Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Мультимедиа в Интернет

В. В. Гуров

Рост популярности Интернет, который мы вот уже несколько лет наблюдаем, в значительной мере обусловлен появлением гипертекстовой среды World Wide Web. Эта Всемирная паутина, созданная в 1991 г. Европейской лабораторией ядерной физики (CERN), связала воедино весь массив текстовой, графической и другой информации, до тех пор хранившейся на различных серверах Интернет в виде отдельных файлов и баз данных.

В те не столь уж давние времена неискушенные в использовании ОС Unix новички получили возможность, "путешествуя" по Интернет, применять ранее полученные ими навыки в работе с графическими оболочками типа MS Windows. Сегодня же благодаря высококачественным средствам мультимедиа становится возможным объединение статического (текст, графика) и динамического (аудио-, видео-) содержимого. Гипертекстовая среда WWW и средства мультимедиа вместе образуют нечто принципиально новое — систему гипермедиа.

Информация, хранящаяся в истинной системе гипермедиа, должна быть представлена всеми возможными формами, которые способен воспроизвести современный компьютер. Поэтому очередной семинар* РОЦИТ, состоявшийся 2 октября 1997 г., и был посвящен теме "Мультимедиа в Интернет", т. е. проблемам создания и распространения в Интернет мультимедийной информации, а именно трехмерной графики, аудио- и видеоинформации.

Гибридные приложения

Первым прозвучало выступление Антона Никитина — представителя фирмы Intel. После анонсирования в декабре прошлого года технологии MMX эта фирма по праву может считать себя неутомимым проводником идеи повсеместного распространения мультимедиа. В докладе ее представителя на тему "Интернет и мультимедиа глазами компании Intel" был сделан акцент на так называемых "гибридных" приложениях.

Как считает г-н Никитин, в настоящее время передача видео через Интернет является утопией. Доказательством тому стал факт выхода из строя двухмегабитового канала во время трансляции по Сети запуска очередного космического челнока с космодрома на мысе Канаверал. Докладчик постарался убедить собравшихся в том, что "гибридные" приложения можно использовать для решения проблем, связанных с низкой пропускной способностью коммуникационных линий. Для реализации интерактивной составляющей "гибридных" приложений сеть Интернет используется минимально. В целом же эти приложения представляют собой обычное мультимедийное ПО. Наиболее емкие и поглощающие максимум пропускной способности ресурсы в таких приложениях (например, текстуры для трехмерного моделирования) записываются на компакт-диск, а "каркасы" для создания трехмерных миров хранятся на удаленном сервере.

В качестве примера российских разработок в этой области г-н Никитин привел интерактивный каталог "Автодром" — продукт компании "Максимум". В нем практически вся информация об автомобилях, за исключением их цены, помещена на компакт-диск — это фотографии различных моделей машин, их технические характеристики и прочая довольно редко изменяющаяся информация. Информацию о ценах на машины в данное время и другую оперативную информацию можно получить, подключившись к удаленному серверу. По мнению докладчика, продукт "Автодром" нельзя назвать полномасштабным мультимедиа-проектом, тем не менее этот каталог имеет вид типичного "гибридного" приложения.

Компания Intel стала инициатором целого ряда крупных мультимедиа-проектов в Интернет. На сегодняшний день наиболее известным из них является виртуальная картинная галерея "Intel State of the Art". По словам докладчика, разработка этого проекта, прототипом которого явился "виртуальный Стоун Хендж", осуществлялась в двух направлениях: с использованием технологии MMX и без нее. С помощью MMX можно в реальном времени работать со светотенями, изображать "раздвигающиеся" занавески и многое другое. По мнению г-на Никитина, процессоры Pentium MMX и Pentium II в настоящее время прочно заняли свое место в компьютерном мире. Их применение не только открывает перед пользователями новые горизонты, но и изменяет вид самой Сети, делает ее все более разнообразной и интересной.

Антон Чижов из компании "ПараГраф" в качестве темы своего выступления выбрал конструирование трехмерных миров "для повседневной жизни". Он рассказал о разработанном его компанией инструментарии, который предназначен для использования как профессионалами, так и любителями.

В нашей стране компания "ПараГраф" приобрела известность главным образом благодаря разработке ставшей весьма популярной библиотеки русских шрифтов для MS Windows, несмотря на то, что в течение уже ряда лет она весьма активно "строила мультимедиа в Интернет". В связи с этим г-н Чижов заметил, что и у нас, в России, предостаточно программистов и художников, способных создавать интерактивные мультимедиа-приложения и их услугами уже не преминули воспользоваться многие западные фирмы.

Сегодня трехмерные среды начинают активно применяться в приложениях, работающих на обычных ПК. Прежде всего это игры, средства "общения" с компьютером для поиска информации и навигации в Интернет, а также средства для построения удобного пользовательского интерфейса. 3D-среда естественным образом расширяет традиционное понятие о мультимедиа, так как вбирает в себя все существующие на сегодняшний день наработки в данной области. Для конструирования виртуальной среды используются различные программы, обычно базирующиеся на языке моделирования виртуальной реальности (Virtual Reality Modeling Language — VRML). Компанией "ПараГраф" накоплен достаточно большой опыт как в области создания самих виртуальных миров, так и в сфере разработки соответствующих VRML-инструментов. Разумеется, профессиональному конструктору и конструктору-любителю адресованы разные виды инструментальных программ. Начав с разработки сравнительно простого пакета Virtual Home Space Builder (VHSB), позволяющего, создавая несложные вещи, "поиграть" с виртуальной реальностью — построить "виртуальный дом", запустить туда каких-нибудь "обитателей", а затем разместить все это на Web-странице, — компания затем создала и более сложные пакеты, такие, как Internet Space Builder и Home Space Designer.

Профессионалам VRML необходим универсальный инструментарий, способный делать практически все: создавать сцены и образы, придавать им вид анимации, "озвучивать" эти анимации и различные события, генерировать соответствующие реакции на них. Впоследствии все сделанное можно использовать для дальнейшего редактирования и повторного применения в других проектах, а 3D-миры могут быть доступны как через Интернет (в том числе и в многопользовательском режиме), так и с компакт-диска. Для непрофессиональных же пользователей конструирование 3D-миров, образов, простейших поведений и создание на их основе "игрушек-самоделок" тоже имеет определенную ценность, так же как моддинг и самоделки. В совокупности это составляет довольно большой рынок развлекательных программ, украшений для Web-страниц, средств "виртуального общения" через Интернет. Такие программы могут иметь большие библиотеки готовых элементов образов, компонентов сцен и анимаций, хранить которые целесообразно на компакт-диске.

Александр Дружинин (компания "ЛУКОЙЛ Информ", сервер www.multimedia.ru) в своем выступлении отметил следующее: поскольку существующие в настоящее время технологии ShockWave, RealAudio, RealVideo и QuickTime весьма требовательны к скорости передачи данных и надежности канала, время активного использования мультимедиа-технологий непосредственно в Сети еще не настало. Вместе с тем он согласен с предыдущими докладчиками в том, что сегодня в мультимедиа-продуктах актуально применение сетевых возможностей.

Г-н Дружинин представил собравшимся продукцию своей компании — серию мультимедиа-изданий "Золотого фонда", в которую вошли различные словари: Энциклопедический, Даля, Брокгауза и Ефрона, Биографический, а также "Большая Российская Энциклопедия" и "Географический атлас России". Предметная информация в них представлена самыми разнообразными (в том числе мультимедийными) способами. Как известно, главный недостаток большинства подобных изданий — длительный период их разработки и изготовления (месяцы и даже годы), в результате чего информация устаревает. В этой связи очевидны преимущества изданий в Интернет: пользователь может получить самую свежую информацию в любой момент, как только она ему понадобится. Однако гигантский объем данных, хранящихся в Интернет, создает определенные трудности при их поиске, поэтому на ближайшую перспективу компания "ЛУКОЙЛ Информ" запланировала создание "гибридных" мультимедиа-изданий на основе возможностей Интернет. Пользователь, работающий с таким продуктом, сможет связаться с Web-сервером и сделать запрос на поиск дополнительной информации в Интернет исключительно по интересующей его теме и в "заслуживающих доверия" источниках. При этом нужно учитывать, что он нередко является новичком в работе с компьютером, а тем более с Интернет, поэтому необходимо максимально упростить процесс его "общения" с Сетью и вместе с тем предоставить ему широкие информационные возможности.

Потоковые технологии и будущее гипермедиа

Следующий доклад был сделан Сергеем Рыжковым (сервер www.music.ru). Его тема — "Опыт создания музыкальной мультимедийной Интернет-энциклопедии". По мнению докладчика, современный уровень развития компьютерных технологий и сети Интернет уже способен в полной мере обеспечить использование Всемирной паутины для передачи не только данных и изображений, но и высококачественной звуковой информации. Появление "потоковых" технологий позволило создать в Интернет совершенно новые категории информационных ресурсов. Так возник проект Music.ru. Авторы его предприняли попытку создать мультимедийный сервер, на котором постарались представить весь спектр произведений современной российской музыки. Размещение их в Сети с использованием современных потоковых технологий позволило построить достаточно эффективный Web-узел с информацией ознакомительного характера. Сейчас на сервере www.music.ru представлено более 2000 композиций более чем из 150 альбомов различных авторов и исполнителей (общее число исполнителей превышает 50). Все аудиоматериалы размещены на нем с ведома и при согласии авторов и выпускающих фирм. Для представления звуковой информации выбрана технология RealAudio фирмы Progressive Networks, как наиболее доступная и имеющая клиентское и серверное ПО почти для всех платформ (включая Linux и FreeBSD), а кроме того, возможна ее бессерверная реализация. Благодаря этому коммерческий проект Music.ru оказался малобюджетным. В частности, размещение материалов на сервере можно рассматривать как рекламу, и авторы и выпускающие аудиопродукцию фирмы, как правило, согласны с этим. На сервере также работает система заказов компакт-дисков, которая в будущем может быть преобразована в полноценный электронный магазин. Сервер — весьма привлекательная витрина для демонстрации "баннеров" — графических ссылок на Web-узлы или просто рекламных объявлений других фирм. В будущем планируется доработать данный Web-узел, с тем чтобы с его помощью можно было предоставлять коммерческие услуги "аудио-по-запросу" и освоить методы продажи музыкальных треков (звуковых дорожек) через Интернет.

Все, кто дождались выступления представителя Ассоциации по программной инженерии Владимира Лаптева, стали "виртуальными свидетелями" его впечатлений о международной выставке и форуме TELECOM INTER@CTIVE’97, прошедших в Женеве с 8 по 14 сентября 1997 г. под эгидой МСЭ и посвященных обсуждению ключевых вопросов развития интерактивных мультимедийных технологий и телекоммуникаций. Г-н Лаптев изложил основные направления работы женевского форума, в частности использование Интернет как основы для глобальной и национальных информационных инфраструктур, а также вопросы, связанные с виртуальными и мультимедиа-системами, интеграцией ПК и ТВ, компьютерной телефонией и с другими новыми технологиями Интернет. Отдельные материалы, посвященные состоявшемуся форуму, размещены на сервере www.itu.int. В выставке приняли участие США, Россия, Франция, Германия, Италия, Швейцария, Япония и другие страны мира с мультимедийными продуктами крупнейших производителей, например таких, как Cisco, Fujitsu, DEC, Sun, Sony и других фирм, телекоммуникационных корпораций NTT, Global One, MCI и т. д. Наряду с проектами крупных компаний свои технические решения по мультимедийной телефонии, интерактивному телевидению, виртуальной реальности и компьютерной интерактивной анимации представили средние и совсем небольшие фирмы. Оригинальные технологии интерактивного видео на основе трехмерных фотоснимков продемонстрировали и отечественные компании. Докладчик сообщил, что на предстоящем Российском Интернет-форуме "РИФ’98" будет показан видеофильм о наиболее интересных экспонатах выставки TELECOM INTER@CTIVE’97; он также вкратце ознакомил собравшихся с программой ACTS и одним из проектов по второму поколению World Wide Web.

Все вышеизложенное не оставляет никаких сомнений в том, что дальнейшее развитие сетевых средств гипермедиа и одновременный рост пропускной способности каналов связи и скорости передачи информации неизбежно приведут к созданию принципиально новой глобальной среды человеческого общения. Ее ресурсы могут стать как средством, так и объектом коммерческой деятельности, т. е. целевым рынком для новых технологий, продукции и услуг





  
11 '1997
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Нарушитель конвенции

локальные сети

• Коннектор - "узкое" место кабельной системы

• Коммутируемый Ethernet или разделяемый Fast Ethernet

• Когда не помогает хороший пинок

• Волоконно-оптический кабель - что это и зачем он нужен

• Удаленная загрузка - ваша "палочка-выручалочка"

корпоративные сети

• IP-коммутация: сражение за сетевые высоты

• Надоедливый "писк"

• Связующее ПО: на сцене статисты

• Качество обслуживания, или Как добиться неравенства в мире равноправия

• Системы управления уровня рабочей группы

• Грядет РИФ'98...

услуги сетей связи

• Услуги цифровой связи E1

• Рефлектометры для медных кабелей

• Телефонные гарнитуры: в серьезном бизнесе нет мелочей

• Технологии доступа. Делайте ваши ставки

• Руководство покупателя модемов формата Pc Card

интернет и интрасети

• Интернет для среднего офиса

• Мультимедиа в Интернет

защита данных

• Реальные системы для виртуальных коммутируемых частных сетей

новые продукты

• Три новинки Lucent Technologies, Парад новинок от HP, Что нам стоит сеть построить..., Быстрый и многофункциональный коммутатор от 3Com

только на сервере

• Интернет от... IBM

• Фирменное ПО управления сетевыми устройствами

• Исследуем производительность JDBC - интерфейсов

• В поисках унифицированной почтовой архитектуры



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх