Ж у р н а л   о   к о м п ь ю т е р н ы х   с е т я х   и   т е л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х   т е х н о л о г и я х
СЕТИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ on-line
  ПОИСК: ПОДПИСКА НА НОВОСТИ: НОМЕР:
    ДОМОЙ • Архив: Новостей | Конференций | НомеровПодписка
 
   
 
   
    
РЕДАКЦИЯ
 
Все о журнале
Подписка
Как проехать
Где купить
Отдел рекламы
График выхода журнала
Адреса в Интернет

РУБРИКАТОР
   
• Инфраструктура
• Информационные
   системы

• Сети связи
• Защита данных
• Кабельные системы
• Бизнес
• Колонка редактора
• Электронная
   коммерция

• Только на сервере
• Системы
   учрежденческой
   связи

• Новые продукты


Rambler's Top100

  

Тарификационные системы для учрежденческих АТС

С. А. Козлов, В. А. Козлов, В. В. Романов

Сегодня учрежденческие АТС (УАТС) являются стандартной составляющей телекоммуникационной инфраструктуры любого предприятия. Однако далеко не все возможности, предоставляемые этим оборудованием, используются в полной мере. Об одной из таких малоизвестных функций УАТС мы и хотели бы поговорить в данной статье. Речь пойдет об организации внутрифирменного учета телефонных переговоров*.

Дело в том, что любая современная УАТС имеет возможность выдавать информацию о звонках, идущих через нее, на специальный аппаратный порт, называемый обычно SMDR (Station Message Detail Recording) или CDR (Call Detail Recording). Если к этому порту подключить персональный компьютер, то полученную информацию можно принимать, сохранять и обрабатывать. Но для этого на нем должно быть установлено специальное программное обеспечение - тарификационная система.

Что такое тарификационная система?

Тарификационная система (ТС) - это автоматизированная система учета и определения стоимости телефонных переговоров. За рубежом они известны как Call Accounting System (CAS). Сразу же заметим, что тарификационные системы, подобно АТС, условно делятся на два класса - операторские, т. е. используемые телефонными компаниями (операторами телефонной связи), и учрежденческие, предназначенные для внутрифирменного использования. Данная статья посвящена именно учрежденческим системам.

Возможности современных учрежденческих ТС достаточно широки. Наряду со стоимостью звонка они способны определять и множество других параметров, необходимых для организации полноценного учета. Например, для каждого звонка можно зафиксировать номера обоих абонентов, отдел и помещение, откуда он был сделан, географический регион, с которым производился разговор, внешнюю линию, использованную для выхода в город и т. д.

Полученная информация сохраняется системой для дальнейшей обработки. Хорошая ТС предоставляет для этого богатые возможности. Это прежде всего удобные средства просмотра и автоматического поиска интересующей пользователя информации в базе данных, для чего достаточно задать критерии поиска, т. е. условия, которым должны соответствовать атрибуты звонков, например: найти все международные звонки отдела маркетинга за последний месяц.

Данную информацию можно также вывести в виде отчета или экспортировать в какое-либо офисное приложение, например Word, Excel или бухгалтерскую программу. Наиболее мощные ТС осуществляют статистическую обработку данных и представляют ее результаты в удобном для анализа виде. Кроме стандартных отчетов с подробной информацией о расходах на телефонные переговоры всех административных подразделений (вплоть до отдельного сотрудника), ТС позволяют получать наглядные процентные диаграммы, временные графики загрузки телефонных линий и т. д.

Примеры использования ТС

Наиболее типичным применением ТС является получение с ее помощью счетов за телефонные переговоры. Причем основное отличие данных счетов от счетов телефонной компании состоит в том, что по ним можно определить не только общие расходы фирмы, но и расходы каждого административного подразделения. Это обеспечивает широкие возможности для контроля, который еще больше упрощается при наличии в ТС функции статистической обработки данных. Причем руководство будет иметь дело не с пачками телефонных счетов, а с оперативным и кратким отчетом в удобной форме. Очевидно, введение в ближайшее время на городских телефонных линиях повременной оплаты, повысит интерес к тарификационным системам.

ТС может также использоваться техническим персоналом для получения полной информации о трафике телефонной сети, что необходимо для оптимальной настройки и конфигурации станции. Это позволит улучшить качество связи и уменьшить расходы благодаря оптимальному распределению нагрузки по имеющимся телефонным линиям и использованию более дешевых линий для исходящих звонков.

Необходимо отметить особенности применения ТС в гостиницах, бизнес-центрах, арендуемых офисах и компаниях, работающих по заказам клиентов. В этом случае они используется прежде всего для ведения счетов клиентов за телефонные переговоры. Заслуживает внимания и возможность интеграции ТС с автоматизированной системой управления такого учреждения, чтобы информация о телефонных счетах передавалась в нее в интерактивном режиме.

Условная классификация существующих ТС

Рынок ТС в настоящее время весьма разнообразен. Условно все учрежденческие ТС можно разделить на три основные категории:

* простейшие тарификаторы;

* системы, поставляемые в комплекте с УАТС;

* универсальные тарификационные системы.

К первой категории обычно относятся те программы, которые разрабатываются самостоятельно или под конкретный заказ. До последнего времени в тех случаях, когда производители станций не предлагали тарификатор в комплекте с АТС, такие программы создавали сами дистрибуторы УАТС. Данные системы недороги и выполняют лишь функцию тарификации, они практически непригодны для организации финансового учета и контроля телефонных переговоров. Уровень их исполнения, как правило, тоже невысок - достаточно сказать, что большинство из них являются приложениями MS-DOS.

Системы, поставляемые производителями в комплекте с АТС, также имеют ряд недостатков. Обычно они предназначены только для работы с одним типом УАТС, не всегда отвечают современным требованиям, предъявляемым к программному обеспечению, имеют довольно высокую цену и не приспособлены к работе в российских условиях. Кроме того, далеко не все производители УАТС предлагают собственные ТС.

Универсальные ТС независимых разработчиков ПО, как правило, отвечают современным требованиям и ориентированы на поддержку АТС различных производителей. Часто они имеют дополнительные возможности для организации учета и обработки накопленной информации, а также для ведения счетов, поэтому иногда их называют еще биллинговыми системами (Billing System). Примерами биллинговых систем зарубежного производства могут служить такие продукты, как Ringmaster (Ирландия), BackTrack (США), PhonEx Pro (Израиль) и CallMaster (Канада).

Особо следует отметить российские разработки - они не только не уступают по качеству зарубежным аналогам, но и лучше адаптированных к российскому рынку, кроме того, выгодно отличаются от остальных своей стоимостью. Примерами таких систем являются "Барсум" (фирма "Рексофт", Санкт-Петербург), PhoneTax (фирма ITSoft, Казань), "ТелеМастер" (фирма "АМТ Ком", Москва).

Критерии сравнения ТС

К сожалению, на данном этапе развития телефонные тарификационные системы еще значительно отличаются друг от друга функциональностью. В данной статье мы хотели бы обратить ваше внимание на те качества ТС, которые особенно важны при их выборе. В первую очередь необходимо отметить, что такой тип ПО, как тарификационные системы, в некотором смысле близок к бухгалтерским программным пакетам: одним из важнейших требований к ним является соответствие местным условиям финансового учета. По этой причине зарубежные ТС не в состоянии конкурировать с российскими. Хорошо известно, например, что отечественные бухгалтерские программы доминируют на нашем рынке. Практика показывает: та же тенденция наблюдается и на рынке ТС.

Что же касается общих принципов выбора данного типа ПО, то они не отличаются от таковых для любого программного продукта. Обычно анализируются четыре самых важных параметра (речь о низ пойдет ниже). Но в конкретном случае набор параметров и их приоритетность могут меняться в зависимости от потребностей пользователя.

Функциональные возможности

Базовые функциональные возможности учета и тарификации телефонных звонков реализованы во всех ТС. Проще говоря, все системы тарифицируют звонки и сохраняют их в базе данных. Однако такие функции, как параллельная тарификация по нескольким таблицам, необходимая в случае использования телефонных линий разных операторов, выдача информации во внешнюю компьютерную систему в интерактивном режиме и организация единого тарификационного центра для сети УАТС, присутствуют еще далеко не во всех продуктах.

Для полноценного учета телефонных переговоров в ТС должна быть предусмотрена возможность учета административной структуры предприятия. В противном случае нельзя будет определить принадлежность звонка конкретному сотруднику или отделу, а соответственно и распределить расходы по административному признаку.

Поскольку для большинства пользователей главным результатом работы ТС являются отчеты, большое значение имеет наличие в ней простых и удобных средств их подготовки и печати, а также набора готовых форм. При выборе продукта необходимо обратить внимание на возможности статистической обработки данных и их представление в удобной для анализа форме (использование графиков и диаграмм).

Качество

Качество программного обеспечения - комплексный показатель, характеризующий его надежность, удобство инсталляции, настройки и администрирования, поддержку различных типов аппаратного обеспечения. Косвенным показателем качества разработки могут служить продуманность и удобство пользовательского интерфейса программы. Много говорит о продукте и то, с помощью какого инструментария он был выполнен, в том числе и тип хранилища накапливаемой информации (база данных и ее производитель). И конечно же такой продукт, как ТС, должен поддерживать работу в сетевом режиме.

Сервис

Если говорить о технической поддержке системы, то важность этого критерия определяется самим пользователем. Кроме установки системы "под ключ" и получения технических консультаций по "горячей линии", для эксплуатации ТС важно иметь возможность получения новых тарифных таблиц в случае изменения тарифов оператора.

Цена

Цена - последний по порядку (но не по важности) критерий сравнения ТС. Особенность ценообразования ТС заключается в том, что их стоимость, так же как и стоимость УАТС, обычно не фиксирована, а зависит от числа внутренних портов. Поэтому для характеристики ТС часто используется параметр "цена за порт". Его значение варьируется в пределах от 10-15 долл. (при небольшом количестве внутренних портов, не более 100) до 1 долл. и менее за порт (при числе портов более 1000).

***

По нашему мнению, рост интереса к учрежденческим ТС в настоящее время обусловлен двумя причинами. Во-первых, во всем мире современная корпоративная связь строится на основе УАТС и неудивительно, что в России развитие связи идет именно по этому пути. Однако установки новой или замены устаревшей УАТС недостаточно, чтобы организовать связь на современном уровне. Для оптимальной конфигурации внутренней телефонной сети и настройки самой УАТС необходимы реальная информация о трафике и возможность ее обработки и анализа. Во-вторых, на фоне постепенной экономической стабилизации для многих российских компаний становится очевидной необходимость повышения корпоративной культуры и введения учета во всех сферах деятельности. Одной из таких сфер является связь, поэтому проблема организации учета в этой области актуальна для любой компании.

Поскольку ТС - наиболее простой и удобный инструмент для решения упомянутых выше задач, то сегодня они становятся практически стандартной подсистемой любой УАТС.





  
12 '1997
СОДЕРЖАНИЕ

колонка редактора

• Старая песня о главном

локальные сети

• Средства кластеризации серверов Windows NT

• Главный недостаток Windows NT в России, или Почему я за архитектуру клиент—сервер

• Серверы NetWare в зеркальном отражении

• ЭМС и Европейская Директива

• Оценка эффективности работы персонала

• Novell Education: кузница сетевых инженеров

корпоративные сети

• Службы LANE — мост в XXI век?

• Новейшая история транзакционных технологий

• Внезапные потери связи

• Новейшие Интернет-технологии от Novell

услуги сетей связи

• Телефонные станции для быстро растущих и крупных предприятий

• CDMA — россиянам

• О пригодности телефонных каналов для передачи данных

• Тарификационные системы для учрежденческих АТС

• Маршрутизаторы ISDN со встроенными концентраторами

интернет и интрасети

• Распределение нагрузки Web-сервера

• Естественная эволюция индустрии Интернет

• Игры в Интернет

защита данных

• Управление ИБП

новые продукты

• Network Exchange 2550 фирмы Netrix

только на сервере

• Технология Dynamic HTML: "раздвоение личности"

• Тестируем АТМ-адаптеры



 Copyright © 1997-2007 ООО "Сети и Системы Связи". Тел. (495) 234-53-21. Факс (495) 974-7110. вверх