационных ресурсов заказчика. И наконец, в России пока нет развитой банковской системы, не говоря уж об электронной наличности, а без этого сколько-нибудь заметная коммерческая деятельность в Сети невозможна.

В целом же процесс выхода СМИ в Интернет докладчик охарактеризовал как "разрушение иллюзий", связанных с попыткой распространения информации через Интернет путем прямых продаж. Причина этого кроется в неправильной оценке собственных возможностей и характера аудитории, а также в отсутствии должного внимания к специфике деятельности в Интернет. СМИ не могут продавать информацию через Сеть, потому что буквально "одним-двумя щелчками мыши" ту же самую информацию можно получить совершенно бесплатно. Сама по себе массовая информация вообще не продается, поскольку данный процесс невозможно представить в виде обмена материальными ценностями с целью ее (информации) отчуждения в чью-либо пользу.

Таким образом, рентабельность информационного бизнеса в Интернет должна основываться на эффективном использовании особенностей Сети, непрерывной работе с целевой аудиторией и на предоставлении дополнительных услуг. Неудача с продажей электронной версии массового издания еще не означает невозможности получить прибыль от проекта в целом. Например, через Интернет можно продавать узкоспециализированную (не массовую) информацию. Она, как правило, стоит очень дорого и предназначена для корпоративного потребителя, а не для частного. Последнему она не по карману, да и не нужна. Эту строго адресованную информацию быстро можно получить только через Интернет, а не каким-либо иным путем. Кроме того, возможна продажа услуг по поиску и предоставлению так называемой "отжатой" информации, полученной из множества различных источников. Примеры тому — российский Web-узел "Гарант-Парк" и зарубежные узлы Federal News Service и www.stat-usa.gov.

Алексей Павлов ("Партнер Каталог") предложил "рекламировать сетевые издания вне Сети". На примере каталога-рубрикатора "Интернет-Столица" он поделился опытом своей фирмы по реализации информационных служб в Интернет. Цель данного проекта — разработка и поддержка наиболее полного справочника предприятий и организаций Москвы, доступного через Интернет. В последнее время российские предприниматели получают много противоречивой информации об Интернет. В связи с этим у них возникает вопрос: нужна им эта Сеть сетей или нет? Для рекламы каталога "Интернет-Столица" по всей Москве были развешены рекламные транспаранты, а радиостанция "Эхо Москвы" регулярно анонсировала его. В целом же на рекламную кампанию было затрачено около 35 тыс. долл. Затем создатели каталога, как говорится, "сели и стали ждать", когда же их денежки возвратятся к ним. К счастью, их ожидание было недолгим: деньги "вернулись". Итак, чтобы привлечь рекламодателей, необходимо вести активную разъяснительную работу, т. е., образно говоря, "идти в народ". Такие призывы очень популярны в стенах РОЦИТ. СМИ также должны "объединить свои усилия" и возложить на себя "просветительную миссию".

От лица широко известной компании "Видео Интернешнл", которая занимается рекламой на телевидении, выступил Андрей Смирнов. Он рассказал о новом виде услуг — "Российском Бюро Новостей" (www.rustv.ru) — первой в стране и одной из первых в мире систем компьютерного телевидения. Были проанализированы проблемы, связанные с осуществлением проекта, в том числе речь шла и о высоких требованиях к каналам связи для получения мультимедийной информации.

Евгений Горный (Zhurnal.ru) поделился опытом работы с одним из первых отечественных сетевых СМИ (сегодня им пользуются 70 тыс. человек). В его докладе сетевые СМИ были условно разделены на две категории — мегаузлы (например, Web-узел издательства "ИнфоАрт") и электронный "самиздат", зачастую поглощаемый этими мегаузлами. При этом роль каталогов и поисковых машин в российском Интернет-пространстве пока еще невысока — практически вся информация хранится на мегаузлах.

В докладе г-на Горного особое внимание было уделено альтернативной специфике сетевых средств массовой информации, ориентированных на конечного (частного) пользователя. Пока круг читателей таких электронных изданий ограничен. Как правило, ими являются люди с "открытым" складом ума, а не просто потребители. Цель Интернет-журнала — сконцентрировать творческую энергию этих людей и помочь им выразить себя без оглядки на спрос, как это ни абсурдно звучит с коммерческой точки зрения.

О проектах своих компаний рассказали Владимир Мартынов ("Энергогарант-Инвест") и Виктор Веселаго (Служба "Инфомаг"). Первый проект ориентирован главным образом на создание "клубной системы" оплаты информационных услуг. Что же касается второго, то его реализует некоммерческая организация — внештатное подразделение МФТИ. Вот уже четыре года она занимается рассылкой по электронной почте оглавлений и рефератов статей из научно-технических журналов.

Г-н Веселаго отметил, что в мире существуют "интерактивные журналы" с полными текстами статей и иллюстрациями, но получить их можно только за определенную плату. Подписавшись на бумажную версию такого журнала, пользователь получает доступ и к электронной или подписывается только на электронную. Пытаясь понять причину отсутствия таких электронных журналов в России, докладчик связал ее с эксклюзивными правами зарубежных издательств. Вместе с тем при публикации статей только в электронной форме неясными остаются вопросы обеспечения авторских прав, рецензирования и т. п. Опасения же относительно падения тиражей г-н Веселаго считает необоснованными, ведь после появления электронных версий "Независимой газеты" и журнала "Химия и жизнь" их печатные тиражи не сократились. По его мнению, одно работает на другое.

***

В рамках этого семинара прошел традиционный для всех семинаров РОЦИТ "круглый стол", на котором неоднократно высказывалось мнение о необходимости фильтрования информации, более тщательной работе с ней, а также о поисках и "обкатках" новых технологий. В свое время появление папируса повлекло за собой исчезновение глиняных дощечек, используемых как средство передачи информации. Проводя параллель, можно с уверенностью сказать, что при создании более удобных носителей, чем иллюстрированный журнал или газета, на них переключатся все СМИ. Пока же журналисты должны приобретать навыки поиска информации в Сети. Сегодня, когда многие печатные издания прекращают свое существование, у квалифицированных журналистов есть альтернатива — это Интернет





  
10 '1997
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• И вечный бой, покой нам только снится

локальные сети

• SMP-серверы

• О Европейской Директиве и экранированных кабельных проводках

• Что могут сетевые компьютеры

• Как мы переходили с NetWare на Windows NT

корпоративные сети

• Дерево NDS: профилактика и решение проблем роста

• Модернизация сети с помощью АТМ (часть II)

• Windows NT против Unix: гонка продолжается

• Unicenter TNG: от управления ЭВМ к контролю над предприятием

• Делайте то, что актуально сегодня

услуги сетей связи

• Российский рынок телефонных услуг

• Измерения в системе сигнализации №7

• Страсти по CDMA

• Системные решения для громкоговорящей трансляционной сети

интернет и интрасети

• Грядет эра Java-управления

• Активы и пассивы сетевых mass media

защита данных

• Системы RAID - хранилища данных в сетях

новые продукты

• Универсальная система доступа NEVADA, Tainet Challenger 288 - модем со спидометром

только на сервере

• Интернет в вопросах и ответах

• Технология SecureFast фирмы Cabletron Systems и концепция потокового вещания корпорации Microsoft



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх